Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) как способ эффективного управления уроком
статья (5 класс) по теме
Обзор электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и их применение на уроке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Электронные образовательные ресурсы
(ЭОР) как способ эффективного управления уроком
Захарова Ольга Геннадьевна,
учитель русского языка МОУ «СОШ №8»
г. Петровска Саратовской области
Клопкова Юлия Николаевна,
учитель русского языка МОУ «СОШ №8»
г. Петровска Саратовской области
Петровск 2010
В наши дни актуальна проблема повышения эффективности учебной деятельности учащихся и управления их деятельностью на уроке. Перед современной школой ставится главная задача — обеспечить развитие школьника, его потребностей и способностей к саморазвитию, самоопределению. Процесс развития ребенка зависит от деятельности учителя, которая в своей основе является развивающей и управляющей.
В условиях школы процесс развития личности в большинстве своем происходит на уроке. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы эффективно управлять им, обеспечить включение учащихся в разные виды деятельности, изменить их позицию таким образом, чтобы они превратились из пассивных объектов обучения в активных участников познавательной деятельности. Этому способствуют электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР НП).
Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере (подробные теоретические сведения об ЭОРах можно найти на сайте http://www.metod-kopilka.ru/page-article-8.html, www.rnmc.ru)
Образовательные ресурсы сети Интернет могут улучшить подготовку школьников в области гуманитарных дисциплин, существенно повысить эффективность обучения. Они предоставляют такие возможности, как повышение наглядности обучения, его сопровождение аудио- и видеоинформацией, содействуют формированию у школьников мотивации к изучению гуманитарных дисциплин. Благодаря этому, использование ресурсов сети Интернет оказывается востребованным, а необходимость знакомства учителей с видами таких ресурсов и основными подходами к их использованию становится очевидной.
В сети имеется большое количество материалов, адресованных преподавателям и учащимся. Для интеграции интернет-ресурсов созданы портал ФЦИОР (fcior.edu.ru), информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (http://window.edu.ru). Кроме того, сбор и систематизация образовательных ресурсов осуществлены на федеральных образовательных порталах, ведущим из которых является портал "Российское образование" (http://www.edu.ru).
Наряду с крупными образовательными интернет-проектами, выполняемыми ведущими научно-педагогическими коллективами, образовательными учреждениями, некоммерческими организациями и коммерческими компаниями, существуют менее масштабные индивидуальные проекты учителей и методистов, выполненные по их личной инициативе. Эти ресурсы отличаются меньшей функциональной стабильностью, зачастую содержат рекламу, но являются плодом творческой деятельности педагогов-практиков и получают признание коллег.
Эффективными ресурсами с точки зрения достижения целей образования являются опубликованные в сети Интернет электронные версии энциклопедий, словарей и справочников. Практическая значимость этих ресурсов для подготовки и проведения занятий по гуманитарным дисциплинам очевидна, т.к. это открытый доступ к полнотекстовым электронным информационным ресурсам - учебникам и учебным пособиям, хрестоматиям и художественным произведениям, научно-популярным статьям. Умение постоянно пользоваться ими свидетельствует сегодня о должном уровне информационной грамотности как учителя, так и учащегося.
При изучении нового материала очень важно создать атмосферу погружения в контекст изучаемой эпохи, ознакомиться с историческими особенностями, оказавшими влияние на творчество того или иного писателя. Учитель вместе с учащимися может сделать тематический подбор ресурсов, содержащих документы эпохи, фотографии, архивы, мемуары, воспоминания современников; воссоздать историческую атмосферу с помощью мультимедийных ресурсов Сети, доступных в "едином окне" образовательных порталов. В работе могут быть использованы опережающие индивидуальные или групповые задания для наиболее подготовленных учащихся. Школьников привлекает возможность расширить круг источников информации, они проявляют к ним глубокий интерес, задаются дополнительными вопросами, расширяют информационный поиск, становятся заинтересованными участниками урока, выступают в роли консультантов для своих одноклассников.
Педагогически целесообразна работа с сетевыми журналами, электронными изданиями, которые позволяют подготовить обзор литературных новинок, создать дайджест ведущих международных изданий. Организация разнообразной познавательной деятельности, обсуждение актуальной информации способствуют формированию критического мышления, развитию информационной и коммуникативной компетентности учащихся.
