Портфолио индивидуальных и профессиональных достижений.
материал по теме
Предварительный просмотр:
Портфолио индивидуальных и профессиональных достижений
Создание условий для проявления и развития потенциальных возможностей подростка в условиях детского дома
Многому я научился у своих наставников,
Ещё боле – у своих товарищей,
Но более всего – у своих учеников.
Талмуд.
Если бы меня попросили, одним словом ответить на вопрос: «Кто я?», я, не задумываясь, ответила бы: «Я – воспитатель». Наверное, это неправильно. Наверное, правильнее было бы сказать: «Я – мать», или «Я – женщина», или «Я – человек». Но «Я – воспитатель»! Ведь воспитатель - это даже не профессия. Это образ жизни. Это осознание огромной ответственности перед государством, обществом, а прежде всего – перед своими воспитанниками.
Каждый день меня встречают глаза моих воспитанниц. И то, какое будущее ожидает моих девчонок, как сложится их дальнейшая судьба, зависит не только от жизни страны, но и от меня.
А ещё нужно просто любить свою работу. «Работа – лучший способ наслаждаться жизнью», - утверждал И. Кант. Так буду же ею наслаждаться, обладая великой силой каждого воспитателя – владеть сердцами своих воспитанников.
Каждый человек – личность. Каждый человек уникален. Каждый человек изначально талантлив.
Если мы хотим достичь результата, мы его достигаем, прикасаясь к внутреннему миру ребёнка с добротой, верой и ответственностью.
В моей группе 9 девчонок с 5 по 9 класс. Свою работу с детьми я строю на доверии, заботе, практической помощи, создании условий для самопонимания и саморазвития. Для себя, как воспитатель, поставила цель: найти подход к каждому ребёнку через индивидуальную работу и учёт возрастных особенностей. Стремлюсь через взаимоуважение и взаимопонимание реализовать одну из основных задач - побудить ребёнка к саморазвитию, проявлению самостоятельности, очень важной для формирования социальной зрелости воспитанниц.
В индивидуальном сопровождении и личностном развитии воспитанника использую исследовательскую и проектную деятельность, с помощью которой воспитанники приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе. В данном направлении вместе с коллегой разработала проект «Мошинский край». Целью проекта является изучение истории родного края, близлежащих деревень, судеб жителей села. В ходе проекта используются такие формы работы, как походы в отдалённые деревни, знакомство с традициями и бытом людей, историей отдельных семей, сохранение памятников культуры. Дети учатся вести диалог с незнакомыми людьми, записывать информацию, составлять карты местности, делать итоговые электронные презентации, вести исследовательскую работу, умение пользоваться различными источниками.
В успешной самореализации воспитанников большую роль играет социально направленная деятельность. Мы проводим различные акции: «Подарок ветерану» (дети своими руками готовят подарки к Дню Победы и Дню пожилых людей), «Чистый парк» (облагораживаем место отдыха для всех жителей), «Чистый берег» (готовим место для купания). Самореализации воспитанников и их творческому развитию способствуют и благотворительные концерты, вырученные деньги с которых идут на восстановление храма, ремонт детского отделения районной больницы, строительство детской площадки, которая стала украшением деревни. Также с маленькими концертами ездим по отдалённым деревням, выступаем прямо в домах ветеранов. Тем самым способствуем воспитанию в детях заботы о пожилых людях, умения сочувствовать, переживать, быть внимательными к окружающим.
Современное общество не стоит на месте, поэтому стараюсь идти в ногу со временем. В работе использую информационные технологии, приобщаю детей к подготовке презентаций, обучаю применять ресурсы Интернета для подготовки дополнительного материала к уроку, выступлению, докладу.
Таким образом, в ходе исследовательской, краеведческой, трудовой и социально направленной деятельности наши воспитанники приобретают навыки, способствующие их благополучной социальной адаптации.
Для создания микроклимата в группе, её сплочённости использую средства педагогической диагностики. Ежегодно проводится социометрия Е.Н. Степанова, выявляющая взаимоотношения между воспитанниками в группе. Результаты диагностики мы учитываем при расселении девочек в комнатах, чтобы избежать конфликтных ситуаций, при составлении дежурства по столовой. Также в этом направлении по итогу года проводится тест «Моя группа», где отслеживается удовлетворённость воспитанников жизнью в своей группе, что тоже учитывается при организации досуга в группе.
