современные проблемы науки и образования
статья на тему

современные проблемы науки и образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Современные проблемы науки и образования».

Вопросы  по дисциплине «Современные  проблемы науки и образования»

  1. Что такое «наука», каковы её признаки.

Наука — это особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке и/или логическом доказательстве.

Наука не только вырабатывает знания, но и использует эти знания для дальнейшего познания

Основными признаками науки являются, во-первых, непосредственная цель науки-описание, объяснение, предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, т.е. теоретическое отражение действительности; во-вторых, стремление получить новое, истинное знание, в-третьих, научное знание имеет системный характер; в-четвертых, объекты науки невозможно свести к реальных объектов, они имеют идеальный характер; в-пятых, наука имеет собственный язык и средства познания, поэтому научная деятельность предполагает специальную подготовку субъекта познавательных.

  1. Охарактеризуйте основные особенности классического этапа развития науки.

Классическая наука (XVII-XIX вв.), исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить по возможности все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятельности. Такое устранение рассматривалось как необходимое условие получения объективно-истинных знаний о мире. Здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом.

  1. Охарактеризуйте основные особенности неклассического этапа развития науки.

Неклассическая наука (первая половина XX в.), исходный пункт которой связан с разработкой релятивистской и квантовой теории, отвергает объективизм классической науки, отбрасывает представление реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира.

  1. Охарактеризуйте основные особенности постнеклассического этапа развития науки.

Существенный признак постнеклассической науки (вторая половина XX - начало XXI в.) - постоянная включенность субъективной деятельности в "тело знания". Она учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности познающего субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами.

  1. Охарактеризуйте проблему демаркации, какие существуют виды ненаучного знания?

Проблема Демаркации – это проблема нахождения критерия разграничения научного знания и ненаучных (псевдонаучных) построений, а также эмпирической науки от формальных наук (логики и математики) и метафизики.

К видам ненаучного знания относятся: обыденно-практическое, мифологическое, образно-художественное, игровое, иррациональное (мистика, магия. гадания и проч.), религия, морально-этические представления, традиция.

  1. Охарактеризуйте различия гуманитарных и естественных наук.

Существующих различий достаточно много, но можно выделить следующие основные принципы-антиподы:

  • Мнение – реальность (у гуманитариев мнение (хорошо или плохо), у естественников есть реальность, а ее оценка вторична);
  • Процесс – наблюдение (гуманитарий вносит в любой процесс элемент искусственности, естественник лишь наблюдает (описывает) реальность);
  • Образы – термины и числа (гуманитарная культура опирается на язык образов, естественнонаучная – на язык терминов и чисел);
  • Объяснение – понимание (у гуманитариев явления личностны (Я так понимаю), у естественников безличностны (Есть, так как есть));
  • Генерализация – индивидуализация (естественники выделяют общее в вещах, гуманитарии ищут в них неповторимость, уникальность);
  • Отношение к ценностям (у естественников ценность истинна как объективная повторяемость (диктатура фактов), у гуманитариев преобладает аргументация под заранее сделанный выбор (так должно быть);
  • Антропоцентризм (у естественников человек – часть природы, у гуманитариев человек – центр Вселенной);
  • Идеологическая нейтральность – нагруженность (естественник ищет истину, гуманитарий нагружен идеологией, а поэтому стремится обосновать и оправдать какой-либо социальный интерес);
  • Субъектно-объектное отношение (в области естествознания субъект (человек) и объект познания (природа) строго разделены, в сфере гуманитарной субъект (человек) и объект познания (общество) частично совпадают);
  • Количество – качество (естествознание опирается на экспериментально-математические методы, гуманитарные науки в большей степени оперируют качественными показателями, тем более с учетом моральных запретов);
  • Устойчивость - подвижность объекта (по сравнению с масштабами человеческой жизни природные объекты необычайно стабильны (атом всегда атом), социальное постоянство исторически кратковременно);
  • Эталон – уникальность (в естествознании стремятся уникальность привести к эталону (к общему), гуманитарии ценят уникальность, выделенную из общего);
  • Историчность – не историчность (гуманитарное знание исторично, естественнонаучное – не обязательно).
  1. Какие обстоятельства ограничивают возможности науки?

