В помощь воспитателю ГПД
методическая разработка по теме

Загудаева Татьяна Владимировна

Конфликтология - один из разделов психологии. В наше непростое время  мы все чаще отмечаем возрастание ожесточения у детей. Агрессия является защитной формой поведения, которая характеризуется насыщенностью отрицательных эмоций. Нам часто приходится сталкиваться с конфликтами между учениками. И задача педагога помочь  разрешить, а лучше предотвратить конфликт.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           

                                                                             Загудаева Т.В. воспитатель ГПД

                                         Г. Дзержинский

                   Конфликты

    методы профилактики и разрешения конфликтных                                             ситуаций  в образовательной среде

                                                                                 2012г.

           

                        Содержание

  1. Характеристики конфликтного поведения.
  2. Особенности конфликтного поведения. Стратегии, тактики, стили
  3. Защитное поведение во время конфликта.
  4. Эмоциональные факторы в конфликте.
  5. Разрешение конфликта.
  6. Урегулирование и профилактика конфликта.
  7. Причины проявления детской тревожности и способы нейтрализации.
  8. Причины проявления агрессии и методы ее снятия.

         

  Конфликтные явления – это основа жизни всего существующего в этом мире. Конфликт – сложное одновременное и совместное действие противоборствующих сторон. Так как в конфликте участвуют люди, то возникновение, развитие и завершение  конфликта будет зависеть от индивидуальных  личностных особенностей каждого участника конфликта.

   З.Фрейд отмечает, что человек конфликтен по своей природе и главную роль в его конфликтности играют инстинкты.

   В моменты общественных катаклизмов мы все чаще отмечаем возрастание ожесточения, зависти и нетерпимости друг к другу. Это связано с перестройкой системы запретов, воспитания, строгого соблюдения законов, что приводит к проявлению низменных инстинктов и к агрессивности.

  Агрессия – защитная форма поведения, которая характеризуется насыщенностью отрицательных эмоций, усилением деструктивных воздействий, демонстрацией превосходства. Административными методами данную проблему не решить.

  Сейчас, как никогда, имеет большое значение с детских лет воспитывать вежливый подход к окружающим, доброжелательное отношение к людям. Для этого педагогу необходимо хорошо владеть умениями и навыками предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций.

  Чаще всего приходится сталкиваться с конфликтами между учениками. Это так называемые конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух лидеров. А конфликтное поведение – результат наущения агрессивным моделям поведения, прежде всего в семье. И ребенок воспитывается по образцам, которые он воспринимает сам. Конфликтное поведение состоит из противоположно направленных действий участников конфликта, из взаимных реакций, направленных на защиту своих интересов. И особую роль в возникновении конфликтного поведения играет реакция участников.

  Рассмотрим конфликтное поведение учениц 6 класса нашей гимназии. В нашем случае необходимо различать прямых участников конфликта – это две ученицы. Их можно назвать противоборствующие стороны. Одна из девочек, начавшая конфликт, является инициатором. К ее личностным особенностям можно отнести:

  - расхождение самооценки и оценки окружающих;

  - отсутствие умений совместной деятельности;

  - некоммуникабельность, чрезмерная принципиальность;

  - различные мотивы деятельности и цели;

  - борьба за лидерство среди подруг;

  - отсутствие умений соотносить себя с другими.

  По направленности ее реакция на конфликтное взаимодействие является экстрапунитивной, т. е. она ищет причину возникшей проблемы в поведении других учеников чаще конкретной ученицы, которую считает своей соперницей в лидерстве среди одноклассников.

 

 По типу реагирования – самозащитной с активной защитой «образа Я». Всегда виноват кто-то: одноклассники, которые не поддерживают, подружки.

  По форме – борьба с партнером различными приемами давления направленными на усиление собственной позиции. Здесь все средства хороши.

 У второй  поведение состоит из противоположно направленных действий. Девочка коммуникабельна, желающая помочь всем и каждому, работает не за оценку, а за идею. У нее все в друзьях. Девиз: «В этом мире все преодолимо».          Частые конфликтные взаимодействия вырабатывают определенный способ реагирования, что определяет стратегию, тактику и стиль поведения. Выбор, которого осуществляется помимо воли и желания. Но ребенок выбирает ту манеру поведения (стратегию), которую считает наиболее эффективной. В данном случае это соперничающая. Ученица навязывает другой стороне предпочтительное для себя решение, то есть ориентация на собственные интересы в ущерб другой. И это прослеживается во всем: учить правильно, как я учу; одеваться лучше вот так; дружить надо только с этими, а не с теми. Используются силы и возможности других учеников для достижения своих целей.

