Формирование правовой культуры учащихся
методическая разработка (9 класс) на тему

Прокофьева Татьяна Васильевна

Эта книга - результат работы творческой группы в моей школе. В основе формирования правовой культуры  лежат приёмы технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо", которые используются на уроках всех предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon FORMIROVANIE__PRAVOVOY__KULTURY.doc207.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ,

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

АДМИНИСТРАЦИИ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА

 

  ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

     В  ПРОЦЕССЕ  ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО

                            ОБРАЗОВАНИЯ

          (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО

               ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СРЕДНЯЯ

                     ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16»

                                   ВЕЛИКОГО  НОВГОРОДА)

Великий   Новгород

2001 г.

 

                                                Рецензенты

                        Герасимов В.В., кандидат философских наук

                                               Штарева Р.Ф.

                                                      Авторы :

          Александрова И.А., Богданова Т.И., Варламова С.В., Джумшудова Е.В.,

                                   Кунакбаева Т.И., Машникова Л.С.,

                            Попова Н.П., кандидат педагогических  наук,

                          Прокофьева Т.В., Семенова Г.С., Шишкарева К.В.

     В данной работе представлен опыт педагогов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16» Великого Новгорода по формированию правовой культуры в процессе гражданско-правового образования.

    Работа состоит из 2-х частей. В 1-й части раскрывается сущность гражданско-правового образования. Во 2-й части представлено описание  опыта педагогов МОУ по формированию правовой культуры учащихся, включающее обоснование целей, обновления содержания, дидактических процессов и    некоторых приемов   в процессе обучения разным предметам.

СУЩНОСТЬ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ.                

                                                     

      В начале третьего тысячелетия наше государство переживает важный этап своего развития, оно переходит в новое свое качество в постиндустриальную цивилизацию. Основополагающим отличием этой цивилизации является ее человечность: все строится вокруг человека, ради человека и исходя из возможностей и идеалов человека. Постиндустриальная цивилизация – это невиданные прежде условия для проявления личностных возможностей творческого по своей природе человека. Для реализации этого условия необходимо еще одно основополагающее - новый человек с такими своими доминантными качествами как творческая ментальность и гражданская активность.

      В настоящее время в России делаются первые шаги по становлению гражданского общества. Законодательно закреплено (Закон РФ «Об образовании»), что процесс обучения и воспитания в России осуществляется в интересах личности, общества, государства.

      Обратим внимание на то, что  определение понятия «образование» сопровождается оговоркой: «… в настоящем Законе понимается…». Близкое, хотя и более широкое, определение дается Российской педагогической энциклопедией: «…процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества» (Т.2, 1999, с.62). Этот факт непосредственным образом влияет на изменение «силовых полей» в образовательном пространстве.

        «Новое содержание образования призвано создать условия для эволюционной смены менталитета общества через школу и ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для самореализации;

на развитие гражданского общества» (Шишов С.Е., Кальней В.А.).

     На основе выше сказанного, можно сделать вывод, что одним из перспективных направлений развития образования становится гражданско-правовое образование,  которое готовит учащихся к ответственной и осмысленной жизни и деятельности в демократическом, правовом, гражданском обществе.

     В последнее время предприняты попытки создания системы гражданско-правового образования на основе новых концептуальных подходов. К ним относятся:

  1. Концепция и комплексный правовой курс А.Ф.Никитина «Гражданское образование»;
  2. Концепция и курс «Граждановедение» Я.В.Соколова;
  3. Концепция и ряд курсов «Права человека» А.Азарова.

     В нашем регионе накоплен определенный опыт гражданско-правового образования:

- разработана региональная концепция гражданско-правового образования;

- в школах области ведутся курсы «Граждановедение» и «Основы правовых знаний»;

- в отдельных образовательных учреждениях открыты юридические классы.

     Однако в сфере гражданско-правового образования больше проблем, чем успехов.

     Одна из причин не решения проблемы гражданско-правового образования, на наш взгляд, заключается в том, что оно рассматривается как нечто самостоятельное и независимое от других образовательных задач. Основная ответственность возлагается на преподавателей обществоведческого цикла. С нашей точки зрения, гражданско-правовое образование должно осуществляться в контексте всех культурных и образовательных задач учебно-воспитательного процесса , включая все образовательные области. В данном случае оно как бы размывается и становится средством развития постигающего мир субъекта. Ответственность в данном случае возлагается на всех субъектов учебно-воспитательного процесса. Такое понимание гражданско-правового образования обусловлено тем, что образование в широком смысле связано с социализацией ребенка. Принцип социализации невозможно вынести в отдельный предмет, Он должен стать контекстом, реализуемым в самой атмосфере школьной жизни. Овладение системой современных демократических и правовых ценностей не может быть достигнуто путем усвоения некоторого объема юридической информации или моделирования социальных коллизий «взрослого мира».

     Исходя из такого подхода к гражданско-правовому образованию,  в нашей школе  назрела необходимость разработки модели деятельности школы «Школа - правовое пространство», целевой установкой которой является образование гражданина, владеющего системой гражданских и культурных ценностей, соответствующих правовому государству и гражданскому обществу

    Одной из задач реализации модели школы стало освоение и разработка эффективных для гражданско-правового образования содержания и приемов обучения для формирования правовой культуры учащихся. В реализации этой задачи достигнуты положительные результаты, которые мы и хотим предложить для использования в практической деятельности педагогам других образовательных учреждений.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ  В    ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ  РАЗНЫМ ПРЕДМЕТАМ.

       Результаты анализа исследований, посвященных пониманию сущности понятия  «правовая культура» как виду социальной культуры,  позволили нам сделать вывод о том, что она рассматривается  как способность  человека, самостоятельно выбрать способ поведения, стратегию, тактику и стиль деятельности, основанных на осознании субъектом своих собственных целей, средств их достижения на основе нормативных требований общества или входящих в ее состав социальных групп (например, учебной, возрастной) и ответственность за принятое решение и  последствия его реализации. (А.А.Леонтьев, Е.С.Королькова)

       На основе данного подхода педагогами нашей школы была разработана модель выпускника школы, владеющего правовой культурой,

 - это самоактуализирующаяся личность, которая имеет адекватные современному уровню и уровню образовательной программы  знания:

об обществе, его целях и ценностях;

о месте, роли и ценности прав человека;

о месте, роли и ценности знаний (в том числе правовых);

о двух противоположных системах отношений:

                                    государство - общество – личность,

                                    личность - общество – государство,

о способах  и средствах деятельности и мышления, способствующих реализации прав человека, содействующих взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами; способствующих непрерывному гражданско-правовому образованию в течение всей жизни.

           Владеет умениями обоснованно:

-     отстаивать свои права и права других людей;

  • ставить цель, выбирать способы и средства деятельности или способы поведения на основе нормативных требований;
  • грамотно и осознанно действовать при столкновении с не правовыми реалиями внешнего мира. 

     Ему присущи следующие качества: 

  • гибкость и открытость, неприятие догматизма, импульсивности и крайностей в суждениях и действиях,
  • готовность к исправлению своих ошибок в деятельности или в поведении на основе согласованных норм (знаний),
  • конструктивность и настойчивость в реализации правовых норм,
  • объективность,

-    ответственность за принятое решение и за последствия его реализации.

