Учебный текст: определение и основные функции
статья по теме
Статья посвящена проблемам, связанным с определением и основными функциями учебного текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ne_ft-2011.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Смирнова И.Э. (Москва)
Учебный текст: определение и основные функции
Вынеся в название статьи понятие учебный текст, мы сразу сталкиваемся с проблемой определения этого термина. Несмотря на постоянное использование этого понятия в педагогической и научной литературе, редкий источник дает его четкую дефиницию.
А.Э. Бабайлова, исследуя текст вообще и учебный текст в частности, пишет: «Учебный текст – это единица обучения текстовой деятельности, учебной текстовой коммуникации. Это текст, организованный в дидактических целях в смысло-содержательном, языковом и композиционном отношениях в единую систему, часть совокупной информации учебника, предназначенной для управляемого становления текстовой деятельности, на основе которой дается система знаний по определенной дисциплине, прививаются умения и навыки людям определенной группы (возрастной, национальной и т.д.) на определенном этапе обучения» [1: 130]. Подчеркивая обучающую роль текстов, Т.М. Дридзе замечает: «Через тексты обучаемый приобщается к знаниям, социальным ценностям и нормам, к разнообразным сведениям, накопленным людьми в ходе практической и теоретической деятельности, что важно ему для участия в социальной жизни, для совместной с другими людьми социальной деятельности; поэтому столь значимым является то, войдут ли полученные знания в картину мира, сформированную в сознании индивида, и какое место отвел человек каждому конкретному тексту в общей системе своих знаний и представлений об окружающем мире» [3: 240]. А.Р. Габидуллина [см. подробнее: 2: 160] выделяет в учебном тексте когнитивную (онтологическую), гносеологическую (методологическую) и прагматическую разновидности информации. Онтологический (предметный) аспект знания соотносится с результатом познавательной деятельности, т. е. знанием, рассматриваемым в его логико-семантической онтологии как данное, когда можно обнаружить установленные связи между элементами, иначе говоря, знанием, рассматриваемым с учетом его логического компонента. Онтологическое знание выступает, как правило, в форме понятий, выраженных терминосистемой учебной дисциплины. Гносеологический (методологический) аспект знания рассматривается как способ формирования новых понятий, обоснования и интерпретации основных и уточняющих понятий, т. е. способ установления логико-семантических отношений между ними. Если онтологический аспект связан со знаниями о мире, то содержание методологического аспекта заключается в знании о знаниях. В учебном тексте есть и прагматическая информация. Посредством нее автор «встраивает» в содержательный план речи разнообразные по своему характеру и сфере действия прагматические значения.
Думается, что так определяя учебный текст и его функции, авторы имеют в виду лишь ту его разновидность, которая функционирует в учебном дискурсе функционируют в формате учебно-научного текста. Остановимся на нем подробнее.
Учебно-научный текст призван воплотить логику программы обучения, которая, в свою очередь, соответствует преподаваемой науке, он должен быть адаптирован к содержанию обучения в целях его понимания. Учебно-научный текст обладает последовательным разворачиванием контекста от известного к неизвестному, от простого к сложному, от частного к общему, полнотой и глубиной рассмотрения материала, описания изучаемого вопроса. Данный текст «аранжирован» вопросами для усвоения и закрепления полученных знаний при чтении учебника. Учебно-научный текст (с точки зрения «сухой» информации) обладает избыточностью: он есть включает в себя эмоционально-воздействующие элементы (сравнения, метафоры, гиперболы).
Мы рассматриваем учебный текст как особый вид вторичного текста, специфика которого определяется его неоднозначными отношениями с первичным научным текстом (или первичными текстами), на базе которого, как правило, он создается.
Учебный текст как продукт письменной речевой деятельности автора, автора-составителя-учебника является основной формой передачи знаний школьникам. Именно поэтому он был и остается основной содержательной единицей обучения. Важнейшей характеристикой учебного текста является наличие в нем образовательного, культурологического, воспитывающего и развивающего потенциала. Из этого следует, что предназначение учебного текста – хранить информацию, а в процессе ее передачи воздействовать на сознание обучаемых, мотивировать их на работу с учебным материалом, способствовать развитию их креативных качеств. Порождение учащимися новых текстов-дискурсов на базе усвоенного учебного текста позволяет им демонстрировать интеллект, формировать мировоззрение, реализовать творческие способности личности.
