Обобщающий урок по теме "Все действия с рациональными числами" 6 класс
методическая разработка (6 класс) на тему
Обобщающий урок по теме "Все действия с рациональными числами" для 6 класса выполнен с применением игровых технологий. Сюжет урока - путешествие под водой с целью поиска пиратского клада. В данной методической разработке представлены различные задания по всей теме "Рациональные числа". К уроку прилагается красочная презентация, которая позволит создать атмосферу настоящего путешествия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vse_deystviya_s_racionalnymi_chislami.rar | 1.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №4
Ворошиловского района Волгограда
ВСЕ ДЕЙСТВИЯ С РАЦИОНАЛЬНЫМИ ЧИСЛАМИ
методическая разработка урока математики в 6 классе
Автор: Нечаева О.В.
учитель математики
МОУ гимназии 4
Волгоград, 2012
Аннотация
Урок по теме «Все действия с рациональными числами» (6 класс, Виленкин). Тип урока – урок обобщения и систематизации знаний. Урок выполнен с применением игровых технологий.
Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования, поэтому игру, как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали еще в древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях.
Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество ,которое характеризуется высоким уровнем мотивации в усвоении знаний и умений. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой технологии. Одной из таких технологий является игровая.
Ее преимущества:
- игровая технология обеспечивает единство эмоционального и рационального в обучении.
- с помощью игр можно снять утомление, её можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, привития навыков самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях.
- в играх активизируется внимание детей, творческая фантазия, формируются вычислительные навыки, нравственные качества личности, развивается чувство ответственности, коллективизма, дисциплина, воля, характер.
В.А.Сухомлинский писал: «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.»
А нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия.
Данная методическая разработка может быть полезна всем педагогам, кто применяет в своей деятельности игровые технологии. Подарите детям сказку!
Все действия с рациональными числами
урок обобщения и систематизации
Цели урока:
- Повторить все действия с рациональными числами, обобщить и систематизировать знания по данной теме.
- учить применять полученные знания при решении уравнений, прикладных задач
- развивать умение логически мыслить, сопоставлять факты, умение работать в команде, воображение.
- воспитывать чувство сопереживания, ответственности.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска (использовать по желанию).
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Экран |
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок: мы отправимся в путешествие, чтобы найти пиратские сокровища. Нам предстоит преодолеть 20 000 лье под водой, а заодно повторить все, что мы с вами знаем про положительные и отрицательные числа и действия с ними. Итак, запишите число и тему урока «Все действия с рациональными числами». | Записывают число и тему урока. | Слайд 1 |
Но перед тем, как пуститься в плавание, я хочу предложить вам для размышления китайскую притчу, подумайте на досуге над ее смыслом | Слайд 2 | |
Путешествовать нам предстоит вот на такой субмарине и чтобы успешно ею управлять нужно дружить с числами. Погружение – очень ответственный момент, все системы должны работать очень слаженно и не допускать ошибок. | Слайд 3 | |
Задание всей команде на погружение: устно ответить на вопрос: какой знак получится при решении примера на вычисление | Устная работа. «Змейкой» отвечают, какой получится знак в выражении. | Слайд 4 «Погружение» |
Поздравляю вас с успешным погружением! Но кто из вас знает, какой капитан ведет нас сегодня к успеху? Посмотрите на главном мониторе появилась странная таблица, давайте попробуем расшифровать ее. | Находят закономерность в таблице. Приходят к выводу, что некоторые числа в ней противоположны и в сумме дают 0. Остальные числа подскажут имя капитана. | Слайд 5 «Имя таинственного капитана» |
Итак, имя нашего капитана – Немо. Вам оно знакомо? Если нет, я рекомендую вам почитать очень интересную книгу Жюля Верна, которая тоже называется «20 000 лье под водой». | ||
И вот первое препятствие на пути – подводный водоворот. Но он несет не водные массы, а массы чисел, и в нем сходятся три течения. Если мы отгадаем имена течений и водоворота, он нас пропустит дальше. | Называют имена течений: целые числа, десятичные дроби, обыкновенные дроби. Имя водоворота – рациональнве числа. | Слайд 6 «Водоворот» |
Отгадав имя водоворота плывем дальше. И перед нами подводная горная гряда, миновать которую можно только через подводную пещеру. | Слайд 7 «Подводная пещера» | |
Но пещера не хочет нас пускать. Посмотрите на стенах пещеры написаны заклинания. Если мы правильно их прочтем пещера нас пропустит. | Вставляют пропущенные слова в правила. | Слайды 8,9 |