        Анализ  практики формирования правовой культуры учащихся школы позволил установить, что ее основной компонент  - осознанность -   может быть сформирован в процессе обучения учащихся критическому мышлению, которое характеризуется контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью (Д.Халперн). Кроме того, является анализирующим, оценивающим и проблематизирующим, что обеспечивает переход от преимущественно нерефлексивного использования знаний в жизнедеятельности человека (в том числе, учебной и внеурочной) к осознанному овладению ими (И.Ильясов).

     Поэтому в нашей школе введены не только специальные курсы «Учимся договариваться» (на первой ступени обучения),  «Граждановедение» (на второй ступени обучения), но в ряде учебных предметов (биология, немецкий язык, английский язык, русский язык, литература, история, обществознание), в соответствии с согласованным пониманием сущности гражданско-правового образования, правовой культуры,  внесены изменения в содержание обучения, которые  характеризуются тем, что

        во-первых, включено изучение приемов   анализа и оценки правильности определений и классификации тех или иных понятий, рассуждений, доказательств,  вопросов и проблем, принятых решений, приемы описания  своей деятельности и ее обоснования,  включающие  анализ собственной деятельности, сопоставление ее результата и способа с заданной нормой (теорией) и внесение корректив по приведению ее в соответствие с этой нормой;

         во-вторых, введены некоторые дополнительные познавательные операции:  принятие решений, вероятностные суждения (мнения), проверка гипотез и некоторые другие;

    в-третьих,  введены соответствующие познавательные установки и отношения - готовность планировать свою деятельность и согласовывать ее с другими, гибкость и открытость, неприятие догматизма, импульсивности и крайностей в решении, конструктивность и настойчивость, ответственность в реализации согласованных норм для решения учебных задач, готовность к исправлению своих ошибок, объективность.

     Педагоги школы стали активно применять новые нетрадиционные приемы обучения: синквейн, чтение с остановками (Е.С.Королькова), заметки на полях (Дон Роу и Джудит Меридит), составление вопросов (Б.Блум), коллективный вердикт, учимся вместе, двойной дневник, кластер, шесть шляп мышления (Эдвард де Боне). Эти приемы  позволяют обеспечить интеграцию  содержания учебных предметов на новом уровне не по принципу межпредметных связей, а по принципу общности методического подхода, что позволяет реализовать  в обучении принцип социализации. Использование названных приемов зависит от задач учителя на разных этапах формирования правовой культуры учащихся, которые строятся  с учетом логики критического мышления, предполагающей три обязательных стадии: ВЫЗОВ, ОСМЫСЛЕНИЕ, РЕФЛЕКСИЯ (Е.С.Королькова).

      На первом этапе  (стадия ВЫЗОВА) учитель создает условия для того, чтобы ученик активизировал свою память, свое знание по  предложенной теме, за счет предоставленной возможности, опираясь на предыдущие знания, строить прогноз о сущности или классификации тех или иных понятий и т.д., а также самостоятельно определять цели обучения, способы и средства их достижения.  

      На втором этапе (стадия ОСМЫСЛЕНИЯ) учащийся изучает новую информацию,  фиксируя, что ему знакомо, что для него является новым, а что порождает вопросы. На этой стадии он анализирует собственные  знания. Учитель  предоставляет ему возможность осмыслить их сначала наедине с собой, определить пробелы в знании без свидетелей, а потому безболезненно. В результате никак не задевается его самолюбие, он не может быть унижен бестактностью  учителя или учащегося, возрастает его интеллектуальная самостоятельность как основа самоуважения и чувства собственного достоинства. Кроме того, ребенок сам обнаруживает свои пробелы, что позволяет ему спокойно признавать и за другими право на ошибку, следовательно, у него формируется  терпимость к позиции другого. Только когда у учащегося появляется собственное суждение по поводу изучаемого знания или деятельности по решению учебной задачи, учитель дает возможность сформулировать групповое мнение.

      На третьем этапе (стадия РЕФЛЕКСИИ), исходя из того, что «рефлексия – это способность человека к самосознанию, форма теоретической ( идеальной) деятельности, направленная на осмысление собственных действий, своей практической деятельности» (К.Я.Вазина), учитель создает условия для соотнесения обучаемым результата и учебных действий  с задаваемым ему педагогом нормативными рамками деятельности с одной стороны, а с другой - собственными целями, ценностями и возможностями. С этой целью учитель организует межгрупповое взаимодействие учащихся на основе коммуникации, в процессе которой с помощью вопросов на понимание и критику результата или результата и процесса деятельности по его достижению (в зависимости от цели учителя и учащихся), задаваемых учащимися друг другу, обеспечивается анализ результата и процесса, их оценка на основе  сопоставления с теорией и внесение корректив в деятельность по приведению ее в соответствие с этой нормой (теорией).  

      Продемонстрируем варианты использования новых приемов на   названных     этапах    формирования    правовой   культуры    в     процессе     обучения     на конкретных    предметах:   русский язык,   биология,   литература,   английский   язык,   немецкий  язык,  история,  обществознание,  которые  аналогично  могут быть   использованы  на   названных   и   на   других   предметах   в   различных сочетаниях.

                                      ПРИЁМ  «СИНКВЕЙН».                                        

     СИНКВЕЙН - это французское слово, обозначающее стихотворение из пяти  строк.

        Форма  организации работы учащихся:   индивидуальная.

   Предварительная работа: учитель знакомит учащихся  с правилами составления синквейна.                                          

1  строка: одно существительное (ключевое слово в  названии темы);  

2 строка: два прилагательных, связанных с темой разговора, раскрывающих первую строку;

3  строка: три глагола, раскрывающих первую строку;                        

4  строка: фраза, показывающая отношение автора к теме;

5  строка: самое главное слово, отражающее суть темы разговора.

 Прием может быть использован учителем как на первом этапе (стадия вызова), так и на третьем (стадия рефлексии).

        Варианты использования приема.

        Первый вариант (урок русского языка и биологии).

     На первом этапе учитель может предложить свой синквейн без первой строки и дать задание дописать  ее в конце урока.

   Например:   1. …                                               (Прилагательное)

                             2. Качественное, согласованное.

                             3. Украшает, характеризует, описывает.  

                             4. Я украшаю вашу речь, меня вам надо знать, беречь.                                  5. Признак.      

         

 

                          1. …                                                (Ткани)                

                        2. Образовательная, основная.

                        3. Обеспечивают, запасают, проводят.

                             4. Они защищают организм от бактерий.

                             5. Клетки.

       Второй вариант (русский язык).

       На первом этапе учитель может предложить учащимся составить синквейн по главному понятию в теме урока, а на третьем этапе  (стадия рефлексии) дает возможность проверить на основе соотнесения с нормой, насколько точно он составлен;

  Например, на первом этапе ученик составил синквейн о понятии «существительное» с ошибкой.

                     1. Существительное.                      

                     2. Частоупотребляемое, разносклоняемое.

                          3. Называет, склоняется, изменяется.

                          4. Отвечает на вопрос именительного падежа.

                          5. Имя.              

                             

  Изучив новую информацию на втором этапе, на третьем этапе ученик внес изменения в синквейн.

                           

                          1. Существительное.

                          2. Одушевленное, неодушевленное.

                               3. Называет, изменяется, опредмечивает.

                               4.Давно живу я в мире этом, даю названия всему.

                               5. Предмет.

             Третий вариант (биология).

      На первом этапе  учитель может предложить учащимся синквейн с ошибкой и дать задание найти эту ошибку на третьем этапе.

      Например:        1. Дыхание.

                           2. Кожное, трахейное, легочное.

                                3. Поступает, выделяет.

