Дифференциация и индивидуализация как необходимые условия повышения эффективности обучения
материал по теме
Педсовет был посвящен эффективности обучения и вопросам создания для этого необходимых условий. В докладе рассматриваются вопросы дифференциации и индивидуализации обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагогический совет МОУ СОШ №276
«Условия повышения эффективности обучения»
Дифференциация и индивидуализация как необходимые условия повышения эффективности обучения
Учитель информатики
ресурсного центра
руководитель городского МО
учителей информатики
Сероштан Е.А.
г. Гаджиево
2010
Для развития и саморазвития личности необходимо такое образование, которое обуславливает целостный взгляд на мир, формирует различные методы познания истины: рационально-логический и интуитивно-образный, внелогический. Речь идет о начале формирования в школьном образовании единой культуры, объединяющей гуманитарный и естественнонаучные дисциплины.
Ранеее была тенденция выбора для развития и саморазвития личности одного направления образования: либо гуманитарного, либо естественнонаучного, такая дифференциация обучения не могла решить проблему формирования единой культуры.
Ранее содержание образования в школе было единым: одна программа, одни учебники, единые требования и были отклонения от этих программ только в специализированных школах, математических или изучающих иностранных языки, но с бурным внедрением в нашу действительность и в школьную практику компьютерной техники, когда на “плечи” компьютеров переложили основные расчеты - математические и другие, естественнонаучные предметы получили необходимость в подкреплении гуманитарными знаниями более широкого плана, чем только знание литературных произведений школьной программы. Знание иностранного языка и культуры тех стран с которыми в настоящее время идет обмен информацией и технологиями “вынуждают естественников” решать проблему взаимопонимания с гуманитариями, “вынуждают понять”, что целостное видение природы, человека и общества, движение по пути развития технологий возможно только в контексте междисциплинарного диалога гуманитария и естественника.
Для познания мира, чтобы правильно проанализировать факты действительности, нужно хорошо ориентироваться во всех образовательных предметах - вот в этом и лежит суть гармонии (гармония - соизмеримость частей, слияние различных компонентов в единое целое) культур, диалога культур.
Понятия дифференциации и индивидуализации,
типы дифференциации
Применение понятий дифференциации и индивидуализации давно и прочно вошли в педагогическую терминологию. Еще в первые годы существования советской школы А.В.Луначарский развивал идеи деления единой школы на “факультеты”, учитывающие разные интересы и склонности [Лун.с.23].
Дифференциация обучения рассматривается как организация учебного процесса, при которой учитываются индивидуально - типологические особенности личности (способности общие и специальные), уровень развития, интересы, психофизиологические свойства нервной системы, характеризуется созданием групп учащихся, в которых содержание образования, методы обучения, организационные формы различаются.
Выделяются два типа дифференциации обучения: дифференциация внешняя и внутренняя.
Внешняя дифференциация - это разделение учащихся по определенным признакам (способностям, интересам) на стабильные группы, в которых и содержание образования и методы обучения, и организационные формы различаются.
Внешняя дифференциация по общим способностям учеников представляет собой: коррекционно - развивающие классы, общеобразовательные и гимназические. Внешняя дифференциация по интересам учеников - это: классы с углубленным изучением отдельных предметов, профильные классы, а также выбор учениками ряда учебных предметов при обязательном наборе базовых.
Внутрення (внутриклассная) дифференциация учитывает индивидуальные особенности детей в процессе обучения в классе. Разделение на группы может быть явным или неявным, состав групп меняется в зависимости от поставленной задачи.
В дифференциации по типу “внутриклассной” выделяются следующие виды: дифференциация по способностям, дозирование помощи учителя, уровневая дифференциация, дифференциация по интересам проектируемой профессии. Внутрення дифференциация существует обычно в форме индивидуального подхода к учащимся, когда учитываются их психофизиологические особенности - память, мышление, темперамент и т.д.
Уровневая дифференциация
Ориентация на личность ученика требует, чтобы дифференциация обучения учитывала потребность всех школьников. Обучаясь в одном классе по одной программе и учебнику, школьники могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим уровнем при этом является уровень обязательной подготовки. На его основе формируются более высокие уровни овладения материалом. По отношению к этому виду дифференциации в последнее время получил распространение термин “уровневая дифференциация”.
