НЛП, язык и школа)))
материал на тему

В статье рассматривается применение современного направления психологии НЛП для дифференцации учебного процесса.

У большинства детей трудности в обучении связаны с несоответствием их модального типа методам обучения и большим объемом новой информации.

Будьте внимательны к своим словам и словам ваших  учеников!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_nlp.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

НЛП, язык и школа)))

                                                                    Forrest: What's my destiny, mama?

                                                                    Mama: You're going to have to figure that out

                                                                                 for yourself.

                                                                                  (Какое мое предназначение, МАМА?

                                                                                  Ты должен узнать это сам.)

О применении разных технологий в обучении иностранным языкам написано чрезвычайно много.

Все они в какой-то мере повторяют друг друга, и найти нечто новое, придумать нечто новое практически не представляется возможным. И, наверное, прав тот, кто сказал

« если вы придумаете, что – то новое в образовании, то станете самым богатым человеком» в мире.

Почему-то считается, что процесс обучения сам должен формировать  у учащихся необходимые мыслительные процессы и операции, развивать внимание и память.

 Почему же  так происходит далеко не всегда?

Хотя бы однажды каждый школьный учитель сталкивался  с тем, что мотивированные и старательные ученики  имеют серьезные проблемы с учебой.

Одно из современных направлений психологии — нейролингвистическое программирование (НЛП) отчасти помогает объяснить эту проблему.

NLP - neuro-linguistic programming, по сути своей, предполагает использование методов и средств обучения, наиболее подходящих для каждого типа личности.

Различают три основных типа учащихся - auditory learner (лучше всего воспринимает на слух); visual learner (лучше всего воспринимает информацию зрительно);

kinesthetic learner  (этому типу необходимо движение в прямом смысле слова)

И снова ничего нового, NLP - это метод, который  использовался и используется талантливыми  (и не только) учителями во все времена.

И ни для кого не будет открытием, что психологические методики обучения иностранным языкам сегодня наиболее востребованы и популярны.

Как учителя  английского языка меня в свое время очень заинтересовали исследования Мерилин Аткинсон, психолога из Канады, в  области полиглоссии. В 1994 году я впервые побывала на её семинаре, где обсуждались вопросы  изучения языков полиглотами. Мне очень понравилось высказывание М. Аткинсон, что, если кто-то может делать что-то очень хорошо, то у него стоит учиться делать это. Потом было обучение техникам НЛП и моделированию высокопрофессиональной деятельности (или экспертному моделированию).

Что  же такое НЛП и экспертное моделирование? Интересующиеся  найдут много совершенно разной информации в ИНЕТе.

Сам термин "программирование" может напугать. Его использование  связано с тем, что в НЛП работу мозга сравнивают с работой компьютера и выделяют следующие этапы усвоения языковой информации:

1.загрузка (восприятие) языковой информации
2.хранение (запоминание) базовых языковых моделей
3.доступ (воспроизведение) к усвоенному материалу
4.преобразование выученного в долговременный автоматический навык

Своим ученикам процесс «научения» себя я объясняю так:

Есть 4 уровня, шага, ступени

Бессознательное незнание

 (я даже не знаю, что я этого не знаю; на ходу придумываю несуществующее слово и спрашиваю: «Вы знаете, что это такое?». Естественно, получаю ответ: «Нет»)

Сознательное незнание

( теперь вы знаете, что вы этого слова не знаете; слышу  много забавных вопросов и предположений)

3.Сознательное знание

( кто полезет в словарь, чтобы найти значение? кто попробует найти информацию в других источниках? кто вообще заинтересуется этим вопросом?)

 Именно на этом уровне мы и учимся. И ведь кто-то «добывает» информацию.

 И с удивлением узнаю, что совсем что-то новое выдумать довольно непросто.

4.Бессознательное знание

 ( пользуюсь, даже не думая, как таблицей умножения; научились).

 Экспертное моделирование связано с исследованием успешных стратегий человеческого поведения в самых разных областях человеческой деятельности.

Суть его состоит не только в том, чтобы понять, как видит, слышит, чувствует и действует человек,  успешный в какой-либо деятельности, но и смоделировать его поведение, чтобы другие смогли достичь успешных результатов в избранной ими области (в данном случае – изучении иностранного языка). Запомнились слова: « Хочешь получить ответ – спроси «почему», хочешь получить результат – спроси «как».

Исследования М. Аткинсон,  проводившиеся с полиглотами, позволили создать набор  техник, учитывающих индивидуальные особенности каждого человека.

Сильное впечатление произвел Сергей Халипов, которого М.Аткинсон  пригласила на семинар по экспертному моделированию как  полиглота. Конечно же, не каждый день мы встречаемся с человеком, который знает больше 40 языков, и не каждый день  наблюдаем процесс обучения новому языку.

Его система: сначала нужно овладеть базовыми навыками фонетики, далее понять  основы грамматики и одолеть некий словарный запас. Удивительнее всего было, что уже через пару часов С.Халипов разговаривал на абсолютно незнакомом ему языке.

Мой опыт использования техник НЛП в обучении  школьников позволяет сделать вывод, что у большинства детей, трудности в обучении связаны с несоответствием их модального типа методам обучения  и  большим объемом новой информации.

Естественно, что все учащиеся  разные. И методы, которые они используют для получения информации, различны (auditory learner , visual learner, kinesthetic learner),  Когда мы общаемся, мы создаём некую реальность для ученика, а он(а) эту реальность не понимает и не принимает , поскольку эта реальность не согласуется с его(ученика) ведущей модальностью. Умение распознавать вербальные паттерны  учеников, позволяет создавать языковые средства, которые могут помочь в обучении.

Речевое воздействие на уроке -  то, что может сделать учебный процесс более интенсивным.

 Будьте внимательны к своим словам и словам ваших  учеников!

 Удачи!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы изучения английского языка как второго иностранного языка в школе

В статье поднимается вопрос о проблемах  и основных направлениях изучения английского языка как второго иностранного языка в школе....

Проблемы изучения английского языка как второго иностранного языка в школе

В статье поднимается вопрос о проблемах  и основных направлениях изучения английского языка как второго иностранного языка в школе....

Интеграция Технология-Английский язык в рамках недели английского языка в школе. Работы учениц.

Доклады учеников для подготовки мероприятия "Бизнес-ланч" в рамках предметной недели в школе №152, 13 февраля 2012г.(Интеграция "Технология - Английский язык")....

Проектная деятельность на уроках английского языка в школе" статья для участия в Педагогическом марафоне "Новая школа" (на сайте "Дистанционная волна"

Проектная деятельность на уроках английского языка в школе" статья для участия в Педагогическом марафоне "Новая школа" (на сайте "Дистанционная волна"Ссылка на работу на сайте "Дистанционная вол...

Театр и школа. Статья по проблеме эффективного преподавания иностранного языка в школе

В настоящее время проблема преподавания иностранного языка в школе является актуальной.  Ниже представлен и обобщен педагогический опыт по улучшению преподавания иностранного языка.  Д...

Конспект урока английского языка учителя школы № 139 Гирш Л.Е. в 5 классе Тема урока: «Школы в России и Британии» (с использованием компьютерной презентации)

Цели и задачи урока: 1.Образовательные – активизировать употребление лексики по теме « Школа», сформировать у учащихся представление о различных сторонах школьной жизни в Англии: о школьной форме...