                                4. Организм перерабатывает углекислый газ.

                            (Организм, используя кислород, выделяет углекислый газ)

  1. Процесс газообмена

            Четвертый вариант.

       На третьем этапе учитель может предложить учащимся составить синквейн по главному понятию темы урока и отследить понимание учащимися темы.

            Пятый вариант.

      На повторительно-обобщающих, творческих уроках, во внеклассной работе учителем может быть предложен конкурс синквейнов.

                        ПРИЕМ  «ЧТЕНИЕ  С  ОСТАНОВКАМИ»

    Форма организации работы учащихся: групповая или индивидуальная.

       Предварительная работа: учитель подбирает текст, который должен быть повествовательным, но не обязательно художественным; формулирует вопросы на первом этапе, готовит текст для использования приема. С этой целью он:

- определяет остановки при работе с текстом в классе,

- готовит вопросы, которые будет задавать, сделав остановку в чтении,

- определяет задание для третьего этапа.

       Вариант использования приема на уроке литературы.

Учитель                                                          Учащиеся (варианты ответов)

 Учитель организует работу с названием рассказа Э.Шима «Живые цветы».

- Ребята, у меня в руках рассказ Эдуарда Шима «Живые цветы». Как вы представляете себе живые цветы?

- Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе с названием «Живые цветы»?

  •  

     -Живые цветы - это розы.

           -А для меня, это полевые цветы.

                                                                                - Я думаю, что в рассказе пойдет речь о цветах, которые растут в поле, саду, о том, какие они красивые, о том, как радуются люди, когда видят цветы.

- Я думаю, что  автор будет описывать красоту цветов.

- Наверное, писатель расскажет о том, как люди заботятся о цветах, подкармливают их удобрениями, поливают, разговаривают с ними, а цветы наполняют их жизнь радостью и ароматом

- Может быть, рассказ  о дружбе цветов и людей.

Учитель благодарит ребят и спрашивает:

  • Не хотите ли вы узнать, о чем рассказывает сам автор?  
  • - Да.

                             

   На втором этапе учитель организует  чтение рассказа по частям, он останавливает чтение там, где заканчивается уже известная информация и начинается новая.   Предлагает уточнить свои предположения на основе текста и одновременно предположить, по какому сюжету будет развиваться действие далее. (Непременное условие для использования приема «Чтение с остановками» – найти оптимальный момент в тексте для остановки, т.к. осмысление, уточнение своего представления одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом текста).

 Учитель начинает читать текст:

              Замело снегами землю.

       Была летом земля цветная: у каждого пригорка, у каждой низинки – свой цвет.

 

Учитель делает остановку и спрашивает:

- Как вы представляете себе цветную землю?

  • - Цветная земля – разноцветная. Из зеленой травы торчат красные, розовые, голубые, желтые цветы. Земля похожа на разноцветный мягкий ковер.
  • - А для меня цветная земля – пестрая. В зеленой траве запутались разноцветные цветы.

Учитель продолжает чтение текста.

      А теперь вокруг белым-бело, и сделалась земля одинаковой.

     Лежат косые сугробы, и только кое-где торчат из них веточки кустов. Пусто, голо.

     А так хочется, чтоб хоть один цветок глаз порадовал!

    И вдруг я увидел много цветов: ярких, красочных.

Учитель спрашивает:

- Как вы думаете, какие цветы увидел автор?

  • - Я думаю, что автор закрыл глаза, вспомнил лето и представил поляну цветов.
  • - Я думаю, что случилось чудо, – наступило на мгновение лето, и появились живые цветы.

Учитель предлагает продолжить чтение и узнать, какие цветы увидел автор.

          Я позвал цветы, и они ко мне прилетели.

 

Учитель спрашивает:

- Какие цветы могут прилететь?

- Бабочки, большие и маленькие, их много-много.

     - Это цветы, которые кто-то                                 охапкой бросил с неба.

- А может быть, это птицы?

Учитель предлагает проверить версии ребят и читает текст дальше.

       В палисаднике построил избушку-кормушку, насыпал крошек да семени. И всякий день гляжу, как жалуют в гости живые цветы.

     

Учитель спрашивает:

- Почему автор считает, что птицы похожи на живые цветы?

  • - Они разноцветные, живые,
  • поэтому похожи на цветы. Лето спрятало в них свои краски.

- Каждая птица, как цветок, имеет      свой цвет и радует нас своим щебетом и красотой.

Учитель предлагает узнать мнение автора и читает текст до конца.

  Стайкой опустятся синицы. Грудки у них ясные, желтые, и сразу покажется, будто солнечные зайчики по цветкам запрыгали. За синицами прилетели пестрые щеглы, голубые поползни, коричневые свиристели. А когда закачаются на кустах снегири-пузаны, то словно красные маки распустятся… И опять у меня цветной палисадник.

        Поглядишь, будто теплее станет.

     На третьем этапе после прочтения всего текста уместно развернуть беседу по проблемным вопросам текста.

     - Согласны ли вы с названием рассказа?

  • Хотели бы вы дать рассказу новое название? Почему?.

- Название текста очень удачное. Разноцветные птицы на белом снегу, действительно, очень похожи на живые цветы.

ПРИЕМ  «ЗАМЕТКИ  НА  ПОЛЯХ»

 

         Предварительная работа: учитель подбирает текст (научный текст, документы, параграф учебника).

         Вариант использования приема на уроке биологии по теме «Передвижение по стеблю воды и минеральных веществ»            

  На первом этапе учитель организует

- индивидуальную работу: предлагает ребятам зафиксировать в тетрадях свою точку зрения по предложенной теме разговора;

- организует работу в группах:  предлагает объединиться в группы, обсудить в тему разговора и представить мнение группы в рамках  темы;

- организует коллективную работу: каждая группа представляет свою точку зрения по теме разговора. (Допускаются вопросы и ответы, но дискуссию лучше пока сдерживать.)

- учитель организует обобщение и выделение общего и отличительного в изложенных группами позициях.

        На втором этапе учитель организует индивидуальную работу с текстом. Каждый ученик        получает текст, который следует прочитать, делая пометки на полях. В зависимости от цели урока и содержания информации учитель может предложить сделать в тексте  следующие пометки:

                                   знал ранее                              V

                                   узнал новое                            +

                                   есть  вопросы, непонятно     ?

                                   не согласен                             -

                                   вызывало особые чувства     !

        От них зависит содержание и количество граф в таблице, составляемой на третьем этапе.    

        На третьем этапе ученики по прочтении текста записывают в таблицу отмеченные соответствующими значками утверждения. В процессе коллективной  групповой  деятельности учащиеся  на доске или ватмане составляют таблицу, являющуюся обобщенным мнением группы. Например:

Уже   знал                

             Узнал

         Есть вопрос

Корень поглощает из почвы воду и минеральные вещества. Эти вещества   поступают в стебель, листья, цветки.

Минеральные вещества и вода по сосудам, расположенным в древесине, поступают в стебель, листья, цветки и плоды.

Что такое корневое давление?

      Учитель фиксирует на доске утверждения, известные ученикам прежде, новые знания, вопросы, утверждения, вызывающие сомнения. Педагог обращает внимание на общие позиции и особые точки зрения. Он предлагает учащимся объяснить свою позицию и ответить на вопросы той группы, у которой подобных вопросов не возникло.

                                           

                                 ПРИЕМ  СОСТАВЛЕНИЯ  ВОПРОСОВ  

            Форма организации работы: групповая и индивидуальная.

