Использование информационно-коммуникативных технологий - необходимое условие повышения эффективности обучения в школе.
статья по теме
Описание достоинств и недостатков применения ИКТ на уроках в средней школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Ларина Людмила Владимировна
учитель математики
МОУ СОШ № 24
город Гуково,
Ростовская область
Использование информационно-коммуникативных технологий - необходимое условие повышения эффективности обучения в школе.
«Человек образованный – тот, кто знает,
где найти то, чего он не знает»
Георг Зиммель
Меняются цели и задачи, стоящие перед современным обществом, - акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация его на личностно-ориентированный подход. Ученик должен стать личностью, способной решать новые, не встречавшиеся ранее задачи, быстро находить осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания.
Компьютер, а в скором времени мобильный компьютер, становится таким же инструментом педагога и школьника, каким являются ручка и тетрадь, он служит одновременно и устройством для связи с Интернетом, и средством коммуникации с другими людьми. Используя этот инструмент, все участники учебно-воспитательного процесса получают доступ к источникам гуманитарных и естественнонаучных знаний, которые им нужны, тогда когда им это нужно и в той форме, которой требуют складывающиеся обстоятельства. Но, чтобы получить информационно культурного выпускника, учитель сам должен быть информационно грамотным и компетентным.
За последние годы ситуация в российском образовании сильно изменилась, благодаря государственным программам по информатизации, внедрению информационно-коммуникационных технологий в педагогическую практику. Уже очень многие школы подключены к Интернету и оборудованы разнообразной компьютерной техникой.
Применение ИКТ позволяет учителю, не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разнообразные задачи:
- повышать мотивацию и наглядность в обучении;
- дифференцировать работу учащихся при выполнении ими тренировочных упражнений;
- облегчить мониторинг знаний и умений учащихся.
Использование электронных средств на уроках позволяет сделать преподавание эффективнее, содержательнее и эмоциональнее для учащихся. Обучение с использованием ИКТ становится для детей творческим поиском, от которого можно получить удовольствие и удовлетворение. Таким образом, позволяет решить старую проблему - низкую степень индивидуализации обучения; усилить темп умственной деятельности, и обеспечивает творческий рост, как ученика, так и преподавателя.
Урок, подготовленный и проведенный с использованием мульти – медийных средств, имеет неоспоримые преимущества:
- у преподавателя высвобождается время для индивидуального общения с учащимися /учитель не привязан к доске/ и для решения большего числа задач.
- информация более иллюстративна за счет цветового выделения и анимации.
- увеличивается активность детей на уроке, естественным образом достигается оптимизация темпа работы.
- улучшается усвоение нового материала, так как в результате преобладания наглядно – образного мышления школьники легче воспринимают подаваемую таким образом информацию.
- появляется возможность оперативного тестирования.
Учащиеся могут участвовать в разработке элементов урока, тем самым, развивая творческое мышление. Становится возможно, с помощью компьютерной анимации, создавать на уроке игровую познавательную ситуацию, в результате чего урок приобретает характер учебной игры, и у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности.
Все это показывает, что урок с использованием мульти - медийных технологий имеют более высокую эффективность при развитии мышления учащихся по сравнению с обычным уроком. При проведении урока с использованием ИКТ соблюдается основной принцип дидактики - наглядность, что обеспечивает оптимальное е в усвоение материала школьниками, повышает эмоциональное восприятие и развивает все виды мышления у детей, обеспечивается более эффективное достижение развивающих и воспитательных целей, которые мы ставим на уроках:
-воспитывать умение работать с имеющейся информацией в необычной ситуации;
-воспитывать уважение к предмету;
-развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся, их интеллектуальные качества;
-формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли;
-развивать пространственное воображение учащихся.
Говоря о преимуществах ИКТ, не стоит забывать и о недостатках. Если продолжительность их использования превышает15-30 минут / в зависимости от возраста/, то учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. Нарушение временного режима работы с такими средствами могут вызвать утомляемость, снижение остроты зрения. Надо помнить, что увлечение интерактивными средствами обучения не способствует в должной мере развитию навыков речи и письма, не может заменить «живого» общения с учителем и сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проектной технологии как условие повышения успешности обучения.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской ...
Дифференциация и индивидуализация как необходимые условия повышения эффективности обучения
Педсовет был посвящен эффективности обучения и вопросам создания для этого необходимых условий. В докладе рассматриваются вопросы дифференциации и индивидуализации обучения....
«Когнитивная технология как способ повышения эффективности обучения технологии мяса и мясных продуктов».
В связи с внедрением в образовательный процесс Федерального Государственного Образовательного стандарта, все более актуальной становиться задача организации самостоятельной работы студентов....
Информационно-коммуникационные технологии как средство повышения эффективности обучения в школе
Данный материал представлен как обобщение опыта над темой самообразования "Информационно-коммуникационные технологии"....
Доклад "Использование современных образовательных технологий как необходимое условие повышения качества обучения"
Широкое использование современных образовательных технологий является одним из важнейших направлений развития современной организации учебного процесса в любом учебном заведении.Основные методы соврем...
Усиление роли психологического компонента, как необходимое условие повышения эффективности коррекционно - развивающей работы на уроке чтения
Доклад по чтению в старших классах...