Проектная деятельность на уроках английского языка в школе" статья для участия в Педагогическом марафоне "Новая школа" (на сайте "Дистанционная волна"
статья на тему
Проектная деятельность на уроках английского языка в школе" статья для участия в Педагогическом марафоне "Новая школа" (на сайте "Дистанционная волна"
Ссылка на работу на сайте "Дистанционная волна" http://festival.nic-snail.ru/index.php?option=com_...
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность на уроках английского языка в школе.
Изучение иностранного языка является одним из важнейших элементов становления и развития личности ребенка и в этом заключается потенциал уроков иностранного языка в школе: стимулирование развития нравственности, интеллекта, творчества, развитие навыков коммуникации, развитие толерантности и терпимости к чужой культуре и языку. Результатом обучения иностранному языку в школе должна являться личность, умеющая общаться на иностранном языке, постоянно развивающаяся и самостоятельно углубляющая свои языковые знания и умения - все это может быть достигнуто путем формирования правильных предпосылок к обучению иностранному языку, при пробуждении интереса к дальнейшему изучению иностранного языка у учащихся, осознанию им важности и необходимости владения иностранным языком в современном обществе.
Основной задачей общеобразовательной школы является формирование самостоятельной, творческой и активной личности, способной анализировать события и факты, планировать и проектировать. Задачи обучения и воспитания достигаются благодаря комплексной учебной и внеурочной деятельности.
Одним из путей достижения данной цели является использование проектной методики. Данная методика все чаще применяется в образовательных учреждениях благодаря ее эффективности — проектная деятельность позволяет выйти на качественно новый уровень обученности, способствуют развитию важных личностных качеств: умения работать в команде, проявлять лидерские качества, доводить дело до конца, осознавать свои сильные и слабые стороны. Специфика проектной деятельности определяется особенностями преподаваемого предмета и имеет свои особенности реализации в процессе обучения английскому языку.
В современном обществе предъявляются высокие требования к владению иностранным языком (как минимум одним). В достижении этой цели помогает использование пректной деятельности, что позволяет развить творческие и интеллектуальные способности, мотивировать учащихся к общению на иностранным языке.
Активное примениение проектной методики в практике невозможно без всесторонней и специальной подготовки учителя иностранного языка — развития проектной компетенции учителя иностранного языка - так как проектная деятельность требует от учителя владения специальными знаниями, умениями и навыками, а также опытом разработки проектов, процессом организации и координации, проектирования, мотивации учащихся, анализа проектов учащихся и критерий оценивания. Преподаватель при применении данной методики должен оценивать и учитывать множество факторов: личностные и возрастнгые особенности учеников, степень владения иностранным языком, интересы учащихся[3].
Учитель должен развивать в себе различные компетенции для учпешного осуществления преподавательской деятельности. Компете́нция от лат. Competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области.
Понятие «проектная компетентность» представляет собой довольно сложный феномен и в общем характеризуется как формирование у специалистов профессиональной компетенции для выполнения проектных работ на высоком интеллектуальном и творческом уровне, способность решать сложные задачи, выдвигать проблемы и находить для их решения инновационные, принципиально новые пути. Развитие проектной деятельности включено в новые образовательные стандарты при подготовке специалистов в высших учебных заведениях.
Проектная методика - это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а их применение и приобретение новых путем самоорганизации и самообразования учащихся.
Общей особенностью проективных приемов является наличие поставленной личностно-значимой проблемы и задачи решить ее. Если это теоретическая проблема – то процесс проектирования заключается в нахождении конкретного ее решения, если практическая – то задачей школьника является достижение конкретного результата этой проблемы, готового к внедрению. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных исследовательских, поисковых методов и средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний, умений из различных сфер науки, техники, творческих областей[5].
Необходимо также отметить, что в условиях проектного личностно-ориентированного обучения учитель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе. Проектное обучение, с решительностью заменяет, по материалам традиционную форму образования «учитель – учебник – ученик» на новую «ученик – учебник – учитель».
Исседованием проблем проектной деятельности в учебном процессе и на уроках иностранного языка в частности занимались многие исследователи и ученые: Е.С. Полат, Э. Коллингс, Дж. Дьюи, У. Килпатрик и многие другие.
Джон Дьюи, американский педагог, психолог, философ, считается основоположником пректной деятельности в школе. В начале 20 века он подверг критике существовавшую в то время система обучения детей в школе, считая ее слишком оторванной от жизни, носящей формальный характер. Дбюи считал, что обучение должно состоять не из простого усвоения чьих-то знаний, а из их извлечения из опыта ребенка и усвоения новых знаний через творческую самостоятельную деятельность ребенка под руководством опытного педагога. Обучение должно быть тесно связано с интересами ребенка, игрой, его жизнью — только тогда оно будет достаточно эффективным. Ученик должен выступать не пассивным объектом, просто воспринимающим информацию, на который направлено обучение, а активным субъектом педагогического процесса[1].