  Любая стратегия реализуется посредством тактик. Тактика – совокупность приемов и средств воздействия на оппонента. Тактика может меняться в  зависимости от эффективности. Это давление, т. е. стимуляция отрицательной реакции у партнера, формирование чувства вины; метод рационального убеждения – используя факты и логику; «преднамеренный обман» - неполное раскрытие фактов или говоря от имени других ребят и представляя фальшивые факты; «психологическая война» - создание дискомфорта, провоцирование эмоциональных расстройств. Когда и это не помогло, начались оскорбления, неприятные замечания, «душевный разговор» с общими друзьями на тему: «Вот какая К.П. плохая». Ученице характерна деструктивная модель поведения, она нарушает этику общения, принижает партнера.

 К  стилям поведения можно отнести психозащитный – характеризующийся повышенной тревожностью, чувственностью к неудачам в общении, эмоциональной ранимостью. А так же самоутверждающий стиль, который характеризуется направленностью на обесценивание поведения партнера, с целью вывести его из состояния равновесия и навязать свою волю. Эти два стиля переплетаются, их невозможно отделить друг от друга. Все это наносит психологический ущерб и приводит к психоэмоциональному расстройству партнера.

   Часто во время конфликта рассматривается защитное поведение. Оно характеризуется тем, что в ходе взаимодействия ребенок не может контролировать ситуацию и собственные психологические процессы. В результате усиливается негативное эмоциональное состояние. Защитное поведение характерно для детей имеющих внутриличностные конфликты. К защитному я бы отнесла проекцию «обвини это» - перенос собственных мотивов поведения, причин неудач на

других. Ребенок не хочет признаваться сам себе в своих промахах, а приписывает их другим. Если что не получается, то виноват кто-то. Написала плохо контрольную – мне помешали; не сделала какую-то работу – меня отвлекли. Замещение «на что-то заменяющее это» т.е. перенос недовольства на другого ученика.

  В любом случае защитного поведения ребенок направляет усилия на снятие психологического напряжения, а не на анализ своих психологических особенностей. Поэтому психологическая защита конструктивна только временно.

    К конструктивному поведению  нашей ученицы относится:

 - адекватное отражение конфликта «иллюзия собственного благородства» - выбирается только то, с чем согласна, убеждена в своей правоте и считает, что все остальные на нее нападают;

 - «поиск соломинки в глазу другого» - видит чужие недостатки, и при этом не замечает свои;

 - «двойная этика» - я не наговариваю на тебя, а вот ты…. Хотя действуют во многом одинаково;

- «все ясно» - но ведь так все делают и думают.

  Каждая из сторон приносит в конфликт собственную, часто не осознанную  совокупность эмоций и стрессов, среди которых обида, вина, неуверенность в себе, комплексы и амбиции. Энергия эмоции осуществляет переходы по всем уровням реагирования. Эмоции утоляют в гневе, преувеличении, обвинении. Большая часть конфликтов происходит на эмоциональной основе.  Эмоции определяют манеру поведения в конфликте, регулируют психо-функциональное состояние ребенка, обозначают «слабые места» в структуре внутреннего мира. Конфликтные эмоции влияют на познавательную сферу, при этом возникает необоснованная тревога, восприятие сужается до объекта претензий, вспоминаются прошлые обиды.

В нашем случае определяющей эмоцией является зависть. Завидуем манере общения с друзьями, способности находить выход из ситуации и т.д.

  Накапливание отрицательных эмоций приводит к «замыканию» в своих внутренних переживаниях. Конфликтное состояние характеризуется неконтролируемыми инграммами, повышающими тревожность, неуверенность. Любой посыл со стороны «противника» воспринимается негативно. Это приводит к самозамыканию на собственных переживаниях, ограничению в общении с другими ребятами, драматизации происходящего.

  Психологические причины такого состояния чаще всего возникают при психотравмирующих обстоятельствах в детстве, и ребенок в процессе индивидуального развития приобретает определенные стереотипы эмоционального поведения.

