Опыт работы
статья по теме
В своей работе я использую различные виды уроков, которые в основе своей содержат гуманно – личностный подход к ребенку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty1.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ Краснопутьская средняя общеобразовательная школа
Опыт работы
Учителя химии-биологии
Зюзиной Татьяны Сергеевны
2012
Дорога к знанию?
Ну что же, ее легко понять,
Ответить можно сразу:
Вы ошибаетесь и ошибаетесь,
И ошибаетесь опять,
Но меньше, меньше, меньше,
С каждым разом.
Е. Пермитин
Как сделать так, чтобы ученик, произнося: «А сейчас будет урок химии…», весело улыбался, а не боялся того, что ему трудно дается этот предмет, и он опять получит «двойку»? Как исключить такую оценку вообще из употребления, а внести в обучение этого, бесспорно, трудного предмета радость познания, уверенность в том, что все будет понятно, а также интересно и увлекательно, как в детективном сериале: одна серия заканчивается на самом интересном месте, и все с нетерпением ждут продолжения.
Важнейшими дидактическими принципами в своей работе я выбрала:
Привлекать!
Разнообразить!
Удивлять!
Свободно выбирать!
Искать, обосновывать, творить!
Почему соль соленая? Почему трава зеленая? Почему вода пузырится?... Химия на все найдет ответ.
Свой первый урок в 8 классе я начинаю с обзора сложных и пока еще непонятных таблиц в кабинете химии, с интересных, ярких опытов и химических загадок. Далее перед учащимися ставится ряд проблем, для решения которых необходимы знания основ химии. Ребята, сами не замечая того, вовлекаются в игру, которая только набирает темп от одного урока к другому.
В своей работе я использую различные виды уроков, которые в основе своей содержат гуманно – личностный подход к ребенку.
Если до ребят необходимо донести большой объем информации с точными определениями, фактами и законами, то я использую урок – лекцию. Так я вижу изучение тем из раздела «Химическая кинетика и термодинамика» в 11 кассе. На таких уроках использую опорные конспекты, в которых вся информация находится в сжатом виде.
Метод постановки проблемы с целью принятия обоснованного решения также используется мной на уроках.
Например, в теме: «Положение водорода в периодической системе химических элементов» ученикам предлагается шуточное стихотворение, содержащее совсем не шуточный смысл:
Я, водород, в меня влюблялась вся система,
Мне Менделеев предлагал весь первый ряд,
Но с юности меня тянуло к галогенам –
В молекуле два атома не зря!
Учащимся необходимо поразмышлять, почему водород стоит в I и VII группах периодической системы химических элементов. Свой ответ они строят на уже имеющихся знаниях, полученных в ходе изучения темы «Периодический закон и периодическая система химических элементов».
Комбинированные уроки тоже находят место в моей практике. Так, например, при изучении темы «Состав и название солей» в 8 классе помимо объяснения нового, учащиеся проводят исследовательскую работу по изучению нового класса неорганических соединений – соли.
Далее, продолжая тему «Соли», в 8 классе мы вместе с ребятами отправляемся в «путешествие». Наш урок – путешествие называется «Важнейшие представители солей», где они получат дополнительные знания о солях и их применении. На этом уроке расширяется кругозор обучающихся, не только в области химии, но и географии, истории, биологии, литературы.
В старших классах нередко проводятся уроки-конференции. Так, темой урока в 10 классе стало крылатое выражение: «Автомобиль не роскошь, а средство передвижения». Ребята подготовили небольшие презентации, которые были проиллюстрированы яркими опытами.
Когда в школе проходит неделя естествознания, уже традиционно проводится интегрированный урок.
Самым удачным сочетанием я считаю объединение трех предметов - химии, физики и математики. Я полностью согласна со словами
М. Алигер из поэмы «Ленинские горы», в которой говорится о создании Московского университета:
«О физика - наука из наук!
Все впереди
Как мало за плечами!
Пусть химия нам будет вместо рук.
Пусть станет математика очами.
Не разрушайте этих трех сестер
Познание всего в подлунном мире,
Тогда лишь будет ум и глаз остер
И знанье человеческое шире».
Такие уроки помогают мне развить эстетическое восприятие мира у детей, повысить уровень их эрудиции, учат видеть связь с другими науками. Кроме всего этого, они очень поучительны, ярки и приближенны к жизни. Например, урок по теме: «За здоровый образ жизни».