Расширение информационного пространства урока, привлечение дополнительного "живого" материала открывает перед учителем новые возможности по созданию проблемных ситуаций. Различные точки зрения на одну и ту же проблему побуждают ученика к самостоятельному мышлению, формированию собственной позиции, ее обоснованию и аргументации. На основе выявления личностно значимых для учащихся проблем организуется проектная деятельность. Метод проектов позволяет органично соединять поисковую, исследовательскую деятельность в процессе решения проблемы и достижения определенного реального результата.
Развитие интернет-технологий, мультимедийных сервисов Сети предоставляет возможности для организации виртуальных экскурсий в разнообразные музеи в России и за границей, в художественные галереи. Сочетание высококачественных изображений, музыкального сопровождения, содержательного комментария производит глубокое впечатление, позволяет получить эстетическое наслаждение, вызывает интерес к предмету, повышает учебную мотивацию. Работа может быть организована таким образом, чтобы учащиеся выступали не только слушателями и зрителями, но и ведущими, организаторами виртуальной экскурсии, ее гидами.
Учителям гуманитарных предметов следует привлекать наиболее подготовленных и увлеченных школьников в качестве своих ассистентов, ведущих. Более продуктивной является работа в группах, где происходит взаимодействие, обучение в сотрудничестве. Одни ученики хорошо владеют предметным содержанием, другие обладают навыками в области использования компьютера, поиска в сети Интернет, знанием необходимых программ для просмотра и прослушивания мультимедийных файлов. Активная совместная познавательная деятельность в процессе подготовки и проведения образовательного путешествия по художественным галереям, литературным музеям значительно повышает эффективность процесса овладения материалом.
Участие в сетевых олимпиадах, творческих конкурсах, викторинах становится одной из форм проверки уровня освоения учебного материала. В сети есть много ресурсов, дающих дополнительные сведения по подготовке к ЕГЭ, ГИА, содержащих демонстрационные материалы, методику оценки ответов.
Сеть Интернет не только предоставляет современному учителю практически неограниченные возможности, но и предъявляет к нему новые требования. Он должен знать документы по модернизации системы образования, по профильному обучению, стандартам базовой и профильной школы, разнообразные программы. Для учителей-предметников в сети представлены методические разработки уроков с использованием инновационных методик. В рамках различных программ проводятся конкурсы среди образовательных учреждений, учителей на лучшие методические разработки, лучшие планы уроков с использованием интернет-ресурсов. Периодически проходят сетевые мероприятия, информация о которых размещается на официальных сайтах федеральных образовательных порталов, ведущих педагогических университетов. В Сети проводятся интернет-педсоветы, интернет-семинары. Их материалы размещаются в открытом доступе. Ресурсы сети Интернет позволяют учителю постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, получать консультации коллег, методистов. Интернет-семинары, теле- и видеоконференции дают возможность в режиме реального времени общаться с авторами учебников, ведущими методистами, учеными-педагогами. Задать вопрос, высказать собственное мнение, предложение возможно в рамках сетевых мероприятий для педагогического сообщества. Вместе с тем каждый учитель имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, поделиться накопленным опытом, опубликовать методические разработки в электронных изданиях и на секциях интернет-педсовета, найти единомышленников.
Использование образовательных ресурсов сети Интернет способно поднять на качественно новый уровень практически все направления образовательной деятельности. Учебная, внеучебная, исследовательская и организационная деятельность педагогов и учащихся во многих случаях становится более эффективной и адекватной, если ее информационное обеспечение выстраивается с применением компьютерной техники и телекоммуникационных технологий.
С применением ЭОР в учебном процессе увеличивается образовательная и воспитательная эффективность труда преподавателя, проще становится сам процесс управления познавательной деятельностью учащихся на уроке, так как урок проходит преимущественно в форме активного общения. Понятно, что подобная работа педагога требует соответствующей подготовки, соответствия требованиям времени. Зато главные преимущества - повышение эффективности учебного процесса, усиление воспитательной функции, эффективность управления
деятельностью обучающихся налицо.
