Творческие задачи по черчению
методическая разработка (11 класс) на тему
В данном материале подобраны творческие задачи по черчению с элементами проектной деятельности. Так же представлен обобщающий урок по начертательной геометрии по теме "Прямая. Плоскость".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskie_zadachi_po_chercheniyu.doc | 73 КБ |
11_klass.pptx | 1.75 МБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ЧЕРЧЕНИЯ
Не мыслями надо учить, а учить мыслить.
Э.Кант
Одна из задач образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий для каждого возможность реализации своих личных планов.
У каждого ребенка есть способности и талант.
У психологов складываются разные точки зрения как о природе способностей, так и о самом понятии «ТВОРЧЕСТВО» применительно к интеллектуальному развитию ученика.
Известно, что можно выделить два уровня способностей: репродуктивный и творческий.
Человек, находящийся на первом уровне, проявляет умения быстро усваивать знания и овладевать определенной деятельностью, осуществляя ее по образцу. На втором уровне человек способен при помощи самостоятельной деятельности создать новое, оригинальное.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить следующие основные показатели сформированности творческих способностей учеников:
1 - Определенный фонд знаний и умений, их качество и степень их обобщенности.
2 - Уровень развития психических механизмов, лежащих в основе развития творческих способностей учащихся: внимания, памяти, воображения.
Именно эти качества являются основой продуктивного мышления.
3 - Уровень развития мышления ученика, который определяется главным образом степенью сложности умственных действий и операций, которые он способен производить в процессе учебно-познавательной деятельности.
4-Владение приемами поисковой и творческой деятельности.
Одним из источников совершенствования процесса обучения является новый подход к использованию существующих методов и средств, которые с точки зрения развивающего обучения нуждаются в определенной корректировке и усовершенствовании. С этой точки зрения большой интерес представляют наметившиеся новые подходы к использованию познавательных задач как наиболее эффективного средства развития творческих способностей.
Задача- это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса.
Именно в ней выражается первое пробуждение мысли. Однако практика показывают, что в традиционном школьном обучении на 90% преобладает монолог учителя. Школьники ждут новых форм знакомства с новым материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. И великолепным способом решения данной проблемы являются познавательные задачи, развивающие способности детей, задачи, которые вызывают повышенный интерес и готовность их решать.
Для развития у учащихся пространственного видения и интереса к черчению широко использую занимательные задачи. Особой популярностью использую задачи на нахождение по двум проекциям третьей. По условию ученику трудно представить третью проекцию. На помощь может прийти МЕТОД АЛГОРИТМОВ. Суть его в том, что простейшие решения вначале объединяются в общую схему, а из нее находится множество других решений.
Действительно, если классу предложить задачу (рис.1), то ученики, вероятнее всего, дадут следующие варианты решения (рис.2). Из них составляется алгоритм (рис.3), по которому нетрудно найти и другие варианты решения (рис.4).
Другой пример. Задано условие (рис.5).
Требуется показать 8 вариантов решения.
По правилу проекционной связи устанавливаем, что большой квадрат на фронтальной проекции относится к такому же квадрату на горизонтальной проекции, а малый квадрат на плоскости фронтальной к малому на горизонтальной. Возвращаясь к вариантам первой задачи, можно объединить решение 2 и 3 и 2 с 6 (рис.6). Для лучшего восприятия учениками надо показать наглядные изображения (рис.7). На их основе представляем алгоритм этой задачи (рис.8). А на его основе отыскиваем возможные варианты решения задачи (рис.9).
Для закрепления можно предложить еще одну задачу (рис.10).
Исходные варианты (рис.11) объединяются в алгоритм, который для данного случая может быть упрощенный (рис.12) и сложный (рис.13). Решений у задачи очень много. На рис.14 приведены лишь некоторые из них.
К различным конкурсам и олимпиадам по черчению предлагаем одну из задач, условия которых заданно на рис.15.
Алгоритмы даны на рис.16. Их использовать при подведении итогов соревнования
Рассматривая задачи по черчению с элементами проектной деятельности, важно подчеркнуть, что речь идет преимущественно о графических элементах, поэтому, в свою очередь, было бы неправильным подменять черчение проектированием.
Анализ графической деятельности, сопутствующей конструированию, архитектурному проектированию и дизайну как наиболее близким к черчению видам творчества, позволил выявить основные направления в разработке творческих задач.
Среди них центральное место отводится задачам, связанным с техническим конструированием, так как обращение к нему дает возможность использовать примеры из многих приоритетных направлений научно-технического прогресса. Изучение известных видов работы, рекомендуемых при обучении конструированию, показало, что наиболее близкими логике черчения и посильными для школьников являются:
восполнение недостающего звена конструкции (доконструирование) ;
конструирование по техническим условиям (с предметно- графическими опорами).
Перечисленные виды учебной работы активизируют обучение черчению, поскольку они наиболее тесно связаны с использованием графических изображений. Кроме того, они отличаются относительной простотой в сравнении с конструированием по схеме или по собственному замыслу.