Импринтинг в психологии - это практически неизгладимые образы, впечатления, совокупность убеждений, не основанные на логике, которые закладываются в моменты так называемой импринтной уязвимости и свойственны не только животным, механизм импринтинга действуют также и на людей.

Паттерн – это устойчивый и развивающийся за счет поступления новых сведений комплекс информации, постоянно присутствующий в разуме индивида.

Паутина анализа. Другим обстоятельством, препятствующим познанию истины, является несовершенство самой структуры и самих методов познания.

  1. Какие тенденции в развитии современного мира можно выделить?

Современные тенденции развития можно охарактеризовать двумя словами – глобализация и ускорение.

  1. Какое влияние на образование оказывают процессы, происходящие в современном мире?

Говоря о современных образовательных стратегиях, можно выделить наиболее значимые стратегии современного образования: глобализация, информатизация, гуманитаризация и гуманизация образовательного пространства.

  1.  Какие основные этапы можно выделить в развитии российского образования, начиная от рубежа 19-20 веков?

Середина XIX -- XX вв. В этот период был осуществлен переход к национальному содержанию образования, создана массовая народная школа, получила развитие система массового женского образования, профессионального и высшего.

        Рубеж XX в. -  реформаторская педагогика.

В ее активе обоснование и развитие новых направлений психолого-педагогических наук: возрастной психологии, экспериментальной педагогики и педологии, новых моделей школ, содержания и технологий обучения в них, научно-методическое обеспечение его учебно-воспитательного образовательного процесса.

  1.  Какие позитивные и негативные явления характерны для каждого из этапов?

В советский период отечественной истории у нас в стране была единая достаточно стройная и эффективная система образования, что позволило ей выдвинуться в разряд самых просвещенных государств. Вместе с тем за эти годы были утрачены многие духовные и нравственные ценности российского народа.

Позитивные тенденции в развитии системы образования:

  • гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса, направленные на переход к гуманным, демократическим отношениям между педагогами и учащимися;
  • вариативность и разноуровневость содержания образования, введение новых специальностей и специализаций, учебных дисциплин, востребованных изменившимися социально-экономическими условиями (право, основы экономики, основы психологии и педагогики, информатика и др. );
  • разработка новых образовательных стандартов, учебных планов и программ, учебно-методических комплексов по предметам;
  • дифференциация сети учреждений образования, становление негосударственных образовательных учреждений; учет социального заказа на образование;
  • переход вузов на двухступенчатую подготовку специалистов (включая бакалавров и магистров), отвечающую международным требованиям;
  • разработка и внедрение в образовательный процесс систем обеспечения и управления качеством образования;
  • использование учреждениями образования дополнительных источников финансирования, таких как доходы от собственной коммерческой деятельности, средства спонсоров, благотворительные средства.

Негативные тенденции в образовании:

  • отрицательное влияние современной школы на здоровье учащихся;
  • авторитарный стиль преподавания и руководства учебным заведением;
  • унификация образовательного процесса в учебных заведениях, ограничивающая вариативность и гибкость учебных планов и программ;
  • бюрократизм и формализм в системе образования;
  • недостаточный уровень качества подготовки выпускников средней школы;
  • продолжающийся отток преподавательских кадров из системы образования, феминизация и старение педагогического корпуса;
  • кризис воспитания.
  1.  Какие явления, присутствующие в российском образовании сегодня, препятствуют его развитию?

Одной из важнейших проблем российского образования, создающей препятствия полноценной реализации гражданами конституционного права на образование является его хроническое недофинансирование. В сложившейся ситуации преподаватели имеют совершенно неадекватный уровень гарантированной оплаты труда, что противоречит ратифицированным нашей страной международным актам. По всей видимости, при сохранении прежних параметров, отток преподавательских кадров продолжится, а процесс их обновления замедлится еще больше. Следствием этого будет дальнейшее снижение качества получаемого образования.

Ещё одной важной проблемой, создающей определённые трудности в реализации права на образование в РФ, является коррупция.

Другой важнейшей проблемой, связанной с возможностью реализации человеком и гражданином права на образование, является проблема доступности образования для лиц с ограниченными возможностями.

Проблема общедоступности и бесплатности образования в России.