Э. Коллингс, американский исследователь, выделял несколько типов проектов: трудовые, экскурсионные, игровые, проекты рассказывания.
Проектная компетенция учителя иностранного языка является важной частью его профессиональной компетенции и предполагает его готовность и способность прогнозировать, планировать, организовывать, реализовывать, координировать и оценивать проектную деятельность учащихся. Проектная деятельность учителя иностранного языка может быть направлена как на учащихся — для повышения мотивации, интереса к предмету, так и на самого себя — для проектирования индивидуальных подходов к обечению и воспитанию личности учащегося средствами иностранного языка и пректной деятельности.
Проектная деятельность включает в себя различные компоненты: когнитивный (знание сущности проектированмя), деятельностный (владение технологией проектирования). По уровню проявления проектная компетенция может быть репродуктивной (создание проектов по типовым моделям), репродуктивно-продуктивной и продуктивной (создание самостоятельных проектов)[4].
Отличительная черта проектной методики - особая форма организации. Организуя работу над проектом важно выполнение определенных условий, а именно:
1. Тематика может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания, учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран.
2. Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.
3. Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его языковой подготовки
Следующими условиями успешного выполнения проектов являются соблюдение условий, таких как учет интересов учащихся, связь с их опытом, разнообразие форм, тем типов упражнений и методов выполения проектов, проблемный подход, развлекательность — привлечение внимание детей для обучения с радостью и удовольствием. В достижении этих целей помогают различные формы организации учебного процесса — использование не только вербальных, но и невербальных средств (использование плакатов, ярких стендов, аудио и видео ресурсов, рисунков, схем и т.д.)[2].
Выполнение пректной деятельности на уроках иностранного языка в школе происходит в несколько этапов:
- подготовка к проекту
- организация участников проекта
- выполнение пректа
- презентация проекта
- оценивание и подведенеи итогов работы (при этом как учитель, так и участники пректа решают достигнута ли цель работы и делают самомтоятельные выводы).
Выполение пректов позволяет учащимся увидеть практическую пользу знания иностранного языка, способно подстегнуть их к дальнейшим занятиям. Подготовка проектов благодаря самостоятельному поиску необходимой информации позволяет ребенку почувствавать себя взрослым, самостоятельным, а отсутствие жестких рамок в процессе подготовки проекта дает ребенку возможность проявить свои лучшие творческие качества и способности, при этом успешное выполнение поставленной задачи повышает самооценку ребенка, позволяет ему поверить в собственные силы. Проекты обязательно должны иметь связь с реальной жизнью, иметь практическую значимость и возможность применения в жизни- учащиеся должны понимать для чего они выполняют проект и что он при этом поможет им достичь. А возможность самостоятельно выполнения задания с помощью учителя — координатора позволяет ребенку сформировать такие важные личностные качества как ответственность, самостоятельность. Проектная деятельность обладает межпредметными связями и стимулирует активность, воображение и самодисциплину, подстегивает к поиску нестандартных решений, активизирует ранее изученный материал, гарантирует усвоение материала.
Современное общество предъявляет к специалисту определенные требования: уже недостаточно просто обладать обширными знаниями и уметь применять их на практике. Обществу нужны люди, умеющие самостоятельно принимать нестандартные решения в сложных ситуациях, адаптироваться к меняющимся условиям, активно действовать — подобные навыки не формируются в одночасье — их необходимо развивать. И в этом основная функция проектной деятельности.
Список литературы:
- Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам / Иностр. языки в школе. – 2001. – № 4. – С. 5-8.
- Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку / Иностр. языки в школе. – 1991. – № 3. – С. 9-15.
- Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Иностр. языки в школе. – 2000. – № 3. – С. 3-9.
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Москва, 2000
- Туркина Н.В. Работа над проектом при обучении английскому языку / Иностр. языки в школе. – 2002. – № 3. – С. 46-48.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность на уроках английского языка в старшей школе, как средство работы с одаренными учащимися.
В работе рассматриваются аспекты использования пректной деятельности на уроках английского языка в старшей школе и приводится личный опыт....
Выступление на всероссийской видеоконференции "Проектная деятельность на уроках английского языка в начальной школе".
Использование метода проектов на уроках английского языка в начальной школе по программе М.З. Биболетовой....
Особенности проектной деятельности на уроках английского языка в школе
Статья содержит информацию об особенностях организации проектной деятельности на уроках английского языка в школе...
Творческий отчет об обобщении передового педагогического опыта по теме:« Проектная деятельность на уроках английского языка как эффективное средство повышения мотивации обучающихся к изучению предмета »
Творческий отчет об обобщении передового педагогического опыта по теме: « Проектная деятельность на уроках английского языка как эффективное средство повышения мотивации обучающихся к изучению предмет...
Проектная деятельность на уроках английского языка в начальной школе.
Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся....
Проектная деятельность на уроках английского языка в начальной школе.
Статья об использовании метода проектов на уроках английского языка в начально школе...