Рабочая программа по танцам для учащихся 5 класса.
рабочая программа (5 класс) на тему
Представляю вашему вниманию рабочую программу по танцам для учащихся 5 классов. Данная программа компиляционная. Разработана на основе программы Е.И. Мошковой. Предназначена для учащихся ранее не изучавших бальные танцы, но уже прошедших обучение по курсу "Ритмика" (3 года).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_tancam_na_2011-2012uch.g._5_klass.doc | 168.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по курсу «Танцы» для 5 класса.
Пояснительная записка.
Преподавание курса «Танцы» явление не новое для общеобразовательных школ. Не смотря на это, практически не существует единых программ и методик преподавания этого предмета. Предмет «Танцы» входит в образовательную область физическая культура. Данная программа по своему типу компиляционная. Она разработана на основе программ Е.И.Мошковой «Ритмика и бальные танцы», рекомендованной Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования РФ, 1997г. и на основе личного опыта работы педагогом-хореографом в общеобразовательной школе. Из указанной программы взяты основные методические аспекты, разделы, посвященные бальным танцам и общие принципы расположения учебного материала в курсе.
Длительное пребывание ребенка за школьной партой, ограничение движений, мешает правильному развитию костно-мышечной системы, напротив, влечет за собой психофизиологическую перегрузку. Занятия по данной программе направлены на снятие мышечного напряжения, устранение физического и психического стресса, вызванного длительным пребыванием в вынужденной позе. Включение в работу многих групп мышц тренирует центральную нервную систему, увеличивается объем двигательной активности, который оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно-сосудистой и нервной системы. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма. Основная задача курса – снятие статического напряжения, развитие двигательных навыков и умения чувствовать и ощущать музыкальный ритм, привитие учащимся культуру общения между собой и с окружающими.
Программа предназначена для учащихся 5 класса.
Настоящий курс опирается на некоторые понятия и навыки, которые учащиеся получают на других уроках в общеобразовательной школе. Он является яркой иллюстрацией применения тех или иных знаний на практике. Непосредственная связь курса «Танцы» с «Музыкой» прослеживается на всем этапе, так как мы танцуем под музыку и выражаем характер музыки танцем. Учащиеся отрабатывают понятия «ритм», «счет», «размер», «такт», при этом дети должны различать вступление и основную мелодию, вступать в танец с начала музыкальной фразы. Каждый танец, который включен в программу, имеет определенные исторические корни и географическое происхождение. Приступая к изучению того или иного танца, учащиеся знакомятся с историей его создания, узнают, в какой стране, у какого народа он произошел, в какую страну переместился. Уклад и обычаи, характер и темперамент народа отражаются в танце, и наоборот, изучая танец, учащиеся узнают о тех или иных народах, странах. При изучении общих понятий в бальных танцах учащиеся сталкиваются с математическими понятиями «угол поворота», «направление движения» (по линии танца, диагонально), «доли счета» (1/4, 2/4, 3/4 и т.д.). Существуют понятия «геометрия шагов», «диаграмма шагов».
На занятиях учащиеся пользуются и физическими понятиями «вес тела», «ось поворота», «импульс движения», «ускорение».
Законодателем моды в бальных танцах является Англия, поэтому часто названия шагов и фигур звучат на английском языке. Отсюда вытекает связь с изучением английского языка.
Самая тесная связь прослеживается между танцами и физкультурой: и по строению урока и по его насыщенности. Начинаясь с разминки. Имея кульминацию в середине и спад физической и эмоциональной нагрузки к концу. Каждый урок имеет конкретную цель – натренировать те или иные группы мышц для выполнения различных движений. Регулярные занятия танцами, как и занятия физкультурой. Создают и укрепляют мышечный корсет, улучшают работу сердца, нервной системы, укрепляют психику.
Средства данного курса можно разделить на следующие основные группы:
- основы музыкальной грамоты;
- основы танцевальной грамоты;
- упражнения на согласование движений с музыкой;
- общеразвивающие и специальные упражнения;
- основы современных бальных танцев.
Основная цель курса «Танцы» - приобщение учащихся к современному танцевальному искусству.
В задачи программы входят:
- ознакомление учащихся с основами хореографического искусства;
- обучение детей основам современного бального танца;
- развитие и совершенствование двигательных навыков, способностей, чувства ритма, музыкальности, координации движений, пластики;
- воспитание потребности в двигательной активности, любви к искусству танца и музыки;
- формирование художественного вкуса детей, развития их творческого потенциала, трудолюбия, терпения, чувства собственного достоинства и самоуважения.