            Предварительная работа: учитель знакомит учащихся с особенностями каждой формы вопросов:

    1) открывающие вопросы (вопросы на понимание темы),

    2) вопросы, направленные на поиск информации (Что? Где? Когда?)

    3) вопросы на выявление понимания информации  (Так ли я вас понял, что…)

    4) вопросы на обоснование (Почему вы так думаете?)

    5) гипотетические вопросы (Что было бы, если бы…)

    6)наводящие вопросы (Не считаете ли вы, что лучше было бы …)

    7) вопросы на участие (Как вы поступили бы в этом случае? Что вы об этом думаете?)

    8)фокусирующие вопросы (Что вы узнали? Что главное?)

           Вариант использования приема  на уроке биологии учитель, обсудив важность овладения умением задавать вопросы, на втором этапе  предлагает каждой группе учащихся составить  вопросы определенной формы по тексту «Грибы». Затем педагог организует выступления групп. Одна группа задает вопросы определенной формы, а другие отвечали на них.

          1) Так ли мы поняли, что сегодня пойдет разговор о лесных грибах? И т.д.

    2) В каких источниках можно найти информацию о грибах?  Содержит ли параграф учебника всю информацию о грибах? И т.д.

    3) Так ли мы поняли, что грибы бывают съедобные и ядовитые? Так ли мы поняли, что ядовитые грибы можно использовать для лечения? И т.д.

    4) Почему ядовитые грибы нельзя употреблять в пищу? Почему нельзя нарушать грибницу? И т.д.

    5) Что будет, если человек съест ядовитый гриб? Что будет, если животное съест ядовитый гриб? И т.д.

    6) Не считает ли вы, что лучше было бы, если бы ядовитых грибов не было? Не считает ли вы, что лучше было бы, если бы грибы съедобные были одного цвета, а ядовитые – другого? И т.д.

    7) Что вы будете делать, чтобы определить является ли гриб съедобным? Как  надо срезать гриб? И т.д.

    8) Что нового вы узнали о  ядовитых грибах? Если вы пришли в лес за грибами, то каким правилам сбора грибов  вы будете следовать? И т.д.

     На третьем этапе  учитель организует обсуждение вопросов ребят на критериальной основе:        

  1. требование к определенному виду вопросов,
  2. объем текста, охваченный вопросами,

 Если же учитель и ученики ставят цель – развитие умения формулировать вопросы, то каждая группа (или отдельный учащийся) фиксирует на доске (бумаге) предоставляет для обсуждения свой проект работы.

                           ПРИЁМ «КОЛЛЕКТИВНЫЙ  ВЕРДИКТ»

        Вариант использования приема на уроке граждановедения.

       Форма организации работы: индивидуальная, переходящая в групповую.

            На первом этапе учитель создает проблемную ситуацию необходимости согласования Правил школьной жизни  и предлагает решить ее, составив коллективный вердикт.

            На втором этапе учитель организует работу с вариантом текста Правил школьной жизни, составленном омбудсменом школы. Читая текст, каждый ученик заполняет таблицу:

    Это важно

Это вызывает сомнение

        Есть вопрос

           На третьем этапе учитель организует работу в группе.  В  результате коллективной  деятельности на бумаге (доске) учащиеся представляют  обобщённое мнение группы – коллективный вердикт. Для  составления  коллективного  вердикта  класса учитель организует выступление групп и  фиксирует  все предложения  в  графе «Это важно», просит обосновать записи в графе «Это вызывает сомнение», организует снятие вопросов, то есть предлагает авторам (или тем, у кого таких вопросов не возникло) ответить на эти вопросы. В результате учащиеся приняли решение:

     

 

              Мы, ученики 7-г класса, обсудили «Правила школьной жизни» и

                                      р  е  ш  и  л  и :        

Эти права и обязанности очень важны

С этими правами и обязанностями мы не согласны

У нас есть предложения

  1. Право учащихся на информацию о критериях выставления оценки.
  2. Право учащихся на свободное выражение своего мнения.
  3. Обязанность учащихся действовать справедливо.
  4. Обязанность учащихся соблюдать режим работы школы, порядок и дисциплину.
  5. Право родителей на участие в управлении школой.
  6. Право на оказание посильной материальной помощи школе.
  7. Обязанность родителей защищать права ребенка.
  8. Обязанность родителей выполнять решения органов, регулирующих деятельность школы.
  9. Право учителей на защиту от излишнего и оправданного вмешательства в вопросы, которые по своему характеру входят в круг их профессиональных обязанностей.
  10. Обязанность учителей уважать мнение родителей.
  1. Мы не только обязаны, но и имеем право учиться.
  2. Обязанность родителей регулярно посещать собрание.

1. Дополнить право учащихся на создание самостоятельных объединений для выражения и защиты  своих интересов словами в мирных целях.

Это непонятно, возникает вопрос

  1. Обязанность учителей соблюдать единые требования .

                                                  

                     

                       ПРИЕМ  СОСТАВЛЕНИЯ  ДВОЙНОГО ДНЕВНИКА

  Предварительная работа: учитель подбирает тексты ( документ, параграф учебников, научная статья      

       Вариант использования приема на уроке истории при изучении темы “Октябрьские события 1917 года”

       На втором этапе учитель организует индивидуальную работу с текстом и предлагает ученикам заполнить таблицу по проблемным вопросам, работая с текстом (документ, параграф учебника,  научная статья).

Вопросы

Точка зрения автора

Моя точка зрения

      На третьем этапе учитель организует демонстрацию результатов составления таблицы ученик делает вывод, в котором обращает внимание на общие позиции и особые точки зрения в решении проблем.

         

          Вопросы

Точка зрения авторов учебника И.А.Федосова и др. «История СССР».-М.:Просвещение, 1986г

   

      Моя точка зрения

Значение событий Октября 1917 года.

Великая Октябрьская социалистическая революция явилась первой в мире революцией, свергнувшей строй эксплуатации и угнетения, ликвидировала власть капиталистов и помещиков и утвердила власть рабочих и крестьян. Впервые народ стал хозяином земли, фабрик, заводов.

Советская власть провозгласила равноправие наций и право на самоопределение. Создала условия для непрерывного роста материального благосостояния народа.

Великая Октябрьская социалистическая революция оказала огромное влияние на освободительное движение во многих странах мира .

Октябрьская революция нанесла сильнейший удар на колониальную систему империализма.

Победа Октября – это главное событие ХХ века, коренным образом изменившее ход развития человечества.

Я не согласна с тем, что революция уничтожила строй эксплуатации и насилия, т.к. эксплуатация помещиков и капиталистов была заменена государственной эксплуатацией.

Я считаю, что советская власть, провозгласив равноправие нацией, право на самоопределение не дала.

Я согласна с тем, что Октябрьская революция  оказала огромное влияние на освободительное движение многих стран.

Согласна с тем, что нанесла  сильнейший удар по колониальной системе империализма, и что это главное событие ХХ века.

                                           ПРИЕМ  «КЛАСТЕР»

      Форма организации работы: индивидуальная и фронтальная.

 Прием может быть использован учителем на первом и третьем этапах.

      На первом этапе он предлагает учащимся перечислить то, что они знают уже по данной теме, фиксирует их высказывания на доске. Затем педагог предлагает ребятам проверить свои представления в течение урока во время работы с источником: что верно, что ложно, что не точно, что узнал нового.

      Первый вариант использования приема на первом этапе (английский язык).

