Эссе "С высоты моего опыта"
статья по теме
Эта работа представляет размышления об особенностях труда педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭССЕ «С высоты моего опыта»
Учитель… Всего семь букв содержится в этом слове. Но как много оно вмещает в себя! Мягкие «л», «ч» уже заранее предполагают душевную мягкость, твёрдый «т» закладывает уверенность, справедливость, убеждённость и правоту своих действий. Какое нужное слово! Это безграничное трудолюбие, это творческий поиск. Это свет в окне далеко за полночь. Без учителя нет ни одного человека.
Сколько себя помню, всегда хотела быть учителем. Быть учителем, чтобы дарить радость маленьким человечкам, жить их проблемами, готовить к самостоятельной жизни. И вот 43-ий год я иду знакомой дорожкой в любимую школу, в которой и начала свой педагогический путь. Он был разным: с взлётами и падениями, победами и неудачами, улыбкой и слезами. Но неизменным было одно: в школу я шла всегда с удовольствием. Мне хватало месяца, чтобы отдохнуть в отпуске, а дальше – снова в школу, в свой кабинет, на уроки, слышать голоса детей, их крики и смех, размышлять вместе с ними, видеть их глаза, радоваться и огорчаться вместе с ними.
Проблем в школе много. Так всегда было, будет и есть. Какие они сегодня? Вот об этом я и приглашаю вас поразмышлять.
Одна из проблем – это кадры. Какой приходит молодой учитель в школу? Что у него на душе, как он настроен работать с детьми? Каждого из нас в школу привела любовь. Наше поколение пришло сюда по убеждению: любить детей, любить свою профессию, любить своё село – здесь жить и продолжать дело своих любимых учителей, любить свою малую родину, на которой мы живём вместе со своими учениками. Сегодня иная ситуация: в педагогический вуз идут многие из тех выпускников, которые не прошли в выбранный ими вуз. Вполне естественно, что они не горят, придя в школу; а кто-то, желая быть честным, сразу идёт на другую работу. Не привлекает зарплата, ненормированный рабочий день, нет выходных. Мне не раз говорили мои выпускники на вопрос: почему же не стала учителем – не смогу так, как вы целыми днями быть в школе, переживать за учеников, терпеть их нелёгкие характеры. Сегодня многие говорят, что не устраивает зарплата. Да, зарплата мала. Но как жить без огонька, без идеи, без интереса?! И пусть мало опыта, но если есть желание, умение увлечь ученика придёт. Этому способствовали в былые времена в нашей школе педагогические мастерские «Школа молодого учителя», работал клуб «Наставник молодого учителя». Старшие учителя зажигали нас, тогда молодых, своими сердцами – свечами. Они будили в нас источник душевного тепла. На всю жизнь я запомнила ту любовь, уважение к ученику, что исходили от старших коллег. Нина Васильевна Гришанова искренне переживала за своих двоечников, не кричала, не ругала, а терпеливо объясняла, воспитывая внимание, усидчивость. Кириллова Мария Васильевна говорила: «Я беру своих воспитанников вежливостью». Это мне сразу легло на душу, затронуло сердце. И по сей день восхищаюсь этими их качествами. Они отдавали не только свои знания, но и дарили Любовь, Доброту. И хотя сегодня моим старшим коллегам 81 и 92 года, они интересуются школой, её жизнью, а Нина Васильевна говорит, что и по сей день ей снится школа, уроки. Увлечённость переросла в преданность своей профессии. Как стать настоящим учителем – рецептов нет. Но знаю, что надо учиться самой всю жизнь, стремиться к самосовершенствованию. Главной задачей учителя я вижу в том, чтобы помочь своему воспитаннику стать Человеком, посадить в душах такие качества, как порядочность, справедливость, милосердие и сострадание.
