Учитель как ученик.Эссе
статья на тему
Учитель - профессионал? Что вкладывают в это понятие сам учитель, его собратья по педагогическому цеху, родители учащихся, общественность и сами обучающиеся?Учитель - профессионал? Что вкладывают в это понятие сам учитель, его собратья по педагогическому цеху, родители учащихся, общественность и сами обучающиеся?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchitel_kak_uchenik2.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Громакова Людмила Николаевна, филиал МБОУ Ржаксинской СОШ№1, в селе Лукино, Ржаксинского района Тамбовской области (ljudmilagrmakva@rambler.ru).
Аннотация
Затронуты лишь некоторые аспекты деятельности учителя как ученика, на которые обращал внимание еще чешский мыслитель, педагог Я.А.Каменский: педагог должен учиться: «…пользоваться педагогическим инструментарием, только тогда его работа будет высокорезультативой, а место учителя самым лучшим местом под солнцем».
Час ученичества.
Общеизвестно, что учитель до тех пор имеет право называться учителем, пока учится сам.
Отбросим эмоции и создадим модель объекта Учитель как ученик.
Цель моделирования: Выявить признаки учителя как ученика и влияние степени его обученности на качество учебно- воспитательного процесса (УВП).
Среда существования: школа 21 века.
Стандартный набор системы активных действий этого объекта:
- изучение методической литературы;
- привлечение дополнительных источников;
- изучение опыта коллег;
- составление рабочих программ и программ дополнительного образования и строгое следование программам;
- участие в мастер - классах;
- добровольное вхождение в дистанционное обучение;
- освоение роли сетевого учителя;
- беседа с родителями.
Риски:
- Его Величество Результат может оказаться слишком неутешительным.
- Затраты личного времени неоправданно велики.
Чего не хватает в указанном стандарте, чтобы уменьшить указанные риски?
В динамично меняющейся модели школы учитель просто обязан резко повышать удельный вес теоретических знаний. Это необходимо для преодоления узости эмпирического мышления, которое опирается на чувственное познание. Теоретическое мышление оперирует не представлениями, а понятиями, посредством которых воспроизводится весь УВП и система его связей.
Ряд философов считает, что именно теоретическое мышление является ядром профессионализма, которое формируется в сфере неявных знаний. Профессионал знает, что считать основным при анализе проблемы, у него спонтанно формируются громадные блоки информации, способствующие решению поставленной задачи. «Образованность - школа быстрейших ассоциаций. Ты схватываешь на лету, ты чувствителен к наметкам…»(Мандельштам).
Современному учителю надо быть в какой то мере жонглером, держащем одновременно в полете несколько булав: педагогика, психология, дидактика, технология, методика. И не одну из них ронять нежелательно.
Учителю также как и ученику важно создать условия для успешного обучения. Изобилие учебников, пособий, знакомство с педагогическими технологиями, общение с консультантом – это лишь подручные средства для учителя как ученика. Час ученичества – это, прежде всего, перенятие навыков УЧИТЕЛЯ, схем его мышления, идеалов познания. Поэтому учитель тоже нуждается в хорошем учителе, наставнике. Без «повивального» искусства УЧИТЕЛЯ его ученики лишаются мудрости. «Живое знание» не передается адресату, оно удваивается как новый возгорающийся от свечи огонь, как пробуждение в сознании стремления к пониманию.
Согласно Шелеру, образовательное знание, приобретенное на одном или немногих хороших точных образцах, становится сущностным знанием - правилом созерцания и мерилом опыта.
Учителю необходимо изучать существующие педагогические технологии, чтобы выбрать наиболее близкую ему, его учащимся и тем условиям, в которых она будет функционировать. Только система работы учителя, органически вписанная в систему работы школы, способна дать оптимальный результат в УВП.
Технологии обучения изучены учителями в большей степени, чем технологии воспитания. Наиболее полно дидактический аспект технологии обучения представлен в работах В.П.Беспалько, И.С.Дмитрик. Так под педагогической технологией И.С.Дмитрик понимает, систему педагогических знаний, признанную помочь учителю в решении как стратегических, так и тактических задач, и реализуемую на практике через систему оптимальных действий, производимую учителем и учениками в организованном учебном процессе.
Воспитание как явление, педагогические технологии рассматривают с разных точек зрения: социальной, профессиональной, методической , процессуальной,..
Позиция | Основа | Позиция учителя | Позиция ученика |
социальная | Наличие комплекса ценностей, которые необходимо передать ребенку. | Умение оперировать этими ценностями, в идеале быть их носителем. | Объект, с которым работает специалист по передаче социально значимой информации. |
профессиональная | Опора на личностные качества педагога, а также специальные знания и умения. | Иметь специальные знания, уметь их реализовывать на практике, реализация личностного потенциала. | Объект воздействия профессионала, |
методическая | Выявление пути приобщения воспитанника к культуре. | Организация деятельности детей | Объект по желанию воспитателя, включающийся в предлагаемую деятельность. |
процессуальная | Ведение дневника с описанием моментов прикосновения к личности ребенка | Уметь воздействовать на личность для включения ее в процесс взаимодействия и сотрудничества. | Субъект, который взаимодействует с окружающим миром, проживает и приумножает социально ценностные отношения. |
В индивидуальной карте знаний учителя вероятнее всего, в этой сфере больше всего «белых пятен». Однако нельзя сбрасывать со счетов, что опыт, интуиция, ассоциации играют не последнюю роль в работе учителя.
Чешский педагог Я.А.Каменский(1592-1670) так сформулировал, чему должен учиться педагог: «…пользоваться педагогическим инструментарием, только тогда его работа будет высокорезультативой, а место учителя самым лучшим местом под солнцем». Это не потеряло актуальность и в наше время.
Литература.
- Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. М., 1999.
- Математика в школе, №6, 2000
- Народное образование, №9,1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н
РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...
"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"
КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...
Профессия учителя в поколениях. (или трудно ли быть учителем, если родители – учителя?)
Легко ли быть учителем, если семья учительская?...
Учитель и ученик.Эссе.
Размышления о сути педагогического труда....
Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР
В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...
Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам
Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...
Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»
Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...