Библиографический список
http://www.metod-kopilka.ru/page-article-8.html
katalog.iot.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ
Образовательные ресурсы сети Интернет по предметам образовательной программы (русский язык, литература)
Примерные программы и государственные стандарты
http ://www. mon.gov. га/ work/obr/ dok
Книжная поисковая система eBdb
http: //www.ebdb. ru
Филология в Сети. Поиск по лингвистическим сайтам
http://ruthenia.ru/tiutcheviana/search/ling.html
Русская грамматика. Академия наук СССР, Институт русского языка
http://www.slovari.ru/default. aspx?p=2572
Малый академический словарь (MAC)
Машинный фонд русского языка
Национальный корпус русского языка
Орфография и пунктуация
http://www.hi-edu.ru/e-books/xbookl42/01/index.html
Правила русской орфографии и пунктуации
http://www.spravka.gramota.ru/pravila.html
Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник
http://www.natahaus.rn/index.php7newsicH 1146086920
Словарь лингвистических терминов Д.Э. Розенталя
http://ihtik.lib.ru/lib_ru_edu_21dec2006.html
Собрание словарей на сайте Института русского языка им. В.В. Виноградова
http://www.ruslang.ru и www.slovari.ru
Собрание словарей портала "ГРАМОТА.РУ"
Частотный словарь русского языка С.А. Шарова
http://www.artint.ru/projects/frqlist.asp
Этимологический словарь М.Р. Фасмера
Автоматическая обработка текста (АОТ)
http://www.aot.ru/onlinedemo.html
Анаграммы
http://www.blues.ru/fedor/anagrams.asp
http://tramvision.ru/words/ana.htm
"Балда" на "Грамоте.ру"
http://igra.gramota.ru
Бесплатная справочная служба портала "Грамота.ру" \
http://www.spravka.gramota.ru/buro.html
"Вавилонская Башня" (морфологический анализ)
http://starling.nnet.ru/cgi-bin/morphque.cgi?encoding=win
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
Говорим и пишем правильно
http://community.livejournal.com/pishu_pravilno
Еженедельная газета "Русский язык" Издательского дома "Первое сен
Журнал "Язык человека"
http://www.philol.msu.ru/~humlang
Коллекция интерактивных диктантов
http://learning-russian.gramota.ru/idictation.html
Конкурс "Русский Медвежонок - языкознание для всех"
http: //www. rm. kirov. ru
Крупнейший мировой ресурс по лингвистике
Лингвомания
Методические разработки, предполагающие использование компьютерных технологий (ИКТ) на уроках русского языка
http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com
НП "Телешкола"
http ://www. i nternet-school. ru
Открытая Международная олимпиада школьников по русскому языку
http: //www.svetozar. ru
Письмовник (правила и примеры оформления деловых бумаг)
http://www.spravka.gramota.ru/blang.html
Портал "Культура письменной речи"
Русский язык: краткий теоретический курс для школьников
http://learning-russian.gramota.ru
Синтаксис современного русского языка
http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook089/01/index.html7part-029.htn
Слова-палиндромы
http://tramvision.ra/words/pal.htm
Современный русский язык: Учебник под редакцией Н.С. Валгиной
http://www.hi-edu.ru/e-books/xbookl07/01/index.html
Справочно-информационный портал "Грамота.ру"
CTEHГA3ETA.NET (лингвистические задачи)
Стилистика русского языка: Учебное пособие
http ://www. hi -edu. ru/e-books/xbook02 8/01 /index, html
Теория текста
http://evart ist. narod. ru/text 14/01. htm
Учебник грамоты
http://learning-russian.gramota.ru
Электронные лингвокультурологические курсы: риторика, культура речи, лингвокультурология
http://learning-russian .gramota.ru
Этимология
http://community.livejournal.com/etymology_ru
Язык русской деревни (диалектологический атлас)
http://www.gramota.ru/book/village
Рейтинг литературных сайтов
"Букинист" - поисковая система. Описание языка запросов
Кладовка - коллекция ссылок
Новая литература. Литературно-художественный журнал
XX век Авторский сайт Леонида Каганова
Александр Зорич - творчество писателя
http: //www. zorich.ru/
Александр Левин - музыка, стихи, компьютеры
Андрей Кивинов - официальный сайт писателя
Андрей Константинов - официальный сайт
http://www.akonstantinov.spb.ru/
Анна Ахматова. Царственное слово
Борис Акунин. Сочинения
http: //www. aku n i n. га/
Даниил Андреев - биография и архив поэта
http://www.urania.ru/fond/biography.html
Открытый архив Даниила Андреева в Интернете
Иван Бунин. Рассказы и стихотворения
http://geocities.com/SoHo/Village/4988/bunin
Макс Фрай - страница писателя
Народная библиотека Максима Горького. Подборка статей о писателе
Творчество В. Пелевина
http://pelevin.nov. га/
Творчество Ю. Мориц
http://www.owl.ru/morits
Фандорин - представление литературного героя
"Вавилон" - современная русская литература
Литературное кафе в Интернете
http://www.tema.ru/rrr/litcafe
Поэзия и проза участников последних войн
http:/ /www. a rtofwa г. spb. ru
"Русский переплет" - литературный интернет-журнал
Серебряного века силуэт...
