Формирование духовно-нравственных ценностей у воспитанников
материал по теме

Полякова Лариса Юрьевна

Выступление

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_duhovno-nravstvennyh_cennostey.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Тогбоу «Жердевская общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования.»

Формирование духовно-нравственных ценностей у воспитанников.

                                            Выполнил слушатель курсов повышения квалификации

                   Полякова Лариса Юрьевна

г.Тамбов, 2011

Оглавление.

1 Введение.

2 Возрастные особенности нравственного развития детей.

3 Работа школы по духовно-нравственному воспитанию.

4 Заключение.

5 Литература.

Введение.

(Сущность и природа нравственности.)

             Мыслители разных веков трактовали понятие нравствен-ности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека».
    В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. В отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но опираясь на принуждение со стороны государства, мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать. Из всего этого мы можем сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь».
    А что же говорить о детях? Еще В. А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека».
Василий Андреевич говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».
Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».
    Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, учатся следовать им в различных ситуациях.
Нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно.
Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост.
    В разные возрастные периоды личного развития количество социальных институтов, принимающих участие в формировании ребенка как личности, различны. В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья. В дошкольном детстве к воздействию семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми. С поступлением в школу открывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей школьные учебные предметы и дела. Расширяется сфера контактов со средствами массовой информации. С развитием новых коммуникационных технологий и ростом количества средств массовых коммуникаций, а также относительная свобода в выборе и подаче материала увеличило роль этого фактора социализации.
    Начиная с подросткового возраста, большую роль в развитии личности играет общение со сверстниками, друзьями, среди которых ребенок проводит большую часть своего времени.
    По мере взросления роль семьи в развитии ребенка постепенно уменьшается и увеличивается разносторонность воспитательных воздействий на личность ребенка.
    Специфической особенностью нравственного воспитания является то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени, его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс.
    Формирование морального облика протекает в процессе многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий.
    С точки зрения педагогической теории процесс нравственного воспитания в школе представляет собой совокупность целенаправленных и последовательных действий ученического и педагогического коллективов. Под понятием “педагогические действия” подразумеваются влияния, организуемые и получаемые учеником и коллективом в процессе учебно-воспитательной работы. Все эти влияния, а также их результаты, отражающиеся во взглядах и поведении, взаимосвязаны и выступают в совокупности, обеспечивающей, как и непосредственное, так и опосредованное воздействие на личность школьника. Поэтому важнейшими компонентами структуры процесса воспитания являются процессы, идущие как бы навстречу друг другу.
    Качественная сторона педагогических действий в процессе нравственного воспитания выражается в их силе и стойкости, а качественная сторона изменений в облике и характере личности проявляется в степени ее убежденности, которая реализуется в различных видах деятельности, формах отношения и поведения.
Возрастные особенности нравственного развития детей.

     Первый этап охватывает младенчество и раннее детство — этап характеризуется как время преднравственного развития. В этот период ребенок приобретает готовность к адекватному реагированию (вначале сенсорному, а затем обобщенно-вербальному) на простейшие внешние регулирующие воздействия.
Посредством разумно организованной „поведенческой“ практики, ребенок подготавливается к переходу на следующий, принципиально новый этап своего духовного становления.

     Второй этап характеризуется в целом формированием у детей первоначальной готовности добровольно, на основе элементарной осознанности смысла нравственных требований, подчинять им свое поведение, ставить „надо“ выше „хочу“, причем недостаточная осознанность нравственных действий проявляется у ребенка на данной ступени развития главным образом в том, что их направляют не собственные его убеждения, а некритически усвоенные им нравственные представления окружающих. Этот этап охватывает дошкольный и младший школьный возраст.

     С дошкольным периодом (от 3–4 до 6–7 лет) связаны истоки нравственного развития детей, когда у них на фоне непосредственно мотивируемой деятельности впервые возникают ростки произвольного положительного направленного поведения.

     В младшем школьном возрасте, в период собственно нравственного развития детей, их моральная сфера претерпевает дальнейшие изменения. Игру как ведущий вид деятельности дошкольника сменяет теперь повседневное выполнение ребенком разнообразных школьных обязанностей, что создает благоприятнейшие условия для углубления его нравственного сознания и чувств, укрепления его нравственной воли. Доминирующая у дошкольника непроизвольная мотивация поведения уступает в новых условиях первенство мотивации произвольной, социально направленной.

