Мастер-класс "В математике - все для жизни"
материал по теме

Данный мастер-класс был представлен на конкурсе "Учитель года Кировской области" 2009.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.rar1.79 МБ

Предварительный просмотр:

                                          Ход мастер-класса

1 слайд

Помашите рукой. Кто учился в школе? Помашите рукой. Кто любил математику?

Помашите рукой. Кто помнит, как звали учителя математики?

Я учитель  математики – Шехирева Н.В. Предлагаю вам вернуться в детство.

Щелчок

Закройте глаза и вспомните своего учителя математики и свои уроки математики.

Щелчок

Чему вас учили на уроках математики? (ответы: считать, решать задачи…)

Со всеми ответами я согласна, но остановлюсь на одном: учили решать задачи.

2 слайд

Предлагаю посмотреть фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков».  Пока смотрите, подумайте и попытайтесь ответить на вопрос: А зачем в школе учат решать задачи?

Щелчок

Такой приём служит отличной мотивацией при изучении новой темы, например «Дроби»  в 5 классе.

3 слайд

Так зачем же в школе учат решать задачи?   (ответы: …, чтобы решать затем задачи в жизни, …)

Смысл в решении предметных задач состоит в том, чтобы научить ученика решать задачи вообще. Решать любые задачи, которые приходится решать каждому человеку: рассчитывать свой бюджет, разбираться в отношениях с друзьями и близкими, решать, когда и куда отправиться в отпуск, сколько соли добавить в суп при его готовке и т.п. Если вы в школе не уяснили сути решения задач, то и в жизни решение задач вам даётся с трудом.

Сегодня, мы с вами попытаемся решить жизненную задачу так, как мы в школе решаем с ребятами математические задачи.

Итак, задача:

4 слайд

Легко ли быть учеником?

Решать задачу будем 2 группами: мы с вами устно, а группа коллег  (на сцене) оформит решение в письменном виде. (Даю задание участникам на сцене: оформить решение задачи «Легко ли быть учеником?» используя подручные материалы на листе ватмана).

5 слайд

Получив задачу, мы естественно, её внимательно читаем, анализируем условие. Первое, что мы можем заметить при чтении этой задачи, состоит в следующем: в ней имеются Щелчок определённые утверждения и требования, т.е. условие и вопрос. О чём же идёт речь в нашей задаче, вычленим элементарные условия:

Кто является объектом – ученик Щелчок (Какие ассоциации у вас возникают со словом ученик? –ребёнок, школа, уроки, учитель, учебники, портфель,,…)

Каково же требование или вопрос задачи? Что неизвестно в задаче? Легко или не легко быть учеником? Щелчок

Имеет ли данная задача смысл? (сможем ли мы ответить на вопрос?)

Раз задача имеет смысл, попытаемся её решить.

Что значит решить задачу? (ответы:…, найти решение,…)

Но, чтобы найти решение, нужно пройти все этапы решения задачи.

6 слайд

Итак, рассмотрим структуру решения задачи.

Щелчок I этап – анализ условия, напоминаю, что его мы уже выполнили

Он необходим, т.к. зачастую наши ученики не вникают в суть задачи и не  понимают, что от них требуется.

Щелчок II этап – схематическая запись условия ( покажите мимикой ученика, идущего 1 раз в 1 класс, а сейчас выпускника школы, т.е. ученика 10-11 класса) Щелчок

Мимикой, конечно, мы на уроке ничего не показываем, но рисуем, например, окружности, треугольники – глазами или рукой в воздухе.

Щелчок III этап – поиск способа решения задачи

В поиске способа решения нам помогут: 7 слайд

  1. Поговорки и пословицы  про учёбу: (разгадывают)
  1. Без муки нет и науки.
  2. Корень ученья горек, да плод сладок.
  3. Кто больше знает, тот меньше спит.
  4. Без терпенья нет ученья.
  5. Намучится – научится.
  6. Идти в науку – терпеть муку

На каждом уроке стараюсь включать воспитательный момент, например связь с пословицами и поговорками или математическими высказываниями, которые мы комментируем и рассуждаем какое отношение они имеют к теме урока.

8 слайд

А сейчас вернёмся к условию задачи, объектом является ученик. Но деятельность ученика неразрывно связана со школой. Ваша задача придумать на каждую букву слово доказывающее, что учеником быть легко или наоборот трудно.

Ш – шпаргалка, шестидневка

К – комфорт, конфликты, каникулы, коллектив, контрольные

О – общение, отличник, одарённость, ответственность, олимпиады

Л – лень, любовь

А – атмосфера благоприятная или нет

Этот приём помогает расширить словарный запас моих учеников.

Третий этап решения задачи самый длинный и чтобы вы не устали, предлагаю сделать зарядку

  1. Если вы считаете, что данное качество ученика облегчает ему учёбу -  качаем головой вперёд и назад, если нет – качаем в стороны): - профилактика шейного остеохондроза 9 слайд
  1. Творческий
  2. Агрессивный
  3. Ответственный
  4. Невнимательный
  5. Целеустремлённый
  6. Мало читает
  7. Коммуникабельный

10 слайд

Подобная физкульт. минутка на уроках особенно в 5-7 классах служит снятию утомляемости и обеспечивает переход к новому виду деятельности.

