Мастер-класс "В математике - все для жизни"
материал по теме
Данный мастер-класс был представлен на конкурсе "Учитель года Кировской области" 2009.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.rar | 1.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Ход мастер-класса
1 слайд
Помашите рукой. Кто учился в школе? Помашите рукой. Кто любил математику?
Помашите рукой. Кто помнит, как звали учителя математики?
Я учитель математики – Шехирева Н.В. Предлагаю вам вернуться в детство.
Щелчок
Закройте глаза и вспомните своего учителя математики и свои уроки математики.
Щелчок
Чему вас учили на уроках математики? (ответы: считать, решать задачи…)
Со всеми ответами я согласна, но остановлюсь на одном: учили решать задачи.
2 слайд
Предлагаю посмотреть фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков». Пока смотрите, подумайте и попытайтесь ответить на вопрос: А зачем в школе учат решать задачи?
Щелчок
Такой приём служит отличной мотивацией при изучении новой темы, например «Дроби» в 5 классе.
3 слайд
Так зачем же в школе учат решать задачи? (ответы: …, чтобы решать затем задачи в жизни, …)
Смысл в решении предметных задач состоит в том, чтобы научить ученика решать задачи вообще. Решать любые задачи, которые приходится решать каждому человеку: рассчитывать свой бюджет, разбираться в отношениях с друзьями и близкими, решать, когда и куда отправиться в отпуск, сколько соли добавить в суп при его готовке и т.п. Если вы в школе не уяснили сути решения задач, то и в жизни решение задач вам даётся с трудом.
Сегодня, мы с вами попытаемся решить жизненную задачу так, как мы в школе решаем с ребятами математические задачи.
Итак, задача:
4 слайд
Легко ли быть учеником?
Решать задачу будем 2 группами: мы с вами устно, а группа коллег (на сцене) оформит решение в письменном виде. (Даю задание участникам на сцене: оформить решение задачи «Легко ли быть учеником?» используя подручные материалы на листе ватмана).
5 слайд
Получив задачу, мы естественно, её внимательно читаем, анализируем условие. Первое, что мы можем заметить при чтении этой задачи, состоит в следующем: в ней имеются Щелчок определённые утверждения и требования, т.е. условие и вопрос. О чём же идёт речь в нашей задаче, вычленим элементарные условия:
Кто является объектом – ученик Щелчок (Какие ассоциации у вас возникают со словом ученик? –ребёнок, школа, уроки, учитель, учебники, портфель,,…)
Каково же требование или вопрос задачи? Что неизвестно в задаче? Легко или не легко быть учеником? Щелчок
Имеет ли данная задача смысл? (сможем ли мы ответить на вопрос?)
Раз задача имеет смысл, попытаемся её решить.
Что значит решить задачу? (ответы:…, найти решение,…)
Но, чтобы найти решение, нужно пройти все этапы решения задачи.
6 слайд
Итак, рассмотрим структуру решения задачи.
Щелчок I этап – анализ условия, напоминаю, что его мы уже выполнили
Он необходим, т.к. зачастую наши ученики не вникают в суть задачи и не понимают, что от них требуется.
Щелчок II этап – схематическая запись условия ( покажите мимикой ученика, идущего 1 раз в 1 класс, а сейчас выпускника школы, т.е. ученика 10-11 класса) Щелчок
Мимикой, конечно, мы на уроке ничего не показываем, но рисуем, например, окружности, треугольники – глазами или рукой в воздухе.
Щелчок III этап – поиск способа решения задачи
В поиске способа решения нам помогут: 7 слайд
- Поговорки и пословицы про учёбу: (разгадывают)
- Без муки нет и науки.
- Корень ученья горек, да плод сладок.
- Кто больше знает, тот меньше спит.
- Без терпенья нет ученья.
- Намучится – научится.
- Идти в науку – терпеть муку
На каждом уроке стараюсь включать воспитательный момент, например связь с пословицами и поговорками или математическими высказываниями, которые мы комментируем и рассуждаем какое отношение они имеют к теме урока.
8 слайд
А сейчас вернёмся к условию задачи, объектом является ученик. Но деятельность ученика неразрывно связана со школой. Ваша задача придумать на каждую букву слово доказывающее, что учеником быть легко или наоборот трудно.
Ш – шпаргалка, шестидневка
К – комфорт, конфликты, каникулы, коллектив, контрольные
О – общение, отличник, одарённость, ответственность, олимпиады
Л – лень, любовь
А – атмосфера благоприятная или нет
Этот приём помогает расширить словарный запас моих учеников.
Третий этап решения задачи самый длинный и чтобы вы не устали, предлагаю сделать зарядку
- Если вы считаете, что данное качество ученика облегчает ему учёбу - качаем головой вперёд и назад, если нет – качаем в стороны): - профилактика шейного остеохондроза 9 слайд
- Творческий
- Агрессивный
- Ответственный
- Невнимательный
- Целеустремлённый
- Мало читает
- Коммуникабельный
10 слайд
Подобная физкульт. минутка на уроках особенно в 5-7 классах служит снятию утомляемости и обеспечивает переход к новому виду деятельности.