   Любой конфликт будет продолжаться до тех пор, пока не появятся условия его прекращения. Способы разрешения конфликта направлены на изменение

конфликтной ситуации и ее завершение. Существует ряд условий, при которых конфликт исчерпает себя, а эмоции обогатят жизнь ребенка.

Разрешение конфликта – это совместная деятельность его участников, направленная на решение проблем, нахождение приемлемого решения для обеих сторон. Оно может быть полным – конфликт завершен. А может быть частичным, т.е. перейти на другой уровень.

  Для успешного разрешения конфликтной ситуации полезно придерживаться следующих правил эмоционального поведения:

 - отрицательным эмоциям нельзя ни потакать, ни поощрять;

 - необходимо помочь ребенку эмоциями управлять, снизить накал эмоций  посредством перехода на более умеренные варианты их проявления (возмущение – несогласие, злость – недоверие и т.д.);

 - учить использовать эмоцию адекватную ситуациям, что бы она ни противоречила ожиданиям других, но и удовлетворяла желанию ребенка;

 - устранять утрированные эмоции («именно так и есть», «я знаю это давно»), не быть категоричной, уметь идти на компромисс;

 - сдерживать эмоции, переключая внимание на интересное увлекательное для ребенка дело;

 - проявлять способность к сопереживанию, уважать одноклассников, быть готовой к сотрудничеству;

 - не преувеличивать значимость проблемы, право на ошибку имеют обе стороны. «В этом мире можно все преодолеть если захочешь»;

 - эмоциональным поведением можно управлять при помощи вопросов, которые задают ребенку («А почему он (или ты) поступил именно так?»);

 - иногда быстрее и эффективнее добьешься результата, если умеешь красиво молчать и делать вовремя паузы, чем криком и обвинениями;

 - прежде чем отреагировать на полученную информацию, уточните, правильно ли вы ее поняли.

Сдерживайте эмоции – это проявление воспитанности и хороших манер. 

  Задача урегулирования – недопущение агрессивных действий конфликтующих сторон друг к другу, выработка взаимоприемлемых договоренностей, обеспечивающих мирное сосуществование. С девочками проводились переговоры, они должны были признать сам факт конфликта. Объяснили, что каждая девочка сама по себе неповторима, индивидуальна, имеет право на свое мнение.  Выяснили причины конфликта; вспомнили, какие отношения связывали их раньше, до конфликта; определили вклад каждой в конфликт; определили отношение к конфликту одноклассников; попытались найти оптимальные способы разрешения конфликтной ситуации; определили, что в ситуации конфликта односторонней вины не бывает. Пришлось прибегнуть к помощи подруг, это оказалось весьма эффективным инструментом в урегулировании.

Какую помощь можно было оказать для преодоления конфликта:

 - раскрыть причины конфликта;

 - не допустить перехода в длительный конфликт;

 - завладеть ситуацией, использовать ее познавательные и познавательные стороны;

 - найти пути предупреждения или погашения;

 - поддерживать обе стороны, выслушивать мнение каждого участника конфликта;

 - искать компромисс.

  Профилактика конфликта – это своевременное распознание, ослабление, устранение конфликтных факторов. Это такая организация жизнедеятельности детей, которая исключает или сводит на минимум вероятность возникновения конфликта между ними. Проводится работа по снижению напряжения, при этом учитывается и анализируется все, что может вызвать конфликт. Слово, действие, бездействие. Основные конфликтогены это оскорбления, эгоизм, неконструктивная критика, ложь. В ответ надо применять повышение психологической культуры и образования. Профилактика конфликта представляет собой воздействие нате социально- психологические явления, которые могут стать причиной будущего конфликта.

  Для профилактики негативных конфликтных явлений в жизни подростка, важно знать и учитывать проблемы этого возраста, принимать все проявления внутренних состояний с анализом и поиском выхода из подобных ситуации.

  На первом уровне это снятие заблокированных эмоций путем усиления двигательной и психической активности. Это может быть дыхательная гимнастика, регулирующая тонус нервной системы; катарсис – способ освобождения от отрицательных переживаний; слезы тоже помогают освободиться от негатива. Затем провести самоанализ с полным отчетом перед собой. Тем самым снизить эмоциональный заряд, который может нейтрализовать энергетическую бессознательную сторону эмоции. Рациональным убеждением показать, что любую ситуацию можно разрешить. Отрицательные отношения проанализировать и попробовать перевести в ситуацию положительных. Важно игнорировать негатив и работать над позитивом.