Итак, к какому же ответу мы с вами больше склоняемся: легко или нелегко быть учеником?

  1. Что бы вы ещё добавили к аргументам, что учеником быть сложно?

Я думаю, что вы согласитесь со мной, что к аргументам можно отнести:

  1. Конфликты в общении  с одноклассниками, учителями, родителями
  2. Проблемы в учёбе (низкая обучаемость, лень)
  3. Усталость ( большой объём информации, д/з, посещение доп. секций, количество уроков)

11 слайд

IY этап – осуществление плана решения (мы не будем- нам его покажут наши коллеги позднее)

 Вместо этого предлагаю: найти для каждой песни о школе соответствующую картинку:

  1.  Нагружать всё больше нас стали почему-то  
  2. Буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь
  3. Школьная пора и при всякой погоде пропадали пропадом мы во дворах
  4. Когда уйдём со школьного двора под звуки не стареющего вальса

Такой приём на нахождение соответствий  я использую на уроках, например,  при проверке формул.

12 слайд

Y этап – проверка решения – посмотрим, а как же считают наши ученики (показываю ответы детей)

13 слайд

YI этап – формулирование ответа: в современном обществе быть учеником нелегко!

Щелчок 

YII этап – исследование задачи:

  1. Итак, задача имеет одно решение.
  2. А способов решений сколько? несколько, много
  1. Все ли данные в задаче использовали? (да)
  2. Нельзя ли обобщить задачу? (например, легко ли быть ребёнком, Щелчок студентом, молодым, …)
  1. Известна ли какая-нибудь родственная задача? С тем же неизвестным? 

14  слайд  Чтобы доказать, что родственные задачи существуют, предлагаю вспомнить фильмы  или книги с сюжетом, доказывающим, что учеником быть нелегко, например,

  1. Чучело, Анна Гавальда «35 кило надежды»  Щелчок 

Фильмы:

  1. Приключения Петрова и Васечкина. Обыкновенные и невероятные.
  2. Удивительные приключения Дениса Кораблёва
  3. Алёша Птицын вырабатывает характер
  4. Первоклассница
  5. Большое космическое путешествие

              Книги:

  1. Ирина Полянская «Выбор»
  2. Владимир Железников «Чучело-2»
  3. Лия Симонова «Круг»
  4. Анатолий Алексин «Безумная Евдокия»
  5. Тендряков «Ночь после выпуска»
  6. Е. Мурашова «Класс коррекции»

Такой приём я использую, чтобы расширить кругозор учащихся, чаще всего они ищут родственные задачи дома, читая дополнительную литературу.

А сейчас посмотрим, что получилось у наших коллег. (Работающая на сцене группа показывает результат своей работы) 

15  слайд  Итак, используя этапы решения математической задачи, мы с вами сегодня решили не только задачу «Легко ли быть учеником», но и доказали, что в математике всё для жизни.

16  слайд  А в заключении я вас попрошу продолжить 2 предложения, которые я использую на уроке на этапе рефлексии:

  1. На мастер - классе побывали ….
  2. Работа в мастер - классе мне….

В течении жизни мы решаем множество задач. И если каждую отдельно решённую задачу рассматривать, как распустившийся цветок, то в результате мы получим огромный, красивый букет. 

17  слайд  Пусть все задачи, которые встают перед вами будут решены, а букет будет только из распустившихся цветов. И если в жизни вам встретиться сложная задача, проанализируйте этапы её решения и, надеюсь, вы найдёте ответ. А все приёмы, которые, я использовала сегодня при решении задачи, можно использовать на любом предмете при изучении любой темы.  

Благодарю за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Финансовая математика в нашей жизни"

Урок интеграции трех изучаемых предметов - математики, информатики и экономики. Знакомит с финансовыми расчетами при решении практиче...

«МАТЕМАТИКА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ» (элективный курс для учащихся 9 класса, 10 часов)

Курс является межпредметным и характеризуется содержательным раскрытием понятий, утверждений и методов, относящихся к решению задач на проценты, сложные проценты, выявлением их практической знач...

Конспект интегрированного урока математика+физика в 7 классе на тему: «Прямая пропорциональность в математике, физике и жизни.»

В окружающем нас мире происходят различные явления и процессы: физические, химические, экономические. Мы являемся свидетелями того, как одни переменные величины определяют значение других...

Творческая работа по математике на конкурс «Математика в моей жизни»

Творческая  работа по математике  на муниципальный конкурс«Математика в моей жизни» Тема«За страницами учебника «Математика - 5»(коллекция фактов, исторических сведений) Математика...

Урок по математике в 5классе по теме:" Математика в нашей жизни"

В данном материале содержатся план-конспект урока и презентация...

Интегрированный урок по истории и математике в 6 классе Тема «Культура Киевской Руси. Пропорции в математике и в жизни»

Урок направлен на установление межпредметной связи  с темой "Культура Древней Руси" курса истории и темой "Отношения и пропорции" курса метематики 6 класса, а также  на у...

урок математики в 6 классе по теме "Математика в повседневной жизни"

Урок математики в 6 классе по теме "Математика в повседневной жизни"на уроке решаются задачи по темам "Прценты" и "Отношения и пропорции"...


 

Комментарии

Цыганкова Инна Анатольевна

Спасибо за ценный опыт!