Дорогу осилит идущий
статья по теме

Квачева Галина Ивановна

Эссе о роли семь и школы в формировании национального самосознания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_kvacheva_g.i..doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе

«Дорогу осилит идущий»

«Мы рождены, чтобы жить совместно; наше общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого». Трудно поспорить с утверждением великого римского философа Сенеки. Но если говорить о России как о многонациональном государстве, то, пожалуй, камни, поддерживающие один другого, можно сравнить с народами, составляющими население нашего государства. У нас, людей разных национальностей, нет проблем в общении: мы говорим на русском языке и прекрасно понимаем друг друга. Но тут возникает проблема, как сохранить языки и культуру других народов первозданными, не позволить им кануть в небытие, растворившись в культуре и языках других народов?

        На мой взгляд, краеугольным камнем в решении этого вопроса являются семья и школа. Причем не двумя, а одним! Только слившись воедино, эти две составляющие формирования будущего Человека и Гражданина могут принести желаемые результаты.

        Для нашего региона, живущего в условиях двуязычия, естественно, актуальна проблема национального образования, несмотря на то что работа в этом направлении ведется уже почти пятнадцать лет. Реформы в области образования, осуществляемые в соответствии с программой Главы Республики Калмыкия Илюмжинова К.Н., обеспечили интенсивное развитие национального образования в республике. И последние события, как-то: олимпиады, творческие конкурсы, исследовательские работы – показывают, что интерес к изучению калмыцкого языка и культуры калмыцкого народа значительно возрос. Вызывает восхищение труд педагогов, сумевших научить детей нетитульной национальности говорить по-калмыцки «без акцента». Но это всего лишь первые шаги в решении проблемы. Большие надежды возлагаем мы на объявленный Главой Республики Год калмыцкого языка. Масштабные мероприятия, запланированные на этот период, не могут остаться безрезультатными. И наверное, уже можно с уверенностью сказать, что мы сможем коренным образом изменить ситуацию, всё ещё грозящую нам потерей языка.

        Говоря о моём видении  решения этой проблемы, хочется отметить, что главная роль в формировании национального самосознания у детей отводится семье. Безусловно, при поддержке школы и государства. Но как бы мы не старались научить ребенка хотеть быть частью своего народа, если семья не участвует в этом, результата не будет. А пока особого желания у большинства родителей привить интерес к изучению родного языка своим детям мы не наблюдаем. Дома говорят по–русски, учиться поедут за пределы республики – зачем уметь говорить на родном языке? Следовательно,  задача школы заключается в воспитании семьи в целом: и ребенка, и его родителей.

        Мой опыт работы как учителя – словесника показывает, что дома родители не говорят с детьми о Родине, о родном крае, о патриотизме. На вопрос: «Любите ли вы Родину?» - все учащиеся, не задумываясь, отвечают «да». А когда их спросишь за что, никто не может сказать ничего более или менее убедительного. Да это и неудивительно, ведь многие взрослые либо тоже не знают, что ответить, либо разражаются критикой в адрес государственной, чаще всего, социальной, политики: «И за что её любить? Что она мне дала?» Хочется в ответ спросить: «А что дали ей вы?» Может уже пришло время не брать, как мы привыкли делать, но отдавать? Так пусть же сохранение родного языка будет нашей благодарностью земле, на которой мы живем. Школа же является проводником семьи на этом пути. Наша задача – донести до родителей всю важность национального воспитания, привлечь их к активному участию в этом процессе, тактично и корректно направить их в правильное русло, дабы избежать национальных конфликтов, так как у этой  благородной цели может быть и трагический финал, если мы неосторожно подойдем к решению этого вопроса: мы должны воспитывать личность, знающую и гордящуюся своими национальными корнями и одновременно уважающую людей других национальностей.

        Именно в этом и заключается важность работы с семьёй. А уже форм,  методов у нас предостаточно. Современное образование имеет в своём распоряжении огромный потенциал разнообразных технологий, который при разумном использовании может привести нас к достижению очень высоких результатов качества обучения и воспитания. Несмотря на большое количество проблем и не решенных ещё вопросов в сфере образования, на мой взгляд, у современного педагога имеется практически всё необходимое для успешного обучения и воспитания подрастающего поколения. И если за работу берётся настоящий Учитель, то ни отсутствие интерактивной доски, ни невозможность использовать компьютер на каждом уроке, ни другие «неудобства» не смогут помешать ему достичь своей главной цели: привить  ребенку интерес к изучению той или иной школьной дисциплины. И уж тем более грех жаловаться, если для твоей работы пытаются создать все условия.

        Родительские лектории, педагогические конференции, открытые педсоветы, уроки, внеклассные мероприятия, экскурсии, походы, творческие конкурсы, создание Интернет – сайтов, образовательных программ, учебников, виртуальные уроки – все традиционные и инновационные технологии в нашем распоряжении. Используем же их разумно, не предоставляя детей самим себе, компьютерным играм, сомнительным сайтам в Интернете, дворовым компаниям, а раскрывая для них дверь в мир народных традиций, искусства, фольклора, литературы, позволив им оценить всю прелесть умения пользоваться двумя языками и чувствовать себя достойным представителем своего народа, своей нации. Именно этому должны посвятить все свои труды семья и школа, являющиеся и огоньком, способным зажечь тысячу ламп, и одновременно горючим материалом, которым каждый из них питает своё пламя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дорогу осилит идущий

Эссе о роли семьи и школы в формировании у ребенка национального самосознания и отношении к родному языку....

статья "Дорогу осилит идущий!"

Взаимодействие педагогического коллектива и методической службы школы-интерната было организовано в форме практикума, который проводился во второй половине дня. На повестку были вынесены 2 теоре...

Классный час "Дорогу осилит идущий, а математику мыслящий"

Классный час  о применении математики в жизни....

КВН «По просторам математики», для 5 - го класса. КВН проходит под девизом: «Дорогу осилить идущий, а математику – мыслящий».

Этот КВН проводится  в 5 классах (между параллелями) в конце недели математики на математическом вечере, где подводится итог недели. Математический вечер начинается с КВН.  Учащимся в начале...

Туристический слет школы "Дорогу осилит идущий"

Разработка туристического слета, осуществленного в сентябре 2014 года. В слете принимали участие ученики 5-11 классов....

Проект «Дорогу осилит идущий!» (программирование профессиональной ориентации и самоопределения в социуме воспитанников МСКОУ «Клеменовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»)

Проект характеризует стратегические ориентиры, приоритеты и технологии развития школы-интерната в направлении профориентационной деятельности и перспектив дальнейшего трудоустройства выпускников...

Дорогу осилит идущий (эссе)

Моя мировоззренческое видение профессии...