  Внушение позитивных мыслей необходимо делать периодически, можно чередовать их с дыхательными упражнениями. И наконец, надо пересмотреть мотивационную сферу конфликта, скорее всего причина не так уж и серьезна. Подумать первоначальной причиной раздражения была реальная или воображаемая обида.

  В ситуации раздражения необходимо вовремя сказать себе «СТОП». Можно написать амортизирующее письмо обидчику, но не отправлять его, а перечитать позже и посмотреть остались ли прежние обиды или нет.

   В ситуации гнева задать себе вопрос: «почему я гневаюсь?».

   Постараться обрести самоконтроль, дать установку «ХВАТИТ».

   Свои претензии выражать, как можно спокойнее и обдумано.

 

 

  Держать дистанцию.

   Уметь извиниться за то, что утратили контроль над собой.

   Уметь взять необдуманные слова обратно.

  Если ребенок не может сам справится с ситуацией, родители должны помочь, но сделать это надо правильно. Взрослые должны быть готовы к принятию всей палитры потребностей ребенка, поскольку в этот период проявляется максимум возможностей внутреннего мира человека. Важно поощрять успехи ребенка, даже если они незначительны, а ошибки обсуждать наедине. Формировать у ребенка способность воспринимать неудачи, как повод для дальнейшего развития, ровно относится ко всем детям. Главное быть последовательным.

  В любой ситуации необходимо постараться справится с настоящими причинами конфликта, со своими амбициями и обидами. Надо уметь сделать шаг навстречу. Не считать это проигрышем. Это победа и прежде всего победа над собой.

                       Уступишь в малом, выиграешь в основном!

Причины появления детской тревожности и способы её нейтрализации

  В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.

Школьная тревожность – это самое широкое понятие, выражающееся волнением, беспокойством в учебных ситуациях, в отрицательной оценке со стороны педагогов и сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, не уверен в себе.

  1. Низкая неустойчивая самооценка «Я ничего не могу».
  2. Повышенная чувствительность (сензитивность).
  3. Завышенные требования со стороны родителей и учителей.
  4. Частые упреки, вызывающие чувство вины.

Индивидуальные особенности, специфика внутреннего мира (впечатлительность, восприимчивость).

  Тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в ситуации внутреннего конфликта. Способы нейтрализации целесообразно проводить по трем направлениям:

    - повышать самооценку ребенка;

    - обучать способам снятия эмоционального и мышечного напряжения;

    - отрабатывать навыки владения собой.

 Способы нейтрализации:

  1. Необходимо чаще называть ребенка пол имени, хвалить за успехи. Сравнивать результаты работы вчера – сегодня. При общении установить визуальный контакт «глаза в глаза». Проводить беседы группой, во время которых остальные дети говорят о своих недостатках, что помогает осознать, что у других ребят тоже есть проблемы.

  1. Использовать различные игры позволяющие расслабиться. Это могут быть различные техники рисования, лепки и т.д.

Всевозможные ролевые игры. Боится отвечать у доски, проиграем именно эту ситуацию. Игры с куклами у младших школьников, где куклы исполняют роли людей.

                  Причины проявления агрессии и методы ее снятия

  Агрессия – защитная форма поведения ребенка. Существует порог уровня напряжения – толерантность к фрустрации. Повышение этого личностного порога и приводит у агрессии.

Причины появления агрессии у детей в возрасте от 6 до 11 лет могут стать:

  1. Характер семейного воспитания

- неадекватное восприятие взрослыми ребенка;

  - несовпадение ожиданий взрослых и возможностей ребенка.

  1. Проблемы внутреннего мира

  - чрезмерная открытость, негативное воспринимается легче;

  - внушенная взрослыми заниженная самооценка;

  - реагирование на трудности;

  - отсутствие осознанного принятия норм и правил общества;

- привлечение внимания.

  1. Травмирующее воздействие взрослых.

- подавление активности ребенка;

- чрезмерная опека;

- чрезмерное выражение отрицательных эмоций;

- несправедливая критика, жесткий контроль со стороны взрослого.

  1. Школьная дезадаптация.

- конфликт со сверстниками;

- повышенный уровень тревожности.

Для профилактики важно: поощрять успехи ребенка, а ошибки критиковать наедине, ровно относится ко всем детям.

