Доклад " Формирование духовно- нравственных ценностей у воспитанников.
материал на тему
В настоящее время понятие " нравственность" становится всё более расплывчатым.Как воспитать ребёнка настоящим гражданином, патриотом своего Отечества?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samost_rabota_docx.doc | 138.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тамбовское областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) «Заворонежский детский дом»
Доклад «Формирование духовно-нравственных ценностей у воспитанников»
Подготовила:
Ряшенцева Лилия Васильевна
Мичуринский район, 2010 г.
Оглавление.
Введение. с.3-5
1.Психолого-педагогические основы нравственного воспитания
подрастающего поколения . с.5-10
1.1.Нравственное воспитание: сущностная характеристика с.5-8
1.2.Цели и задачи формирования социокультурных и духовно-нравственных ценностей у воспитанников. с.8-10
2.Основные источники нравственного опыта. с.10-13
3.Гумманизм личности педагога как условие результативности процесса духовно-нравственного воспитания. с.13-16
Заключение с.16-17
Литература с.17-18
ВВЕДЕНИЕ
"В воспитании человека важно добиваться,
чтобы нравственные и моральные истины были
не просто понятны, но и стали бы целью жизни
каждого человека, предметом собственных
стремлений и личного счастья".
(Свадковский И.Ф.)
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие
социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широкообразованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности, обрушиваются разнообразные источники сильного воздействия, как позитивного, так и негативного характера
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня
нравственной воспитанности, так как воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям, на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский(16) писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Основной функцией воспитания является формирование эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Обозначенная проблема приобретает особое значение, когда речь идет о детях-сиротах, лишенных родительской поддержки - имеющих негативный социальный опыт, отличающихся от сверстников ослаблением физического и психического здоровья, нравственной устойчивости. Характерным результатом негативных влияний выступает высокий уровень социальной дезадаптации таких детей, низкий потенциал их жизненной самореализации, потребительское отношение к обществу. Учитывая это, возникает потребность в проведении специально организованной учебной, воспитательной и коррекционно-развивающей работы по формированию у детей-сирот социально значимых личностных качеств и ценностных ориентаций.
Детский дом для детей-сирот, остается главным и единственным центром нравственного развития и воспитания, именно поэтому особое значение здесь приобретает роль педагогов. Педагоги делают всё возможное для сохранения духовно-нравственных, социокультурных и образовательных ценностей своих учащихся. Именно они, имеют возможность педагогического влияния на своих воспитанников и уделяют этой проблеме важнейшую роль в своей профессиональной деятельности. Работа проводится по основным направлениям: эстетическое воспитание, патриотическое воспитание, культура поведения, изучение традиций, здоровьесберегающее воспитание. Конечно, это работа проблемная и сложная потому как к настоящему времени в педагогике механизмы ориентации на ценности вступили в противоречие с общей ситуацией развития современного ученика, стали причиной возникновения ряда противоречий во взаимодействии учителей, воспитателей и наших воспитанников. Приходится сталкиваться с рядом проблем: негативное влияние прошлого социального окружения, кризис подросткового возраста, изменившиеся условия жизни общества. Но, не смотря на это, несомненно, от системы ценностных ориентаций педагога зависит общая атмосфера образовательного процесса. Зависит система отношений «учитель — ученик», «учитель — учитель». А также качество учебно-воспитательной работы, духовный потенциал подрастающего поколения, образованием которого мы занимаемся. Профессия учителя сама по себе постоянно требует не только совершенствования учителя, но и повышения качества его подготовки, в настоящий момент направленной на усиление эмоциональной составляющей профессии, направленности на другого человека как выражение любви, доброты, милосердия. Поэтому далеко не случайны обращения ученых к вопросам развития духовного общения педагога, ориентированного на ценность другого человека, передачу нравственных ценностей, становление коммуникативной культуры
Исследуемая проблема нашла отражение в фундаментальных работах
А.М.Архангельского (2), Н.М.Болдырева (3), Н.К.Крупской (9), А.С.Макаренко (10) и др., в которых выявляется сущность основных
понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.
Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки будущих
учителей к нравственному воспитанию школьников.
Проблемой исследования является влияние личности педагога на создание условий для нравственного воспитания детей школьного возраста.
Целью исследования является теоретическое обоснование влияния
гуманизма педагога на воспитательный процесс.
Объект исследования – педагогический процесс.
Предмет исследования – влияние личности педагога на нравственное воспитание детей.
Приступая к исследованию, выдвигаем следующую гипотезу: гуманизм личности педагога является необходимым условием нравственного воспитания.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены
следующие задачи:
1) раскрыть понятие духовно- нравственного воспитания;
1) выявить условия нравственного воспитания ребенка;
3) выявить роль личности педагога в процессе нравственного воспитания.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Психолого-педагогические основы
нравственного воспитания подрастающего поколения.
1.1. Нравственное воспитание: сущностная характеристика.
Организация духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни воспитанников осуществляется на основе следующих принципов:
- нравственного примера педагога;
- социально-педагогического партнерства;
- индивидуально-личностного развития;
- интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
- социальной востребованности воспитания;
- уважение к Отечественной истории и родному языку;
Нравственная культура – систематический результат всего духовного развития личности. Она характеризуется как наличием моральных ценностей, так и участием человека в их создании.
Для того чтобы понять сущность и особенности нравственной культуры,
необходимо выяснить такие понятия, как культура, мораль, нравственность.
Культура рассматривается как способ человеческой деятельности, характеристика развития человека. Она выражает степень его
овладения отношениями к природе, к обществу и к самому себе.
Роль воспитания как «посредника» между личностью и культурой самая важная.
Воспитание имеет две основные цели. Во-первых, задача его состоит в передаче части культурных ценностей, созданных обществом, личности в индивидуализации их. Во-вторых, задачей воспитания является создание определённых способностей для восприятия культурных и эстетических ценностей.
Функция морали связана с преодолением имеющихся или возможных противоречий между интересами людей и личной заинтересованностью отдельного члена общества. Ограничения и самоограничения индивидуального поведения, его подчинение интересам общего должно быть и в интересах самой личности. «Защита» общего есть необходимое условие свободы каждого, а ограничение свободы каждого является необходимым условием свободы всех.
Свобода – это возможность поступать так, как ты желаешь.
Однако если в своём поведении человек не ограничивает свои желания и страсти, он достигает противоположного результата – свобода превращается в несвободу.
Важнейшими элементами нравственной свободы являются:
1. Осознание требований нравственных норм.
2. Принятие этих требований в качестве внутренней потребности и в качестве системы самообязанностей.
3. Самостоятельный выбор одного из возможных вариантов действия, то есть принятие решения, сделанного не под внешним давлением, а по внутреннему убеждению.
4. Волевое усилие и самоконтроль за реализацией решения.
5. Ответственность за мотивы и последствия действия.
Нравственно воспитанная личность активно борется против зла. Не мирится с ним и стремится непрерывно «возвышать» своё и чужое поведение до требований идеала.
Уровни нравственной культуры.
Нравственная культура – это качественная характеристика морального развития и моральной зрелости личности, проявляющаяся на трёх уровнях.
Во-первых, культура нравственного сознания.
Во-вторых, исключительно важным уровнем, обеспечивающим
внутреннее принятие моральных целей и средств, внутреннюю готовность их
реализации, есть культура нравственных чувств.
В-третьих, культура поведения, посредством которой реализуются
поставленные и принятые нравственные цели, превращаются в активную жизненную позицию.
Педагог учит школьников анализировать, оценивать нравственные явления, воспринимаемые ими, соотносить их со своими поступками, осуществлять выбор нравственных решений. Т.о. он переводит внимание ребят с общих представлений о нравственности и моральных понятий на действительность. Формы такой работы: беседа, «круглый стол», диспут, обсуждение материалов периодической печати, конкретного случая, результатов интервью.
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).» (8, с.191-192).
В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». (5, с. 345) Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.
У Ожегова С.И. : «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».
