Роль учителя-наставника в становлении начинающего педагога
статья на тему

Бояркина Юлия Леонидовна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль учителя-наставника в становлении начинающего педагога

Ю.Л. Бояркина,

 учитель математики, информатики

МКОУ «Брылинская СОШ»

 Каргапольского района Курганской области,

тел 83525623018

Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет.

        Тадеуш Котарбиньский

Закончена счастливая пора студенчества, на руках диплом, и, может быть, даже с отличием. Впереди школа. Каким учителем станет молодой специалист, зависит  прежде всего от учителя-наставника. Учить учителя  – это почётно и хлопотно.

Повышение эффективности  обучения и воспитания – одно из приоритетных направлений образования – во многом зависит от уровня подготовки и квалификации учителя. Сколько бы ни совершенствовались учебники, программы, успех обучения и воспитания зависит от учителя, его теоретической подготовки, педагогического мастерства, деловых и нравственных качеств.

Так, в 2009 году в нашу школу пришел молодой специалист – учитель информатики. В ходе «Часа общения» с ним выясняется уровень его теоретической подготовки, намерения и цели, характер. Совместная деятельность молодого педагога и учителя-наставника начинается с составления плана работы. Наставник понимает: его основная цель – оказание практической помощи учителю в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства. (Приложение 1)

В сентябре заместителем директора по учебной работе проведён инструктаж начинающего учителя по оформлению классных журналов, факультативных и кружковых занятий. После детального изучения  содержания учебных программ, нормативных документов по организации учебного процесса молодой специалист определяет  тему самообразования, и здесь ему помогает учитель-наставник.  

Важное условие совершенствования педагогического мастерства - постоянный самоанализ учителем своих педагогических действий. Научить начинающего педагога этому – ещё одна из задач наставника. Анализ урока требует специальных знаний, умений, особого отношения к этому процессу. Совместно с учителем-наставником формулируются критерии качества и эффективности труда молодого специалиста, определяются показатели, по которым следует анализировать и оценивать свой труд. Самоанализ урока дает учителю возможность критически отнестись к своей деятельности, закрепить успешные приемы и методы, устранить недостатки в своей работе.

Наблюдение за работой наставника, повторение его опыта – способ  накопления молодым специалистом своего опыта.  Немаловажную роль играет в этом и посещение уроков учителей химии, физики, математики, анализ их структуры, выявление межпредметных связей – всё это позволяет выработать начинающему учителю  индивидуальный стиль педагогической деятельности.

Необходимы своевременные советы и консультации наставника: структура и типы уроков,  как правильно начать урок, рационально распределить время между его этапами, какие  средства обучения будут эффективны на данном занятии и т.д.

Особую роль в становлении специалиста играет его участие в методических мероприятиях школы. Открытые уроки учителей-стажистов – кладезь педагогического мастерства.

 В результате кропотливой предварительной работы  учителя – наставника молодой  специалист принял активное участие в  научно-методической неделе и  показал урок информатики в 8 классе «Путешествие в Файландию». В ходе  подготовки к уроку совместно с наставником были обсуждены основные идеи, постановка  целей и задач урока, определены рациональные и эффективные  формы и методы. Приятно стажеру и наставнику, когда в ходе анализа урока коллеги отметили в деятельности молодого специалиста крупицы нового, интересного, полезного.

Результатом  работы  учителя-наставника с молодым специалистом является участие и победа в районном фестивале педагогического мастерства в номинации «Начало всех начал».

Доброжелательность, корректность, тактичность учителя-наставника способствуют созданию психологически комфортных условий для становления молодого специалиста.

Приложение 1

План работы учителя-стажера и учителя-наставника

Период

Содержание работы

Ответственные

сентябрь

1. Час общения «Расскажи о себе».

Администрация школы, педагог-наставник

2. Изучение содержания учебных программ и объяснительных записок к ним, нормативных документов по организации учебного процесса.