Ну, какая же химия без лабораторных и практических работ!? Это самые волнительные и ответственные уроки для меня, т.к. они проводятся с использованием химических реактивов. В детских руках этот процесс каждый раз сопряжен с риском. Такую работу я, как правило, начинаю с напоминания ребятам правил техники безопасности и предлагаю подробный ход выполнения опыта.
Но есть практические работы, для проведения которых я использую информационные компьютерные технологии. Это очень удобно, безопасно и наглядно, в помощь мне - материалы «Виртуальной лаборатории». Фрагменты отдельных опытов можно использовать как демонстрационный эксперимент на каждом уроке. Например, изучаем тему «Щелочные и щелочноземельные металлы, и их свойства». Пройдя тест по технике безопасности, ребята внимательно следят за ходом опыта и результаты записывают в таблицу.
Одним из главных принципов педагогической является принцип свободы выбора. «Нельзя птицу научить летать в клетке».
Ребята готовят сообщения, презентации. Так сложная тема «Витамины» рассматривается с использованием презентации, в которой представлены структурные формулы витаминов.
После изучения каждой темы в органической и неорганической химии отдельно стоит вопрос о применении в практической жизни, в быту, химических веществ и их соединений. Ребята готовят наглядное пособие в виде плакатов, вырезок, листовок, которыми обмениваются для более полного изучения этого вопроса.
Так как все дети любят сказки, я использую такую форму домашнего задания как сочинение химической сказки. Так, при изучении темы «Металлы», я предлагаю ребятам написать химическую сказку, основываясь на химических свойствах металлов и особенностей их строения. Такой вид работы помогает ученику определиться в изучаемой теме, измерить и оценить свои возможности, а так же способствует творческому самораскрытию.
В старших классах есть своя специфика в проведении уроков, т.к. основная цель учащихся - выбор будущей профессии, поэтому здесь важно четкое и конкретное преподнесение информации. М. Н. Скаткин справедливо заметил, что «Подробности не только увеличивают бесполезную работу памяти, но и заслоняют главное, из-за деревьев школьники перестают видеть лес».
Основные мотивы внедрения в учебный процесс модульной технологии:
- гарантированность результата обучения;
- паритетные отношения учителя и учеников;
- возможность выбора уровня обучения;
- возможность работы в индивидуальном темпе;
- возможность работы в парах, группах;
- возможность общения с товарищами;
- ранее предъявление конечных результатов;
- «мягкий» контроль
Возьму на себя смелость сказать, что при традиционном классно-урочном обучении- единственное заинтересованное в этом процессе лицо, знающее цели и способы деятельности. Учитель объясняет, спрашивает, оценивает, а дети выступают как пассивные участники обучения. Они в основном слушают и отвечают. В модульном обучении учитель выступает как организатор самостоятельной учебной деятельности. Он управляет процессом обучения. Учитель здесь консультант, помощник учащихся. Часть своих функций он передает детям, например оценивание.
Элементы модульной технологии:
Модульная программа
Модульный урок
Учебный элемент.
Модульная программа составляется учителем. Следует особо подчеркнуть, что модульная программа – это не конспект урока или планирование учебного материала учителем, это программа деятельности ребенка по изучению определенной темы.
Модульные уроки объединяются в модульные программы, однако это не означает, что все уроки в модульной программе должны быть модульными.
Каждый УЭ – это шаг к достижению интегрирующей цели урока.
Одна из особенностей модульного урока заключается в том, что каждый такой урок целесообразно начинать с процедуры мотивации – это может быть обсуждение к уроку, использование входного теста с самопроверкой, небольшого химического диктанта.
Но есть и проблемы, связанные с внедрением данной технологии.
Практика подтвердила эффективность использования этой технологии:
- снижается учебная нагрузка
- дети могут работать без домашнего задания
- экономится до 30% учебного времени
- успеваемость 100%
- Качество –достаточно высокое
Значительно вырос интерес учащихся к химии, ими выполнены исследовательские работы.
… « В любом труде, в любом творенье – необходимо вдохновенье».