     Учитель перечисляет признаки предмета (события и т.д.), о котором пойдет речь на уроке, и предлагает ребятам по ним определить тему урока (например «Здоровье»): косметические средства, физические упражнения, качество продуктов, диета, курение, употребление алкоголя и наркотиков, употребление сладостей, физическая бездеятельность, влияние окружающей среды, проблемы и записывает на доске:

BEAUTY   PRODUCTS                            PHYSICAL  EXERCISES

                                 

                  ENVIRONMENTAL      INFLUENCE

                                                                                 DIETING

FOOD

                        ?                                        

SMOKING                                                                EATING SWEETS

   

           PHYSICAL  INACTIVITY        PROBLEMS

                           

       

                             

           DRINKING ALCOHOL            TAKING DRUGS        

       Второй вариант использования приема на первом этапе (немецкий язык).               Учитель предложил учащимся название темы блока уроков «Das BILD» и попросил назвать разделы темы, которые они будут изучать. Сначала дети предложили следующие названия: Stil, Art, Auter, Datum, Hauptfidur, Vordergrund, Name, Verfahren, Hintergrund, Verhaltnisse, которые были затем дополнены в результате работы с источником (учебником). В итоге на доске было записано:

             

                                   Ihre rolle in der           biographie                       charakteristik

Ahnlich jemandem      kunst                                                                   der zeit

Stil                                 Art                              Auter                             Datum

                                                      Das BILD

Hauptfigur                                                                                           Vordergrund    

Name                  Verfahren                Hintergrund                         Verhaltnisse        

                                                                                                       zu diesem Bi

       Третий вариант использования приема на  первом этапе  (история).

      Учитель предлагает название темы (или проблемный вопрос), например, «Почему историю начала ХVП века называют «смутным временем» и просит ребят рассказать то, что они знают по этой теме.  Зафиксировав на доске версии ребят (Было очень много восстаний, было много смертей и болезней; происходила частая смена правителей), педагог предложил им, изучая источник, определить, что верно в их точке зрения, что ложно, что можно дополнить или изменить. В конце урока учащиеся внесли изменения  в кластер ( Много неизвестных страниц в истории этого периода. Реформа патриарха Никона привела к церковному расколу. Для этого периода характерно самозванство на Руси, В этот период была гражданская война и борьба с интервенцией поляков и шведов) и, обосновав их, дополнили кластер перечислением названий бунтов и восстаний, именами правителей.

В результате работы на доске учащимися было записано следующее:  

  Почему историю начала ХVП века называют “смутным временем”?

     

        Много неизвестных страниц                                    Самозванство на Руси:

в истории этого периода                                             Лжедмитрий 1,

                                                                                        Лжедмитрий П

                                      Реформа патриарха              Гражданская  

                                      Никона .                                   война и борьба с

                                      Церковный раскол             интервенцией поляков

                                                                                                     и шведов

                                                                                         

                                   СМУТНОЕ  ВРЕМЯ              

 

Было очень много              Было много                    Происходила частая              

 Восстаний                     смертей и болезней             смена правителей

1648г – Соляной бунт

1662г – Медный бунт                                                           Борис Годунов

1670-1671гг – Восстание        1601-1603гг – голод           Лжедмитрий 1        

под предводительством                                                      Василий Шуйский

 Степана Разина                                                                  Семибоярщина  

1668-1676гг- Соловецкое                                                     Владислав

 восстание                                                                  Михаил Романов

                                                                                     

                                                                                                                                                  

                                 ПРИЕМ  «ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ»

                                         

     Форма организации работы: групповая или индивидуальная.

     Предварительная работа: учитель готовит 6 шляп разного цвета: белая, черная, желтая, синяя, красная, зеленая. (Шляпы можно заменить карточками, значками)

     Вариант использования приема на уроке истории по теме «Выборы президента Российской Федерации».

     На первом этапе учитель предлагает каждой группе (или отдельному ученику) выбрать свой цвет шляпы и соответственно цвету свое задание:

  • белый – нейтральная позиция: группа (или учащийся) излагает название темы, говорит о главных идеях, констатирует факты, события.
  • черный – позиция «против»: группа (или учащийся) говорит об ошибках и противоречиях (о своем несогласии с тем, что изложено в тексте).
  • желтый – позиция «за»: говорит о том, что положительного они вынесли для себя из текста (события).
  • синий – позиция «размышления»: в чем сущность, с чем связано то, о чем пишут, в чем сущность события, свидетелями которого они стали.
  • красный – позиция «отношения», эмоций: высказывают свое отношение к тому, о чем прочитали (свидетелем каких событий стали) ,и объясняют его.
  • зеленый – позиция «творческая»: говорят, как можно развить идею, как можно использовать то, о чем написано, что можно изменить, улучшить.

         

      На втором этапе, выполняя задание, учащиеся вспоминают обсуждаемое событие (может быть работа с текстом, выступлением). Затем на третьем этапе учитель организует выступления ребят в следующей последовательности:

1)  белый,  

  1. синий,
  2. красный,
  3. желтый,
  4. черный,
  5. зеленый.

     Показателями успешности формирования правовой культуры у учащихся в результате реализации описанных приемов стали их умения  ставить цель, выбирать средства и способы собственной деятельности (или одноклассников), умения ее анализа и оценки, исходя из разработанных ими критериев. У них проявляется готовность к исправлению своих ошибок и ответственность за выполнение взятого на себя задания, за организацию работы группы, формируется терпимость по отношению к слабоуспевающим, к которым они относятся уже не как к слабым ученикам, а к ученикам, скрывающим свои способности, готовят их к выступлению за свою группу. Учащиеся начинают соотносить свое поведение на уроке и вне урока с Правилами школьной жизни, правилами работы в группе. Возникающие  конфликты решаются  на основе общепризнанных норм.

  Кроме того, учащиеся умеют высказывать и обосновывать свою точку зрения, у них вырабатывается навык внимания к точке зрения другого человека (к источнику информации) и спокойного отказа от своей точки зрения, если она недостаточно аргументирована или аргументы, подкрепляющие ее, оказались несостоятельными.    

     Используемые приемы, с точки зрения школьного психолога, позволяют создать условия не только для формирования правовой культуры учащихся, но и для сохранения психического, соматического и интеллектуального здоровья учащихся.    

                                        ЛИТЕРАТУРА

1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Сказочные намеки.//Школьный психолог, 2001.- № 1.- С.8-9.

2. Ильясов И. Критическое мышление: Организация процесса обучения.// Директор школы,  1995.- № 2.- С.50-56.

3. Права человека – твои и мои: материалы для конференции “Права ребенка и школа в открытом обществе”.- М.: Издательство “Логос”, 1999.- 367с.

4. Рефлексия. Рефлексивные способности: Методические рекомендации/ Под редакцией К.Я.Вязиной.- Горький, 1990. - 40с.

5. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.- 320с.

 

6. Тренинг по сказкотерапии.- СПб.: Речь, 2000.

7. Халперн Д. Психология критического мышления. -  СПб.: Издательство “Питер”, 2000. -  512с.

8. “Школа 2100”. Приоритетные направления развития Образовательной программы./ Под научной редакцией А.А.Леонтьева. Вып.4 – М.: Издательство “Балас”, 2000.- 208с.

                                                                                 

ПРИЛОЖЕНИЕ    №    1

           

                 Тексты к приему «Чтение с остановками»

Текст № 1

       В один прекрасный день в начале учебного года в школу пришел отец и направился прямо в кабинет директора.