Не остаются без внимания и выпускники. Личными приоритетами работы считаю индивидуальный подход к каждому ребёнку и постинтернатное сопровождение выпускников. Учитывая и анализируя проблемы и трудности, с которыми они сталкиваются, в 2009 году я разработала курс «Самосовершенствование личности» для старших воспитанников. Данный курс включает в себя такие разделы, как «Самопознание» («Познай себя»), «Самовоспитание» («Сделай себя сам»), «Самообучение» («Научи себя и других»), «Самоутверждение» («Деловое и межличностное общение»), «Самоопределение» («Найди себя»), «Саморегуляция» («Учись властвовать собой»), «Самоактуализация» («Реализуй себя»). Он направлен на подготовку воспитанников к будущей жизни и последующей самостоятельной жизнедеятельности, к вхождению в реальную жизнь и решению жизненных проблем. Занятия помогают выявить интересы, склонности и способности подростков, сформировать правильное адекватное отношение к себе, развивают уверенность подростка в себе. Курс особенно актуален для детей – сирот. Планирование работы ведётся по каждому разделу, в нем использованы разнообразные методики: игра, упражнения, задачи-пробы, тренинг, индивидуальная работа, тестирование, самопрезентация, умение характеризовать себя и т.д.
В подтверждение своей деятельности по данному курсу я подготовила и провела открытое занятие: беседа - размышление «К чему стремятся люди?» о необходимости постановки цели в жизни и её достижении. Данное мероприятие я показала на межрайонном конкурсе воспитателей интернатных учреждений «Сердце отдаю детям», где стала победителем.
Для выпускников детских домов характерны проблемы в общении, часто они трудно уживаются с новыми людьми, скрывают свои уже развитые таланты и стараются общаться с детьми только из детских домов, с легкостью тратят свои сбережения, передают друг другу вещи, зачастую не задумываясь о дальнейшей жизни. Поэтому, поработав по данному курсу более года, я разработала программу для старших детей «Сотвори себя сам». Целью программы является создание условий для творческой самореализации личности воспитанника, её самопознания, самосовершенствования. Программа состоит из 4 блоков: «Мой мир», «Моё здоровье – познай себя», «Моя карьера», «Я умею общаться».
Для оказания реальной помощи воспитанникам использую диагностику «Оценка уровня сформированности ключевых компетенций согласно модели выпускника». Диагностирование результатов воспитательной работы ведётся по разным компонентам, которые проводятся два раза в год - в октябре и апреле. Созданы бланки данных о результатах развития каждого ребёнка, позволяющие отслеживать динамику изменений по конкретному компоненту, планировать индивидуальную работу по выявленной проблеме у конкретных детей либо группы детей и ставить чёткие цели для их решения, подбирая различные формы и методы деятельности.
Динамика результатов нашей работы зависит от систематического изучения проблем, особенностей педагогического творчества, от участия в профессиональных и творческих конкурсах, разработках программ, в проведении семинаров, «круглых столов», мастер – классов. С целью профессионального роста участвую в межрайонных семинарах, где можно обменяться своими наработками по проблемам, узнать что-то новое, поделиться уже апробированной методикой.
Для решения педагогических задач есть два подхода. Один императивный, когда педагог сам решает задачу, заставляя своих воспитанников делать то, что необходимо для их будущего. Другой гуманный, то есть такой, когда воспитатель стремится познать своих воспитанников и служить для них примером, так как чаще всего воспитанники перенимают то, что делает воспитатель.
Результатом своей работы по индивидуальному развитию личности ребёнка можно считать наши достижения в районных, областных и всероссийских конкурсах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
аттестация, ПОРТФОЛИО профессиональных достижений педагогического работника Хабаровского края
Во время прохождения аттестации требуется папка профессиональных достижений. Оформляя своё портфолио долго искала образец: посмотреть, как другие это делают. Поэтому выставляю результат своей работы в...
портфолио профессиональных достижений Бирюковой Галины Александровны педагога д/о
Портфолио профессиональных достиженийБирюковой Галины Александровныпедагога дополнительного образования...
Портфолио как форма профессиональных достижений.
предложена форма портфолио, которую учителя ведут в течение 5 лет. Она помогает собрать воедино все данные для аттестации...
ПОРТФОЛИО личных и профессиональных достижений учителя физической культуры Шушариной Людмилы Вячеславовны
Результаты работы учителя физической культуры МБОУ СОШ №43 ...
Положение о портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся основного общего образования МБОУСОШ п.Коммунистический
Положение о портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся основного общего образования МБОУСОШ п.Коммунистический...