Именно поэтому учебный текст должен воплощать в себе целостную систему деятельности учащегося, а также содержать компоненты, обеспечивающие восприятие заключенной в нем информации.
Ведь учебный текст – это, прежде всего, текст обучающий. Следовательно, он должен включать средства, благодаря которым деятельность учащегося стимулируется, мотивируется, программируется и реализуется, приводя, в конечном счете, к достижению целей, поставленных в процессе изучения предмета.
Особенность учебного текста заключается в том, что он ограничивается «учебным языком», то есть языком, определенным образом (в соответствии с целевой установкой) отобранным и минимизированным, т.е. «освобожденным» от малосущественных и второстепенных для данных целей обучения черт.
Учебный текст – это обычно поликодовый текст. Помимо вербальных знаков в нем используются пиктографические изображения, изменение цвета, шрифтовое выделение.
Для учителя текст является неким ориентиром деятельности, для ученика –неким источником информации, объектом изучения и понимания. Для учителя текст является средством обучения, а для ученика – объектом. Соответственно, своеобразие учебного текста с точки зрения его отношения к учебному процессу состоит в том, что он одновременно является и объектом изучения, и средством обучения.
Итак, все сказанное выше дает нам право утверждать, что учебный текст является, во-первых, одной из главных содержательных единиц обучения, т.к. он выполняет очень важные образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Во-вторых, учебный текст является важной составляющей учебного дискурса, т.к. в учебном дискурсе два участника – учащийся и учебный текст. Учебный текст, являясь материализованным носителем содержания образования, должен быть одновременно и организатором процесса усвоения этого содержания. Очень важными задачами учебного текста и соответственно его автора являются управление собственно процессом чтения обучаемого, возможность предвидеть возможные затруднения в понимании. Именно поэтому, вопрос о том, каким быть учебному тексту в ситуации смены образовательных парадигм, в свете требований нового образовательного стандарта, вопрос далеко не праздный. От его решения зависит, какими будут новые школьные учебники.
Литература
- Бабайлова А. Э. Текст как продукт, средство и объект коммуникации при обучении неродному языку. – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1987. – с.130.
- Габидуллина А.Р. Учебно-педагогический дискурс. – Горловка: ГГПИИЯ, 2009. – с.160.
- Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: проблемы семиосоциопсихологии. – М.: Наука, 1984. – c.240.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая мастерская (построение текста) Основные функции современного русского языка
В начале учебного года каждый учитель-словесник продумывает первый урок: от интересного начала зависит многое. И как часто это бывает, первые уроки превращаются в сообщения учителя, выполнение предлож...
Функция, область определения. множество значений функции.
Функция, область определения функции, множество значений функции....
Урок русского языка в 8 классе «Понятие об обособлении. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных членах предложения. Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений». (Учебный матeриал в раздел "Основная
Урок разработан с использование технологии критического мышления.Использование приемов технологии развития критического мышления позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радост...
Разноуровневые задания на основе содержания учебного текста, как средство реализации учебно-познавательной компетентности учащихся основной школы на уроках истории и обществоведения
Разноуровневые задания на основе содержания учебного текста, как средство реализации учебно-познавательной компетентности учащихся основной школы на уроках истории и обществоведения...
Определение числовой функции. Область определения, область значений функции.
презентация к уроку...
"Основные функции учебных иллюстраций (на примере учебников С. И. Львовой, В. В. Львова «Русский язык для 6 класса» и «Русский язык для 5 класса»)".
Современный учебник призван системно, доступно излагать основы научных знаний, помогать ученику в усвоении учебного материала, воспитывать у школьника желание учиться и заниматься самообразованием. По...
Методическая разработка занятия по учебной дисциплине «Математика» по теме «Функции. Область определения и множество значений; график функции, построение графиков функций, заданных различными способами»
Методическая разработка создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) и предназначена для провед...