Важные условия, выполнение которых необходимо для успешного и эффективного осуществления уровневой дифференциации:
выделенные уровни усвоения материала и в первую очередь обязательные результаты обучения должны быть открытыми для учащихся;
наличие определенных ножниц между уровнем требования и уровнем обучения;
в обучении должна быть обеспечена последовательность в продвижении ученика по уровням обучения;
добровольность в выборе уровня усвоения и отчетности;
Дифференциация по проектируемой профессии
представлена в современной школе в форме классов ориентированных на ВУЗ или лицейских классов. Расширение учебной программы происходит за счет более глубокого изучения уже включенных в программу тем, рассмотрения большего числа сторон явления, его связей, зависимостей. Добавляется материал отобранный на основании интересов самого учителя.
Что касается специфики методов обучения и организационных форм, то в классах с углубленным изучением отдельных предметов увеличивается удельный вес проблемных методов, ученики выполняют большое количество самостоятельных творческих работ (микроиссле-дования, рефераты, доклады, модели и т.д.).
Среди организационных форм в этих классах увеличивается объем групповых, индивидуальных форм работы, чаще проводятся лекции, уроки - дискуссии, семинарские и практические занятия.
С помощью научных разработок Ю.К.Бабанского, А.А.Бударного, М.Чередова, Е.С.Рабунского, познакомившись с работами НПО “Образование для всех” В.В.Фирсова, книги “Для учителя” А.С.Границкой была изучена концепция уровнегрупповая дифференциация. Суть дифференциации состоит не в разделении детей, а в объединении и своевременной оказанию ученику дифференцированной помощи. Эффективность состоит в том, что учитель не просто наблюдает за работой учащихся, а работает в это время с отдельными учениками индивидуально. Учащиеся могут работать в трех режимах: совместно с учителем, индивидуально с учителем, самостоятельно под руководством учителя. Время урока максимально используется для самостоятельной работы при условии, что для каждого говорящего обеспечен слушающий аппарат (работа в статистических, динамических, вариационных парах, работа в малых группах).
Обучение - это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обощать и делать выводы. Умение самостоятельно работать - это то, чему должен ученик научиться в школе. Скорость выполнения заданий для самостоятельной работы зависит не только от степени подготовленности учащихся, но и от индивидуальных физиологических особенностей. Чтобы преодолеть возникающее в процессе обучения неравенство, даются дифференцированные задания.
Технология урока при дифференциации и индивидуализации
В связи с дифференциацией и индивидуализацией приходится перестроить технологию урока. Нужно определить оптимальный темп работы, так как все группы учащихся работают по своему плану. Ученики первой группы большую часть времени работают самостоятельно, получая творческие и проблемные задания. Вторая группа, выполняя самостоятельные задания, работает чаще по образцам, им необходим более детальный рассказ. С третьей группой учитель должен в основном работать сам: рассказать, опросить, проверить, помочь, показать абсолютно каждому ученику.
Необходимо справиться с недоверием к ученикам, изменить весь стиль взаимоотношений с учащимися. Время каждого урока используется для соединения воспитания и развития учащихся.
В технологии дифференцированного обучения есть много тонкостей: это и своеобразная методика самостоятельной работы, работа в парах, учет индивидуальных особенностей, график самоучета, временной анализ урока, конструирование урока, обратная связь, организация контроля на разных уровнях.
Главным достоинством заданий с дифференцированной помощью является полная занятость всех учащихся, самостоятельно переходящая от уровня к уровню. На каждом предмете имеются свои возможности подготовки многоуровневых заданий.
Различные аспекты дифференцированного обучения рассматривались в трудах педагогов У.Глассер, В.М. Галузинский, Г.Д.Глейзер, Н.Кирсанов, И.Осмоловская, Л.Зорина.
