Современные проблемы науки и образования
материал (11 класс) по теме
Современные проблемы науки и образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Sovremennye_problemy_nauki_i_obrazovaniya.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Современные проблемы науки и образования» (контрольная работа)
1. Квалификации и компетенции в образовании
В связи с новыми требованиями, предъявляемыми обществом, государством к школе одной из главных проблем руководителя является грамотный подбор и расстановка кадров. Квалификационные характеристики должностей работников образования четко определяют направление требований: повышение результативности труда, трудовой активности, деловой инициативы, наиболее полное использование профессионального и творческого потенциала, рациональную организацию труда и обеспечение его эффективности. Качество образования напрямую зависит от квалификации и компетентности управленческих и педагогических кадров. Впервые в 2009году в приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 593 в квалификационных характеристиках должностей работников образования определены составляющие компетентностей работников образования и требования к квалификации. Стандарты профессионального образования нового поколения уже формулируются на языке компетенций, однако внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс требует решения многих исследовательских задач.
Одной из задач исследования является проблема определения природы, сущности понятий «квалификация» и «компетенция», их структуры, содержания. Второй задачей является определение взаимосвязи категорий «квалификация» и «компетенция».
В рамках данной проблемы был проведен анализ представленных в научной литературе направлений структуры, содержания, иерархии понятий.
Анализ научной педагогической и психологической литературы показал:
- Единого общепринятого мнения в определении понятия «компетенция» не существует.
- Это сложное, многокомпонентное, междисциплинарное понятие
- Описания содержания этого понятия имеют нестрогий характер и отличаются по объему, составу, логической структуре.
4. Понятие «компетенция» трактуется как:
совокупность (система) знаний в действии;
личностная черта, свойства и качества личности;
как критерий проявления готовности к деятельности;
способность, необходимая для решения задач и для получения необходимых результатов работы;
интегрированная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, способность человека реализовать на практике свою компетентность, мотивированная способность;
деятельностные знания, учения, навыки, опыт (интеграция в единое целое
усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения
задач), а также мотивационная и эмоционально-волевая сфера личности;
проявленные им на практике стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая её социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость её постоянного совершенствования» и мн. др.
В научной литературе Зеер Э.Ф. обозначает термином «компетенции» - интегративную целостность, действенность знаний, опыта в профессиональной деятельности.
Отдельные авторы рассматривают компетенции как составляющие части общей компетентности специалиста. Так, например, С.Ш. Чернова в определении понятия «компетенции» занимает позицию, согласно которой «компетенция - единство знаний, опыта, способности действовать и навыков поведения индивида, определяемых заданностью ситуации.
В своих исследованиях И.А. Зимняя дает другое определение понятию «компетенции ». Компетенция, по автору, это «программа», на основе которой развивается компетентность.
При теоретическом анализе представленных в литературе определениях нельзя не обратить внимание на тот факт, что, несмотря на такое разнообразие определений, одной из важнейших характеристик элементов компетенций, подчеркивается именно активная действенность имеющихся знаний и опыта, наличие потенциальной (потребность, мотив, цель, инструментальная основа) и реализованной структуры (внутренняя и внешняя деятельность) в компетентности.
Поэтому, определяя свою позицию, мы принимаем за основу определение И.А. Зимней. Компетенцию мы полагаем рассматривать как потенциальную активность, готовность и стремление к определенному виду деятельности. Компетентность - интегральное качество личности - это успешно реализованная в деятельности компетенция. Компоненты компетенции/ компетентности в какой-либо сфере жизнедеятельности, на наш взгляд, могут быть представлены следующим образом:
А) когнитивный компонент (знания);
Б) мотивационный компонент;
В) аксиологический компонент (направленность, ценностные отношения личности); практический компонент (умения, навыки, опыт деятельности); способности;
Г) эмоционально-волевой компонент (саморегуляция).
В этом случае компетенция выступает как потенциал компетентности, который может быть реализован в определённой сфере деятельности.
До 2009 года государственными квалификационными характеристиками определялись содержание специальных профессиональных компетенций
работников (т.е. готовности и стремления), необходимых для выполнения определенной профессиональной деятельности, то в настоящее время перечень компетенций гораздо шире.
К основным составляющим компетентности (компетенций) работника образования относятся: профессиональная, коммуникативная, инновационная, правовая.