Итак, к какому же ответу мы с вами больше склоняемся: легко или нелегко быть учеником?
- Что бы вы ещё добавили к аргументам, что учеником быть сложно?
Я думаю, что вы согласитесь со мной, что к аргументам можно отнести:
- Конфликты в общении с одноклассниками, учителями, родителями
- Проблемы в учёбе (низкая обучаемость, лень)
- Усталость ( большой объём информации, д/з, посещение доп. секций, количество уроков)
11 слайд
IY этап – осуществление плана решения (мы не будем- нам его покажут наши коллеги позднее)
Вместо этого предлагаю: найти для каждой песни о школе соответствующую картинку:
- Нагружать всё больше нас стали почему-то
- Буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь
- Школьная пора и при всякой погоде пропадали пропадом мы во дворах
- Когда уйдём со школьного двора под звуки не стареющего вальса
Такой приём на нахождение соответствий я использую на уроках, например, при проверке формул.
12 слайд
Y этап – проверка решения – посмотрим, а как же считают наши ученики (показываю ответы детей)
13 слайд
YI этап – формулирование ответа: в современном обществе быть учеником нелегко!
Щелчок
YII этап – исследование задачи:
- Итак, задача имеет одно решение.
- А способов решений сколько? несколько, много
- Все ли данные в задаче использовали? (да)
- Нельзя ли обобщить задачу? (например, легко ли быть ребёнком, Щелчок студентом, молодым, …)
- Известна ли какая-нибудь родственная задача? С тем же неизвестным?
14 слайд Чтобы доказать, что родственные задачи существуют, предлагаю вспомнить фильмы или книги с сюжетом, доказывающим, что учеником быть нелегко, например,
- Чучело, Анна Гавальда «35 кило надежды» Щелчок
Фильмы:
- Приключения Петрова и Васечкина. Обыкновенные и невероятные.
- Удивительные приключения Дениса Кораблёва
- Алёша Птицын вырабатывает характер
- Первоклассница
- Большое космическое путешествие
Книги:
- Ирина Полянская «Выбор»
- Владимир Железников «Чучело-2»
- Лия Симонова «Круг»
- Анатолий Алексин «Безумная Евдокия»
- Тендряков «Ночь после выпуска»
- Е. Мурашова «Класс коррекции»
Такой приём я использую, чтобы расширить кругозор учащихся, чаще всего они ищут родственные задачи дома, читая дополнительную литературу.
А сейчас посмотрим, что получилось у наших коллег. (Работающая на сцене группа показывает результат своей работы)
15 слайд Итак, используя этапы решения математической задачи, мы с вами сегодня решили не только задачу «Легко ли быть учеником», но и доказали, что в математике всё для жизни.
16 слайд А в заключении я вас попрошу продолжить 2 предложения, которые я использую на уроке на этапе рефлексии:
- На мастер - классе побывали ….
- Работа в мастер - классе мне….
В течении жизни мы решаем множество задач. И если каждую отдельно решённую задачу рассматривать, как распустившийся цветок, то в результате мы получим огромный, красивый букет.
17 слайд Пусть все задачи, которые встают перед вами будут решены, а букет будет только из распустившихся цветов. И если в жизни вам встретиться сложная задача, проанализируйте этапы её решения и, надеюсь, вы найдёте ответ. А все приёмы, которые, я использовала сегодня при решении задачи, можно использовать на любом предмете при изучении любой темы.
Благодарю за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Финансовая математика в нашей жизни"
Урок интеграции трех изучаемых предметов - математики, информатики и экономики. Знакомит с финансовыми расчетами при решении практиче...
«МАТЕМАТИКА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ» (элективный курс для учащихся 9 класса, 10 часов)
Курс является межпредметным и характеризуется содержательным раскрытием понятий, утверждений и методов, относящихся к решению задач на проценты, сложные проценты, выявлением их практической знач...
Конспект интегрированного урока математика+физика в 7 классе на тему: «Прямая пропорциональность в математике, физике и жизни.»
В окружающем нас мире происходят различные явления и процессы: физические, химические, экономические. Мы являемся свидетелями того, как одни переменные величины определяют значение других...
Творческая работа по математике на конкурс «Математика в моей жизни»
Творческая работа по математике на муниципальный конкурс«Математика в моей жизни» Тема«За страницами учебника «Математика - 5»(коллекция фактов, исторических сведений) Математика...
Урок по математике в 5классе по теме:" Математика в нашей жизни"
В данном материале содержатся план-конспект урока и презентация...
Интегрированный урок по истории и математике в 6 классе Тема «Культура Киевской Руси. Пропорции в математике и в жизни»
Урок направлен на установление межпредметной связи с темой "Культура Древней Руси" курса истории и темой "Отношения и пропорции" курса метематики 6 класса, а также на у...
урок математики в 6 классе по теме "Математика в повседневной жизни"
Урок математики в 6 классе по теме "Математика в повседневной жизни"на уроке решаются задачи по темам "Прценты" и "Отношения и пропорции"...
Комментарии
Спасибо за ценный опыт!
Спасибо за ценный опыт!