Методические рекомендации для родителей с детьми с ОВЗ
методическая разработка

Татьяна Федоровна Татаринцева

Методические рекомендации для родителей с  детьми с  ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_dlya_roditeley_detey_s_ovz.odt30.31 КБ

Предварительный просмотр:


«РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С РАС»

Что ни в коем случае не должны делать родители детей

с расстройством аутистического спектра.

Цель родителей — создать такой стиль воспитания, при котором раскроются способности и будут поняты будущие возможности. Чтобы достичь таких

успехов, с каждым малышом должны заниматься коррекционные педагоги, а

родители должны приложить максимум усилий дома. 

1. Не пренебрегайте личной психической гигиеной

Психическое состояние родителей оказывает существенное влияние на жизнь и здоровье ребёнка. Неуравновешенность, неврозы, стрессы, травмы и т.п. препятствуют установлению контакта. Снижают внимание к нуждам ребёнка. Не дают объективно оценить ни его потенциал, ни актуальные потребности. Доброжелательная атмосфера в семье существенно повышает шансы детей с аутизмом к адаптации в социуме.

Примеры:

а) Крики и ругань в семье могут напугать ребёнка с РАС, вызвать у него истерику.

б) Раздражительность родителя повышает тревожность ребёнка, вследствие чего он опять же больше склонен к срывам и больше уходит в себя.

2. Не отождествляйте себя с ребёнком

Слияние опасно как для родителей, так и для детей. При таком положении дел родитель болезненно воспринимает любое отклонение от ожиданий, которые он питает в отношении ребёнка, переживает его неудачи как свои собственные. Ребенок под гиперопекой испытывает проблемы с приобретением навыков самостоятельного обслуживания, что в дальнейшем отрицательно скажется во взрослой жизни. Разумный подход в данном случае — обучение, а не обслуживание.

Примеры:

а) Ребёнок с РАС не умеет завязывать шнурки: родитель должен неоднократно показать алгоритм, затем совместно осуществлять шнурование до тех пор, пока ребёнок не научится сам, плохим вариантом будет делать это за ребёнка постоянно.

б) Ребёнок не умеет посещать магазин и делать покупки: обучайте его методом мелких шажков — сперва научите брать один нужный продукт, затем несколько, потом покажите процесс оплаты покупок.

3. Не забывайте о необходимости самообразования

Регулярное чтение научных работ специалистов в области расстройства аутистического спектра, личных блогов и форумов родителей, воспитывающих таких же детей, может быть полезно. При этом важно помнить, что необходим системный подход, а не хаотичное перебирание различных вариантов на основе чужого положительного опыта. В первую очередь нужно ориентироваться на вашего конкретного ребёнка и его характеристики.

Примеры:

а) Не копируйте слепо чужие способы воспитания, понаблюдайте за вашим ребёнком и найдите действенные для него методы.

4. Не игнорируйте сильные стороны ребёнка с РАС

Любые родители и дети — разные личности с различающимися наборами способностей. Ребёнок с аутизмом — это еще и наличие иного когнитивного стиля. Специальные интересы могут стать профессией. В любом случае поощряйте их, будьте уважительны и конкретны. Ваша задача — помочь понять будущие действия, а не обесценить занятия ребёнка.

Примеры:

а) Ребёнок много времени проводит с буквами: предложите ему клавиатуру и научите печатать, в этом случае, если он не станет писателем, то сможет набирать данные.

б) Ребёнок интересуется рисованием: поддержите его, устройте в студию, пригласите учителя и т.д., даже если в итоге из него не вырастет великий художник, то вполне может получиться иллюстратор, специалист по векторной графике и т.д.

5. Не занимайтесь насильственной социализацией ребенка с РАС

Навыки вступать в коммуникации, поддерживать их, устанавливать взаимные связи сложны для аутичных людей в любом возрасте. Неудачи в данной области ведут к замкнутости, тревожному расстройству личности и депрессии. Любое хождение в коллектив сверстников должно вызывать у ребёнка удовлетворение, а не истерику или перегрузку.

Примеры:

а) Не стесняйтесь подойти вместе с ним к детям на площадке и попросить их принять его в игру, но если ребёнок испытывает дискомфорт, то лучше поиграйте с ним вдвоём или дайте ему заняться чем-то самостоятельно.

б) Не ставьте цель добиться зрительного контакта — дети с РАС прекрасно обходятся без него, принуждение не повысит их внимание, а вызовет тревогу.