     Вместе с тем даже самым высоким уровнем нравственного развития младшего школьника присущи свои возрастные ограничения. В этом возрасте дети еще не способны к достаточно полноценной выработке собственных нравственных убеждений. Усваивая то или иное моральное требование, младший учащийся все еще полагается на авторитет педагогов, родителей, более старших учеников. Относительная несамостоятельность морального мышления и большая внушаемость младшего школьника обуславливают его легкую восприимчивость, как к положительному, так и к дурному влиянию. Пример — воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово — второй. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. Когда говорят о примере, подразумевают, прежде всего, пример живых конкретных людей — родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых.

     Психологической основой примера служит подражательность. Благодаря ей люди овладевают социальным и нравственным опытом. Не всегда подражательность имеет непосредственный характер, часто мы ее наблюдаем в опосредованной форме — это не механический процесс, не автоматическое перенесение черт, качеств, опыта определенной личности, не простое повторение и отражение. Подражательность — деятельность индивида. Иногда очень трудно определить черту, где заканчивается подражание и где начинается творчество. Часто творчество и проявляется в особенном, своеобразном подражании. Младшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление. Согласно данным психологов, неизменную симпатию младших школьников вызывают люди смелые, волевые, находчивые, обладающие большой физической силой, стройной фигурой, приятной манерой общаться, правильными чертами лица.                 Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры.   Обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном.

      Естественно, что воспитание зависит и от личного примера воспитателя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Известно, что для большинства младших школьников авторитет учителя абсолютен, они готовы подражать ему во всем. Но сила положительного примера наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно. Кроме того, сила положительного воздействия педагога будет возрастать и тогда, когда воспитанники убедятся, что между его словом и делом нет расхождений, ко всем он относится ровно и доброжелательно.

     Третий этап нравственного развития личности охватывает подростковый и юношеский возраст и представлен как этап нравственной самодеятельности воспитанника, под которой понимается вполне сознаваемое, и добровольное, подчинение человеком своего поведения нравственным принципам.

     Подростковый период отличен от младшего школьного тем, что у воспитанников в эти годы формируются собственные нравственные взгляды и убеждения. У подростка формируется понятийное мышление. Ему доступно понимание связей между конкретным поступком и качествами личности, на основе его возникает потребность в самосовершенствовании.

     Осознавая свои возросшие умственные и физические силы, учащиеся средних классов стремятся к самостоятельности и взрослости. Возросший уровень нравственного сознания позволяет им сменить некритическое усвоение поведенческих норм, характерное для дошкольников и младших учащихся, критическим, а отдельные осознанные и внутренне принятые им моральные требования становятся его убеждениями.

     Мораль подростка в ее развитых формах качественно очень близка морали взрослого человека, но все же имеет ряд отличий, главное среди них составляет фрагментарность нравственной убежденности подростка, обуславливающая избирательность его нравственной самодеятельности.

     Но, несмотря на развитость нравственных установок и воли подростка, он еще сохраняет черты существа увлекающегося, повышенно-впечатлительного и при определенных условиях склонного сравнительно легко попадать под чужое влияние, менять свои нравственные идеалы и устремления. Юношеский период морального становления воспитанника его нравственная сфера постепенно утрачивает черты „детскости“, приобретая основные качества, свойственные высоконравственному взрослому человеку.

     Учащиеся старшего возраста способны уже иметь четкое научное представление о морали, об истинности или ложности различных нравственных норм. Все это приводит юношеский период к преодолению фрагментарности, увеличению автономности нравственных убеждений и отражающего их нравственного поведения воспитанника.

     У старшеклассников резко усиливается возникающий еще в подростковый период этический критицизм, позволяющий уже очень немногое принимать на веру. В этом возрасте возникает потребность критической переоценки и переосмысливания когда-то бездумно воспринятого. Таким образом, фрагментарную самодеятельность в сфере морали, присущую подростковому возрасту, в юношеском возрасте сменяет всеохватывающая самодеятельность, что позволяет и весь юношеский период нравственного развития личности определить как период глобальной нравственной самодеятельности.

     Необходимо отметить, что моральное совершенствование человека, достигшего в юношеский период эталонного уровня нравственности, может продолжиться всю жизнь. Но с годами в нравственной сфере этого человека уже не возникает каких-либо принципиально новых образований, а происходит лишь укрепление, развертывание и совершенствование появившихся ранее. В общественном плане нравственная модель старшеклассника представляет ту нравственную ступень, начиная с которой человек, поднявшийся на нее, без скидок на возраст может быть признан высоконравственным.

     Нравственное развитие подрастающей личности — это процесс обретения его все большей и большей моральной свободы, когда личность мало-помалу эмансипируется в своих действиях от непосредственных влияний внешней среды и от влияния собственных импульсивных желаний.

