Идеальный учитель - какой он?
материал по теме
Выступление на педагогическом совете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 2.53 МБ |
vystuplenie.docx | 30.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете: «Идеальный учитель- какой он?»
Эпиграф C1
Плохой учитель учит предмету.
Средний учитель помогает понять суть предмета.
Хороший учитель помогает понять самих себя через понимание предмета.
Лучший учитель рассказывает анекдоты и отпускает домой.
1900 г. Катехизис- слово греческое, и означает оно наставление
- Доверие детей к учителю – великая сила, но оно приобретается прямотою и искренностью.
- Держись всегда перед учениками как образованный человек; никогда не позволяй себе по отношению к ним никаких вульгарных выражений. C2
- Будь правдив во всех своих отношениях к ученикам. Если при преподавании или исправлении работы сделаешь какую-нибудь ошибку, то сознайся в ней тотчас и докажи ученикам, что истина стоит выше тебя. Это сделает честь тебе как человеку, как учителю и как воспитателю, а на юные души произведет незаметное, но самое благотворное влияние. C3
- Ежедневно повторяй себе, что ты существуешь ради учеников, а не они ради тебя. C4, C5, C6
Авторитет педагога C7
Есть такая вещь, как авторитет учителя. Вроде бы, одна из составляющих качеств. Но нет – это база всего, что есть у педагога. Все его умения, методики, знания окажутся не у дел, если нет авторитета. Школьник может даже не отдавать себе в этом отчет, не называть это уважением, но он подсознательно равняется на преподавателя, пусть даже нелюбимого. Пусть даже он дома жалуется на него родителям за строгость. Поведение педагога должно быть показательным, всегда. Потому, что он – это живая ходячая картина, которую негласно перерисовывают сразу множество начинающих художников.
Как же заполучить этот пресловутый авторитет?
Педагогическая практика показывает, что учащиеся небезразлично относятся к жизни учителя. C8 Если учитель допускает в быту аморальнее поступки, это становится известным учащимся, и тогда даже при всех положительных качествах авторитет его как учителя рушится. Единственный выход - перейти в другую школу, изменить своё поведение и вновь, шаг за шагом, завоёвывать авторитет. Отзывы учащихся о скомпрометировавших себя в быту учителя бывают, сдержанны и кратки. Вот пример: “ Она вела себя не так , как подобает девушке, да к тому же учительнице”.
Новое поколение!
- Тебе с утра бы ящик колы,
- Да чтоб сама стекала в рот.
- Сынок, иди-ка лучше в школу.
- Ведь начался учебный год!
- Там без спряжения глаголы,
- Задачки там решений ждут.
- Ну, не ленись, давай-ка в школу,
- Там твое место, а не тут.
- Как гражданин и как родитель,
- Ворчу, но ты пойми — любя!
- Ступай, сынок. Ведь ты — учитель.
- Ну как там дети без тебя!
- Марк Галесник
Немаловажное значение для учителя имеет его умение держать себя в классе.. Неуместная мимика, C9 чрезмерная жестикуляция, хождение учителя по классу во время объяснения урока не нравится школьникам. Это рассеивает их внимание, они хуже воспринимают и усваивают объясняемый материал.
Одним из положительных качеств хороших учителей является обладание правильной и выразительной речью. C10
Положите всех отсутствующих мне на стол
Какой у вас по счету шестой урок?
У меня слов нет смотреть на это С11
О значении выразительности речи в педагогической работе Макаренко А.С. сказал, что педагогом - мастером учитель сделается только тогда, когда научится говорить “иди сюда” с пятнадцатью - двадцатью оттенками. Недостаточность общего развития учителя, его низкая речевая культура подрывает авторитет учителя- воспитателя и снижает качества учебно-воспитательной работы.
Учитель должен быть настойчивым и до конца требовательным. C12. Насорил - убери, оскорбил - извинись, не выучил урока - останься после уроков и выучи урок. Не уговаривать, а категорически требовать.
Требовательность учителя проявляется во всем - в выполнении домашних заданий, в оценке знаний школьников, в соблюдении правил поведения на уроке и вне урока.
В том случае, если учитель не достаточно требователен, учащиеся плохо готовят задания, надеясь на снисходительность “доброго” учителя, становятся неисполнительными, плохо усваивают программу.
У такого учителя учащиеся не получают глубоких и прочных знаний, и это приносит им большой вред. Хороший учитель требователен и вместе с тем справедлив.
Педагогический такт чисто профессиональное качество учителя. Педагогический такт - это умение находить в каждом случае наиболее правильный педагогический приём. C13
Это умение учителя держать себя с детьми, умение в каждом отдельном случае понять состояние ученика, его побуждения, интересы и найти наиболее действенную меру воспитания.