Методы снятия:

  1. Комкать и рвать бумагу.
  2. Кричать, топать ногами.
  3. Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу.
  4. Посчитать до десяти.
  5. Спортивные игры, любая смена деятельности.

 Физическая агрессия по отношению к окружающим – желание самоутвердиться. Это и защита, и безвыходность, и несдержанность.

 Снять её можно теми же методами, что и обычную агрессию. А можно добавить физические упражнения: колотить боксерскую грушу, бросать дротики, мячики в цель и т.д.

                                 

                            Литература

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И.    «Конфликтология»
  2. Бойко В.В.                                  «Энергия эмоций в общении».
  3. Гришина Н.В.                             «Психология конфликта»
  4. Кляйн М.                                     «Зависть и благодарность»
  5. Линденфилд Г.                           «Как справиться с гневом»
  6. Мелибруда Е.Я.                          «Я – ТЫ – МЫ»
  7. Скотт Д.Г.                                    «Конфликты. Пути их преодоления»
  8. Юнг К.Г.                                      «Конфликты детской души»


Предварительный просмотр:

 

             Самоподготовка в группе продленного дня.

 

   Организуя работу учащихся в группе продленного дня, главное создать необходимые условия для занятий самоподготовкой с целью качественного выполнения домашних заданий. В процессе организации самоподготовки воспитателем должны учитываться следующие факторы:

- уровень подготовленности учащихся по данному предмету,

- индивидуальные и психологические особенности каждого ученика,

- круг его интересов и склонностей.

  Необходимо реализовывать принцип личностно-ориентированного подхода. От того, насколько продумано и четко начнется самоподготовка, зависит и результат работы, организация учащихся во время самоподготовки.

  Самоподготовка начинается со знакомства с содержанием задания, выясняются возможные затруднения. Воспитатель предусматривает, чем будут заниматься дети, которые раньше закончат выполнение заданий, как будут подводиться итоги.

  Самоподготовка организуется в два этапа: сначала чтение (15-20 мин.), затем перерыв (5мин) заполненный игрой, потом занятие математикой и русским.

Здесь реализуются все возможности ученика. Контролирующую функцию воспитатель проводит путем фронтального комментирования проверки выполненной работы, анализа результатов выполнения взаимопроверки.

  В резерве педагога обязательно должны иметь место различные стимуляторы, обеспечивающие ситуации успеха при выполнении самоподготовки детьми. Это и экран успеваемости, и журнал учета проведения самоподготовки, поощрительные записи в дневник, вручение «значков» символов

                        Самому внимательному,

                        Самому дисциплинированному,

                        Самому аккуратному.

  Самостоятельная учебная работа в ГПД преследует цель выработки навыков самообразования, самовоспитания и призвана способствовать всестороннему развитию личности учащегося. У учеников при этом возникают новые возможности в развитии и формировании положительного отношения к учебе, устойчивых интересов и навыков для самостоятельной работы. Воспитатель ГПД во время самоподготовки поддерживает нужный для самостоятельной работы порядок и обеспечивает успешное выполнение заданий.

  Большое внимание при организации самоподготовки уделяется тем мероприятиям, которые снижают перегрузу детей. Наиважнейшим моментом при приучении школьников к систематической подготовке домашних заданий в условиях группы продленного дня является обучение их экономии времени и сил. Самостоятельная работа учащихся во время самоподготовки способствует

формированию умений и навыков по применению знаний полученных на уроке. Особую сложность представляет организация личной работы учащихся, которым необходима помощь воспитателя.

   Его задача – построить процесс, который способствовал бы усвоению школьниками методов организации самостоятельной работы по выполнению домашнего задания.

  Нужно рекомендовать учащимся выполнять более трудные задания в начале самоподготовки. Однообразная работа вызывает быструю утомляемость, а переход от одного вида к другому поддерживает работоспособность на относительно высоком уровне более длительный период.

   Эффективность умственного труда учащихся во многом зависит от соблюдения порядка на рабочем столе. Лишние ненужные вещи мешают работать, отвлекают.

  Учитель, излагая задание на уроке, программирует успешность его выполнения на самоподготовке, успех которой зависит от качества, проведенного на уроке закрепления.

                                 

                     Образовательные функции самоподготовки:

     1. Информационная – заключается в организации качественного

         закрепления и повторения системы знаний, полученных на уроках.