Потеря истинного смысла понятий «духовность», «нравственность» в рамках образовательной системы, разрушение традиционной системы ценностей (патриотизм высмеян, воспитание целомудрия заменилось сексуальным воспитанием, семейные ценности изменены, в средствах массовой информации пропагандируется образ вольной жизни подростка, основанный на непослушании своим родителям) привело к практическому отсутствию духовного воспитания и образования в государственном масштабе.

  1. Чем объяснить хроническую проблемность российского (и не только российского) образования?

Ситуация, которая сложилась в нашей образовательной системе за последние два десятилетия и наблюдается сейчас (несмотря на то, что происходят некие позитивные сдвиги), приводит к отсутствию уже упомянутого целеполагания. Либеральная идеология направлена на индивида, смысл жизни которого сводится к растительному существованию.

Проблема заключается в том, что при нынешней рыночной системе ни одна реформа либерально толка, подвязанная под стандарты Запада, не может быть реализована в принципе. Потому что Россия и рынок в его западном варианте вещи несовместные. Речь должна идти первоначально о реформе всей общественно-экономической системы России, возвращению страны на естественный путь развития, который так или иначе связан с социалистическими вариантами, адекватными новым международным реальностям. Только при таком варианте можно решить все проблемы в России, в том числе и образовательную проблему.

Необходимо усвоить и такую банальную вещь: есть некоторые стратегические сферы (транспорт, энергетика, стратегическое сырье), и среди них сфера образования, которая даже в развитых капиталистических странах не отдается на откуп рынку. Эти отрасли слишком связаны с национальными интересами и безопасностью государства. Они никогда и нигде не решались на уровне частного бизнеса, каким бы мощным он ни был. Передача этих отраслей в руки бизнеса означает неизбежное крушение государства. Об этом свидетельствует и опыт последних лет в России.

  1. Каковы реальные перспективы преодоления проблем российского образования?

Не смотря ни на что, основания для определенного оптимизма все же имеются. Его вселяют и прямо-таки ударные темпы компьютеризации, и увеличивающиеся поставки спортивного оборудования, и введение в перспективе новых стандартов в школы.

При существующей системе нельзя рассчитывать на существенное наращивание человеческого капитала, который в принципе определяет перспективы развития всей экономики. Ученые мира уже пришли к выводу, что наиболее важным ресурсом экономики является человеческий ресурс, обладание которым в масштабах страны определяет ее позицию в мире. Конечно, важен еще фактор использования данного ресурса, то есть насколько государство может дать людям возможность реализации накопленного потенциала. Однако в случае растраты этого потенциала на его восстановление могут уйти годы, а первую проблему можно решить в значительно более короткие сроки. Таким образом, при бездействии Правительства в данном направлении конкурентоспособность России в мире ежегодно будет уменьшаться.

Реформу образования, прежде всего, надо проводить в разрезе кардинального улучшения качества, а именно того, кто и как преподает в российских учебных заведениях, насколько это применимо в реальной жизни и соответствует реалиям сегодняшнего времени.

  1. Какое влияние на ситуацию в современных учебных заведениях России способен оказать грамотный менеджмент?

Современный менеджер мыслит по-новому, его деятельность основывается на новых подходах. Ведь организации и их подразделения добиваются успеха не сами по себе, а под управлением менеджеров.

Каждый день менеджеры разрешают сложные проблемы, стремятся к улучшению ситуации в своих компаниях и добиваются удивительных для общественности результатов. Основное условие успеха любой организации опытные высококвалифицированные менеджеры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные проблемы науки и образования

Современные проблемы науки и образования...

Доклад на МО. Проблемы интеграции в науке и образовании.

Данный доклад используется для проведения первого заседания методического объединения учителей физики и показывает связь между наукой и образованием....

статья для Международной заочной научно-практической конференции "Наука и образование в современном мире" с публикацией в сборнике научных трудов

Автор - Найденко Татьяна АлександровнаМБОУ г. Иркутска СОШ №6Иноязычные заимствования в языке рекламы и масс-медиа.Начиная с середины ХVIII века заимствования иностранных слов – один из способов разви...

1 Международная научно-практическая конференция "Тенденции развития современной науки и образования"

Современные педагогические технологии: использование ИКТ на уроках русского языка и литературы...

Материалы конференции «Тенденции развития современной науки и образования»

Материалы конференции "Тенденции развития современной науки и образования"...

Современные проблемы науки и образования

Презентация и текст для выступления по теме "Современные проблемы науки и образования"...