Как показывает анализ передового педагогического опыта, ближе всего к дифференцированному подходу в своем творческом поиске учителя математики, русского языка и учителя начальных классов. В опыте В.Ф.Шаталова просматриваетсяобщую направленность к дифференциации в обучении, а именно:
уплотнение, укрупнение блоков, теоретических знаний интенсифицирует их ввод, что позволяет значительно увеличить время на самостоятельную работу учащихся;
самостоятельная работа учащихся на уроке и дома управляется при помощи выдачи крупными блоками и заданий, что позволяет увидеть в опыте В.Ф.Шаталова систему упражнений дифференцированного обучения;
в работе используется взаимоконтроль по листам взаимоконтроля и взаимоконтроль по цепочке;
самоконтроль при использовании образцов решения;
индивидуальная работа с отдельными учениками на фоне самостоятельно работающего класса.
Несомненный интерес представляют материалы А.А.Кирсанова, он отмечает, что индивидуализация - не самоцель, а необходимость, и характер ее зависит от уровня подготовленности данного класса, степени трудности учебного материала и этапа изучения каждой темы. Он проанализировал опыт передовых учителей, определив пути и способы осуществления этого общедидактического принципа на всех этапах урока. [А.Кирсанов, С.9].
Наиболее обстоятельно проблемы дифференцированного обучения в средней школе раскрыта в работах В.М.Монахова, В.А.Орлова и В.В.Фирсова. Ими четко определены цели, формы дифференцированного обучения, показаны методы отбора содержания, раскрыты методические пути дифференцированного обучения, вскрыты проблемы отбора и формирования профильных классов.
В.М.Монахов выделяет три аспекта в индивидуализации обучения:
С психологической точки зрения - индивидуальное обучение основано на создании оптимальных условий для выявления задатков;
С социальной точки зрения - оно воздействует на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества;
С дидактической точки зрения - способствует решению назревших проблем школы путем создания новой методики системы дифференцированного обучения учащихся.
[Монахов Н.И. //Советская педагогика. - 1990. - №8. - С.42-47].
Опыт зарубежной школы свидетельствует о том, что ни одна из существующих форм дифференциации не является оптимальной. Судьба дифференцированного обучения во многом зависит от того, какую концепцию мы выбираем.
В опыте Ш.А.Амонашвили дается предпочтение хоровому ответу, имея ввиду экономию времени для включения всех учащихся в решение познавательных задач. Обучение культуре общения, умение оценить и проанализировать действия товарища готовит учащихся для работы в парах, а общий настрой на коллективное принятие решений позволяет в дальнейшем осуществить переход к коллективному обучению.
Последние десятилетие принесло в наше образование гораздо больше нового, чем все предыдущие десятилетия. Появилось много различных видов учебных заведений. Новшества, разумеется, можно было бы только приветствовать. Всем учителям понятно, что обучить 25-30 учеников с разными способностями в одном классе одному и тому же и за одно и то же время в принципе невозможно. Это вопрос поднимался ровно сто лет назад: в городе Мангейме были созданы первые классы с углубленным изучением предметов и классы коррекции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникативных технологий - необходимое условие повышения эффективности обучения в школе.
Описание достоинств и недостатков применения ИКТ на уроках в средней школе...
Педагогический совет «Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательного процесса необходимое условие обеспечения успеваемости всех учащихся»
Повестка:Вступление «О концепции модернизации образования до 2012года» «Диагноз: неуспеваемость» «Методы стимулирования посредством воспитания» «Причины неуспеваемости детей группы риска» ...
Повышение эффективности обучения иностранному языку в условиях перехода на ФГОС второго поколения
материал является примерным планом работы методического объединения учителей иностранного языыка на учебный год...
Доклад "Использование современных образовательных технологий как необходимое условие повышения качества обучения"
Широкое использование современных образовательных технологий является одним из важнейших направлений развития современной организации учебного процесса в любом учебном заведении.Основные методы соврем...
Усиление роли психологического компонента, как необходимое условие повышения эффективности коррекционно - развивающей работы на уроке чтения
Доклад по чтению в старших классах...
Использование новых педагогических технологий обучения как одно из необходимых условий повышения качества образования в процессе реализации ФГОС НОО и введения ФГОС ОО
Статья расскрывает новые педагогические технологии, которые могут повысить мотивацию учащихся к изучению предмета, снять напряжение на уроке, сделать его более интересным и как следствие повысить каче...
Применение уровневой дифференциации как условие повышения результативности обучения.
В статье проанализирована зависимость результатов обучения от особенностей организации уровневой дифференциации. Представлен теоретический и практический материал....