Формирование правовой культуры учащихся через элективные курсы.
методическая разработка (право) по теме
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Формирование правовой культуры учащихся через элективные курсы.
Подлинова Е.Н., учитель истории и обществознания.
Учителя не единственные, кто играет роль в воспитании
детей, однако их роль является важнейшей. Они должны
принять этот вызов времени. Нам дается лишь несколько
лет для того, чтобы помочь нашим детям приобрести знания
и здравомыслие, которые сделают их них хороших граждан
своей страны…Если учителя истории потеряют интерес к
этой проблеме, шанс будет упущен и доверие детей будет
предано.
Профессор Дэвид Харкнес.
В условиях становления правового государства важное значение приобретают вопросы формирования и закрепления нового юридического мышления, общей правовой и политической культуры, чувства законности и справедливости у подрастающего поколения.
«Обучая, мы учимся сами",- так говорили наши предки, пытаясь разобраться в различных инновациях образовательной деятельности, осуществляемой в рамках модернизации государственной политики страны. Создание современных профессионально-грамотных моделей правового и политического обучения и воспитания подрастающего поколения актуализировало проблему организации системной предпрофильной правовой и политической подготовки школьников, которая позволит учитывать интересы, склонности и способности каждого ребенка, создать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их желаниями освоить ту или иную профессию в будущем.
Выпускник оказывается в ситуации выбора в отношении профильного направления дальнейшей деятельности, а потому возникает потребность организовать модульные правовые курсы, которые не просто помогут сформировать устойчивую мотивацию подростка на дальнейшее познание юриспруденции и политики, но и позволят ему самоопределиться в выборе будущей профессии, адекватной способностям, желаниям личности. В соответствии с этим необходимо рассмотреть процесс формирования правовой и политической компетентности учащихся через элективные курсы преподаваемые в нашей школе.
Основной функций социально- гуманитарного образования является содействие социализации личности, то есть становлению, усвоению индивидом культурных ценностей, норм, установок, достойных образцов поведения, формированию жизненной позиции личности на основе усвоения социального опыта и на этой основе разностороннее развитие личности.
Разработка концепции профессионально-личностного самоопределения выпускника и воспитание сознательного гражданина своей страны поставила меня перед необходимостью создания и воплощения в жизнь элективных курсов политико-правового направления. В ходе исследовательской работы были составлены программы, которые предполагали формирование у учащихся нравственных умений профессионального и жизненного самоопределения и межличностного общения.
Политико – правовое обучение начинается с введения в 9-х классах предпрофильных курсов: «Введение в политологию», «Введение в правоведение», «Тайны профессии юриста»; углубление и расширение знаний продолжается в старших классах через курсы: «Азбука политики», « Проблемы истории России», « Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России 20 века».
Все курсы призваны решать следующие задачи:
- Содействие самоопределению личности, создание условий для ее реализации;
- Формирование человека- гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
- воспитание гражданственности и любви к Родине, уважения к правам и свободам человека
- Содействие реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом разнообразия мировоззренческих подходов.
Хотелось бы остановиться на курсе «Введение в политологию», автор Л.Н. Боголюбов.
Занятия в данном курсе имеют целью познакомить учащихся с ключевыми понятиями политологии и различными источниками. Они не могут заменить систематического изучения политологических знаний, но должны показать их специфику и стимулировать интерес учащихся.
Примерно две трети занятий направлены на расширение и углубление предметных и общеобразовательных умений: планирование учебной деятельности, рациональное выполнение заданий, логическое осмысление и изложение информации, анализ источников, выявление исторических закономерностей, оценка политических процессов прошлого; подготовка к участию в дискуссиях , к отстаиванию своей точки зрения при уважительном отношении к позиции оппонента.
Курс расширяет образовательное пространство в области школьных предметов: история и обществознание; носит межпредметный характер. Материал не повторяет изучаемое школьниками в основной школе, а выводит их на новую ступень знаний.
Курс» Введение в правоведение», автор Е.А. Песцова, раскрывает основные вопросы правовой подготовки современного человека, восполняет пробелы в правовых знаниях, т. к. содержание данного профиля в базовом курсе представлено вскользь, односторонне. Применяются различные методы и формы работы: индивидуальная, групповая деятельность, деловые, ролевые игры, мини-исследования, сообщения, заполнение таблиц, лабораторные работы с документами, рассмотрение правовых конфликтов и проблем.