Профессиональная компетентность – качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально – педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого–педагогической коррекции, снятия стрессов, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися, осуществление оценочно – ценностной рефлексии.
Информационная компетентность – качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно- коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно – методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультиме-дийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.
Коммуникативная компетентность – качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися разного возраста, родителями, коллегами по работе, умению вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействия с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.
Правовая компетентность – качество действий работника,
обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.
Определяя взаимосвязи категорий «квалификация» и «компетенция» сравним мнения исследователей данного проблемного поля.
Исследователи вкладывают в понятия «компетенция» и «квалификация» разные значения. Так, В.Байденко пишет о том, что квалификация, в отличие от компетенции «означает преобладание рамочной деятельности в устойчивых профессиональных полях и алгоритмах». Отображая структуру данного понятия, автор отмечает, что «квалификация переходит в качестве одной из ключевых групп в структуру компетенции». Но говорить о едином пространстве понятия «ключевые компетенции» говорить сложно: даже называются они в разных источниках по-разному - ключевые, базовые, универсальные, транспредметные, метапрофессиональные, систематичные, ядерные и т.п.
Э.Ф. Зеер и его последователи ключевыми компетенциями называют «межкультурные и межотраслевые знания, умения, способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах»; комплекс универсальных (интегральных) знаний, которые «включают общенаучные и общепрофессиональные категории, принципы и закономерности функционирования науки, техники, общества»..., которые «определяют реализацию специальных компетентностей и конкретных компетенций».
Одни и те же ключевые компетенции обеспечивают продуктивность различных видов деятельности. Ключевые профессиональные компетенции определяют социально-профессиональную мобильность специалистов, позволяют успешно адаптироваться в разных социальных и профессиональных сообществах. В своем исследовании авторы, ссылаясь на С.Е. Шишова, приводят следующее определение: ключевые компетенции - это «общая (универсальная) способность человека мобилизовать в ходе профессиональной деятельности приобретенные знания и умения, а также использовать обобщенные способы выполнения действий».
А вот «квалификация», согласно Э.Ф. Зееру и Г.М. Романцеву, это «совокупность социальных и профессиональных квалификационных требований, предъявляемых к социальным и профессиональным способностям человека».
Другой автор, Л.Г. Семушина пишет, что «квалификация характеризует степень овладения работником данной профессией или специальностью...(квалификация бывает низкая, средняя и высокая)». Э.Ф. Зеер уточняет и относит это определение к понятию «профессиональные квалификации» - «...степень и вид профессиональной подготовки работника, наличие у него знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенной работы». Таким образом, квалификации, могут быть так же, как и компетенции ключевыми и профессиональными (специальными),
причем специальные квалификации называются чаще всего просто «квалификации».
«Ключевыми квалификациями» в отечественной научной литературе называют
«экстрафункциональные знания, умения, качества и свойства индивида, выходящие за рамки профессиональной подготовки ...»;
«общепрофессиональные знания, умения и навыки, а также способности и качества личности, необходимые для выполнения работы в сфере определенной группы профессий...»;
«межкультурные и межотраслевые знания, умения и способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах».
В число структурных элементов ключевых квалификаций включают профессиональную направленность личности, профессиональную компетентность, профессионально важные качества, профессионально значимые психофизиологические свойства. Э.Ф. Зеер в составе ключевых квалификаций называет «метапрофессинальные качества» - «способности, свойства личности, обусловливающие... продуктивность широкого круга социальной и профессиональной деятельности специалиста...;, например, такие качества, как «...организованность, самостоятельность, ответственность,...надежность, способность к планированию, решению проблем и др.». А само понятие «ключевые квалификации» авторы определяют как «метапрофессиональные конструкты широкого радиуса использования, которые включают базовые компетенции и метапрофессиональные качества.
А.Дорофеев, рассматривает профессиональную компетентность как:
- «актуальная квалифицированность (знания, умения и навыки из профессиональной области, способность продуктивного владения современными информационными технологиями, необходимыми и достаточными для осуществления профессиональной деятельности)»;
- «когнитивная готовность (умение на деятельностном уровне осваивать новые знания, технологии, умение учиться и учить других)»;
- «коммуникативная подготовленность (владение родным и иностранным языками, коммуникативной техникой и технологией умение вести дискуссию, мотивировать и защищать свое решение.)»;
- «владение методами технико-экономического, экологически ориентированного анализа производства с целью его рационализации и гуманизации...»;
- «креативная подготовленность...»;
- «понимание тенденций и основных направлений развития профессиональной области и техносферы...»;
- «...потребность, стремление и готовность к профессиональному самосовершенствованию, корпоративная самоидентификация и позиционирование»
- «устойчивые и развивающиеся профессионально значимые качества...».