В былые времена у учителя было много общественных нагрузок: лекции на предприятиях, политинформации, работа на полях совхозов, концерты (ведь каждый год были смотры художественной самодеятельности, работа в избирательных комиссиях (бесплатно, денег не платили), субботники и воскресники. Шли и выступали с концертами, и работали в поле (убирали картофель, дёргали лён, турнепс), и читали лекции. Сегодня этого нет. Плюс в былых мероприятиях в том, что учитель был на виду: его видели, его слышали. В семидесятые годы школа работала в две смены, и педсоветы проходили вечерами. Длились они порой и до 12 часов ночи. Но никто не возмущался, все терпеливо искали выход по предложенной проблеме, много было выступлений из собственного опыта работы. Все слышали друг друга. И как мне помнится, в центре обсуждений был ученик: как ему помочь, как поставить на путь истинный. Сегодня у нас педсоветы проходят в виде круглого стола, в форме деловой игры. Мы проигрываем ситуации, проблемы и получаем ответ на интересующую нас проблему. Мы её проживаем. Но остаётся какая-то ностальгия по тому далёкому времени: не было «обязаловки», не было равнодушия, жили любовь, живое участие к ученику. Учитель любого предмета ставил во главу своих действий ученика, его интересы. Этому способствовали формы работы по самообразованию. Несколько лет наша школа работала по теме «Межпредметные связи на уроке и во внеклассной работе». Проводились диктанты по терминам…….
В моей жизни было несколько директоров. С каждым я находила взаимопонимание, в каждом чувствовала поддержку. Но интереснее всего оказалось работать с последним директором. Уже имею 40-летний опыт, кажется, владею методикой урока, но Зуева Татьяна Анатольевна не даёт нам засиживаться. Человек увлечённый, она находится в постоянном поиске: новые методики, инновации, поездки на семинары в г.Томск, встречи с другими коллективами. Всё это рождает новый всплеск работоспособности, ведёт к поиску. Помнится, как Татьяна Анатольевна просто заставила нас посещать курсы по овладению работы на компьютере. А я не очень-то и хотела это делать, приговаривая: «Пусть ученики возьмут все те мои знания, что я имею». А сегодня я ей говорю «спасибо»: уроки стали интереснее, мы с учениками не раз становились победителями областных, районных конкурсов, где нужно обязательно представлять презентации, фильмы. И уже без компьютера я не мыслю себя на уроке. К нашему директору можно прийти в кабинет, посоветоваться, поделиться своими болями и проблемами. Самое ценное, что есть в нашем директоре, это Доброта, сочетающаяся с требовательность. А как изменилась школа с её приходом! В рекреациях появились цветы, другим стал цвет стен: мягким, нежным. И делали это мы, учителя, вместе с учениками – сажали цветы, несли горшки, покупали подставки для цветов. И не смущал тот факт, что приходилось работать с тряпкой, землёй, ведром. Все вместе радовались тем изменениям, что произошли в школе. А теперь стараемся это всё сберечь. Именно Директор делает жизнь учителя краше, человечнее. Так что директор – это тоже одна из проблем нашей учительской жизни.
Мы шагнули в 21 век. Есть Интернет, можно слушать лекции «он-лайн». Но профессия учителя остаётся. И думаю я, ничто не заменит учительское слово, которое учит понимать мир, любить его, дорожить прекрасными мгновеньями, быть милосердными к своим друзьям, родным. И как не вспомнить слова: «Сколько надо любви и огня, чтобы слушали, чтобы верили…».
Я учитель русского языка и литературы. Моя работа является особым видом деятельности, в процессе которой формируется внутренний мир человека. Учитель литературы воспитывает гармонически развитую личность, её мировоззрение. В своей работе я много внимания уделяю материалам по краеведению. Несколько лет я занималась литературным краеведением Томской области. Мы изучили историю Томска литературного, к нам в школу приезжали писатели-томичи, писатели из Москвы: Г.М.Марков, В.Кожевников, М.Алигер. Мы совершили с учениками школы №15 лыжный переход в Мазалово, на родину Г.Николаевой. Всё это рождало интерес к книге, желание читать произведения этих писателей. А уж встречи с писателями побуждали к прочтению новых книг, заучиванию стихов. Как встречи с писателями облагораживали учеников, заставляли быть лучше, образованнее. Много провожу уроков по истории села, как и откуда возникли те или иные достопримечательности. Этот вид деятельности побуждает быть наших учеников патриотами своей земли, вникать в историю края, села, знать её. Так рождается патриотизм в душах и сердцах детей. Я люблю ходить в походы, встречать рассветы. Именно в такие моменты происходит родство душ ученика и учителя. Именно здесь раскрывается ребёнок в полной мере. Наша профессия не терпит фальши. Именно в такие моменты рождается то взаимопонимание, к которому стремится настоящий учитель, и ребёнок проникается уважением, доверием к учителю. Всегда старалась воспитать чувство единения, коллективизма в своих учениках.