(13, с. 414).
Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека». (1, с. 360).
А Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным - значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю» (12, с. 289). «Мораль - это важничанье человека перед ПРИРОДОЙ». (12, с .735). В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Из всего этого мы можем сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь».
А что же говорить о детях? Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что
необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению
чувствовать человека». (15, с. 120)
Василий Андреевич говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь
равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».
Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения
закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и
бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» (15, с. 170).
В настоящее время нравственному воспитанию в школах уделяется большое внимание, но конечный результат работы не всегда удовлетворителен. Одной из причин является отсутствие чёткой системы в воспитательной работе школы и классных руководителей.
Система нравственного воспитания включает в себя:
Во-первых, актуализацию всех источников нравственного опыта воспитанников.
Такими источниками являются: деятельность (учебная, общественно полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения воспитанников с обучающими их педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства.
Во-вторых, правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах.
В-третьих, включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности воспитанников.
В связи с этой системой необходимо поставить следующие цели и задачи формирования социокультурных и духовно- нравственных ценностей у воспитанников.
- Цели и задачи формирования социокультурных и духовно- нравственных ценностей у воспитанников.
Цели:
- Формирование самостоятельной, зрелой личности, способной творчески реализовывать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы;
- Развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сфер ребенка, составляющих основу его индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно — практической, сферы саморегуляции.)
- Корректировка системы ценностей с учетом выработанных обществом нравственных принципов.
Задачи:
I. Создать условия для самопознания, саморазвития, самореализации творческой личности;
II. Создавать педагогические ситуации для самореализации воспитанника;
III. Развивать коммуникативные способности воспитанников;
IV. Формировать активную жизненную позицию воспитанников.
V. Развитие воспитанников на основе принципов гуманизма, личностно-ориентированного воспитания.
VI. Развитие духовно нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении детей и подростков.
VII. Создание условий для нравственного самовыражения личности.
VIII. Поддержка личности.
IX. Построение отношений на основе добра, справедливости, гуманности, принятия индивидуальности черт.
На первом этапе процесса формирования социокультурных и духовно-нравственных ценностей важны понимание того, что является для учащихся ценным, актуализация направленности личности на то, чтобы «увидеть» нравственные отношения между людьми, осознание значимости их взаимопонимания, сопереживания и содействия.
Задачей второго этапа процесса формирования социокультурных и духовно-нравственных ценностей выступает согласованность в проявлении мыслей, чувств, поведения. На решение задач направлены такие требования к деятельности и общению, которые способствуют возникновению и укреплению стремления проявлять к окружающим понимание, сопереживание, содействие. Деятельность должна вызывать интерес, быть посильной, способствовать раскрытию индивидуальных особенностей учащихся.
Третий этап – это создание готовности проявлять нравственное отношение как понимание, сопереживание, содействие. Важно научить ребят, с одной стороны, вслушиваться, всматриваться в окружающих людей, искать и правильно определять мотивы их действий; с другой – научить их следить за своими действиями, манерой разговаривать, выражать свои чувства. Важны такие требования к деятельности и общению, как побуждение учащихся к решению посильных нравственных задач на фоне заинтересованности и увлеченности содержанием и смыслом выполняемых дел и взаимных контактов. Это создает благоприятные условия для овладения умениями и навыками взаимопонимания, сопереживания и содействия.
На четвертом этапе - закрепление приобретенных умений и навыков. Особенно важно стимулирование познавательной активности, направленной на деятельность и общение не столько привлекательной, сколько нужной партнерам по взаимодействию.
Пятый этап процесса формирования социокультурных и духовно-нравственных ценностей учащихся выступает как своеобразная проверка устойчивости нравственных потребностей. Нравственное отношение выступает в качестве мотива поведения.
В целях формирования ценностных ориентаций воспитанников могут быть использованы следующие формы и методы работы:
- анкетирование;
- дискуссия;
- диспут;
- тематические классные часы;
- проблемные ситуации;
- упражнения;
- игры;
- тренинги;
- тематические мероприятия;
- изучение традиций, обычаев, культуры народов, религий;
- изучение традиций и обычаев семьи, школы.