Из анализа литературы по этому вопросу видно, что единый подход, общую систему понятий и категорий выделить сложно.
В своем исследовании мы предприняли попытку сопоставить эти категории с выделенными кластерами компетенций/компетентностей (компетенция в нашем исследовании представляет собой потенциальную компетентность, готовность и стремление к деятельности) по типам: общие - специальные; профессиональные - социально-психологические.
Ключевые компетенции/компетентности
Общие компетенции/компетентности («ключевые квалификации»)
Профессиональные компетенции/компетентности
Социально-психологические компетенции/компетентности Специальные компетенции/компетентности
Профессиональные компетенции/компетентности («профессиональные квалификации»)
Социально-психологические компетенции/компетентности («профессионально важные качества»)
Большое значение имеет понятие «ключевые компетенции». Оно вбирает в себя общие компетенции («ключевые квалификации») - компетенции равно необходимые любому специалисту с высшим образованием. Они делятся на профессиональные и социально-психологические (личностные). Специальные компетенции, специфичные для той или иной профессиональной деятельности включают в себя - «профессиональные квалификации» и специальные социально-психологические компетенции - ПВК.
Эта система понятий встраивается в модель компетентности выпускника вуза, становится удобной для использования, а это, в свою очередь, позволяет определить систему подбора квалифицированных и компетентных кадров для образовательных учреждений.
2.Управление проектом в образовательном учреждении (на любой ступени образования)
Проектная деятельность- это эффективное средство развития профессиональной компетентности. Она способствует формированию следующих умений: анализировать ситуацию, обнаруживать противоречия и формулировать проблему, предлагать пути её решения, работать в команде, давать экспертную оценку, выявить результативность, осуществить презентацию и т.д. Наш подход к построению системы управления проектами в организации заключается в создании методически правильной и действенной системы. Это означает, что мы обращаем внимание, в первую очередь, на те области проектной деятельности, где затраты на совершенствование менеджмента приведут к несомненному и осязаемому эффекту для организации. Замышляя проект, необходимо учитывать имеющиеся ресурсы (человеческие, финансовые, материальные), которые чаще всего в образовании бывают весьма ограниченными. Определение технологического ресурса проектирования требует составления перечня необходимых базовых знаний, умений, навыков, опыта теоретической и практической деятельности. Личностный ресурс проектирования составляют характеристики мышления, поведения, общения людей, непосредственно занятых в проекте. Его успех во многом зависит от сформированности таких качеств, как субъектность и креативность, от уровня развития коммуникативной и рефлексивной культуры.
Механизмы развития проектной деятельности в образовательном учреждении включают: создание творческой атмосферы, мотивацию интереса к исследовательской, проектной, творческой деятельности;
Инициирование и всесторонняя поддержка поисковой, исследовательской,
проектной деятельности;
Сопровождение исследовательской и проектной деятельности;
Создание условий для поддержки, внедрения и распространения результатов деятельности.
Успех проектной деятельности зависит от: предварительной подготовки педагога по методике проектной деятельности;
поддержки и стимулирования проектной деятельности педагога со стороны администрации, методической службы;
создания условий для проведения и реализации проекта;
ознакомления педагога с системой оценивания;
проведения независимой квалифицированной экспертизы и оценки, как самой работы, так и ее защиты.
Уровни проектирования:
Концептуальный - концепция, модель.
Содержательный - положения, программы, стандарты.
Технологический - учебные планы, инструкции, технологии, методики, схемы
Процессуальный - алгоритмы действий, графики, средства, методические рекомендации, схемы управления, разработки тем, сценарии праздников…
Объекты педагогического проектирования:
1. Объекты образовательного проектирования:
концепции образования, качество образования, новые институты образования, образовательные стандарты, образовательные программы,
учебные планы;
2.Объекты социально-педагогического проектирования:
изменение социальных условий педагогическими средствами, решение социальных проблем педагогическими средствами;
3.Объекты психолого-педагогического проектирования: учебные программы,
педагогические технологии новые формы обучения и воспитания детей,
образовательные процессы образовательные среды.