Курс «Тайны профессии юриста», автор Е.А. Песцова, рассматривает основные вопросы правовой подготовки современного человека, знакомит с основными профессиями, связанными с правовой деятельностью, их спецификой. Призван восполнить пробелы в правовых знаниях обучающихся. Содержание данного профиля в базовом курсе не представлено. Учащиеся самостоятельно разрешают правовые конфликты, анализируют правовые документы, подготавливают сообщения и мини исследования по заданной теме, участвуют в мозговом штурме по проблемам, участвуют в дискуссиях, составляют правовые документы.
На профильном уровне учащимся предложены к изучению авторский курс «Азбука политики»(автор учитель истории и обществознания МОУ со школы №1 п. Куйтун Подлинова Е.Н.) . Курс рассчитан на 14 часов.
Основная необходимость проведения данного курса вызвана тем, что вопросам политики в изучении школьного курса «Обществознание» уделяется минимальное количество часов. Между тем, современная политическая обстановка требует от молодого человека, выходящего во взрослую жизнь, умений четко ориентироваться в сложной, противоречивой и порой не вполне «чистой» политике.
Курс призван внести свой вклад в формирование политического сознания учащихся как сложной системы, компонентами которой выступают знания и представления о политике, личностные и ценностные отношения к ней, а также соответствующие им установки и модели поведения.
Интеграционная цель изучения курса состоит в овладении учащимися расширенными знаниями и конкретными представлениями о многогранном мире политики. Главными организационными формами курса выбраны: работа в малых группах, лекция, семинарские занятия. Упор делается на самостоятельную и творческую работу учащихся. Особое внимание уделяется развитию умений дискутировать, доказывать свою точку зрения и опровергать оппонента. Свои доказательства учащиеся должны подкреплять примерами из политической жизни России, как современными ,так и историческими.
К семинарам учащиеся готовят рейтинги политических событий , прошедших за определенный период времени в России или мире, представляют его на обсуждение аудитории и аргументируют свою ранжировку.
Следует обратить внимание на то, что на занятиях проводиться не только теоретическая работа, но и разбор практических заданий. Набор практической части определяется как темой занятия, так и политическими событиями происходящими в России и в мире.
Курсы «Проблемы истории России» и «Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России 20 века»(автор учитель истории и обществознания МОУ со школы №1 п. Куйтун Подлинова Е.Н.) предлагают анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории. альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данных элективных курсов поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.
С помощью элективных курсов решается проблема дифференциации содержания обучения старшеклассников с предоставлением им возможностей построения индивидуальных программ образования.
Предлагаемые мною курсы предполагают живое межличностное общение и самостоятельные раздумья над правовыми и политическими вопросами. Важно, чтобы эти вопросы не рассматривались отвлеченно от реалий сегодняшнего мира, а воспринимались в контексте применения правовых и политических знаний в различных жизненных ситуациях. Подростки могут и должны понять, что в правовой и политической сферах объективно существует многоватиантность в решении непростых проблем, однако такая многовариативность предполагает признание некоторых общезначимых принципов, таких как Справедливость, Гуманность, Верность.
Как правило, политически культурен тот, кто обладает значительной общей культурой. Человек начитанный, неравнодушный к судьбам своей страны, своего народа, духовно пытливый непременно будет испытывать интерес к тому, кто и как управляет его страной.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование правовой культуры учащихся
Эта книга - результат работы творческой группы в моей школе. В основе формирования правовой культуры лежат приёмы технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо", которые испол...
Статья"Роль классного руководителя в формировании правовой культуры учащихся"
Данная статья содержит рекомендации в проведении классных часов посвященных правовому воспитанию. Имеются приложения разработки нескольких классных часов....
Проектное задание"Реализация творческих способностей учащихся через элективный курс", автор Степанова Ольга Владимировна учитель истории, обществознания МБОУ "ИСОШ № им. Н.П. Наумова" Кингисеппский район.
В работе отражена актуальность темы, сформулированы цель и задачи проектного задания. В работе содержится теоретический и практический материал.В краткой форме изложена программа курса по выбору "Госу...
Повышение правовой культуры старшеклассников через элективный курс "Права несовершеннолетних"
Выступление на окружной учительской конференции...
Модель формирования сетевой и информационной культуры учащимися через профильные курсы информатики
Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели: обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования; создать условия д...
Разработка мультимедиа проектов как средство формирования правовой культуры учащихся
Разработка мультимедиа проектов как средство формирования правовой культуры учащихся...
Разработка мультимедиа проектов как средство формирования правовой культуры учащихся
Разработка мультимедиа проектов как средство формирования правовой культуры учащихся...