6. Не отмахивайтесь от сенсорных особенностей ребёнка

Известно, что сенсорное восприятие детей с РАС (как и взрослых) имеет свои особенности. Тщательно изучите все потребности вашего ребёнка в этой области. Представьте, что всё вокруг вас орёт на самом высоком уровне громкости, слепит, давит. Это то, что ощущает и осознаёт ваш ребёнок. Ваша задача — облегчить ему это состояние.

Примеры:

а) Ребёнок закрывает уши или глаза — это признак перегрузки, затемните помещение, выключите источник звуков (телевизор, радио), если вы в торговом центре, то постарайтесь как можно скорее увести оттуда ребёнка.

б) Одежда тоже может вызывать перегрузку: слишком плотная, из раздражающего материала (шёлк, шерсть), если ребёнок стягивает с себя вещи, то попытайтесь понять, что именно в них его беспокоит и не пытайтесь навязывать, приобретите одежду из других материалов и другого размера.

7. Не применяйте физическое насилие

Наказание ремнём, шлепки, удары и любое иное физическое воздействие на детей недопустимы. Ни опыт предшествующих поколений, ни трудности с воспитанием, ни личное тяжёлое эмоциональное состояние родителя не могут быть оправданием такого рода действий.

Советы родителям детей с РАС

Родители детей с РАС не всегда знают, что нужно делать, к кому обращаться, и им трудно осознать и принять то, что у их малыша аутизм. Для эффективной работы по преодолению РАС необходимо, чтобы и близкие ребёнка соблюдали следующие рекомендации: Соблюдение режима дня. Необходимо проговаривать, что вы сейчас будете делать и сопровождать все действия фотографиями. Так ребёнок уже будет подготовлен к действиям. Нужно как можно больше стараться играть с ребёнком в совместные игры. В самом начале нужно выбирать игры и занятия, исходя из интересов малыша, позже дополнять их новыми видами деятельности. В игровую деятельность нужно включать людей из ближайшего окружения ребёнка. Хорошим решением будет ведение дневника, в котором будут фиксироваться все успехи и трудности, которые могут возникнуть у ребёнка. Это делается для того, чтобы наглядно показать специалисту развитие малыша. Посещать занятия со специалистами. За любой успех ребёнка надо поощрять. Подбор заданий строится по принципу от простого к сложному.Если педагог устанавливает для ребенка определенные правила, четко придерживайтесь их и дома. Например, чтобы остановить ребенка, хлопните

в ладоши или возьмите за руку. Этого должны придерживаться все.

 

Перспективы детей с РАС

Что же ждёт в дальнейшем ребёнка, имеющего аутистический синдром? Полностью преодолеть этот дефект нельзя, можно максимально постараться его сгладить, чтобы он был, как можно менее заметен. Точного прогноза никто дать не сможет. Всё зависит от степени тяжести аутистического расстройства и от того, насколько рано стала проводиться коррекционная работа. Поведение детей с РАС довольно специфично, и даже при успешной интеграции в социум аутистичные черты всё равно останутся, просто не будут ярко выраженными.

Может быть, ребёнка не удастся полностью ввести в общество, и коррекционная работа может продвигаться довольно медленно. Точных прогнозов не существует, поэтому нужно всегда сохранять положительный настрой, ведь ребёнок с РАС очень нуждается в поддержке.

Советы родителям с РАС

1. Необходимо организовать четкий режим дня и обеспечивать ежедневное выполнение, в этом случае вы сможете снять большую часть конфликтов, касающихся режимных моментов: сон, утренний туалет, одевание. Повторяющиеся изо дня в день ритуалы позволят упорядочить картину мира для ребенка, внести в его стремительно изменяющийся мир элементы постоянства и спокойствия.

2. Не давайте ребенку поручения, не соответствующих его уровню развития и способностям.

3. Не старайтесь предотвратить последствия забывчивости и неаккуратности ребенка, если они не связаны с его здоровьем и жизнью. Не подбирайте за ним вещи и игрушки. 4. Занятия должны быть очень короткими (не более 10 минут), иметь четкий план, т.к. концентрация, устойчивость внимания ребенка очень слаба.

5. Выясните где поблизости находится невролог, психолог, психиатр.

Три «западни», которые подстерегают родителей при воспитании  ребенка с РАС.