2. Основные источники нравственного опыта
К источникам нравственного опыта детей школьного возраста, прежде всего, относится учебная деятельность. Педагогу важно знать, что нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока, личностью учителя. Содержание учебного материала обогащает представление учащихся о нравственных качествах личности, раскрывает прекрасное в природе, общественной жизни, личных взаимоотношениях людей, развивает у подростков положительное личное отношение к принципам морали, формирует идеал прекрасного человека, побуждает соотносить своё поведение с поведением героической личности. Большие возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал, особенно по литературе и истории. В нём содержится большое количество морально-этических суждений.
Но самое сильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога. Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей основной и общественной работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. И, напротив, если учащиеся были свидетелями равнодушного или бестактного отношения педагога к своим одноклассникам, нравственному развитию подростков наносится существенный урон.
Нравственное воспитание определяется личным примером самого
воспитателя. Духовная близость и уважение к педагогу, желание ему
подражать, формируются из многих слагаемых и, в частности, зависят от степени его компетентности, профессионализма, характера повседневных взаимоотношений с детьми. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками. Если учитель провозглашает одни нормы жизни, а сам придерживается других, то он не вправе рассчитывать на действенность своих слов, и потому он никогда не станет авторитетным наставником.
Другим важным источником нравственного опыта школьников является
разнообразная внеклассная работа. В ней удовлетворяются их насущные
потребности в общении, более глубоком самовыражении и самоутверждении в коллективе сверстников. Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности. Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают во внеучебной деятельности. Если в детском коллективе утвердились отношения доброжелательности,
взаимозаботы, ответственности друг за друга, если каждому ребенку обеспечено благополучное положение в коллективе, у него прочнее становятся связи с одноклассниками, укрепляются чувства коллективной чести, коллективного долга, ответственности. Благополучное эмоциональное самочувствие, состояние защищённости, как называл его А. С. Макаренко(10, с.193) стимулирует наиболее полное самовыражение личности в коллективе, создаёт благоприятную атмосферу для развития творческих задатков ребят.
Созданию детского коллектива педагог должен отдавать много времени и сил, планировать его развитие, находить наиболее оптимальные формы самоуправления. Забота о другом человеке успешно реализуется в содружестве старших воспитанников и малышей. Оно предполагает взаимную заботу и совместную деятельность, доставляющую удовлетворение двум сторонам. Особенно полезно индивидуальное шефство старших над малышами.
Отношения с окружающими педагогов – также важный источник нравственного опыта школьников. Для детей отношение воспитателя к окружающим – это нравственный образец отношения человека к человеку, который не может не «заражать» ребят, не влиять на их отношения друг к другу.
Высоконравственное отношение воспитателя к воспитанникам – важный показатель воспитательного процесса и потому, что такое отношение содействует наиболее глубокому, осознанному усвоению растущей личностью идей и требований, которые несёт, утверждает педагог.
Психологи подтверждают: отношение к требованиям у детей зависит от отношения к педагогу. Если требования исходят от уважаемого, духовно близкого учащимся педагога, они воспринимают эти требования как целесообразные и лично значимые. В противном случае дети подчиняются требованию под нажимом педагога, но это требование вызывает внутреннее сопротивление подростков.
Важнейшим источником жизненного опыта школьников являются внутрисемейные отношения, отражающие нравственные установки, духовные ценности родителей.
Возможности воспитателя в перестройке неблагоприятных внутрисемейных
отношений, в обеспечении своему воспитаннику благополучного эмоционального самочувствия в семье ограничены. Однако воспитатель может восполнить таким детям недостаток эмоционального комфорта особой теплотой, вниманием, заботой в его другой «семье» - детском коллективе. Для этого надо вести специальную работу с коллективом учителей и учащихся, по возможности нейтрализовать отрицательное воздействие неблагоприятных отношений в семье на воспитанника, формируя у него правильные взгляды на характер внутрисемейных взаимоотношений.