В программе предусмотрен гимназический компонент, в который входят:
- уплотнение программы при прохождении тем Самба, Джайв, Квикстеп, Румба, Танго;
- введение теоретического материала по истории и теории изучаемых танцев, особенностям конкурсного исполнения;
- использование информационно-компьютерных технологий;
- применение здоровьесберегающих технологий.
Занятия по курсу «Танцы» предназначены для учащихся с различным уровнем подготовки и предусматривают индивидуальный подход.
Программа рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся со всем классом один раз в неделю по одному академическому часу.
I полугодие II полугодие
1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть
9 ч. 7 ч. 10 ч. 8 ч.
Мы рассматриваем танцы как органическую часть системы образования, воспитания и развития личности ребенка в средней школе.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В процессе учебных занятий у школьников происходит снижение работоспособности, ухудшается внимание, память, удлиняется латентный период двигательной реакции; в результате длительного поддерживания статической позы нарушается осанка, увеличивается тенденция к наклону головы. Одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса является организация двигательного режима школьников, который обеспечивает активный отдых и удовлетворяет естественную потребность в движении. Увеличение объема двигательной активности оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно-сосудистой и нервной систем.
На занятиях танцами ребенок учится сознательно распоряжаться своим телом, понимать каждое движение танца в его простейших элементах и сложной координации, различать ритмы музыки и согласовывать свои движения с музыкой. Ребенок должен не только научиться определенным приемам, связкам движений, но и уметь самостоятельно видоизменять, группировать фигуры и составлять свой танец, выражая свои чувства, эмоции и понимание музыки.
В результате изучения курса «Танцы» в 5 классе ученик должен:
- иметь общее представление о современных бальных танцах;
- владеть теоретическими понятиями, заложенными в программе;
- знать и уметь выполнять основные фигуры пройденных танцев.
По окончании обучения в пятом классе учащиеся должны также владеть следующими теоретическими понятиями и практическими навыками.
Общие теоретические понятия:
- общая характеристика изучаемого танца (музыкальный размер, темп, характерные особенности танца, происхождение);
- позиции ног в латиноамериканской и европейской программах;
- положения рук;
- позиции в паре в европейских танцах;
- позиции в паре в латиноамериканских танцах;
- линия танца;
- направление движения;
- углы поворотов.
Практические навыки:
- правильной постановки корпуса;
- правильного и полного переноса веса тела;
- точной работы стопы;
- позиции в паре.
Реализация указанных целей и формирование названных компетентностей достигается в результате освоения следующего содержания образования.
Учебно-тематический план.
№ | Тема | Количество часов |
1. | Вводное занятие. | 1 час |
2. | Бальные танцы. Джайв. | 8 часов |
Подготовительные упражнения. | 1 | |
Основной ход. | 1 | |
Раскрытие, закрытие. | 1 | |
Смена мест. | 1 | |
Вариация в паре. | 2 | |
Смена рук за спиной. | 1 | |
Хлыст. | 1 | |
3 | Бальные танцы. Самба. | 7 часов |
Подготовительные упражнения. Основное движение. Техника безопасности. | 1 | |
Виск. | 1 | |
Вольта. | 1 | |
Бота фого. | 1 | |
Самба ход на месте. | 1 | |
Вариация. | 2 | |
4. | Бальные танцы. Квикстеп. | 4 часа |
Квикстеп. Ход лицом по линии танца. | 1 | |
Квикстеп. Ход спиной по линии танца. | 1 | |
Квикстеп. Лок степ вперед, назад. | 1 | |
Квикстеп. Четвертные повороты. | 1 | |
5. | Бальные танцы. Танго. | 6 часов |
Основной ход. | 1 | |
Кортэ по одному. | 1 | |
Выход в открытый променад. | 1 | |
Закрытый променад. | 1 | |
Вариация. | 2 | |
6. | Бальные танцы. Румба. | 6 часов |
Румба. Подготовительные упражнения. Основной шаг. | 1 | |
Румба. Нью-Йорк. Рука в руке. | 1 | |
Румба. Спин поворот. | 1 | |
Румба. Лок степ. | 1 | |
Румба. Алемана. | 1 | |
Румба. Вариация. | 1 | |
7. | Повторение. | 2 часа |
Повторение танцев I полугодия. | 1 | |
Повторение танцев II полугодия. | 1 |
Методические аспекты освоения курса.