Одним из направлений моей работы является исследовательская деятельность учащихся. Ребята 9, 10 классов входят в научное общество школы. Каждый выбирает заинтересовавшую его тему, и потом - целый год кропотливого труда…
Весной проходят научные конференции. Ребята охотно на них выступают, защищая свои работы в форме презентаций. Да, это огромный труд: много затрачено времени, сил, перечитано дополнительной литературы. Опыты часто не получаются… Но есть цель, и ребята медленно, но упорно, еще неуверенными шагами, идут к ее достижению. И у них все получается! Весной 2008 года мои ученики достойно выступили на очередной школьной конференции, показали свои работы одноклассникам и другим ученикам школы. В этом году они опять пришли ко мне с предложением продолжить работу над своими темами. Я рада, что смогла пробудить у них живой интерес к науке. В их глазах я увидела стремление к познанию, к открытию все новых и новых горизонтов. Если даже им и не пригодится в жизни химия как наука, то, несомненно, эта работа научит их многому, а самое главное - думать и рассуждать.
Все работы были из раздела «Химия и жизнь». В будущем мне хочется рассмотреть экологический аспект…
На будущее создать экологически ориентированную учебно-исследовательскую работу учащихся.
Мы в этом году работаем над темами:
«Исследование воды в Москва реке и Гнилуши на содержание хлора и солей тяжелых металлов.
«Исследование воздуха на содержание различных вредных веществ».
Когда видишь, полные интереса, горящие детские глаза, то невольно осознаешь – вот то, ради чего стоит работать! Наши дети и есть наше будущее, им делать его лучше. Это значит, что моя главная цель – обеспечить их необходимыми знаниями, научить их думать и рассуждать, достойно выходить из трудных ситуаций. Мне как педагогу важно верить в то, что мои ученики будут лучше меня, успешнее, благополучнее, важно знать, что сегодняшние старшеклассники сумеют сделать нашу жизнь лучше, а нашу страну – уважаемой во всем мире, процветающей державой.
Но работа учителя не исчерпывается его обязанностями как предметника. Очень важная составляющая учительского труда – классное руководство.
С первого года работы в школе я стала классным руководителем. С огромным волнением принималась за эту работу. И теперь я понимаю, что быть классным руководителем – это не просто обязанность, а серьезный, кропотливый, каждодневный, нелегкий труд. Он требует огромной душевной отдачи. Это очень ответственно: руководить детским коллективом, вести детей за собой, быть для них другом и помощником.
Классный руководитель – это пример для своих воспитанников. Мы с моими учениками все время вместе. Вместе учимся (я учу их, они – учат меня). Вместе трудимся (на субботниках и генеральных уборках зарождается и укрепляется дух коллективизма). Вместе отдыхаем (сколько веселых праздников, классных огоньков, вечеров, КВНов мы подготовили и провели!).
Я не боюсь учиться у моих учеников. Они учат меня быть ответственной и серьезной. Они учат меня принимать решения. Они учат меня мужеству исправлять ошибки, потому что признать себя неправым взрослому человеку труднее, чем ребенку.
Нам предстоит вместе «съесть пуд соли». Я знаю, что все мои душевные силы, отданные детям, не пропадут зря. Я хочу, чтобы из них выросли добрые, порядочные люди. Я верю, что их присутствие в этом мире сделает его светлее и добрее!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"
Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...
Анализ письменных контрольных работ (диктантов) по русскому языку (опыт работы)
Учебный материал посвящен анализу диктантов по русскому языку. Дано описание основных разделов и порядок работы при проведении анализа диктанта (работы над ошибками). Проведение анализа позволяет...
«Опыт работы по инновационной методике организации и проведения внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»
Автореферат для участия в X областном конкурсе «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»...
Опыт работы социального педагога по теме: "Работа социального педагога с детьми девиантного поведения как условие успешности обучения и развития учащихся".
Опыт работы показал, что, используя систему работы с детьми с девиантным поведением, у учащихся формируется положительная самооценка, эмоциональная стабил...
Опыт работы по теме "Работа с одаренными детьми"
Материал был предоставлен на 1 этап областного конкурса "Лидер в образовании- 2013"...
Опыт работы учителя истории "Формирование исследовательских умений учащихся через работу с письменными источниками на уроках истории и во внеурочной деятельности"
Материал содержит опыт работы учителя истории....
"Пожарная профилактическая работа с учащимися в системе дополнительного образования" - опыт работы
Аннотация Представлен опыт пожарной профилактической работы с учащимися в системе дополнительного образования в объединении «Юные пожарные» МБОУ СОШ №10 Абинского района.Мир, в котор...