Интеграция общего и дополнительного образования как средство формирования метапредметных результатов обучения математики
статья на тему
В данной статье представлен опыт работы по теме «Формирование метапредметных результатов обучения» средствами учебного предмета «Математика». Формирование метапредметных результатов обучения происходит как на уроках математики, так и во вне урочной деятельности. Интеграция общего и дополнительного образования в рамках изучения математики предоставляет возможность:обогатить содержание и формы учебной деятельности;сблизить процессы воспитания, обучения и развития; развивать творческие способности обучающихся; формировать духовно-нравственные качества воспитанников; обеспечить занятость обучающихся во внеурочное время; реализовать социальную адаптацию и профессиональное самоопределение каждого воспитанника.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Отдельнова Любовь Владимировна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новолядинская средняя общеобразовательная школа»
Учитель математики, педагог дополнительного образования,
Заслуженный учитель РФ, Отличник народного просвещения»
(4752)065-23-07; e-mail: lotdelnova@yandex.ru
Интеграция общего и дополнительного образования как средство формирования метапредметных результатов обучения математики.
«Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать
его способным развиваться дальше без помощи учителя»
Эльберт Хаббард
В последние годы произошли существенные изменения в обществе, оказавшие влияние на все социальные системы в целом и на образование в частности. Современное образование характеризует формирование рынка образовательных услуг, вариативность и альтернативность образовательных программ, возрастание конкуренции и коммерческого фактора в деятельности образовательной системы. В связи с этим содержательно изменились социальные требования к образованию. В их основе – критерии качества, сохранения здоровья школьников и индивидуализации образовательных программ. Качество знаний наших воспитанников зависит от уровня сформированности метапредметных результатов обучения. Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирования целостной картины мира в сознании ребёнка, формируют инициативную и креативную личность. Это позволит в дальнейшем нашим воспитанникам успешно социализироваться в обществе, так как при метапредметном изучении математики формируются общие способы интеллектуальной деятельности, характерные для математики и являющиеся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
В Стандарты нового поколения в систему требований включены личностные, метапредметные и предметные результаты. Установленные Стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения новых образовательных результатов. Педагоги ещё работают по Стандарту 2004 г., но в 5 классе в рамках эксперимента работают по ФГОС, и, конечно, каждый учитель уже определяет для себя позиции в работе при переходе на ФГОС. Поэтому я стала конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщённых способов деятельности и создание обучающимися собственных продуктов в освоении знаний. Считаю, что одним из средств формирования метапредметных результатов изучения математики является интеграция общего и дополнительного образования, которая позволит создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребёнка. Интеграция общего и дополнительного образования в рамках изучения математики предоставляет возможность:
- обогатить содержание и формы учебной деятельности;
- сблизить процессы воспитания, обучения и развития;
- развивать творческие способности обучающихся;
- формировать духовно-нравственные качества воспитанников;
- обеспечить занятость обучающихся во внеурочное время;
- реализовать социальную адаптацию и профессиональное самоопределение каждого воспитанника.
В 2011-12 учебном году я реализовала педагогический проект «Интеграция общего и дополнительного образования как средство формирования метапредметных результатов обучения математики». При разработке этого проекта я использовала публикации научных школ метапредметного подхода: Института образования человека и института инновационных стратегий развития общего образования при Департаменте образования Москвы, а также материалы ХХII научно-практической конференции Международной Ассоциации «Развивающее обучение» открытого института «Развивающее образование» (декабрь 2011г.)
Для обучающихся третьей ступени обучения я разработала программу дополнительного образования «Основы правовых и экономических знаний». Её цель – помочь обучающимся эффективно действовать в любых жизненных ситуациях, обеспечивать «ситуацию успеха». Наших воспитанников ожидает современная быстро меняющаяся жизнь с её социально-экономическими реалиями, которая потребует от них принятия решения в различных жизненных ситуациях. Проведённое тестирование среди родителей и их детей, подтвердило необходимость реализации этой программы. Для обучающихся 7-8 классов я разработала программу двухгодичного обучения «За страницами школьного учебника математики». Для реализации педагогического проекта в нашей школе есть необходимые условия: кабинет математики, оборудованный компьютером, проектором, интерактивным обеспечением, компьютерный класс, кабинет открытого доступа, все они имеют выход в Интернет. В течение трёх лет я работы над темой «Применение ИКТ в рамках модульной технологии обучения», положительный опыт работы по этой теме позволил мне использовать личностно- ориентированную методическую модель системы обучения.