В обучении танцами определяющими являются общепедагогические принципы и методы преподавания. Одним из основных методов обучения танцу по данной программе является использование минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетаний. Изучение и проработка небольшого количества материала (движений) дает возможность качественного усвоения. Разнообразие сочетаний танцевальных движений создает впечатление новизны и развивает творческую фантазию детей. Обучение танцевальным движениям происходит путем практического показа и словесных объяснений. Основными в освоении программы «Танцы» являются принципы: «от простого к сложному, «от медленного к быстрому», «посмотри и повтори», «вместе с партнером», «осмысли и выполни», «от эмоций к логике», «от логики к ощущению». При изучении бальных танцев используется метод деления движений на простые части с последующей группировкой частей в нужной последовательности.
Целостный метод – разучивание движений целиком в замедленном темпе используется при изучении движений национальных танцев, балансе, в современных танцах. Метод временного упрощения используется, например, при изучении вальса.
Знакомство с танцем начинается с музыки, истории танца, места его происхождения, его ритмическим характером и темпом. Освоение элементов происходит постепенно. Дети осваивают движения, повторяя его за педагогом. Способность к зрительному восприятию позволяет обучающемуся считывать движения.
В танцах со сложной координацией необходимо четко соблюдать последовательность подачи информации о движении. Танец начинается “от пола”, и следует показать и объяснить в следующей последовательности:
- куда наступает (как переносим вес);
- как ставим ногу (как работает стопа);
- что делает колено;
- как работают бедра;
- что делает корпус;
- как танцуют руки;
- куда направлен взгляд (что делает голова).
На занятиях вырабатывается свой язык общения: речь – жест – музыка, который позволяет быстро сменить вид деятельности, мобилизует внимание. Методические особенности курса «Танцы» взаимосвязаны между собой. При правильном их применении успешнее решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи в формировании гармонично развитой личности. Занятия по курсу «Танцы» должны проводиться в специальном зале, оборудованном зеркалами. Дидактический материал – аудиозаписи, соответствующие программе и танцевальному репертуару. В качестве технического оснащения на каждом занятии используется аудио – магнитофон. На занятиях по получению теоретических знаний в области танцевального искусства может использоваться теле–видео аппаратура.
Содержание тем учебного курса.
Тема 1. Вводное занятие. 1ч.
- Техника безопасности в зале хореографии и при выполнении задач урока
- Содержание программы обучения в 5 классе
- Требования, предъявляемые к учащимся на уроке. Требования к форме
- Общеразвивающие упражнения разминки
Тема 2. Бальные танцы. «Джайв». 8ч.
2.1. Джайв. Подготовительные упражнения.
- Теоретический материал (общая характеристика, история, музыкальный размер, особенности танца «Джайв»)
- Подъем бедра
- Ки-ки
- Ки-ки через шаг
2.2 Джайв. Основной шаг.
- Специальные упражнения танца «Джайв»
- синкопированное шассе (шаг, приставка, шаг) влево и вправо (у партнерши наоборот)
- синкопированное шассе с шагом назад и возвращением вперед
- основной шаг в паре
2.3 Джайв. Раскрытие, закрытие.
- Специальные упражнения
- Основной шаг по одному, в паре
- Раскрытие по одному, в паре
- Закрытие по одному, в паре
- Вариация из трех фигур
2.4 Джайв. Смена мест.
- Подготовительные упражнения
- Основной шаг
- Раскрытие, закрытие
- Основной ход со сменой мест
- Вариация из пройденных фигур по одному, в паре
2.5 Джайв. Вариация.
- Подготовительные упражнения
- Основной шаг
- Раскрытие, закрытие
- Основной ход со сменой мест
- Вариация из пройденных фигур по одному, в паре (основной шаг, раскрытие, закрытие, основной шаг, смена мест)
2.6 Джайв. Смена рук за спиной.
- Подготовительные упражнения
- Основной шаг
- Раскрытие, закрытие;
- Основной ход со сменой мест;
- Смена рук за спиной;
- Вариация из пройденных фигур в паре.
2.7 Джайв. Хлыст.
- Подготовительные упражнения
- Вариация из пройденных фигур по одному
- Хлыст
- Вариация из пройденных фигур в паре
2.8 Джайв. Вариация.
- Подготовительные упражнения
- Пройденные фигуры по одному
- Вариация из пройденных фигур по одному, в парах (основной шаг, раскрытие, закрытие, основной шаг, смена мест, основной шаг, смена рук за спиной, хлыст)
Тема 3. Бальные танцы. Самба. 7ч.
- Самба. Подготовительные упражнения. Основное движение.
- Теоретический материал (общая характеристика, история, музыкальный размер, особенности танца «Самба»)
- Подготовительные упражнения для исполнения основных движений танца
- Баунс
- Основное движение по одному
- Самба. Виск.
- Подготовительные упражнения
- Основное движение по одному
- Позиция в паре
- Основное движение в паре
- Виск по одному, в паре
- Самба. Вольта.