     2. Развивающая – служит задачам развития познавательных интересов  

         учащихся. В процессе самоподготовки развиваются внимание, память,

         мышление и речь детей.

     3. Конструктивная – способствует появлению навыков планирования своей

         учебной работы, распределения сил и соразмерения возможностей.  

     4. Коммуникативная – заключается в формировании правильного отноше-

         ния к знаниям как опыту предыдущих поколений.                                              

     5. Творческая – пробуждается потребность в творческом самовыражении.

                        Воспитательные функции:

  1. Гигиеническая – способствует усвоению навыков гигиены умственного

Труда.

  1. Мотивационная – формирует потребность в учебной деятельности,

Стремление применять полученные знания на практике.

  1. Формирующая – способствует настойчивому и последовательному

формированию положительных черт характера, жизненно важных качеств личности.

  1. Организационная – проявляется в создании обстановки, необходимой для

возникновения рабочей атмосферы, побуждающей к выполнению домашних заданий.

Важной обязанностью воспитателя является создание санитарно- гигиенических условий для самостоятельной работы.

За 10 минут до её начала, класс проветривается, проходит влажная уборка. Постоянное и организованное выполнение заданий, осуществляется в один и тот же промежуток времени, что благоприятно воздействует на формирование привычки готовить уроки.

 Состояние учащихся на самоподготовке

                 Характеристика состояния

Активно-самостоятельное

Не требует никакого вмешательства воспитателя, т.к. ученик хорошо понимает поставленные перед ним задачи, видит пути их решения.

Зависимо-самостоятельное

Возникает тогда, когда ученик действует самостоятельно, но с оглядкой на воспитателя. Ставит свою работу в зависимость от оценки воспитателя. Присутствует элемент неуверенности.

Принудительно-исполнительское

Проявляется в группе, которая действует под руководством и контролем воспитателя. Он указывает и пути и средства решения задачи. Учащиеся не проявляют особой заинтересованности в работе.

Бесконтрольно-исполнительское

Ученики стремятся формальной исполнительностью скрыть свое нежелание трудиться. Это состояние временное, нельзя допускать, что бы оно длилось долго.

Самопроизвольное

«Хочу – учу, не хочу – не учу». «Легко – сделаю, трудно – не буду». Потребуется длительная работа по искоренению склонности ребенка заниматься делом лишь в соответствии с собственными желаниями.

            Этапы самоподготовки:

- подготовка детей к работе;

- самостоятельное изучение материала;

- самоконтроль и самооценка;

- заключительный педагогический контроль.

Самоподготовка – это не урок. Она содержит в себе самообразовательные начала и характеризуется самостоятельными учебными действиями учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

в помощь воспитателю

тестироания и анкетирования для детей и их родителей...

Буклет-воспитателям "Дом без насилия" - в помощь воспитателям

ИТАК, УВАЖАЕМЫЕ ВОСПИТАТЕЛИ: Насилия над ребенком в семье быть не должно, но это не говорит о полной безнаказанности ребенка и о том, что он может делать все, что ему заблагорассудится. Ребенок д...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУПП "ЛЭПБУК В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ"

ПРЕДСТАВЛЯЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИЮ МАСТЕР-КЛАССА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУПП ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ "ЛЭПБУК В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ" - ДВЕ ЧАСТИ. В ДАННОМ МАТЕРИАЛЕ РАСКРЫТЫ ЗНАЧЕНИЕ И ВИД...

Игры и упражнения на развитие фонетико-фонематического слуха у дошкольников. 2 младшая группа (в помощь воспитателям)

Работать над произносительной стороной речи ребенка необходимо с раннего дошкольного возраста, перенос этого процесса на старший возраст не приносит желаемых результатов.Предлагаемые конспекты занятий...

Игры и упражнения на развитие фонетико-фонематического слуха у дошкольников. Средняя группа. (в помощь воспитателю)

   Работать над произносительной стороной речи ребенка необходимо с раннего дошкольного возраста, перенос этого процесса на старший возраст не приносит желаемых результатов.  ...

В помощь воспитателям, кл. руководителям

Подбор диагностического материала  для проведения диагностики в воспитательной работе с воспитанниками школы...

Рекомендации к написанию характеристик воспитанников Омского СУВУ (в помощь воспитателям)

В данной разработке предстпвлен перечень различных положительных и отрицательных качеств личности и характера обучающихся, котрыые можно использовать при составлении педагогической характеристики...