 Западня

Содержание

Пути преодоления

№1

Недостаток эмоционального внимания.

Больше общаться с ребенком, вникать в его проблемы, играть вместе с ним в его детские игры, беседовать «по душам».

№2

Недостаток твердости в воспитании и отсутствие надлежащего контроля за поведением ребенка.

Составить список запретов и четко следовать ему. Составить список: что должны проконтролировать родители (сегодня, завтра, через неделю).

«СКОРАЯ ПОМОЩЬ» ПРИ РАБОТЕ С РЕБЕНКОМ РАС

Отвлечь ребенка от его капризов.

Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).

Должна быть чёткая инструкция в инструкциях и обращениях.

Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действие

ребенка).

Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.

Не приказывать, а просить (но не заискивать).

 

 Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу

 (нейтральным тоном).

 Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он

 капризничает.

 Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).

 Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит).

 

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С РЕБЕНКОМ РАС

Заранее договариваться с ребенком о времени игры, о длительности прогулки и т.д.

Об истечении времени ребенку сообщает не взрослый, а заранее заведенный

будильник, кухонный таймер, что будет способствовать снижению агрессии ребенка.

Выработать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний за желательное и

нежелательное поведение.

Выработать и расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения в       группе детского сада, дома.

 

СОВМЕСТНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

«Занимательные картинки»

Игра направлена на развитие объема памяти и внимания в зрительной и слуховой

модальностях; на улучшение пространственной ориентации (Д. Б. Эльконин и Л. А.

Венгер подчеркивают значимость именно этого фактора для успешного обучения ре

бенка); на совершенствование коммуникативных навыков; на повышение уровня

комфортности ребенка в процессе занятий; на развитие умения четко формулировать

свои мысли.

Ее возрастной диапазон достаточно широк. Первоначально она была задумана для

дошколят, но, как показала практика, в нее могут играть дети практически всех

возрастов. Малышам больше нравятся такие варианты игры, как «Турнир Шерлоков

Холмсов», «Раз, два, три»; младшим школьникам — «Архитектор и строители»,

«Парные картинки», «Новая сказка»; ребятам среднего и старшего школьного

возраста — «Парные картинки», «Разложи все по порядку», «Юный комбинатор».

«Занимательные картинки» также могут служить иллюстрацией к некоторым темам

факультативных курсов по психологии.

Полный комплект игры состоит из восьми одинаковых наборов. Каждый набор

вкладывается в отдельный конверт; включает восемь картинок с изображением

каких-либо предметов (например, гриб, лист, книга, лук, кукла, мяч, стул, яблоко);

картинки имеют обратную сторону определенного, отличного от других наборов,

цвета (например, синего, красного, желтого, зеленого, оранжевого, коричневого, белого, голубого).

Таким образом, полный комплект игры составляет 64 карточки. Для групповой

работы можно использовать два или три полных комплекта. Для малышей можно

порекомендовать облегченный вариант: пять комплектов по пять карточек.

Игру достаточно просто сделать самим.

Каждая картинка ксерокопируется в восьми экземплярах. Для одного набора

необходимо восемь картинок, которые наклеиваются на картон одного цвета,

каждый следующий набор (такие же восемь картинок) наклеивается на картон

другого цвета.

Каждый набор вкладывается в отдельный конверт. При желании цвет конверта

может совпадать с цветом оборотной стороны набора. Это даст возможность

усложнить данные игры или придумать новые.

Как мы уже говорили, вариантов игры много. Мы предлагаем всего лишь несколько.

Вы можете дополнить и разнообразить этот перечень, используя свои разработки

или многочисленные предложения детей.

«Парные картинки»

Игра направлена на развитие внимания, памяти в зрительной модальности, логического мышления, коммуникативных навыков.

Четное количество наборов картинок (2, 4, 6...) перемешивается и ровными рядами раскладывается перед детьми. Игроки по очереди открывают две любые картинки, показывая их участникам и произнося вслух название рисунка (например, гриб — яблоко).

Если ребенок вынимает две одинаковых картинки, он оставляет их у себя и получает право на дополнительный ход. Если картинки разные, он их кладет на прежние места. Задача каждого игрока — запомнить их расположение и во время своего хода; вынуть две парные картинки. Побеждает тот, кто соберет больше парных картинок.