Предположим, ученик на уроке нарушил правила поведения. Чтобы навести порядок в классе, нужно сразу избрать соответствующую меру педагогического воздействия. На помощь учителю в таких случаях приходит его педагогический такт, педагогическая находчивость.
С14. Учитель, не проявляющий во взаимоотношениях с учащимися и родителями педагогического такта, не может пользоваться авторитетом.
Авторитет учителя-воспитателя также зависит от того, какой стиль взаимодействия сложился у учителя с учениками.
Демократический стиль С15. педагогического взаимодействия наиболее приемлем в реализации учебно-воспитательного процесса. Мимика демократического педагога сдержанная, твёрдая, но без признаков жестокости: лицо его спокойно, выражает волевые черты его характера. Поза, как правило, открыта и подчеркивает чувство собственного достоинства , он не допускает лишних, хаотических движений, не скован, всё в его поведении говорит об уравновешенности и выдержке. Демократичный педагог не повышает голоса на детей, старается быть ровным в общении с учащимися, обращается к ним по именам, не выделяет” любимчиков”. В процессе организации деятельности он чаще употребляет выражения, характеризующие просьбу, обоснованное и логичное требование.
Для авторитарного стиля С16 педагогического взаимодействия в большей мере характерно требовательное и в меньшей степени уважительное отношение к учащимся. Авторитарный педагог может добиться слепого подчинения путём диктата, нажима, психологического давления. Важно обратить особое внимание на то, что учащиеся боятся такого учителя, стараются выполнять все его требования только, чтобы не иметь неприятностей. Дети внешне заискивают перед ним. Авторитарному педагогу в большинстве случаев не доверяют. Он часто пользуется мнимым авторитетом.
Психологический климат в классе, которым руководит авторитарный педагог, псевдо интеллигентен. Для его мимики характерно преобладание хмурого, колючего взгляда, часто в выражении лица можно прочесть недовольства, снобизм или преувеличенное самомнение. В его жестах чувствуется властная нетерпимость к мнению оппонента. Авторитетный педагог может накричать на детей, может грубо оборвать неверный ответ ученика. Организует деятельность в приказном тоне, часто употребляя при этом категоричные высказывания. У него за частую бывает скандированная речь.
Для либерального стиля С17 педагогического взаимодействия в большей мере характерно уважительность и в меньшей степени требовательное отношение к учащимся. Авторитетом среди детей такой учитель не пользуется, так как школьники чувствуют его психологическую слабость; он не последователен в своих действиях, разбросан, часто свои требования не доводит до логического завершения.
Дисциплина на уроках такого учителя плохая, в классе шумно, дети не слушают объяснений. Либеральный стиль также имеет негативные последствия. Часто школьники выражают недовольство и протест против такого стиля классного руководства, поскольку в конечном итоге мнимая свобода, изматывающее действует на самих детей. Мимика либерального педагога часто выражает добродушие, но вместе с тем некоторую нервозность. Его поза свидетельствует о нерешительности, неуверенности в себе.
Антипедагогический стиль взаимодействия С15 с учащимися в практике работы учителя недопустимы. Учитель, который поступает непедагогично, вносит смятение и неуверенность в оценку учащимися своего поведения, разрушает нравственные ценности и познавательные интересы, порождает личностное отчуждения. Такой учитель является социально опасным.
Личностный и профессиональный компоненты педагогического авторитета по-разному значимы для учащихся разного возраста.
Учащиеся младших классов больше обращают внимание на доброту, отзывчивость, вежливость учителя, его костюм, мягкость в обращении с ними и недостаточно требовательны к методическим приёмам и знаниям учителей.
Учащиеся среднего и старшего возрастов оценивают своих учителей с точки зрения особенности их характера ( прямота, требовательность, чуткость, отзывчивость по отношению к учащимся, правдивость и т.д.), знание своего предмета, педагогического мастерства и общественной активности. Авторитетом пользуются в этих классах такой учитель, который вооружает учащихся глубокими и прочными знаниями.
В июне на сайте http://lavushenko.ru запустили проект под названием «Создай идеал»! Перед посетителями сайта была поставлена интересная задача – создать портрет идеального учителя.
В результате проекта ожидали получить нечто необычное, потому, что у каждого из нас на основе собственного опыта или представлений из фильмов и книг сложился собственный образ идеального учителя.
Но, к нашему удивлению, портрет «идеального учителя» получился вполне реальным. Ознакомившись с ним, вы убедитесь, что образу идеального учителя соответствуют многие наши учителя.
Итак, обратимся к описанию идеального учителя. По мнению большинства опрошенных (62%) идеальный учитель – это женщина. Возраст – средний (от 30 до 40 лет). Что касается внешних данных, то учительница должна быть среднего роста с достаточно спокойным голосом – ни тихим и ни громким. В одежде отдает предпочтение деловым костюмам. Прическа – классическая, очки не носит.