К важным источникам нравственного опыта школьников относится искусство. Оно должно быть разнообразным и постоянным, пронизывать всю жизнь ребенка, насыщать его душу сопереживанием другим людям. Формы такого общения: прослушивание фонозаписей, посещение театров, художественных выставок, участие в конкурсах и фестивалях, школьных спектаклях, ансамблях, хорах и т.п.
Искусство совершенно незаменимо в формировании сознания и культуры чувств личности. Оно расширяет, углубляет и организует нравственный опыт человека.
Из произведений искусства растущая личность черпает конкретную основу
разнообразных нравственных представлений, накладывает на собственный опыт отдельные конфликтные ситуации, запечатлённые в художественном произведении, и тем самым обогащает своё нравственное сознание. Незаменима роль искусства в накоплении опыта сопереживания. Искусство позволяет пережить то, что каждый человек в силу ограниченности его опыта пережить не может. Сострадая героям художественных произведений, радуясь их успехам, болея их невзгодами, человек становится эмоционально богаче, отзывчивее, проницательнее, мудрее. Кроме того, искусство создаёт у каждого иллюзию самооткрытия истины, благодаря чему нравственные уроки, содержащиеся в произведении, глубоко переживаются и быстрее становятся достоянием сознания личности.
Развитию нравственного сознания детей также способствует их знакомство с
жизнью, деятельностью, нравственными позициями выдающихся людей.
В нравственном опыте ребенка немаловажную роль выполняет вещно-предметное пространство, в котором он находиться. Порядок и чистота, удобство и красота создают благоприятное психологическое состояние.
3. Гуманизм личности педагога как условие
результативности процесса духовно-нравственного воспитания
"Учитель — это штука тонкая: народный, национальный учитель вырабатывается веками, держится преданиями, бесчисленным опытом…». Федор Михайлович Достоевский.(6) Самое сильное влияние на нравственное развитие школьника в процессе его обучения оказывает личность учителя. Один и тот же жизненный идеал и принципы могут и должны связывать учителя и ученика, иначе педагогическая цель не будет достигнута. Чтобы ученик поверил учителю, он должен быть сам носителем духовных ценностей. Выдающийся педагог Константин Дмитриевич Ушинский писал, что влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни системой наказаний и поощрений. В нравственном воспитании педагог вооружает питомцев не только знаниями; он воздействует на них своим поведением, всем своим обликом. Сердечность, чуткость, отзывчивость, доброта, вежливость, честность, справедливость, Любовь — обязательные качества учителя, которые должны стать профессиональными. Чтобы стать субъектом деятельности в духовно-нравственном воспитании детей, педагогу необходимо самоопределиться в сфере духовной деятельности, стать объектом самопознания и саморазвития. Профессия учителя сама по себе постоянно требует не только совершенствования учителя, но и повышения качества его подготовки, в настоящий момент направленной на усиление эмоциональной составляющей профессии, направленности на другого человека как выражение любви, доброты, милосердия.
"Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, - пишет К.Д. Ушинский, - не перешедшая в убеждение воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности. Нет сомнения, что много зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни
моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений. Многое, конечно, значит дух заведения; но этот дух живет не в стенах, не на бумаге, но в характере большинства воспитателей и оттуда уже переходит в характер
воспитанников.» (16, К.Д. Ушинский, 1939, С. 15-16).
В структуре личности ученые выделяют три группы качеств, относящихся
непосредственно к педагогу:
1.социальные и общеличностные
2.профессионально-педагогические
3.индивидуальные особенности познавательных процессов и их
педагогическая направленность
Качеством личности учителя, выражающим его "воспитательную силу", степень его влияния на "молодую душу", можно считать "харизму" (И.В. Бестужев-Лада). В переводе с греческого слово harisma означает "оказанная милость, дар. Исключительную, вдохновенную одаренность, вызывающую у окружающих ( прежде всего, у воспитанников) чувство полного доверия, искреннего преклонения, облагораживающего одухотворения, готовность следовать тому, чему учит учитель, подлинную веру, надежду, любовь. (4, Бестужев-Лада, 1988, С. 132). Педагога, обладающего ею, отличают следующие качества: яркая индивидуальность; беззаветная, самоотверженная, жертвенная любовь к детям; внутренняя сила, целеустремленность, притягивающая детей и взрослых; "организационное и эмоциональное" лидерство; подвижничество; бескорыстность. Его характеризует также творческое отношение к детям, к своему делу, к миру в целом. Но, прежде всего, он умеет творчески относиться к самому себе как личности.