«Архитектор и строители»

Игра направлена на развитие пространственной ориентации, умения слушать и давать четкие инструкции. Рекомендуется для индивидуальной и групповой работы с детьми 6—7 лет, имеющими уровень интеллекта в пределах возрастной нормы, а также с детьми 7—9 лет, имеющими диагноз «задержка психического развития» (ЗПР). При работе с классом дети могут играть парами (за партой).

Психолог (он же архитектор) раскладывает картинки определенным образом (по своему желанию). Дети (строители), слушая пояснения взрослого, должны разложить картинки аналогично, при этом психолог оперирует понятиями: вверху, внизу, слева от.., справа от.., над, под, наискосок, правый нижний угол, между и пр.

Например: «Я буду строить дом и рассказывать, как я это делаю. Вы должны строить такие же дома сами. Итак, возьмите в левую руку „яблоко", а в правую — „лук". Положите «яблоко» слева, а «лук» — справа, между «яблоком» и «луком» положите „листик", над «листиком» положите «гриб».

 После этого этапа «строительства» архитектором становится ребенок, он строит свой дом и проговаривает, как он это делает. Все остальные дети повторяют его действия, выполняют его инструкции, то есть строят дом по его проекту.

На начальных этапах игры «строительство» может происходить на глазах у всех, затем на столе можно поставить перегородки, чтобы дети не видели, как работают остальные, в том числе и архитектор. Психолог следит, чтобы ведущий не делал ошибок, и в случае необходимости поправляет его.

Желательно, чтобы все дети побывали в роли архитектора, очередность лучше установить перед началом игры.

 

 

«Юный комбинатор»

Игра направлена на развитие логического мышления, объема кратковременной памяти, коммуникативных навыков.

Для пяти участников необходимо взять пять одинаковых наборов по пять картинок в каждом (возможен усложненный вариант, например: восемь участников играют в восемь одинаковых наборов по восемь картинок). Все картинки перемешиваются и раскладываются на середине стола рисунками вниз. Дети по очереди вытягивают по одной картинке. Задача каждого — собрать комплект из пяти разных картинок пяти различных цветов. Если участник вытащил картинку с тем изображением, которое у него уже есть, он либо пропускает ход, либо (по предварительной договоренности с играющими) в конце игры меняет на нужную ему у других участников. Побеждает тот, кто первый соберет набор.

«Новая сказка»

Игра направлена на формирование коммуникативных навыков, умения четко излагать свои мысли, на знакомство с различными литературными жанрами, развитие креативности и дивергентного мышления.

Картинки (любое количество) раскладываются на столе рисунками вниз. Первый ребенок берет картинку и сразу, без предварительной подготовки, сочиняет рассказ, сказку, детективную историю (жанр оговаривается и поясняется заранее), где действие разворачивается с участием главного героя — предмета, изображенного на картинке. Последующие игроки продолжают развивать сюжетную линию, вплетая в повествование информацию, связанную с изображениями на их картинках.

Нам бы очень хотелось, чтобы эта игра понравилась вам, и вашим детям.

Рекомендации родителям с детьми  ОВЗ

        Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствует на интуитивном уровне. Ради успешного будущего Вашего ребенка постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее.

1.Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.

2.Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но помните, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.

 3.Стремитесь к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полноценной жизни. Помните, ребенку с первых месяцев жизни важно ощущать стабильность и спокойствие своего окружения.

 4.Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.

 5.Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других. Решайте все дела вместе с ним.

 6.Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске своих скрытых возможностей. Развивайте умения и навыки по самообслуживанию

 7.Следите за своей внешностью и поведением.

 8.Учитесь отказывать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными. Однако проанализируйте количество запретов, с которыми сталкивается ваш ребенок. Продумайте, все ли они обоснованы, нет ли возможности сократить ограничения, лишний раз проконсультируйтесь с врачом или психологом.

 9.Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер не заменят вас.

 10.Создавайте условия для общения ребёнка со сверстниками.

 11.Стремитесь к встречам и общению с друзьями, приглашайте их в гости. Пусть в вашей жизни найдется место и высоким чувствам, и маленьким радостям.

 12.Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов. Каждое определенное заболевание ребенка-инвалида требует специфического ухода, а также специальных знаний и умений.

 13.Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.

 14.Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. Это важно не только для вас, но и для ребенка, которому вы можете оказать услугу на всю жизнь, найдя для него друзей или (что очень часто бывает) спутника жизни. Помогая друг другу, вы, прежде всего, помогаете себе!