Самыми главными личностными качествами идеального учителя оказались: справедливость, понимание, отзывчивость, хорошее чувство юмора и, как ни удивительно, требовательность.
Идеальный учитель должен уметь интересно рассказывать, владеть компьютером и быть достаточно спортивным.
В художественной литературе и музыке отдает предпочтение классике.
Большинство участников опроса пришли к мнению, что идеальный учитель должен «задавать на дом» обычное количество заданий – ни много и ни мало.
Итак, наверное, вы узнали в этом портрете многих своих учителей!
На основе самых непопулярных ответов мы составили образ антипода идеального учителя. И вот что у нас получилось.
Неидеальный учитель – это мужчина старше 50 лет, низкого роста, с тихим голосом и в очках. Стиль одежды – ретро. Прическа – авангардная. Что касается его личностных качеств: он скромный, ироничный, равнодушный, и в то же время с выраженным стремлением подчинять учеников своей воле.
Как ни странно, согласно выбору участников опроса «неидеальный учитель» вообще не задает работу на дом. Его увлечения – кулинария и вышивание. В чтении отдает предпочтение комиксам, а музыку вообще не любит.
Перечисленные компоненты - обязательные составные части авторитета педагога. Но для того чтобы в сумме оказался желаемый результат, не достаточно просто механического их сложения. Для этого они должны быть освещены индивидуальным творчеством учителя. Каждый педагог должен сам на практике подобрать свой собственный ключик к сердцам своих учеников и уже с их помощью решить для себя загадку авторитета.
Вот какие выводы можно сделать на основе анализа мнения интернет-сообщества.
- Положение учителя -- это постоянный искус, испытание властью.
- В бюрократически организованной системе образования учитель является, прежде всего, государственным служащим, чиновником. Его главная задача -- не допускать каких-либо происшествий и отклонений от официально принятых мнений. В интересах собственного самосохранения учитель вынужден подавлять самостоятельность учеников, требуя, чтобы они говорили не то, что думают, а то, что положено. Причем ему очень легко убедить себя в том, что он действует так в интересах самих ребят, страхуя их от будущих неприятностей.
- Для подавления самостоятельной мысли используются и отметки, и характеристики, и манипулирование мнением соучеников, и давление на родителей.
- Учитель, как и 80 лет назад, должен быть широкообразованным, добрым, чутким, интеллигентным, красивым, хорошим психологом. Причем, в век информации, когда есть телевизор, сотовые телефоны, компьютеры, Интернет, и уже подавляющему большинству учеников не стоит труда этой информацией обладать, к уровню образованности учителя предъявляются еще более высокие требования. То есть в идеальном сознании образ учителя - это образ какого-то универсального человека.
- Идеальный учитель никогда не самый яркий. Он вообще не должен быть ярким, ибо он только передает через себя послание ученику. И послание это - не только сумма знаний, но в первую очередь отношение к миру, к людям, к стране, к жизни в коллективе.
- Для школьной системы идеальный учитель - это человек, который может влиться в педагогический коллектив, не будет конфликтовать в нем, буде смиренно заполнять все документы, участвовать в необходимых собраниях, проходить - опять-таки смиренно - все курсы повышения квалификации, и прочие мероприятия вышестоящих органов…
- У которого в классе не будет громких происшествий, а дети будут с удовольствием идти на его урок и без стрессов выходить после него… В идеале, этот идеальный учитель замечает несколько учеников, которые могут глубоко освоить предмет и тренирует их для участия и хороших результатов в предметных олимпиадах. Через некоторое количество лет этот идеальный учитель получит высшую категорию, и будет иметь право рассказать о своей «уникальной методике», о наработках… Но лучше снова не идти на конфликты и не высовываться. Уж лучше его выбирают, чем - он доказывает. В этой ситуации лучше бы всё-таки сказать правду: это не идеальный, а удобный учитель.
- Идеальный учитель не может быть вообще, он может быть для конкретного человека. И для каждого человека образ этот различен, причем различается этот образ и в разные периоды жизни отдельного человека. И все же. Идеальный учитель - это такое .. существо, которое в нужный момент дает толчок к развитию, это то, что пробуждает спящего к бодрствованию, кто заставляет быть внимательным, активным, живым. Почему в определении написано «существо»? Потому что воин может учиться у журавля и у сосны, у змеи и у кошки… И, проникая в суть, постигая своего «учителя», воин, т.е. живой человек, не спящий, а бодрствующий, постигающий, приобретает необходимое для жизни свойство.