  • Вы примете моего сына в первый класс? Я уже обращался по этому вопросу в 6 школ, но туда его не приняли.
  • А почему его не приняли? В чем дело? – спросил директор.
  • Ну, мой сын слишком большой, он не может сидеть в классе.
  • Так он может сидеть в коридоре?
  • Он не помещается в коридоре, - ответил отец.
  • Тогда мы посадим его в спортивном зале.
  • Но он не поместится в спортивном зале, - с грустью ответил отец.
  • Ну, тогда извините, дорогой отец, мы видимо, тоже не сможем принять вашего сына, - ответил директор.

    -       Я понимаю ваши причины, но, пожалуйста, постарайтесь понять и мои причины, - защищался отец. – Вы понимаете, мой Павко – школьник, и он должен ходить в школу. Кроме того, я не могу допустить, чтобы он не получил образования.

Наконец они согласились записать Павко в школу. Он будет сидеть в школьном дворе и смотреть в класс через окно, чтобы видеть, как проходят все уроки. Когда наступит зима, Павко по-прежнему будет сидеть в школьном дворе. Он будет одет в меховую шубу, и на ушах у него будут наушники, поскольку окна будут закрыты. Для того, чтобы писать и рисовать, Павко сможет положить классную доску себе на колени.

     На следующее утро Павко пришел в школу. Сидя в школьном дворе, он нарочно переминался с ноги на ногу, и голова его достигла трубы на крыше. Когда дети видели Павко, они забегали в классы и выглядывали из окон. Павко заглядывал в окна. Он хотел узнать, в каком он классе. Но в целом все было тихо. Изумленные дети таращили на него глаза . А Павко? Он просто смотрел на них.

     Вдруг из окна первого этажа раздался девичий голос:

  • Ты из первого класса?
  • Я? – спросил Павко и слегка нагнулся, чтобы увидеть, кто с ним

разговаривает.- Да, я из первого класса, - кивнул он и улыбнулся этой смелой девочке. У нее было круглое лицо, забавный маленький носик и темные волосы.

     -       Я тоже первоклассница. Меня зовут Белка, - сказала девочка. – Мне папа вчера читал сказку, В этой сказке рассказывалось о добром великане. А ты тоже добрый великан?

     Павко снова кивнул, но он понял, что  у него нет доказательств. Он поднатужился и начал думать. Белка видела, как в его больших глазах мелькнула мысль.

     Затем он поднял руку и коснулся леса. Когда он поднес руку к дому, стало видно, что в его кулаке сидит белка. Он поднес ее к окну и передал Белке.

     -     Белка! Какая прелесть, - закричала маленькая девочка. – А ты не найдешь для нее шишку?

     Павко снова протянул руку. Он дотянулся до вершины сосны и показал ребятам, что в его кулаке было полно шишек. Дети пришли в восторг. Они перестали его бояться, страх исчез, потому что они узнали, что хотя Павко великан, он не причинит вреда даже белке. Дети каждую перемену играли. Когда они играли в золотые ворота, Павко был воротами. Когда они играли в футбол, он был вратарем. Ему это было легко. Он протягивал ладонь и закрывал половину ворот. Затем он протягивал другую руку и закрывал все ворота. Все дети хотели дружить с ним. Но его самым близким другом была круглолицая Белка с забавным носиком и темными волосами.

     Мы должны добавить: Павко хорошо учился, и каждый день он получал пятерки в своей школьной тетради.

       Текст № 2

                                     

                                СКАЗКА     О     ВОЛШЕБНИКЕ

                                                                        («Тренинг по     сказкотерапии».-

                                                                                 СПб.: Речь, 2000.)  

           Давным-давно это было. Жил на свете удивительный человек. Был он красив и добр. Сложно сказать, сколько ему было лет. У него так задорно блестели глаза, что многие думали: «Он очень молод». Но глядя на его длинную седую бороду и волосы, другие говорили: «Он стар и мудр». Этот человек умел делать то, что не умели другие. Он разговаривал с деревьями и цветами, животными и рыбами, подземными водами и корнями растений. Он мог вылечить заболевшее растение, животное и даже человека. Он знал, когда пойдет дождь или снег, дружил с ветром и солнцем. Многие приходили к нему за советом.

           Люди называли его Волшебником. Никто не знал, откуда он пришел, но говорили, что раньше он был обыкновенным человеком, таким, как все.

           Менялись поколения, а Волшебник все жил среди людей, и они чувствовали, что находятся под его защитой,

           Как-то раз Волшебник сказал людям:

        -Я долго жил среди вас. Чувствую, что пришло время мне отправляться в путь.

        -Зачем же ты оставляешь нас, - грустно сказали люди. – Нам будет нелегко без твоей защиты и доброго совета. Передай нам хотя бы частичку твоей мудрости.

        -Посмотрите вокруг, - сказал Волшебник, - вы живете в прекрасном мире. Каждый день вы можете встречать и провожать солнце, слушать, как шумят деревья и плещется вода, потрескивают поленья в костре и дышит земля. Давайте на минуту замрем и прислушаемся. Чувствуете, все, что нас окружает, живет в своем ритме. И свой ритм у каждого из нас.

          Люди замерли, закрыли глаза и услышали, КАК дышит земля – ровно и спокойно, КАК плещутся о берег волны – то быстро, то не торопясь. И главное, каждый из них услышал собственный ритм: спокойное биение сердца, свободное дыхание… И вдруг людей охватило чувство, что с ними происходит что-то новое и необыкновенное.

       -Удивительное и Волшебное растет внутри нас, - с восторгом сказали они Волшебнику.

       -Похоже, вы открыли самый главный мой секрет, - улыбнулся Волшебник. – Ведь Волшебство – это умение слышать и чувствовать ритм природы и жить в соответствии с ним, совершая удивительные преобразования вокруг, созидая окружающий мир. Надо только услышать свой ритм и разбудить творца, живущего внутри каждого, - и тогда начнется волшебство.

       -А как мы будем им пользоваться? – спросили люди.

       -Можно представить себя здоровым и красивым человеком, рассмотреть свой образ и запечатлеть его в своем сердце, - ответил Волшебник, - и постепенно, даже незаметно для себя, вы начнете меняться.

        Можно научиться слышать внутренний ритм другого человека, находить соответствие со своим ритмом, и тогда каждый день будет дарить радость взаимопонимания.

        Можно научиться видеть в каждом событии урок для себя, и тогда на смену тревогам и волнениям придут покой и ясность…

        И отправился Волшебник в путь. А люди остались. Они хорошо запомнили слова Волшебника. Жили, слушая свой внутренний ритм, и очень скоро в каждом из них проснулся творец. Спокойно и с любовью они каждый день создавали свою жизнь, излучая вокруг добро и радость.

        И сейчас, если мы приложим руку к груди, то услышим спокойное биение своего сердца, ритм дыхания. И творец, живущий внутри нас, напомнит о себе  теплой волной радости.

             А мы сделаем глубокий вдох и выдох и потихоньку будем возвращаться  обратно.      

          Текст № 3

                                                 

                                               ЖИВЫЕ   ЦВЕТЫ.

                                                                                              Э.Шим

       Замело снегами землю.

       Была летом земля цветная: у каждого пригорка, у каждой низинки – свой цвет.

       А теперь вокруг белым-бело, и сделалась земля одинаковой.

       Лежат косые сугробы, и только кое-где торчат из них веточки кустов. Пусто, голо.