Весь процесс совершенствования системы управления проектами проводится поэтапно, с оценкой эффективности каждой стадии и тщательным планированием следующей. Поэтому на первом этапе совершенствования проводится (семинар-тренинг) «Методика разработки и внедрения проекта», и обучение сотрудников учреждения основам работы в информационной системе. На втором этапе производится совместная разработка структуры типового проекта учреждения – фазы проекта, основные группы работ и их результаты, система документирования исполнения проекта. Далее производится разработка организационно-ролевой структуры управления проектами – определение и документирование постоянных ответственностей за управление проектами в учреждении, производится настройка информационной системы управления проектами. Далее производится интеграция системы управления проектами в систему бюджетирования учреждения. Для этого разрабатываются правила преобразования проектной информации, производится настройка информационных систем управления проектами и бюджетирования. Последующие этапы: контроль и оценка выполнения плана, анализ результатов работы по проекту, корректировка плана реализации проекта, подведение итогов работы по проекту, информирование общественности о результатах реализации проекта.
Основные этапы проектирования:
1.Предпроектный.
- Анализ ситуации, выявление противоречия и формулирование проблемы, требующей решения.
- Определение темы проекта и его актуальности;
- Формулирование целей и задач;
- Концептуализация (идеальное представление о будущем состоянии объекта);
- Выбор формата проекта;
- Программирование и планирование хода проекта
- Определение ресурсного обеспечения;
- Разработка критериальной базы;
- Публичная защита проекта;
. Экспертная оценка проекта
2.Этап реализации проекта.
- Соблюдение проектных шагов;
- Обращение за поддержкой;
- Оценка промежуточных результатов;
- Апробация продукта;
- Презентация итогового проектного продукта
- Последовательное решение поставленных задач
3.Рефлексивный этап.
Что анализируем? К чему готовы? Каких правил придерживаемся?
4.Послепроектный этап.
Распространение результатов и продуктов проектной деятельности;
Рождение новых проектов;
В рассмотрении вопроса управления проектом в образовательном учреждении нами рассмотрены личностные и технологические ресурсы, которые позволят организовать и запустить проект, механизмы развития проектной деятельности, этап проектирования, этапы управления проектом.
Список литературы
1.Дорофеев А. Профессиональная компетентность как показатель качества образования. А.Дорофеев // Высшее образование в России: научно - педагогический журнал 2005 №4 стр.30-33
2.Зеер Э.Ф. Профессинально-образовательное пространство личности. Екатеринбург,2002
3. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? И.А.Зимняя// Высшее образование сегодня: реформы, нововведения, опыт; журнал 2006 №8 стр. 20-26
4. Квалификационные характеристики должностей работников образования. Омск -2009г
5.Безрукова В.С. Директору об исследовательской деятельности школы.- М.: Сентябрь, 2002
6.Новикова Т.Г. Проектирование и экспертиза инновационной деятельности в образовании - М.: Журнал «Внешкольник», №12, 2001
7.Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью. - М.:Сентябрь, 1998
8.Прутченков А.С. Шаг за шагом. Технология разработки и реализации социального проекта, М., 2001
9.Колесникова И.А.Педагогическое проектирование- М.2005
9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на МО. Проблемы интеграции в науке и образовании.
Данный доклад используется для проведения первого заседания методического объединения учителей физики и показывает связь между наукой и образованием....
статья для Международной заочной научно-практической конференции "Наука и образование в современном мире" с публикацией в сборнике научных трудов
Автор - Найденко Татьяна АлександровнаМБОУ г. Иркутска СОШ №6Иноязычные заимствования в языке рекламы и масс-медиа.Начиная с середины ХVIII века заимствования иностранных слов – один из способов разви...
1 Международная научно-практическая конференция "Тенденции развития современной науки и образования"
Современные педагогические технологии: использование ИКТ на уроках русского языка и литературы...
Материалы конференции «Тенденции развития современной науки и образования»
Материалы конференции "Тенденции развития современной науки и образования"...
современные проблемы науки и образования
современные проблемы науки и образования...
III МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ
Сборник статей...
Современные проблемы науки и образования
Презентация и текст для выступления по теме "Современные проблемы науки и образования"...