- Идеальный учитель понимает, что он не вставит ученику свои мозги и не проживет за ученика его жизнь, а потому доблесть учителя - сделать ученика самостоятельным, ответственным, устойчивым к жизненным испытаниям (и невзгодам, и славе, удаче). Именно это, а не сумма знаний, является квинтэссенцией настоящего учителя. Умение передать сумму знаний - это необходимое, но недостаточное условие, чтобы считаться идеальным учителем.
- Идеальный учитель пробуждает в ребенке ученика, а потом растит из него себе собеседника. Потому, если у родителя и учителя не совпадают координаты, учитель невольно отдаляет ребенка от семейных идеалов. В этом трагедия как учителя, так и родителей.
- Идеальному учителю интересен процесс. Он не озабочен промежуточными результатами. Ему интересны изменения ребенка, и учитель удивляется и радуется этим изменениям. Ребенок доверяет тому, что он действительно интересен учителю.
- Идеальный учитель никогда не репетитор. Идеальному учителю интересно формирование души ребенка, образа. Он, учитель, догадывается, что каждому человеку даны те или иные обстоятельства жизни - родители, материальная обеспеченность, интеллектуальные способности, склонность к сочувствию или к лидерству.
- В конце концов, смысл человеческой жизни - постичь себя, прийти к своей сердцевине, открыть себя Божественному свету. Смысл жизни - трудиться не ради хлеба насущного, а ради своего совершенствования. Поскольку, если будешь совершенным, то будет и хлеб! И идеальный учитель никогда не ставит перед ребенком ложных целей, но дает то, что нужно ему в его возрасте, а потом - устраняется, чтобы человек шел дальше, находя новые горизонты и новых учителей.
- И еще - идеальный учитель - он же идеальный ученик, и он уважает в ученике своего учителя, т.к. любой, встретившийся в жизни, может быть учителем, хотя нам это так приятно не замечать…
- Как в капле росы отражается весь мир, так в учителе должна отражаться вся культура. Каждый учитель должен нести в себе всё богатство культуры, как любой кусочек голограммы хранит информацию о целом. Только тогда учитель получает право стать образцом, матрицей, передающей «эстафету знаний, культуры».
- Учитель должен много знать и не только свой предмет, он должен быть компетентным во многих областях. Конечно, биолог, например, имеет право не разбираться в технике, но не имеет, на мой взгляд, право не разбираться в современной литературе или, допустим, не знать Нобелевских лауреатов последних лет. Маленькие почемучки и почти взрослые старшеклассники именно к эрудированному учителю обратятся с волнующим их вопросом. И они должны получить точный ответ. Или, например, услышать такие слова: «Я не могу тебе сейчас сказать, но через некоторое время, я тебе обязательно отвечу». И ответить нужно обязательно. Потому что хороший учитель всегда сдержит данное слово, уважает себя и ученика.
- … у мы опустим в наших рассуждениях необходимость материальной базы, о которой должно заботиться государство, а значит - министерство образования, его низшие подразделения, в том числе упр обр и директор, а также гражданское общество, в том числе спонсоры и меценаты. Дело учителя - учить, а дело общества - дать учителю достойные средства к существованию.
Учитель - это призвание, учительство - это служение, а не работа. Потому учитель должен работать не ради заработка, не для выживания или пропитания, а для исполнения своей миссии на земле. Потому идеальный учитель - это такой, для которого учительство - смысл жизни. Его высшая корысть - быть востребованным, желать и уметь отдаваться процессу, не ожидая ничего взамен. Это альтруизм в абсолютном значении
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новогодний КВН "ИДЕАЛЬНЫЙ УЧИТЕЛЬ"
Новогодний КВН для учащихся 8 класса. Тема "Идеальный учитель"....
Имидж современного учителя. Какой он?
Глубокие изменения, происходящие в общественной структуре, экономических, социальных и культурных процессах, модернизация образования предъявляют новые требования к качеству подготовки будущего ...
План-конспект урока английского языка "An Ideal Family. What\'s it like?" ("Идеальная семья. Какая она?")
Урок по теме "Семья " для 7-9 классов. На уроке совершенствуется монологическая и диалогическая речь, а также развивается умение письменной речи по теме "Семья"....
Этическое занятие "Любимой учитель. Какой он?"
Этическое занятие (классный час) с учащимися "Любимый учитель. Какой он?"...
Эффективный учитель - какой он?
Памятка для учителя, о способах эффективного общения...
"Идеальное государство: каким мы его представляем "
laquo; ИДЕАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО:КАКИМ МЫ ЕГО ПРЕДСТАВЛЯЕМ? »"AN IDEAL STATE, AS WE UNDERSTAND IT" ЦЕЛИ УРОКА:1. Расширить и угл...
"Портрет идеального учителя"
quot;Портрет идеального учителя"Мастер класс...