        А так хочется, чтоб хоть один цветок глаз порадовал!

        Я позвал цветы, и они ко мне прилетели.

        В палисаднике построил избушку-кормушку, насыпал крошек да семени. И всякий день гляжу, как жалуют в гости живые цветы.

        Стайкой опустятся синицы. Грудки у них ясные, желтые, и сразу покажется, будто солнечные зайчики по цветкам запрыгали. За синицами прилетели пестрые щеглы, голубые поползни, коричневые свиристели. А когда закачаются на кустах снегири-пузаны, то словно красные маки распустятся… И опять у меня цветной палисадник.

        Поглядишь – будто теплее станет

           

             Текст № 4

                                 

                                             СКАЗКА  СТАНОВИТСЯ  БЫЛЬЮ.

                                             

                                                                                                         Н.Н.Трухина

        В прошлом веке, когда дети учились в гимназиях, все образованные люди читали Гомера. Но никому не приходило в голову, что Троянская война – быль, а не сказка. Только один маленький немецкий мальчик – Генрих Шлиман, сын бедного пастора, так горячо полюбил гомеровских героев, что навсегда поверил каждому слову «Илиады». В семилетнем возрасте он заявил однажды отцу: «Как я вырасту, то найду Трою». Говорят, что любовь и вера творят чудеса; со Шлиманом так и случилось. Долгие годы он оставался верен своей детской мечте – и чудо произошло, в один прекрасный день он в самом деле нашел сказочный град Приама.

       Не скоро пустился Шлиман на поиски Трои. В юности ему, как бедняку, пришлось вести суровую трудовую жизнь: сначала он был мальчиком на побегушках в лавке, потом – мелким служащим торговой конторы. В бедной каморке молодой приказчик отводил душу, занимаясь изучением иностранных языков. Особым способом, заучивая наизусть целые страницы иноземных книг, он освоил в короткий срок множество языков, в том числе русский. Благодаря этому Шлиман начал вести торговые дела в России, принял русское подданство, разбогател и к сорока годам стал миллионером. Никто не подозревал, для чего копит деньги этот очень деловой и скуповатый торговец.

      В 45 лет Генрих Шлиман внезапно закрыл все свои дела и, покинул невсегда Россию, отправился в Грецию – страну своих любимых героев. Из любви к Гомеру он даже женился на гречанке. Семнадцатилетняя Софья Шлиман стала верной помощницей мужа во всех делах, связанных с поисками Трои.

     В 1870 году Шлиман начал раскапывать холм Гиссарлык на турецком берегу Дарданелльского пролива (древного Геллеспонта). Он искал его в недрах Трою, определив местоположение города по описанию Гомера. Вскоре из-под земли показались остатки мощных стен, носивших следы большого пожара. Шлиман ликовал, уверенный, что ему удалось обнаружить град Приама, но надо было убедить  этом весь свет, и прежде всего ученых, которые смеялись над человеком, принимавшим за правду сказки древного певца. Летом 1873г., всего за сутки до закрытия раскопок, Шлиман заметил в земле блеск золота. Распустив под благовидным предлогом рабочих, которые могли позариться на сокровище, Генрих и Софья Шлиман с лихорадочной поспешностью извлекли из-под древней стены богатейший клад: золотые повязки, серьги, блюда, застежки… И тогда весь мир облетела потрясающая весть: найдена Троя! Об открытии Шлимана говорили в университетах, в школах, на улицах, в парикмахерских.

       В последующие годы Шлиман вел раскопки в Пелопоннесе – в Тиринфе и Микенах, на земле Геракла и Агамемнона. На высоком микенском холме виднелись остатки мощных крепостных стен. За ними Шлиман нашел погребения древних микенских царей, таившие в себе массу золотка и серебра: дорогое оружие, драгоценные сосуды, ювелирные украшения. Особенно интересны золотые маски усопших микенских владык, передающие неповторимые черты каждого лица.

       На тиринфском холме Шлиман раскопал мощную крепость с царским дворцом. Он обнаружил циклопические (сооруженные, по преданию, великанами-циклопами) стена города Геракла, сложенные из громадных неотесанных глыб. Ширина этих стен достигала 11 метров, прямо в их толще располагались склады и конюшни. В тиринфском дворце были обнаружены залы и колоннады, банное помещение и стенные росписи.

         Генрих Шлиман, великий мечтатель, скоропостижно скончался в рождественские праздники 1890г. За 20 лет раскопок он успел сделать так много открытий, что даже самые недоверчивые его противники убедились: царства, описанные Гомером, существовали на самом деле.

 

                    Текст № 5

                                        КОРОЛЬ  и  СЛУГИ

                                                                     

                                                             (“Тренинг по сказкотерапии”.-        

                                                                СПб.:Речь, 2000.)                                     

 

       У каждого из  нас внутри есть такая сказочная страна – с Королем и слугами. Конечно, приятнее видеть слуг по имени РАДОСТЬ, УДОВОЛЬСТВИЕ, ИНТЕРЕС, а ЗЛОСТЬ, ОБИДУ, СТРАХ встречать нечасто. Но мы ведь с вами знаем, что они тоже верные слуги Короля. Однако не все подданные Короля так считали. Некоторые стали говорить: “Зачем нам эти противные Злость, Страх, Обида? Когда они приходят, то мы ссоримся, деремся. Давайте подговорим Короля, чтобы он выгнал этих слуг из страны.

       Но Король был мудр и останавливал своих подданных. Но, если о нас за глаза говорят плохо, перешептываются и перемигиваются за нашей спиной, мы это почувствуем? Конечно! Нам будет приятно или неприятно? Конечно неприятно! А когда нам неприятно, какие дела мы будем делать быстрее: хорошие или плохие? Многие люди, когда о них плохо говорят, совершают не очень хорошие поступки. Так случилось и в нашей  чудесной стране чувств…

       Темной ночью на краю леса собрались слуги по имени Обида, Злость, Страх. Обида, обиженно поджав губы, рассказывала о том, что их хотят выгнать из страны. “Им, видите ли, без нас лучше живется! Мы им, видите ли совсем не нужны!” – фыркала Обида. А Злость сжимала кулаки: “Мы им покажем, что мы можем! Вот посадим Короля в темницу да будем править страной, вот они у нас попляшут!”

        И вот слуги- заговорщики пробрались во дворец, схватили спящего Короля и бросили его в темницу. Коглда на следующее утро придворные, по своему обыкновению, собрались в тронном зале, они замерли в ужасе и изумлении. На троне сидела Злость. Она пыталась надеть на свою голову корону, но та была волшебной и сползала. Тогда Злость со злостью кинула ее под трон.

        Как вы думаете, каков был первый указ нового правителя? Бывло решено объявить войну сосоднему государству. Кроме того, отныне каждому жителю королества надлежало доносить на своих соседей, решать все споры с помощью кулаков, пугать друг друга всесозможными неприятностями. Представляете, какая жизнь настала в стране, тем более что слуги по имени Радость, Удовольствие, Интерес были из нее изгнаны?

        Конечно страна разрушилась.

        Видите, что может произойти со страной, если у власти оказались не законный Король, а Обида, Злость и Страх. Приятно на это смотреть?

        Наверное , то же самое происходит у человека внутри, если он постоянно со всеми ссорится, дерется, обижается…

        Давайте попробуем честно ответить на вопрос: Бывает ли в нашей жизни так, что власть во внутреннем королестве захватывают слуги по имени Обида, Злость и Страх. Что вы чувствуете и что, как вы думаете, чувуствуют окружающие вас люди? В каких ситуациях это происходит?