Моё педагогическое кредо – поднимать ученика вверх, развивать его лучшие качества. Я должна жить с детьми, делить с ними радости и печали, давать настрой на дела, не допускать фальши в отношениях. Главное, к чему я стремлюсь в своей работе классного руководителя, - поверить ученика в себя, помочь ему раскрутить свой потенциал возможностей в учёбе. Думаю, что мне это удаётся. В 2011году мои выпускники сдали ЕГЭ по русскому замечательно: средний балл – 70. Мы радовались, анализировали и сказали, что могли бы и лучше сдать – недостаточно были внимательны. Были классы, где почти половина учеников закончили школу с медалью, в 2010г. – треть учеников. Это радует: дети осознанно получают знания, тянутся к ним. Но одновременно огорчает, что стали меньше читать, читают избранные главы. Время другое. Семья не заинтересована. Много других увлечений и способов познания мира.
В нашей школе «разрешается» ставить «двойки». Но мы, учителя, должны показать, как мы поработали с учеником. Ведём тетрадь сопровождения, в которой записываем, сколько раз позанимались с учеником, какую самостоятельную работу он выполнял дома; обязательной должна быть роспись родителей. За каждую работу выставляется оценка. Эта форма работы стимулирует не только ученика, но и учителя. За годы работы я поняла простую истину: нет безнадёжных детей. Вера в ученика помогает мне справляться с проблемами. Мои ученики – мои соратники, соучастники учебно-воспитательного процесса. Приставка «со» указывает на то, что вместе мы сможем победить и одолеть все преграды. На уроке мы ставим оценки, но закончат дети школу, и оценки выставит жизнь, общество. И это будут оценки за такие нравственные качества души, как совесть, честь, порядочность. И большую роль в воспитании этих качеств отводит учителю общество. Именно эти качества я стараюсь воспитать в своих учениках наряду с закладыванием фундамента знаний. Если учитель не в силах изменить экономические и политические условия, то он может показать своим воспитанникам, что добро и справедливость, честь и благородство во все времена почитались всеми народами, а также пригласить к обсуждению этих проблем, к раздумьям и действиям по поводу формирования нравственности в сердцах своих учеников. Учитель способен убедить детей, что истинное призвание человека – радость творческого труда, сострадание к ближнему, справедливое решение возникающих проблем, жизнь по совести.
Родители и школа – это тоже одна из проблем. Проблема чисто человеческая, проблема взаимоотношений. Если сравнивать отношение родителей к школе лет 30 назад, оно изменилось – и не в лучшую сторону. Много жалоб от родителей на учителя, родитель не вступает в диалог. Вспоминаю себя лет 30 назад, когда я старательно давала советы тем родителям, у которых было по 4-7 детей, и они слушали, соглашались. А ведь опыт у них уже был свой. Сегодня меня это удивляет, восхищает: а ведь слушали и не оспаривали. Нынешний родитель ищет лёгких путей, порой не возникает содружества между родителем и учителем, родители пассивные, инертные. Они не говорят со своим сыном или дочкой о том, зачем отправляют его в школу. Нужны лишь хорошие оценки, а о качестве знаний не задумываются наши родители. К глубокому сожалению, и нынешний ученик не понимает, зачем он пришёл в школу, почему надо стараться учиться хорошо. А ведь это и родительская проблема, и наша, учительская. Ребёнок, выходя из школы, не знает, где он применит свои знания, что его влечёт. Вот тут и должны применить свои усилия, напрячь душу и родитель, и учитель, чтобы помочь ребёнку понять, зачем он пришёл в школу. У ребёнка должна быть высокая цель. Пусть на определённых этапах жизни цель, планы меняются, но целеустремлённость не покидает маленького человека. И тогда не будет ему скучно взрослым ходить на работу, отсиживать часы. Он будет работать во имя своего села, на благо своей страны. Я анализировала эту проблему. Одну из причин я вижу в том, что мы, учителя плохо информируем родителей о деятельности коллектива. Было проведено социальное анкетирование по таким вопросам: 1. Довольны ли родители качеством образования в нашей школе? 80% опрошенных родителей сказали «да».2. Устраивает ли техническое оснащение и оборудование учебно-воспитательного процесса? Почти всех устраивает. 3. Как вы оцениваете отношение учителя к ученику? 40% опрошенных ответили, что не устраивает недоброжелательное отношение учителя к ученику. И опять под руководством директора Зуевой Т.А. работаем над этой проблемой. Она пригласила из г.Томска психологов, которые работали в «Фокус-группе» с учителями, как исправить эту ситуацию, где черпать запас Доброты. Провели родительский Форум. Всё это интересно: станем ли мы ближе: учитель и родитель?