- Подготовительные упражнения;
- Основное движение, виск по одному
- Вольта
- Вариация из пройденных фигур по одному, в паре (основное движение, виск, вольта)
3.4 Самба. Бота фого.
- Подготовительные упражнения
- Основное движение, виск, вольта по одному
- Бота фого по одному (теневая бота фого)
- Вариация из пройденных фигур по одному, в парах (основное движение, виск, вольта, бота фого)
3.5 Самба. Вариация.
- Подготовительные упражнения;
- Основное движение, виск, вольта, бота фого по одному
- Вариация из пройденных фигур в парах (основное движение, виск, вольта, бота фого)
3.6 Самба ход на месте.
- Подготовительные упражнения;
- Основное движение, виск, вольта, бота фого по одному
- Самба ход по одному
- Вариация из пройденных фигур в парах (основное движение, виск, вольта, бота фого)
- Самба ход в парах
3.7 Самба. Вариация в паре.
- Подготовительные упражнения;
- Основное движение, виск, вольта, бота фого, самба ход по одному
- Вариация из пройденных фигур в парах (основное движение, виск, вольта, бота фого, самба ход)
Тема 4. Бальные танцы. Квикстеп. 4ч.
4.1 Квикстеп. Ход лицом по линии танца.
- Теоретический материал (общая характеристика, история, музыкальный размер, особенности танца «Квикстеп»)
- Подготовительные упражнения
- Ход лицом по линии танца
- Учебная позиция в паре
- Ход лицом по линии танца в паре
4.2 Квикстеп. Ход спиной по линии танца.
- Подготовительные упражнения
- Ход лицом по линии танца
- Ход спиной по линии танца
4.3 Квикстеп. Лок степ вперед, назад.
- Подготовительные упражнения
- Ход лицом по линии танца, ход спиной по линии танца по одному, в парах
- Лок степ вперед, назад по одному
- Лок степ вперед, назад в парах
4.4 Квикстеп. Четвертные повороты.
- Подготовительные упражнения
- Ход лицом по линии танца, ход спиной по линии танца, лок степ вперед, назад по одному
- Четвертные повороты по одному
- Четвертные повороты в паре
- Четвертной поворот, лок степ вперед
Тема 5. Бальные танцы. Танго. 6 ч.
5.1 Танго. Основной ход.
- Теоретический материал (общая характеристика, история, музыкальный размер, особенности танца «Танго»)
- Подготовительные упражнения
- Ход лицом по линии танца
- Ход спиной по линии танца
5.2 Танго. Кортэ.
- Подготовительные упражнения
- Основной ход по одному
- Кортэ по одному
- Позиция в паре
- Основной ход и кортэ в паре
5.3 Танго. Вариация в паре.
- Подготовительные упражнения
- Основной ход и кортэ по одному
- Основной ход и кортэ в паре
5.4 Танго. Выход в открытый променад.
- Подготовительные упражнения
- Основной ход и кортэ по одному
- Выход в открытый променад по одному
- Основной ход, кортэ, выход в открытый променад в паре
5.5 Танго. Закрытый променад.
- Подготовительные упражнения
- Основной ход, кортэ, выход в открытый променад по одному
- Закрытый променад
- Основной ход, кортэ, выход в открытый променад в паре
- Закрытый променад в паре
5.6 Танго. Вариация.
- Подготовительные упражнения
- Выход в открытый променад, закрытый променад по одному
- Позиция в паре
- Выход в открытый променад, закрытый променад в паре
Тема 6. Бальные танцы. Румба. 6ч.
6.1 Румба. Подготовительные упражнения. Основной шаг.
- Теоретический материал (общая характеристика, история, музыкальный размер, особенности танца «Румба»)
- Подготовительные упражнения
- Работа рук
- Основной шаг
6.2 Румба. Нью-Йорк. Рука в руке.
- Подготовительные упражнения
- Работа рук
- Основной шаг по одному
- Нью- Йорк по одному
- Рука в руке по одному
- Позиция в паре
- Основной шаг, Нью-Йорк, рука в руке в паре
6.3 Румба. Спин поворот.
- Подготовительные упражнения
- Работа рук
- Основной шаг, Нью-Йорк, рука в руке по одному
- Спин поворот по одному
- Спин поворот в паре
- Основной шаг, Нью-Йорк, рука в руке в паре
6.4 Румба. Лок степ.
- Подготовительные упражнения
- Работа рук
- Основной шаг, Нью-Йорк, рука в руке спин поворот по одному
- Лок степ по одному
- Лок степ в паре
- Основной шаг, Нью-Йорк, рука в руке, спин поворот в паре
6.5 Румба. Алемана.