Учитывая рекомендованное выше содержание учебной деятельности, удалось разработать задачи с элементами не только конструирования, но и проектирования в области архитектуры и дизайна.
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ по ЧЕРЧЕНИЮ с элементами проектной деятельности |
ДИЗАЙН | ТЕХНИКА | АРХИТЕКТУРА |
ЗАДАЧИ на разработку конструкторских решений |
С выполнением чертежей деталей | С выполнением чертежей сборочных единиц |
2.1- при «доконструировании» ( восполнение недостающего звена конструкции) |
2.2- при «переконструировании» ( усовершенствование конструкции на основе анализа прототипа) |
2.3- при конструировании по техническим условиям ( с предметно- графическими опорами) |
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ПО ЧЕРЧЕНИЮ, развивающие общую готовность учащихся к проектной деятельности |
Задачи с неполными данными на моделирование формы |
1.1 Начальное обучение творчеству |
1.2- по техническому рисунку с недостающими на нем линиями | 1.3 – по чертежу с недостающими на нем линиями |
1.4- «круглой» детали по элементам сечения, вхо- дящего в состав разреза, и положению секущей плоскости. | 1.5- «круглой» детали по элементам ее внешнего и внутреннего контура и положению оси |
1.6- по видам и габаритам других изображений |
1.7- по виду с последующим добавлением элементов и габаритам другого вида |
1.8 - по разрезу и габаритам видов |
1.9 - по сечению и габаритам главного вида |
1.10 - по описанию | 1.11 - на развертки |
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ПО ЧЕРЧЕНИЮ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
А Р Х И Т Е К Т У Р А | Д И З А Й Н |
1 – Разработка и выполнение черте- жа фасада простейшего здания по его плану. 2 – Разработка плана здания по его изображению в перспективе или в аксонометрии. 3 – Разработка плана здания по его фасаду. 4 – Проработка внешнего вида зда- ния ( фасада). 5 – Проработка плана здания. 6 – Проектирование простейшего здания (например, садовый домик) по техническим условиям. 7 – Разработка и выполнение черте- жей простейших архитектурных композиций (фронтальных, объемных) на примере комбина- ций из геометрических тел. | 1 – Доработка элементов формы (преимущественно наружных) заданного объекта (с предметно- графическими опорами). 2 – Разработка внешней формы группы предметов по стилис- тическим признакам одного из них. 3 – Улучшение эстетических качеств объекта на основе анализа конструкции. 4 – Художественное конструирова- ние простейших объектов по техническим условиям. |
Задачи включенные в схему практически связаны с доработкой объекта, с усовершенствованием его конструкции, с разработкой конструкций по техническим условиям.
Защита творческого проекта проводится на научно-практической конференции в школе или в конце учебного года.
,
ПЛАН УРОКА
ТЕМА: Обобщающий урок по начертательной геометрии «Прямая. Плоскость.»
Цель: обобщить знания учащихся по теме: «Прямая. Плоскость»;
развивать пространственное воображение;
развивать творческие возможности учащихся.
Оборудование: карточки, таблицы.
Ход урока: Сообщение темы и цели урока.
Вопрос к уч-ся: С какого времени чертеж стал международным языком?
В 1795 г. французский геометр Гаспар Монж (1746-1818 г.) впервые систематизировал и изложил методы начертательной геометрии-науки, изучающей геометрические способы изображения предметов на плоскости.
С этого времени чертеж стал международным языком инженеров, строителей, архитекторов.
Вопрос к уч-ся: Что писал Г.Монж о чертеже?
Говоря о чертеже, Гаспар Монж писал: «Это язык, необходимый инженеру, создающему какой-либо проект, а также всем тем, кто должен руководить его осуществлением, и, наконец, мастерам, которые должны сами изготавливать различные части».
Русский ученый Валериан Иванович Курдюмов (1853-1904) продолжил эту мысль Монжа.
Мы сможем прочитать, если выполним задание ( задание №1).
Задание 1. Изображены 16 предметов в прямоугольных проекциях, и эти же предметы изображены в аксонометрической проекции. Беря по порядку номера с прямоугольных проекций и заменяя их словами, помещенными около соответствующего аксонометрического изображения, прочитайте, что такое начертательная геометрия.
(Если чертеж является языком техники, одинаково понятным всем образованным народом, то начертательная геометрия служит грамматикой этого мирового языка, т. к. она учит нас правильно читать чужие и излагать на нем наши собственные мысли, пользуясь в качестве слов одними только линиями и точками как элементами всякого изображения).
Вопрос к уч-ся: В чем заключается метод Монжа?
Метод Монжа заключается в параллельном проецировании предмета на 2 взаимно перпендикулярные плоскости проекций, которые после проецирования совмещаются в одну плоскость чертежа. (3-ю плоскость проекций Монж не брал во внимание).
Задание 1а Параллельны ли прямые? (устно)
Прямые не параллельны – они
скрещиваются.