Пятый десяток я иду в школу. Много было раздумий, желаний что-то изменить. Удавалось и не очень. Но неизменно одно – стремиться к совершенству. Поднимать ввысь своего ученика, воспитывать патриотом своей школы, села, страны. Это зависит от личности учителя. Ведь неслучайно я подметила такую особенность в учительской работе: каждый класс похож на своего классного руководителя: внешне, характером действий и поступков, ответственностью. Весь свой арсенал знаний, опыт должен быть направлен на ученика и во имя ученика. Школа должна быть для ученика, где ему бывает трудно, но чувство комфортности не уходит.
Личность учителя в какой-то мере воспитывает и директор школы: помогает в профессиональном становлении, ставит задачи, озаряет идеями. Он просто проживает с тобой школьную жизнь, помогает преодолеть трудности, даст совет. Он не и спросит, и посоветует. А чтобы это взаимопонимание было, директором должен быть человек, поработавший учителем хотя бы лет 5, познавший вкус учительского хлеба.
Содружество школы и родителей должно развиваться, крепнуть. Родители и учитель должны быть едины, понимать друг друга во имя ребёнка.
Итак, я вижу проблемы:
- Кадры. Учитель, директор. Какие мы? Люди увлечённые или равнодушные? Умеем мотивировать ребёнка на получение качественного образования? В школе всё начинается с учителя.
- Отношения родителя к школе. Взаимоотношения учителя и родителей учеников.
- Зарплата учителя. Нужно её повысить. Ноя живу уже в другом измерении. Я учу детей, п.ч. пока ещё не могу расстаться со школой: силы и желание есть «сеять разумное, доброе, вечное».
Школа – моя жизнь. Жизнь – очень ёмкое понятие. Это мои поступки, это моё перевоспитание, это прохождение барьеров, это мои эмоции и чувства. В жизни школа нас воспитывает. Не только ученика, но и меня как учителя, как мать, как просто человека. Она не только учит, но и даёт чувствование времени, молодости, силы, ощущения своей значимости в этом мире. Я прожила в школе свою биографию: семейную, личную. Работая в школе, остаёшься молодой. Молодость движет жизнь вперёд. Это движение даёт школа, без которой я себя не мыслю. Мы расстаёмся с вокзалами, с детством, время многое меняет в нас. Уходят друзья. Но школа остаётся в моём сердце. Навсегда. Ею я живу. Именно она даёт мне жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление моего опыта работы
Ни для кого не секрет, что успешность любой учебной деятельности (темп овладения учебным материалом, прочность, осмысленноость знаний, уровень развития учащего...
С высоты моего опыта
В назидание молодым педагогам...

Как построить работу с учащимися в школе, опаздывающими на уроки и удалёнными с урока за плохое поведение. (Из моего опыта работы)
Раскрыта форма работы с учащимися опаздывающими на уроки в школу, мешающими во время урока своим одноклассникам плохим поведением. Предложена форма журнала учёта таких детей, карта учёта опоздавших. Э...

Обобщение моего опыта работы.
Информационная карта была представлена на конкурс "Лучший учитель" в Приоритетном Национальном проекте «Образование" 2008г....

Из моего опыта работы
Главной целью своей педагогической деятельности считаю поиск наиболее эффективных путей совершенствования, хочу поделиться своим, пусть небольшим, но опытом работы, который помог мне добиться оп...

Выступление с обобщением моего опыта на районном семинаре учителей физики Кустовой Н.И.
На районном семинаре выступила с обобщением своего опыта по теме «Нестандартные формы уроков физики, как средство повышения интереса и мотивации к обучению у учащихся»....