Педагогическая профессия требует постоянного расхода внутренней энергии, эмоций, любви. Если учитель малоэмоционален, если у него неразвита "сердечная сфера", неглубоки чувства, он не сможет оказать воздействие на внутренний мир подростка.
В своих выступлениях и педагогических трудах В.А. Сухомлинский постоянно писал о том, что этика учителя, его нравственные качества являются решающим фактором воспитания личности учащегося. Он претворил свою идею в жизнь, создав уникальную педагогическую систему, в условиях которой каждый ребенок, подросток, старшеклассник получал реальную возможность проявить себя как высоконраственная и высокодуховная личность. Искусство воспитания, считал он, заключается в умении педагога открыть буквально перед каждым, даже перед самым заурядным, самым трудным в интеллектуальном развитии питомцем те сферы развития его духа, где он может достичь вершины, проявить себя, заявить о своем "я". Одной из этих сфер является нравственное развитие.
Любовь к детям является отличительной чертой учителя, являясь той живой
силой, которая одухотворяет все происходящее и превращает школу в хорошую семью. "Педагогическую любовь" можно рассматривать как отношения
педагога к жизни, к миру, к людям, к самому себе, она достигается великим
трудом и напряжением всех человеческих сил. Л.И. Маленкова предложила
своеобразную "технологию" для развития и поддержания этого чувства. (11, с. 124-125).
1. Постараться понять, что они - дети, потому и ведут себя как обычные дети.
2. Постараться принять ребенка таким, каков он есть на самом деле - с
"плюсами" и "минусами", со всеми его особенностями.
3. Возможно более полно узнать, почему он стал "таким", и постараться
"выработать" в себе понимание, сострадание и сочувствие к ребенку.
4. Найти позитивное в личности ребенка, выразить ему доверие, постараться
включить его в общую деятельность (с заранее прогнозируемой позитивной
оценкой).
5. Установить личный контакт с помощью средств невербального общения,
создавать "ситуации успеха", оказывать ребенку позитивную словесную
поддержку.
6. Не упустить момент словесного отклика с его стороны, принять действенное участие в проблемах и трудностях ребенка.
7. Не стесняться проявлять свое отношение, свою любовь к детям, открыто
откликаться на проявление ответной любви, закреплять дружеский, сердечный,
искренний тон в практике повседневного общения.
Педагогическая духовность - это максимум человеческого в профессиональном исполнении учителя; взаимоуважение учителя и ученика; безусловная вера в возможности ребенка; способность удивляться; готовность искренне восхищаться (достижениями ученика, удачей коллеги, успехом школы, самоотверженностью
родителей); способность не стесняться своих человеческих проявлений - гнева, стыда, юмора - и своих слабостей; профессиональная неуспокоенность; совесть и достоинство;
Среди возможных путей обретения духовности детьми педагоги называют
художественное образование - приобщение к литературе, искусству, музыке,
этике, эстетике, учебным предметам гуманитарного ("человеческого") цикла.
Другой путь к духовности - использование возможностей дополнительного
образования, внеклассной работы, такая целостная организация жизни учащихся, при которой ребенок невольно осмысливает все явления
окружающего мира, и тем самым становится причастным этому миру.
Для поворота ребенка к духовности учитель сам должен стать носителем высших духовных ценностей. Первый шаг на этом пути - понимание недостаточности своего культурного кругозора. Следующим шагом должна стать попытка изменить свой внутренний мир, наполнив его новым содержанием. Развиваясь духовно, педагог "очеловечивает" всю сферу своих
отношений с реальностью, одухотворяет ее.