Педагог-наставник

3.  О требованиях к оформлению классного журнала, журналов факультативных и кружковых занятий.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

5.  Консультация «Подготовка учителя к уроку».

Педагог-наставник

6.  Советы: «Как быстрее адаптироваться в школе», «Постарайтесь  не допустить  следующих ошибок...»

Педагог-наставник

октябрь

1.  Знакомство молодого специалиста с традициями школы.

Педагог-наставник

2. Консультация «Анализ урока учителем после его проведения. Виды анализа». Цель: научить молодых специалистов проводить самоанализ урока.

Педагог-наставник

3.  Час психолога

Педагог-психолог

ноябрь

1.   Посещение уроков наставника и анализ их структуры.

Педагог-наставник

2.   Консультация «Структура урока изучения нового материала».

3.   Практическое занятие «Конструирование и защита конспекта урока изучения нового материала»

Декабрь-январь

1. Посещение уроков закрепления и развития  знаний,  умений,  навыков педагогов-наставников.

Педагог-наставник

2.   Консультация   «Структура   урока закрепления и развития знаний, умений, навыков».

3.   Практическое занятие «Конструирование  и  защита конспекта урока закрепления и развития знаний, умений, навыков».

4.   Обзор периодической педагогической печати

Библиотекарь

Февраль-март

1.   Посещение уроков изучения нового материала и уроков закрепления и развития знаний, умений, навыков у молодого специалиста.

Педагог-наставник

2.   Консультация «Структура урока обобщения и систематизации знаний

Руководитель МО

3.   Практическое занятие «Конструирование и защита  конспекта урока обобщения и систематизации знаний

Педагог-наставник

апрель

1.   Посещение у молодого специалиста уроков обобщения и систематизации знаний с последующим педагогическим анализом.

Педагог-наставник

2.  Анализ педагогических ситуаций.

Педагог-наставник

3.  Час психолога

Педагог-психолог

май

1. Итоговое занятие

Педагог-наставник

2. Подготовка характеристики на молодого специалиста

Руководитель ОУ

Информационные источники

Онушкин В.Г., Кулюткин Ю.Н., Вершловский С.Г. Профессия – учитель: Беседы с молодыми учителями.- М.: «Педагогика», 1987.

Вершловский С.Г. Учитель-методист – наставник стажера: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Е.В.Ломаченкова, педагог дополнительного образования "О РОЛИ ФОРТЕПИАННОГО АНСАМБЛЯ В СТАНОВЛЕНИИ ЮНОГО МУЗЫКАНТА" Сообщение на методическом совещании педагогов-инструменталистов

Фортепианный ансамбль - необходимая школа самообучения и самовоспитания. Ансамблевое исполнительство, по сравнению с сольным, оказывает благотворное влияние на учащихся не только в профессиональном пл...

Программа Школы начинающего педагога "Становление"

Программа направлена на оптимизацию процессов вхождения начинающих педагогов в профессию, формирование и развитие профессиональных компетенций начинающих педагогов...

Роль наставника в профессиональном становлении начинающего педагога дополнительного образования

Роль наставника в профессиональном становлении начинающего педагога дополнительного образования...

Роль наставника в профессиональном становлении начинающего педагога дополнительного образования

Роль наставника в профессиональном становлении начинающего педагога дополнительного образования...

Проект: «Ступени успеха» Тьюторское сопровождение профессионального становления молодого и начинающего педагога - учителя английского языка

Тип  проекта:            управленческийУчастники проекта: Кужугет Шораана Владимировна, учитель английского языка, руководитель творческой г...

«Роль учителя-наставника в патриотическом воспитании школьников»

Наставничество –  это универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанно...

Система работы учителя – наставника в становлении вновь принятого учителя, реализующего образовательно-воспитательный процесс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (из опыта работы)

В статье рассматривается система работы наставника в профессиональном становлении учителя трудового обучения, имеющего стаж педагогической деятельности более 3-х лет, но не реализующего ранее образова...