Основные формы проведения занятий в учебных группах дополнительного образования: лекция, практикумы, диспуты, творческая гостиная, деловая игра, защита проекта.
Изучение тем «Четырёхугольники» и «Площадь» в 8 классе и темы «Признаки равенства треугольников» в 7 классе осуществляется параллельно, поэтому стало возможным совместно с обучающимися 7 и 8 классов реализовать проект «Треугольник и параллелограмм», творческое название которого «Верные друзья». Защита проекта проходила при проведении геометрического боя для обучающихся 7 и 8 классов. Тема геометрического боя «Признаки равенства треугольников» актуальна для обучающихся как 7, так и 8 классов. Обучающиеся 7 класса защищали проект «Треугольник», обучающиеся 8 класса – «Параллелограмм», в котором они проводили исследование: как часто применяются признаки равенства треугольников в теме «Параллелограмм», написали сочинение «Как треугольник поссорился с параллелограммом», и даже стихотворение по этой же теме. На математическом бое решались различные задачи: по готовым чертежам; текстовые. Вот одна из них. «Таня и Оля живут на расстоянии 650 м друг от друга. Таня и Оля выходят и приходят одновременно к своим подругам Ирине и Наташе. На каком расстоянии живут Ирина и Наташа, если Таня и Оля идут по кратчайшему пути (по прямой) с разными скоростями и встречаются в точке N, которая расположена в середине пути каждой девочки?» В ходе решения этой задачи проводились различного рода исследования, связанные с изменением условия задачи. Проект «Параллелограмм Вариньона» защищали на занятии математического кружка обучающиеся 8 класса, а проект «Треугольник и география» защищали на занятии географического кружка обучающиеся 7 класса. Для обучающихся 8 класса я разработала задачи практического направления, например такого содержания:
1) Школьная клумба имеет форму ромба со стороной 4 м и острым углом 30 градусов. Определите количество рассады астры, которой необходимо для посадки на этой клумбе, если на 1м2 требуется 30 штук, процент «приживаемости» цветов астры – 96%.
2) Определите количество парковых роз, которые можно всадить на школьной клумбе, имеющей форму прямоугольника со сторонами 3м и 5м, если на 3 м2 высаживается 5 роз.
3) Пруд имеет форму квадрата, в углах которого растут дубы. Как увеличить вдвое площадь пруда, чтобы не пострадали дубы?
Программу групп дополнительного образования я старалась построить так, чтобы темы занятий сочетались с изучаемым материалом на уроках. Например, при изучении темы «Теорема Пифагора» в 8 классе, которая изучается параллельно и в алгебре, и в геометрии, на занятиях кружка мы рассматривали такие вопросы: большой математик и неудачный политик, пифагорейские числа и загадка Ферма, обучающиеся знакомились с историей математических открытий. На занятии кружка реализовали проект «Пифагор и его школа», при реализации этого проекта решались старинные задачи с практическим содержанием. При изучении темы «Понятие банковской системы» в 11 классе рассматривали вопрос о кредитовании. Исследование «Выгодно ли жить в кредит» проводилось совместно с обучающимися 9 класса в проекте «Мифы и реальности арифметической и геометрической прогрессий». (Обучающиеся 9 класса изучали тему «Арифметическая и геометрическая прогрессии», обучающиеся 11 класса стали консультантами и организаторами совместного проекта.)
Учебный год в группах дополнительного образования заканчивался защитой проектов обучающихся. Например, один из проектов группы дополнительного образования «За страницами школьного учебника математики» назывался «Устаревшие меры», с которым обучающиеся выступали на школьной научно - практической конференции «Путь в науку». Проекты учебной группы «Основы правовых и экономических знаний» носили, как правило, социальную направленность, например, проект «Это всё для нас», с которым обучающиеся выступали на муниципальной научно - практической конференции «Новое поколение. Путь в науку». Проект «География Тамбовской области» с использованием космических образовательных технологий воспитанники учебной группы «Основы правовых и экономических знаний» реализовали совместно с обучающимися 7 класса. Такое сотрудничество обучающихся разных возрастных групп оказалось плодотворным, затем этот проект обучающиеся 11 класса представляли на региональном круглом столе «Реализация исследовательской деятельности с использованием космических технологий».
Занятия в группах дополнительного образования проводились по принципу открытости, и к концу года значительно увеличилось количество обучающихся посещающих эти занятия на 25% и на 26% соответственно.