http ://www. silverage. ru/
Булат Окуджава. Стихи и песни
http://frol96.narod.ru/library/okujava/okujava.htm
Высоцкий: время, наследие, судьба
Иосиф Бродский
Иосиф Александрович Бродский - материалы о поэте
Иосиф Бродский - тексты стихотворений поэта
http://josephbrodsky.narod.ru/
Марина Цветаева. Стихотворения 1909-1941
Мир Марины Цветаевой
Николай Гумилев: электронное собрание сочинений
http ://www.gu m i le v. ru/
Осип Мандельштам
Расул Гамзатов - произведения поэта
"Vivos Voco!" - Борис Слуцкий
http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/LlTRA/SLUOO.HTM
"Артикул" - электронная библиотека поэзии
"Ковчег" - русская и советская поэзия
Лаборатория рифмы - все о рифме и стихосложении
"Мастера и Маргарита" - о русских поэтах XX века
Орден куртуазных маньеристов
Поэзия Московского университета
"Поэзия.ру" - литературно-поэтический сайт
Рисунок акварелью - поэзия Серебряного века
Русская поэзия XIX и XX веков
Русская поэзия шестидесятых годов
Современная русская поэзия
"Стихи.ги" - коллекция современной русской поэзии
Стихотворение на каждый день
http://www.yabloko.ru/News/p-9805.html
Центр русской поэзии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЭОР) НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ (НП) НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ МОУ "ДЕМИХОВСКИЙ ЛИЦЕЙ"
В настоящее время в образовательный процесс любого учебного заведения внедряются новые формы обучения, так или иначе связанные с информационными технологиями. Задача каждого педагога заключ...
Эффективность использования PHP технологий при создании электронных образовательных ресурсов
В статье проанализирован материал о технологии создания веб-ресурсов с помощью языка PHP....
Электронные образовательные ресурсы как способ расширения образовательных рамок при изучении отдельных предметов в условиях перехода на ФГОС второго поколения (Выступление-обзор на педагогическом совете)
Выступление на педсовете с обзором электронно-образовательных ресурсов для тех педагогов, которые ещё не используют их на уроках или используют ресурсы предыдущих поколений, но хотели бы идти в ногу с...
Использование электронных образовательных ресурсов и интерактивных компьютерных технологий на уроках иностранного языка
Образование сегодня требует от всех участников процесса максимальной отдачи: время бежит всё быстрее, а делать надо всё больше, чтобы не отстать от коллег, от сверстников; подготовить учащихся к успеш...
Доклад на конференции Эффективное использование современных информационных технологий, электронно-образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы в современной школе.
Методика преподавания русского языка и литературы с использованием компьютера как технического средства обучения позволяет интенсифицировать процесс обучения. А именно:- повысить темп урока;- увеличит...
Методическая разработка в номинации «Электронный образовательный ресурс» «Применение триггеров для различных этапов урока математики»
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности. Широко применимы компьютерные технологи...
Эффективное использование электронных образовательных ресурсов и онлайн-платформ на уроках русского языка в современной школе.
Эффективное использование электронных образовательных ресурсов и онлайн-платформ на уроках русского языка в современной школе....