 15.Находите в себе силы и сохраняйте душевное равновесие. Не изводите себя упрёками. В противном случае велика вероятность того, что ребенок вырастет психологическом монстром, а это неизбежно усилит его социальную дезадаптацию и усугубит страдания. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты.

16. Воспитывайте в себе новые качества, прежде всего наблюдательность, терпение, самообладание.

 17.Ведите дневник наблюдений за ребенком, отмечая малейшие перемены в его состоянии. Дневник с одной стороны, помогает, успокаивая Вас, с другой – способствует правильной организации всей лечебно-коррекционной работы.

 Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.

 Старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком-инвалидом на людях. Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления. Если ребенок переймет от вас подобный стиль общения с окружающими, его шансы найти себе друзей резко возрастут.

 Постарайтесь научить ребенка быть самим собой – и дома, и на людях. Чем раньше ребенок начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он сможет вести себя как все.

 Помните, что ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

Рекомендации для родителей детей с задержкой психического развития

1.Разнообразьте упражнения для закрепления изученного материала в детском саду и дома. Предлагайте домашние задания, которые позволят детям повторить и усвоить тему. Помогайте ребёнку становиться самостоятельным в выполнении заданий. Важно помнить, что родительская помощь должна быть поддержкой, а не полным выполнением задачи за ребёнка. Рекомендуется поддерживать благоприятную среду для его работы, обеспечивая аккуратный порядок в тетради с заданиями.

2.Продумайте регулярность и разнообразие занятий с учётом длительности каждого занятия (не более 20 минут). Этот подход помогает детям структурировать своё время и легче усваивать материал. Важно предлагать занятия, которые содержат наглядный дидактический материал и пособия, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям детей. Это способствует удержанию их внимания и интереса.

3.Эффективность закрепления знаний в значительной степени зависит от спокойной обстановки. Родители или педагоги должны проявлять терпение и доброжелательность в общении с ребёнком. Однако также следует выдвигать определенные требования, принимая во внимание его успехи при выполнении заданий.

4.Отведение времени для активного общения со сверстниками является важной составляющей воспитания ребёнка. Продвижение социализации поможет ему научиться взаимодействовать с другими людьми, задавать вопросы и обращаться за помощью. Именно в ходе активного общения дети лучше усваивают информацию, уточняют и дополняют её.

5.Предоставление детям домашних поручений играет важную роль в их развитии, способствуя формированию самостоятельности, умений самообслуживания и активности. Участие ребёнка в бытовых заданиях стимулирует его мотивацию и помогает развить необходимые навыки.

6.Проявите больший интерес и уважение к увлечениям каждого ребёнка, задавая  наводящие вопросы и проявляя интерес к  ответам. Не забывайте поддерживать ребёнка в его активной деятельности, особенно в тех, которые для него интересны и значимы.

7.Однако, помните, что ваше благополучие и эмоциональное состояние также существенно влияют на условия развития ребёнка. Поймите, что ваше поведение и настроение влияют не только на вас. Поэтому научитесь контролировать себя и выступать в качестве достойного примера.

Если у вас возникают затруднения в воспитании и развитии ребёнка, не откладывайте их решение на будущее. Важно немедленно обратиться за консультацией к педагогу или специалисту, чтобы получить помощь и рекомендации. Таким образом, вы создадите благоприятные условия для эффективного развития вашего ребёнка.

         Для достижения положительных результатов у детей с задержкой психического развития необходимо эффективное взаимодействие между педагогическими работниками и семьями. Только путем совместных усилий этих сторон можно обеспечить подходящую поддержку и развитие ребёнка. Взаимодействие на всех уровнях – от планирования и реализации образовательных программ до повседневного общения – способно обеспечить максимальные выгоды и успехи в развитии таких детей.

Рекомендации родителям, воспитывающих детей

с тяжелыми нарушениями речи

1.Вам необходимо постоянно помогать педагогам (логопеду, дефектологу). Исправление

речи требует систематических продолжительных занятий. Успех коррекции во многом

может зависеть и от Вас. Так, если у ребенка заикание, то Вы обязательно должны

организовать дома щадящие условия: обязательный режим дня, ограничение речи,

соблюдение «режима молчания», избегание сильных эмоциональных впечатлений и т. д.

Никто из членов семьи не должен говорить при ребенке о его дефекте, демонстрировать

его дефект другим лицам.