Работа школы по духовно-нравственному воспитанию.

        Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодёжи.

Отсутствие духовного развития, как сейчас очевидно, привело к нравственному опустошению, обнищанию душ людских.  Редко произносятся слова : добро- как источник радости, мир и согласие в душе, покаяние- отречение от зла.

     Если же мы обратимся к истории Государства Российского, к своим истокам, то увидим, что идеалом нашей РОДИНЫ ВСЕГДА БЫЛИ СВЯТОСТЬ , ДУХОВНОСТЬ И ЛЮБОВЬ к Родине. Во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. И , чтобы вернуться к истокам развития духовно- нравственного воспитания необходимы духовно здоровая семья  и школа. Школа пытается через культуру своего народа , осуществлять влияние на духовно- нравственное воспитание школьников. На сегодняшний день  решение проблемы духовно- нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы в школе, которая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нем желание делать добро. В данный период школа ищет точки соприкосновения светской педагогики и православной. Духовно- нравственное воспитание проблема комплексная  и решать ее нужно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как взрослых, так и детей

     В настоящее время перед нашим педагогическим коллективом стоит задача формирования высоко духовной гражданской позиции учеников, развития их творческих способностей, содействия их самоопределения.

    Для комплексного решения данной задачи создана система духовно- нравственного воспитания, которая предполагает:

-комплекс педагогических условий;  

- обогащение содержания воспитания образцами духовной культуры;

- создание формирующей духовно- нравственной среды, ориентирующей ученика на духовно- нравственное самовоспитание.

 Воспитывающая деятельность строится по трем блокам, определяемым степенью близости решаемых задач:

  1. Близкие: духовно- нравственное образование, включающее беседы, чтение литературы, просмотр видеофильмов, экскурсии, прослушивание духовной музыки и поэзии
  2. Средние: формирование годовых традиционных дел: праздников, тематических недель, научно- практических конференций, встреч , благотворительных мероприятий
  3. Далекие: осмысление целей и  смысла своей жизни , усвоение духовно- нравственных ценностей.

     Одной из форм работы школы , позволяющим решать задачи по духовно- нравственному воспитанию, является организация исследовательской работы. В течение нескольких лет прослеживается повышение интереса учащихся школы к научно- исследовательской деятельности. В нашей школе основу научного общества учащихся составляют те ученики, тематика исследований которых связана с историей родного края, с духовной и религиозной сферой жизни общества. Краеведческая проблематика ученических исследований имеет свою специфику, так как краеведческие объекты , как правило, мало изучены. Особенно это касается истории города, названия, улиц, переулков, диалекта села. Исследовательская деятельность учащихся в школе имеет постоянную перспективу. Это способствует активизации познавательной деятельности ученика и развитию нравственных качеств.

     Важным направлением в работе является патриотическое воспитание. Большая работа была проведена по подготовке к празднованию 65-летия Великой Победы. Дети приняли участие в акциях «Память Победы», «Наследники Великой Победы», «звезда героя», в проектах «От края до края», «Аллея памяти»,; проведен конкурс чтецов стихов о войне, приняли участие в  музыкально- литературной композиции «Майский вальс»

     Новой формой  стало проведение совместных мероприятий с РОСТО. Это регулярное проведение соревнований по военному троеборью, стрельбе из пневматической винтовки, что позволяет повысить мотивацию к службе в армии, воспитывает ответственность за исполнение гражданского долга.

     Немаловажную роль  в воспитании духовно-  нравственных качеств обучающихся играют традиционные русские праздники

     Особая роль отводится работе с семьей: освоены  новые формы работы с родителями: работает «Школа для родителей», где рассматриваются вопросы досуга детей, их увлечения склонность к вредным привычкам.

     Кроме того, этика малых дел, направленных на помощь конкретным людям

( ветеранам войны, труженикам тыла, вдовам погибших участников войны.). За ними закреплены обучающиеся школы.

     Положительные результаты в вопросе духовно-нравственного воспитания даёт совместная работа школы с церковью. Вместе мы организовали работу Воскресной школы. Основная масса обучающихся ежегодно перед 1 сентября приходят в храм, для принятия таинства исповеди и причастия. Настоятель храма принимает активное участие в духовно-нравственном воспитании школьников:

                     - проводит беседы;

                     - участвует в общешкольных родительских собраний;

                     - даёт напутствие в жизнь выпускника школы;

                     - с его помощью в школе создана молильная комната, библиотека православной книги в помощь изучающим основы православной культуры.