В течение года изменилась мотивация обучающихся к предмету «математика». Диагностического исследования, проведённые в марте 2012 года, по проблеме «Выявление интереса обучающихся к учебным предметам» показало: 100% обучающихся имеют позитивное отношение к предмету, 72,2% обучающихся считают математику любимым предметом.
Увеличилось количество участников различных конкурсов и олимпиад.
Обучающиеся 7 и 8 классов заняли 1 место в районе и 2 место в регионе во «Всероссийском Молодежном чемпионате по математике», обучающийся 11 класса - призёр регионального этапа всероссийской олимпиады «Интеллектуальный марафон», обучающиеся 7,8 и 11 классов - призёры и победители международной игры-конкурса «Кенгуру», обучающиеся 11 классов призёры и победители интеллектуальных соревнованиях социально-экономического направления (профориентационно-образовательный проект «Высшая школа Санкт-Петербурга в образовательном пространстве России»).
К концу года качество знаний увеличилось и составило по алгебре 81%, а по геометрии 78%.
Результаты обучения выпускники подтвердили на ЕГЭ по математике. В 2012 году ЕГЭ по математике сдавало 26 обучающихся, обученность составила 100%, средний тестовый балл – 53,96. Эти показатели значительно превышают районные и областные. Радует и тот факт, что из 26 обучающихся 21 продолжили обучение в ВУЗе, причём большинство из них на бюджетной основе.
Выпускники успешно принимали участие в творческом конкурсе ТГУ имени Г.Р.Державина, среди них - победитель на факультете «Торговое дело», призёр на факультете «Культорология».
Таким образом, что базовая идея педагогического проекта - интеграция общего и дополнительного образования как механизм обеспечения полноты и цельности образования и средство формирования метапредметных результатов была реализована. При реализации проекта «Интеграция общего и дополнительного образования как средство формирования метапредметных результатов обучения математики» произошло взаимопроникновение различных видов деятельности, взаимодействие всех членов школьного коллектива, использование комплексных форм работы, создание условий для всестороннего развития личности, формирование личности каждого воспитанника осуществлялось в гармонии с учебным процессом. Интеграция общего и дополнительного образования детей позволила сблизить процесс воспитания, обучения и развития, совместную деятельность направить на выполнение социального заказа «Воспитание социально успешной личности».
И.С. Тургеневу принадлежат слова «Вы ещё не знаете, есть ли у вас талант? Дайте ему время вызреть…». Интеграция общего и дополнительного образования позволяет не только формировать метапредметные результаты обучения, но и найти ответ на этот вопрос, предоставляя возможность таланту «вызреть», являясь мощным ресурсом развития одарённости каждого воспитанника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Интеграция общего и дополнительного образования как условие формирования социальной активности детей »
Тезисы:Анализ опыта работы Дома детского творчества «Юность» на протяжении 15 лет выявил следующие проблемы:ДДТ «Юность» не имеет собственной площадки, все мероприятия проводятся на базе школигр...
Организация воспитательной деятельности, интеграция общего и дополнительного образования как ресурсы формирования духовно-нравственной личности
В статье раскрывается опыт организации воспитательной деятельности по формированию духовно-нравственных ценностей на факультативных занятиях и занятиях в детском творческом объединении в условиях осно...
ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ (ГЕОГРАФИЯ И ТУРИЗМ)
В данной статье рассматривается взаимодействие общего и дополнительного образования как фактор формирования УУД учащихся на уроках географии и занятий туризмом. Также представлена технологическая карт...
«Работа с текстом как средство формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации новых образовательных стандартов» презентация
Серьезные изменения, происходящие в российской системе образования за последние годы, связанные с введением и реализацией Федеральных государственных стандартов второго поколения, оказывают ощутимое в...
Авдеева Л.И., учитель русского языка и литературы:«Работа с текстом как средство формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации новых образовательных стандартов»
В статье предлагается теоретически обоснованная, экспериментально проверенная методика работы над текстом. Разработанный АВдеевой Л.И. дидактический материал (междисциплинарная программа «...
Авдеева Л.И. "Работа с текстом как средство формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации новых образовательных стандартов" 2016г
Выпускная квалификационная работа Авдеевой Л.И. "Работа с текстом как средство формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации новых образовательных стандартов" (2016 г). Зад...
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРОГРАММА «РАБОТА С ТЕКСТОМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ» (Авдеева Л.И., 2016г)
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРОГРАММА «РАБОТА С ТЕКСТОМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ»Цель данной программы – достижение метапредметных результатов обучения на ос...