Это можно установить по буквенным
Обозначениям не строя третьей
Проекции.
Задание 2. По заданным координатам отрезков АВ и СД построить комплексный чертеж.
Определить взаимное положение отрезков.
( дифференцированная работа по карточкам).
Вопрос к уч-ся: Какие прямые называются пересекающимися?
(если 2 прямые в пространстве пересекаются, то на комплексном чертеже
их одноименные проекции пересекаются и точки пересечения этих проек-
ций лежат на одной линии связи).
Какие прямые называются скрещивающимися?
(если 2 прямые в пространстве не параллельны и не пересекаются, то они
скрещиваются. У скрещивающихся прямых на комплексном чертеже
одноименные проекции могут пересекаться, но точки их пересечения не
будут лежать на одной линии связи).
Перу Валериана Ивановича Курдюмова принадлежит обширный «Курс начертательной геометрии», выдержавший ряд изданий. В этой работе дальнейшее развитие получили способы преобразования проекций (вращение и перемена плоскостей проекций).
Задание 3. По заданным координатам отрезка АВ построить его комплексный чертеж.
Найти натуральную величину отрезка, пользуясь способом вращения.
Задание 4. По заданным координатам четырехугольника АВСД построить его комплек-
сный чертеж. Найти натуральную величину фигуры, пользуясь способом
перемены плоскостей проекций.
(дифференцированное задание уч-ся).
Вопрос к уч-ся: Какое положение занимает фигура, если проекция – отрезок?
(частное).
В каких случаях фигура занимает общее положение?
(когда плоская фигура не проецируется в виде отрезка ни на одну из
плоскостей проекций).
Задание № 5 по карте программированного контроля по теме:
«Проецирование плоскости».
Автор большого числа работ о методах изображений, Николай Алексеевич Рынин (1877-1942) использовал эти методы для решения задач по механике и расчета освещенности помещений. Он работал над применением методов начертательной геометрии в области авиации, аэрофотосъемки, кинематографии и в военном деле.
фрагмент фильма: «Учебные заведения Камчатки»,
об академии рыбопромыслового флота.
Задание №6 творческое (на развитие пространственного воображения).
Какой из двух угольников ближе к нам?
Может быть, один из них пройдет в отверстие другого?
На эти вопросы рисунок, к сожалению, не дает ответа.
Изобразите все возможные комбинации взаимного положения этих угольников, закрасив для наглядности один из них в другой цвет.
(творческая работа учащихся).
В.О. Гордон считал, что эффективное изучение курса черчения немыслимо без некоторых экскурсов в область техники, без приобщения учащихся к техническим знаниям. Эти мысли ученого успешно реализуются теперь в учебной литературе по черчению.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Закрепить знания учащихся по теме: «Прямая. Плоскость». Развивать пространственное воображение; развивать творческие способности. Содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих идей, воспитание гражданственности. Задачи урока:
«Это язык, необходимый инженеру, создающему какой-либо проект, а также всем тем, кто должен руководить его осуществлением, и, наконец, мастерам, которые должны сами изготавливать различные части». Гаспар Монж
С какого времени чертеж стал международным языком? В 1795 году французский геометр Гаспар Монж и изложил систематизировал и изложил методы начертательной геометрии.
Курдюмов Валериан Иванович (1853 – 1904)
Задание 1
Задание 1а Параллельны ли прямые?
По заданным координатам отрезков АВ и С D построить комплексный чертеж. Определить взаимное положение отрезков. Задание 2
По заданным координатам отрезка АВ построить его комплексный чертеж. Найти натуральную величину отрезка, пользуясь способом вращения. Задание 3
По заданным координатам четырехугольника АВ CD построить его комплексный чертеж. Найти натуральную величину фигуры, пользуясь способом перемены плоскостей проекций. Задание 4
«Проецирование плоскости». Задание 5 Задание 5
Рынин Николай Алексеевич (1877 – 1942)
Задание 6 Развитие пространственного воображения
Гордон Владимир Осипович
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая задача как форма освоения подростками математической деятельности
Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития школьника. Задачи дают возможность связать теорию с практикой, обучение с жизнью....
Формирование ключевых компетенций при решении творческих задач на уроках физики
Данный материал представляет краткое описание опыта работы....
Занимательные задачи по черчению. 8 класс
Занимательные задачи по черчению для учащихся 8класса по теме "Соединения деталей"...
Статья " Занимательные задачи по черчению"
Автор статьи собрал наиболее интересные и познавательные задания для прохождения данной темы. Кроме того- данный материал может служить для использования во внеклассной работе или при замещении уроков...
Задачи по черчению с элементами проектной деятельности
Задачи по черчению с элементами проектной деятельности...
Занимательные задачи по черчению
Для развития чертёжной смекалки, пространственного мышления и для закрепления пройденного материала предлагаются занимательные задачи по технике черчения и задания по шрифтам....
Материалы, методы и приемы, используемые в решениях задач по черчению
Материалы, методы и приемы, используемые в решениях олимпиадных задач по черчению...