- Подготовительные упражнения
- Основной шаг, Нью-Йорк, рука в руке спин поворот, лок степ по одному
- Алемана по одному
- Алемана в паре
- Основной шаг, Нью-Йорк, рука в руке, спин поворот, лок степ в паре
6.6 Румба. Вариация.
- Подготовительные упражнения
- Основной шаг, Нью-Йорк, рука в руке спин поворот, лок степ, алемана по одному
- Основной шаг, Нью-Йорк, рука в руке, спин поворот, лок степ, алемана в паре
Тема 7. Повторение.
7.1 Повторение танцев I полугодия.
- Джайв (основной шаг, раскрытие, закрытие, основной шаг, смена мест, основной шаг, смена рук за спиной, хлыст)
- Самба (основное движение, виск, вольта, бота фого, самба ход)
7.2 Повторение танцев II полугодия.
- Танго (Выход в открытый променад, закрытый променад)
- Квикстеп (Четвертной поворот, лок степ вперед)
- Румба (Основной шаг, Нью-Йорк, рука в руке, спин поворот, лок степ, алемана)
Контроль уровня обученности.
Для контроля уровня обученности по предмету «Танцы» используются следующие методы:
- текущий контроль усвоения нового материала на каждом уроке происходит во время самостоятельного выполнения разученных движений и комбинаций сначала под счет, потом под музыку;
- взаимоконтроль осуществляется при работе учащихся в парах;
- теоретический материал проверяется в виде устного опроса в основной части урока;
- на последнем занятии по каждой теме проводится контрольный срез, на котором учащиеся исполняют разученный танец под музыку всем классом, группой, парой или индивидуально. Оценивается знание учебного материала, качество исполнения, музыкальность.
Литература для учителя.
1. Барышникова Т. Азбука хореографии. – М.: Рольф, 1999.
2. Богданов Г.П. Физическая культура в школе. – М.: Просвещение, 1971.
3. Кветная О.В., Пуртова Т.В., Беликова А.Н. Учите детей танцевать: Учебное пособие.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьники и компьютер. – М.: ВАКО, 2007.
5. Латиноамериканские танцы./ Авт.-сост. О.В. Иванникова.- М.: АСТ, 2003.
6. Ритмика и бальные танцы. Программа для начальной и средней школы. Е.И. Мошкова.-М.:Просвещение,1997.
7. Савостьянов А.И. Физическое здоровье школьника. Учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России, 1996.
8. Савченко Е. Эстетическое воспитание на уроках хореографии. // Учитель. - 2003. -№3.
9. Современный бальный танец. Учебное пособие. Под редакцией В.М. Стригановой В.И. Уральской. М.: Просвещение, 1977.
10. Фокина Е. Танцуют все. // Учитель.-2002.- №6
11. Янкелевич Е.И. Воспитание правильной осанки.- М.: Физкультура и спорт, 1959.
Обучающие программы на DVD.
- Латино-американские танцы (самба, джайв). - Данс медиа, 2002.
- Латинский квартал. С.Дуванов, С.Тверьянович. Самба, румба. Ча-ча-ча, пасадобль, джайв. - Данс медиа, 2002.
- Методика преподавания спортивного бального танца. Принципы обучения начинающих. Латиноамериканские танцы.- Видео Мастер, 2004.
- Танцы. Обучающая программа. Выпуск 4.(самба).
- Учебное видео по спортивным танцам по программе «С» класса в соответствии с правилами ФТСР и МФТС. - ООО «Артис-ИС».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по танцам для учащихся 5 класса.
Рабочая программа по курсу «Танцы» для 5 класса. Пояснительная записка. Преподавание курса «Танцы» явление не новое для общеобразовательных школ. Не смотря на это, практически не существует един...
Рабочая программа "Основы танца"
Рабочая программа "Основы танца", для детей обучающихся в коррекционной школе...
Рабочая программа "Бальные танцы для кадетов"
Программа для хореографов, педагогов дополнительного образования, работающих в кадетских классах....
Рабочая программа - Спортивные танцы, творческая студия Калейдоскоп
Рабочая программа - Спортивные танцы, творческая студия Калейдоскоп...
Рабочая программа "Азбука танца" (5-7 лет)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа"Азбука танца"Возраст учащихся: 5-7 лет...
Рабочая программа кружка «Танцуй красиво» для обучающихся 2-х - 5 –х классов на 2020 – 2021 учебный год
Программа адресована обучающимся 2-5 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....
Рабочая программа кружка "Танцуй красиво" для обучающихся 3-5 классов
Программа адресована обучающимся 3-5 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....