Из всего этого следует, что эффективное осуществление системы воспитания детей школьного возраста всецело зависит от гуманистической направленности личности педагога.
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав опыт работы детского дома по духовно нравственному образованию и воспитанию воспитанников можно сделать следующие выводы:
1.Стараться понять ребенка, видеть происходящее его глазами, понять его внутренний мир.
2.Видеть в ребенке равноправную личность
Наша главная задача- это общение с детьми, стремление к диалогу, желание найти альтернативный выход, всегда быть терпимыми и вежливыми. Человек – это целый мир, океан, вселенная, в котором бушуют радости, переживания, огорчения... И роль педагога в становлении духовно-нравственных ценностей у ребёнка, имеет основное значение.
В результате проделанной работы можно выделить следующие личностные качества педагога, которые представляются самыми главными.
Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и
прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять их самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого.
Во-вторых, уметь понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании.
В-третьих, необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания. Речь идет не о пассивном оптимизме, когда, сложа руки,
педагог с надеждой ожидает, когда ребенок поумнеет, проявит способности
соображать, чтобы потом заняться его воспитанием, приступить к развитию его духовно- нравственного сознания. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребенка – и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития.
В-четвертых, педагогу должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.
Стремиться быть таким для педагога очень важно. Он – посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности, формирует его духовный мир. Для ребенка знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает духовно- нравственные ценности общества.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Аристотель. Сочинения в 4-х томах -М: 1984 , т.4.
2. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.:
Просвещение, 1979.
3. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. - М.:
Просвещение, 1979.
4. Бестужев- Лада, Народное образование 1988,с. 132.
5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка-
М: 1979, т.11, с.345.
6. Достоевский Ф.М.Дневник писателя.-М.:1989,с.30.
7. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности:
Метод. рекомендации/Ом.гос.пед.ин-т им. Горького – Омск:ОГПИ, 1991
8. Краткий словарь по философии -М: 1982. С.191- 192.
9. Крупская Н.К. Задачи школы I ступени: Пед.соч., в шести томах
Т.2. – М.: Просвещение, 1978.
10. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч.– Т.5. – М.: Просвещение, 1976,с.193.
11. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания.-М: Педагогическое общество России,2002г. С.124-125.
12. Ницше .Сочинение в 2-х томах -М: 1990, т. 1 НИИОП АПНСССР,1988.
13. Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание -М: 1995.с.289. с.735.
14. Свадковский И.Ф. Введение в педагогику.-М:изд-во Академия,2005г.
15. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения .с. 120., с.170.
16. Ушинский К.Д. Проблемы педагогики.- М:изд- во УРАО,2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование духовно-нравственных ценностей у воспитанников казачьего кадетского корпуса
Формирование духовно-нравственных ценностей у воспитанников казачьего кадетского корпуса....
Выступление на Городском семинаре "Формирование духовно-нравственных ценностей воспитанников ГБОУ детско-юношеского центра" 27.02.2012г.
Выступление посвящено одному из значимых направлений социокультурной деятельности - патриотическому воспитанию учащихся....
Прграмма "Формирование духовно- нравственных ценностей воспитанников ЦССВ № 14 через восприятие классической музыки".
Программа тематических занятий, направленных на формирование духовно- нравственных ценностей....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта тренера -преподавателя Гуляева Сергея Васильевича по теме «Формирование духовно-нравственных ценностей у воспитанников ДЮСШ в процессе спортивной подготовки»
В последнее время наблюдается тенденция к повышению социального статуса к духовно-нравственному воспитанию молодежи в системе дополнительного образования, что находит отражение в нормативно-правовых д...
доклад«Нравственно-патриотическое воспитание в формировании духовно – нравственных ценностей дошкольников»
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительны...
Протокол заседания на тему: "Формирование духовно-нравственных ценностей воспитанников семейного центра" (круглый стол)
Протокол заседания на тему: "Формирование духовно-нравственных ценностей воспитанников семейного центра" (круглый стол)...