2.Вам не следует ограждать ребенка от общения со сверстниками, имеющими

нормальную речь. Важно всячески поддерживать интерес ребенка к речевому общению.

3.Говорить с ребенком рекомендуется негромко, медленно, спокойно, мягко.

4.Нельзя допускать, чтобы другие передразнивали речь ребенка.

5.Для ребенка необходимо создать обстановку душевного покоя, ограничить участие в

шумных, играх, оберегать ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению у

него самоконтроля и нарастанию повышенной активности.

6.Необходимо ограничить ребенка от сильных впечатлений, страшных сказок и рассказов,

ограничить просмотр телепередач, особенно агрессивных фильмов, сцен жестокости.

7.Большое значение имеет пение, чтение стихов.

8.Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Изо дня в день время приема пищи,

выполнения домашних заданий, игр и сна должно соответствовать этому распорядку.

9.Дайте ребенку возможность для расходования избыточной энергии. Полезны

ежедневные физические занятия на свежем воздухе, длительные прогулки, бег.

10.Необходимо закаливать организм ребенка.

11.По возможности не выполняйте просьбу ребёнка, если она высказана жестами,

мимикой (попросите озвучить).

12.Превратите прогулки ребёнка в увлекательные путешествия, эмоционально

рассказывайте ему о происходящем на улице, просите показать различные предметы.

13.Если ребёнок путает, пропускает, искажает слоги в словах, помогите ему сформировать

ритм собственной речи (проговаривайте трудное слово по слогам, с помощью хлопков.

14.Озвучивайте как можно больше действий, ребёнка и своих, в повседневной жизни

(«Одеваем на правую ножку, носочек», «Я беру сок, наливаю его в стакан» и т. д.).

15.Поправляйте неправильно произнесенные звук или слово, но делайте это деликатно: не

ругайте, не повторяйте неправильно произнесенного слова, не требуйте немедленного

правильного произнесения. Обязательно дайте правильный образец. Ребенку требуются

многократные повторения для формирования навыка правильного произношения и е Речь

родителей должна быть доступна ребенку по содержанию: не загружайте ребенка

непонятными ему словами, сложными грамматическими конструкциями, заучиванием

сложных по структуре и содержанию стихотворений.

16.Объясняйте ребенку значение новых и непонятных ему слов. При необходимости

обращайтесь к словарю, тем самым ребенок будет исподволь приучаться работать со

справочной литературой.

17.Если ребенок пересказывает содержание сказки (рассказа), составляет рассказ по

картинке, допуская речевые ошибки, не перебивайте ребенка, укажите на ошибки после

того, как ребенок закончит высказывание.

18.Старайтесь отвечать на все вопросы ребенка. Если вы не можете дать ответ сразу,

обязательно ответьте, как будете готовы. Этим вы не только дадите ребенку новые знания,

но и взаимно полезное общение.

19.Необходимо следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы (уздечка,

прикус), органов слуха, носоглотки. Их заболевания отрицательно влияют на состояние

речевой функции.

20.Регулярно консультируйтесь со специалистами по вопросам речевого развития Вашего

ребёнка.

21.Ребенок овладевает речью по подражанию, поэтому важно, чтобы взрослые следили за

своим произношением, говорили не торопясь, четко произнося все звуки и слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации логопеда родителям

Методические рекомендации логопеда родителям...

Методические рекомендации для родителей и учителей при работе с подростками с девиантным поведением

Данные рекомендации помогут объединить и скоординировать работу педагогов и родителей при работе с детьми с девиантным поведением...

Методические рекомендации для родителей:

Права и обязанности родителейРебёнок, поступающий в 1 классАнкета для родителейАнкета для родителей "Наш ребёнок"Берегите сових детейЗаповеди для родителей...

Методические рекомендации для родителей детей-инвалидов обучающихся на дому

Организация обучения в дистанционном режиме для детей инвалидов на дому заключается в организации индивидуального обучения на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения СОШ ...

Методические рекомендации для родителей по проведению утренней гимнастики.

Для чего нужна утренняя зарядка, знает каждый. Но только у немногих, получается, систематично совершать ее по утрам. Не смотря на то, что с детства в нас кипела энергия, рвавшаяся наружу, мы пры...

Методические рекомендации для родителей по проведению физминуток с детьми школьного возраста.

     Для того чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего невероятного. Им необходимы оздоровительные минутки, которые позволяю...