С 2008-2009 уч. года обучающиеся 4-5 классов изучали «Основы православной культуры», по одному часу в неделю,  за счёт часов школьного компонента.

С 2009-2010 уч. Года в рамках регионального эксперимента обучающиеся изучают курс «Основы религиозных культур и светской этики.

     Результатами воспитывающей деятельности в рамках системы духовно- нравственного воспитания являются:

-Изменение духовно- нравственных ценностей воспитанников в лучшую сторону.

-Проявление доброты, гуманизма, милосердия в поступках учащихся

                              -Формирование здорового образа жизни

-Уровень воспитанности обучающихся по итогам мониторинга за 2010-2011 год возрос.

      Анализируя уровень воспитанности  группы, приведу диаграмму уровней воспитанности за 2009 год и 2011год.

     В 2009 году – 62 % воспитанности.

     В 2011 году – 65% воспитанности.

     Т.е. наблюдается положительная динамика: уровень воспитанности детей вырос на 3%.

 

Заключение.

В заключении хотелось бы сказать, конечно, воспитательная работа – дело очень не простое, а формирование духовно-нравственных ценностей кажется вообще чем-то невыполнимым. Конечно же, если воспитатель стремится достичь хоть каких-то результатов, он всю свою энергию, знания и душу должен без остатка отдавать детям. И конечно же, нельзя ожидать результатов сию минуту. Воспитание – процесс бесконечный. И всё-таки хочется верить, что работа по духовно-нравственному воспитанию будет с успехом продолжаться и принесёт свои плоды. Все старания не пройдут бесследно, а позволят изменить в лучшую сторону и детей, и родителей. А чем больше будет людей, любящих добро, тем лучше и добрее будет наше общество.  

Литература:

  1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М., Просвещение, 1985.
  2. Сухомлинский В.А. Верь в человека. – М., 1960.
  3. Круглова Т.Ф., Белоусова Г.В. Структура концепции воспитания школы русской МОУ СОШ № 2 г. Пикалво // Завуч, 2002, № 1.
  4. Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. – М, 2001.
  5. Рухиенко Н.М. Программа «Патриотическое воспитание учащихся муниципальной Орликовской средней общеобразовательной школы» // «Практика административной работы в школе», 2004, № 1.
  6. Микрюков В.Ю. Научно-практические основы организации военно-патриотической работы в школе. // «Образование в современной школе», 2006, № 5.
  7. Сазонов В. Воспитательное пространство лицея. // «Народное образование», 2000, № 8.
  8.  Савинов Е. С. Начальная школа / Стандарты второго поколения.— М.:Просвещение,2010.
  9. Корикова Г.М. Этикокультурный модуль «Диалог культур». // «Классный руководитель», 2008, № 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад " Формирование духовно- нравственных ценностей у воспитанников.

В настоящее время понятие " нравственность" становится всё более расплывчатым.Как воспитать ребёнка настоящим гражданином, патриотом своего Отечества?...

Формирование духовно-нравственных ценностей у воспитанников казачьего кадетского корпуса

Формирование духовно-нравственных ценностей у воспитанников казачьего кадетского корпуса....

Духовно-нравственное воспитание школьников. Обобщение опыта "Роль религиозно-философского комментария на уроках литературы в формировании духовно-нравственных ценностей девятиклассников"

В работе представлен опыт использования религиозно-философского комментария на уроках литературы в 9 классе. Даются научно-практическое обоснование опыта, алгоритм применения  и примеры использов...

Выступление на Городском семинаре "Формирование духовно-нравственных ценностей воспитанников ГБОУ детско-юношеского центра" 27.02.2012г.

Выступление посвящено одному из значимых направлений социокультурной деятельности - патриотическому воспитанию учащихся....

Прграмма "Формирование духовно- нравственных ценностей воспитанников ЦССВ № 14 через восприятие классической музыки".

Программа тематических занятий, направленных на формирование духовно- нравственных ценностей....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта тренера -преподавателя Гуляева Сергея Васильевича по теме «Формирование духовно-нравственных ценностей у воспитанников ДЮСШ в процессе спортивной подготовки»

В последнее время наблюдается тенденция к повышению социального статуса к духовно-нравственному воспитанию молодежи в системе дополнительного образования, что находит отражение в нормативно-правовых д...

Протокол заседания на тему: "Формирование духовно-нравственных ценностей воспитанников семейного центра" (круглый стол)

Протокол заседания на тему: "Формирование духовно-нравственных ценностей воспитанников семейного центра" (круглый стол)...