        Итак, к власти пришел самозванец, и в стране начались разруха и бедствия.

        А что же стало с нашими изгнанниками – слугами Радостью, Удовольствием и Интересом? Конечно их сердце не могло вынести такого страшного зрелища. Они вспомнили, что далеко-далеко, за горами, за долами, живет волшебница по имени … Как вы думаете, каково ее имя? Конечно же, волшебницу зовут Любовь!

        Ах и нелегок же путь к волшебнице! Сколько испытаний пришлось выдержать верным слугам Короля. И сразиться с ужасными людоедами, и с гигантскими муравьями… Но они дошли до царства Любви. Умывшись из колодца, почувствовали невероятный прилив сил. С омнений не было - –ни ощутили Любовь.

        Волшебница дала путешественникам сосуд с любовью, чтобы они отнесли его своему повелителю. Ведь в этом было спасение их страны.

        Путь назад был уже не таким тяжелым. Тем более что верных слуг Короля окрыляла Любовь.

        Вот мы и узнали, что самое главное во внутренней сказочной стране – Любовь. Давайте приложим руку к сердцу : ведь именно там, по древним легендам, живет любовь. Она позволяет заботиться о себе и близких людях, помогает создавать хорошее настроение, дает силы на совершение добрых дел, учит прощать тех, кто нас обидел… Чувствуете тепло от своих сердец, это значит, что любви в ваших средцах много-много. Давайте подарим любовь своим близким людям. А как это сделать - подскажет сердце…

        Но наша история не закончилась. Конечно путь домой, легче чем из дома. Тем более, если несешь сосуд с любовью. Слуги по имени Радость, Удовольствие и Интерес добрались до своей страны, нашли темницу и освободили Короля. Только повелитель пригубил из сосуда с Любовью, как к нему вернулись силы, уверенность, мужество и мудрость. Царственной поступью он отправился в тронный зал.

        Как только самозванцы увидели Короля, они затрепетали и бросились на колени. А придворные защипели: “Вот, Ваше Величество, мы же говорили, что надо было избавиться от этих слуг и ничего бы не было!”

        Но Король остановил их: “Дело не в моих слугах, дело в дурных разговорах и мыслях! Я даю им три дня сроку, пусть они сами решат: покинут они нашу страну или найдут в ней себе достойное применение.”

        Так сказал великодушный Король. Как вы думаете, правильно ли он поступил?

         Через три дня слуги по имени Злость, Обида и Страх пришли к Королю и сказали: “Ваше Величество, простите нас! Мы вспомнили о мере и поняли наше назначение в стране, позволь нам построить свои дома на границе государства”. “Почему же на границе? “– удивился Король. Слуги объяснили: “Слуга наш по имени Страх самый чуткий, самый осторожный, он чувствует опасность и может вовремя предупредить о ней Ваше Величество. Вы будете иметь время, для того чтобы достойно встретить опасность или предотвратить ее. Слуга по имени Злость придаст вам силы для борьбы с врагом, сможет быстро наказать обидчика. Слуга по имени Обида чуток к дурным мыслям и разговорам, он будет охранять ваше достоинство и предотвращать недостойные разговоры и действия”.

           Вот так закончилась эта история. Сосуд с Любовь установили на самом  красивом месте. К этому месту может легко подойти каждый, как только почувствует себя оаздраженным или тревожным. Ведь Любовь приносит покой в души жителей. Так, слуги по имени Злость, Страх, Обида охраняли страну, а Любовь согревала ее. Все жили долго и счастливо.  

                   Текст  № 6

                       

                                      ПУТЕШЕСТВИЕ  ДВУХ  ПОДРУГ

                                                                                                Н. А. Азопкова

     Жила-была на свете девочка, которую звали Память. Очень ей хотелось побольше узнать обо всем, что есть на свете. И решила она пойти в Страну Знаний, о которой ей рассказывала лучшая подруга – Внимание.

     Долго отговаривала девочку ее соседка Лень, предлагала поиграть или полежать. Путь-то в Страну Знаний очень длинный и опасный. Но Память не послушала е уговоров и решила во что бы то ни стало добраться до сказочных сокровищ Страны Знаний. Напрасно старалась Лень, которой, впрочем, скоро стало лень стараться. Памяти, к счастью, не пришлось отправляться в путешествие в одиночку – с ней решила пойти ее подружка  Внимание. Дорога на самом деле была дальняя и трудная, много препятствий возникало на пути, но все они были преодолены. Девочки всегда помогали друг другу в сложных ситуациях.

    В пути им встретился маленький  и веселый Шумок. Он играл и шутил с девочками, развлекал их, шептался то с одной, то с другой. Девочки стали ссориться  друг с другом. А ему того и надо было!

     Не знали девочки, что под маской безобидного маленького Шумка аскрывался злой и коварный волшебник Шум, который решил помешать Памяти и Вниманию идти вместе в Страну Знаний. Очень хотелось ему разлучить подруг. Он старался отвлечь их от главной цели, все время пытался привлечь на свою сторону немножко легкомысленную девочку Внимание. Память боялась потерять подругу, она не знала, что делать, как освободить Внимание от чар злого волшебника.

     А Шумок уже радовался своей победе и от радости стал разрастаться, приобретая свой настоящий вид, - и в конце концов превратился в Шум.

     Увидев это, Память горько заплакала, но тут она услышала голосок, ласково утешавший ее. Подняла Память заплаканные глаза и увидела рядом с собой девочку. Несмотря на свою юность, эта девочка была волшебницей, и звали ее Воля. Она успокоила Память, и сказала, что поможет справиться с коварным чародеем.

      Услышал это Шум, почуял неладное, засуетился: стал стучать, грохотать, вопить, но бессилен оказался он перед волшебницей Волей. Стал он сжиматься, уменьшаться, превратился сначала в Шепоток, потом - в едва заметный Шорох, а после и вовсе исчез.

      Подруги обрадовались – наконец-то они смогли продолжить свое путешествие. На прощание Воля посоветовала им быть дружными и никогда не разлучаться. А если случится беда – пусть ее, Волю, на помощь позовут.

      Теперь уже больше никто не мешал подругам в пути, и они благополучно добрались до красивой и богатой Страны Знаний. Подруги и теперь не расстаются, они не хотят, чтобы вновь появился Шум – злой и коварный волшебник.                                                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Формирование правовой культуры на старшей ступени"

В школьные годы учащиеся должны хорошо знать законодательные акты, которые им адресованы. Имеется в виду  Конституция Российской Федерации, законодательство об ответственности несовершеннолетних ...

Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры.

Цель:воспитание уважения к праву и законности как ценностной установке....

Практико-значимый проект "Формирование правовой культуры подростков"

В настоящее время возросло число преступлений и правонарушений совершаемыми подростками. Российская Федерация занимает одно из первых мест в мире по числу таких преступлений.  Большое внимание в ...

Статья"Роль классного руководителя в формировании правовой культуры учащихся"

Данная статья содержит рекомендации в проведении классных часов посвященных правовому воспитанию. Имеются приложения разработки нескольких классных часов....

Разработка мультимедиа проектов как средство формирования правовой культуры учащихся

Разработка мультимедиа проектов как средство формирования правовой культуры учащихся...

Разработка мультимедиа проектов как средство формирования правовой культуры учащихся

Разработка мультимедиа проектов как средство формирования правовой культуры учащихся...