Мы открыли вход в пещеру и можем проплыть сквозь горную гряду. Но нас подстерегает еще одна проблема: правильно найти выход из пещеры: видите, здесь три коридора. Один ведет прямо, другой – направо, третий – налево. А на стенах пещеры непонятные записи чисел. Что же делать, куда плыть? | Расставляют знаки больше, меньше, равно, по количеству преобладающих знаков делают вывод какое направление выбрать. | Слайды 10,11 |
Мы долго находились в полумраке пещеры, а теперь снова выплыли в солнечный океан, и наши глазки нуждаются в зарядке. Физкультминутка! | Выполняют физкультминутку | Слайд 12 |
Путешествие по пещере не прошло для нас бесследно: обшивка нашей субмарины повреждена. Предлагаю всплыть и заняться ремонтом. Но для ремонта необходимы точные расчеты и все наши знания. У нас две серьезные поломки. Предлагаю разделиться. Левый борт (ряд) чинит первую поломку, правый борт (ряд) вторую. | Назначаются ответственные инженеры, которые решают примеры у доски. Команда решает примеры сообща и в случае неудачи помогает своему инженеру. Ведутся рассуждения о том, как быстрее выполнить вычисления. | Слайд 13 «Чиним субмарину» |
Наконец мы нашли пиратский корабль. А внутри сундук с сокровищем. Но как бывает с каждым сундуком – он закрыт замком с секретом. Решив уравнения отгадаем секрет | Решают уравнения. Три человека у доски. Рассказывают о методе решения. После нахождения корней всех уравнений делают предположение о том, как открыть замок. | Слайды 14 - 16 |
За наши старания, упорный труд в награду нам достается золотая жемчужина. | Слайд 17 | |
Но не так то просто забрать ее со дна моря. Золотую жемчужину охраняют злые акулы. | Слайд 18 | |
Кого зовут на помощь в море? Конечно дельфина. Но наш помощник уплыл на запад от места нашего погружения, а мы на восток. На локаторе мы его видим, давайте определим его координаты и пошлем призыв о помощи. Сколько миль ему нужно проплыть? | Определяют координаты дельфина и субмарины по координатной прямой. Называют расстояние (в единичных отрезках), которое предстоит проплыть дельфину. | Слайд 19 |
Акулы уплыли, жемчужина у нас – пора всплывать. Всплытие процесс не менее важный, чем погружение и требует собранности и слаженной работы каждого члена экипажа. Заполните таблицы о работе двигателей субмарины и доложите капитану. | Каждому ребенку раздаются листочки с двумя числами. По команде учителя дети выполняют задания:
После заполнения – взаимопроверка. Правильные ответы на экране. Выставление отметок. Критерии объявляет учитель. | Слайд 20 (для взаимопроверки) |
Поздравляю вас с успешным всплытием! а теперь домашнее задание. | Слайд 21 | |
В конце урока учитель читает детям притчу (см. слайд) и просит их выходя оставить на доске стикеры разных цветов: красный, если им было трудно на уроке, желтый – если они считают изучение математики необходимым и зеленый – если они получили удовольствие от урока. | Слайд 22 | |
Рефлексия | Слайд 23 |
Приложение 1
ФИО | ФИО | |
(-10) и 5 | (-13) и 10 | |
1) | 1) | |
2) | 2) | |
3) | 3) | |
4) | 4) | |
5) | 5) | |
6) | 6) | |
7) | 7) | |
8) | 8) | |
9) | 9) | |
10) | 10) |
ФИО | ФИО | |
12 и (-4) | 18 и (-2) | |
1) | 1) | |
2) | 2) | |
3) | 3) | |
4) | 4) | |
5) | 5) | |
6) | 6) | |
7) | 7) | |
8) | 8) | |
9) | 9) | |
10) | 10) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
6 класс. Урок на тему: "Действия над рациональными числами".
Обобщить знания учащихся по темам « Сложение, вычитание, умножение рациональных чисел»; совершенствовать вычислительные навыки; развивать активность, самостоятельность, познавательный интерес, л...
Презентация к уроку "Применение свойств действий с рациональными числами"
Презентация по математике 6 класс...
Урок по математике "Действия с рациональными числами"
Презентация к уроку математики в 6 классе по учебнику Н.Я. Виленкина...
Урок по теме «Удивительный мир степеней» (обобщающий урок к главе «Степень с рациональным показателем»)
Цели урока:1. Развивать познавательный интерес к изучению предмета и навыки выполнения простейших преобразований выражений, содержащих степени с целым показателем.2. Обобщить и систематизировать...
Обобщающий урок по теме "Действия с рациональными числами"
Повторение всех арифметических действий с рациональными числами при подготовки к контрольной работе. На уроке используется интерактивная доска StarBoard...
Урок математики в 5-м классе "Мы обретаем ту силу,что преодолели" (обобщающий урок по теме "Действия с натуральными числами"
Цель урока: дать Ребенку радость умственного труда от того,что он сумел преодолеть трудности, проявить себя, увидеть красоту мысли при решении интересных задач....
Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме "Обобщающее повторение по теме "Действия с рациональными и дробными числами"
Методическая разработка урока составлена в виде проекта, в основе которого лежит технологическая карта деятельности учителя и учащихся. Содержание и последовательность этапов урока соответствуеттребов...