Методическая разработка "Час общения психолога с родителями десятиклассников"
методическая разработка (10 класс)

Рябцева Екатерина Николаевна

 Целью взаимодействия с родителями, в рамках разработанного мною мероприятия, является повышение уровня психологической компетентности родителей, в особенности обучающихся юношеского возраста, и укрепление взаимодействия семьи и школы.

Содержание мероприятия: собрание проходит в виде практикума и включает в себя  беседу, диагностику, консультирование, рефлексию. Представленное занятие позволит родителям увидеть  типичные ошибки воспитания, настроит родителей на ситуацию успеха и любви, так необходимую их ребёнку в этот ответственный возрастной период.

Задачи:

- обратить внимание родителей на психологические особенности обучающихся юношеского возраста;

- научить родителей понимать особенности своего ребенка и соотносить их с его возможностями;

- повысить родительскую компетентность в особенностях раннего юношеского возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Час общения психолога с родителями

(в рамках работы курсов для родителей (законных представителей) несовершеннолетних по основам детской психологии и педагогики)

     Тема: «Психологические особенности обучающихся юношеского возраста»

Выполнила:

Рябцева Е.Н.,  педагог-психолог

муниципального автономного  общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 7» города Когалыма

Пояснительная записка

Правовые основы представленного часа общения с родителями - п.2 ст.44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года: «Образовательная организация (школа) оказывает помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития».

                Согласно п.1 ст.44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

К сожалению, в нашей стране многие родители убеждены, что именно образовательное учреждение призвано осуществить основной вклад в дело формирования личности подрастающего поколения. По результатам педагогического наблюдения и психолого – педагогической диагностики,  конкретная образовательная ситуация складывается таким образом, что необходимость организовать взаимодействие педагога - психолога с родителями вызвана не столько потребностью в оказании какой-либо помощи со стороны мам и пап, сколько заботой об индивидуальном развитии ребенка. Создание единой воспитательной среды необходимой для раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка. 

Семья была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Особенно важна эта функция семьи на этапе становления мировоззрения юношей или девушек, выборе дальнейшего пути.

22 ноября 2023 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ, согласно которому 2024 год объявлен Годом семьи, поэтому одним из самых актуальных направлений в деятельности педагога-психолога я считаю повышение уровня психологической компетентности родителей, которое при грамотной организации, позволяет решать одну из важнейших задач школы – формирование разносторонне развитой, полноценной личности. Решение этой задачи во многом зависит от того, насколько психологически подкованы родители старшеклассников, для того чтобы понять особенности подрастающего поколения. Работа психолога с родителями старших подростков играет большую роль для формирования взаимопонимания между детьми и родителями. Следует проводить профилактическую и консультативную работу не только с учащимися, но и с их родителями.

2024-2023 год

 Целью взаимодействия с родителями, в рамках разработанного мною мероприятия, является повышение уровня психологической компетентности родителей, в особенности обучающихся юношеского возраста, и укрепление взаимодействия семьи и школы.

Содержание мероприятия: собрание проходит в виде практикума и включает в себя  беседу, диагностику, консультирование, рефлексию. Представленное занятие позволит родителям увидеть  типичные ошибки воспитания, настроит родителей на ситуацию успеха и любви, так необходимую их ребёнку в этот ответственный возрастной период.

Задачи:

- обратить внимание родителей на психологические особенности обучающихся юношеского возраста;

- научить родителей понимать особенности своего ребенка и соотносить их с его возможностями;

- повысить родительскую компетентность в особенностях раннего юношеского возраста.

Основой психолого – педагогических коммуникаций в ходе всего часа общения выбрана фасилитация. Педагог – психолог создает благоприятные условия для осмысления и самоанализа, содействует в решении проблемы, направляя  и просвещая. Занятие проходит по принципу китайской пословицы»: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и может быть, я запомню. Сделай меня соучастником, и я пойму».

Час общения предполагает поэтапный механизм и инструментарий включения родителей:

  1. Знакомство с правовыми основами, регламентирующими принципы воспитания, происходит ненавязчиво посредством наглядного материала.
  2. С помощью стихотворения о детстве на слайдовой презентации психолог дает  положительную установку.
  3. Эпиграф на доске обозначает проблему.
  4. В приветствии психолог обозначает значимость семьи и взаимодействия семьи и школы, настраивая родителей на сотрудничество во время занятия, включение, а не пассивное прослушивание информации.
  5. Собственно семинар.
  6. Знакомство с конструктивными техниками проявления близости, сопричастности и любви в воспитании является заключительным этапом занятия. На этот момент родители психологически готовы к приему информации. Не осталось ненужных установок и стереотипов.
  7. Прощание происходит в дружеской  атмосфере.

В качестве инструментария обратной связи используется цветовая гамма, обозначающая отношение и степень удовлетворенности родителей занятием. Родителям предложено на выходе из аудитории взять подготовленную для них брошюру. Содержание материала в брошюре одинаковое, но цвет обложки разный. Значение каждого цвета оговаривалось. В результате, по окончании занятия, педагогу – психологу можно провести качественный анализ удовлетворенности родителей и их желание посещать такие занятия.

В качестве инструмента самодиагностики и самоанализа педагога-психолога возможно использовать стандартную шкалу (приложение), позволяющую оценить целеполагающую, содержательную и мотивационную составляющую занятия. А также учесть ошибки и пожелания.

Основная часть

Тема: «Психологические особенности обучающихся юношеского возраста».

Цель: повышение уровня психологической компетентности родителей в особенностях раннего юношеского возраста.

Форма проведения: беседа с элементами практикума, диагностики, консультирования, рефлексии.

Целевая аудитория: родители  учащихся 10-х классов.

Оборудование и материалы:

  • Результаты диагностики («Самооценка психических состояний», Г. Айзенк; методика М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина для изучения мотивации обучения) учащихся, проведенной  педагогом-психологом.  
  • Тест для родителей и бланки ответов «Знаете ли вы подростковую психологию?» (Приложение № 1).
  • Буклеты-памятки для родителей «Секреты общения с подростком» (Приложение № 2).
  • Выставка книг об особенностях подросткового возраста.
  • Анкета обратной связи «Обратная связь» (Приложение № 3).

План:

  1. Сообщение педагога-психолога по теме «Психологические особенности обучающихся юношеского возраста».
  2. Анализ результатов диагностики с учащимися 10 класса.

3.  Практическая часть: проблемные ситуации для родителей, тест «Знаете ли вы подростковую психологию?»

4.   Заключение.

5.   Рефлексия. Анкета обратной связи.

Ход собрания:

1. "Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня мы поговорим о ваших детях, юношах и девушках, их возрасте и психологических проблемах. Юность - своеобразный «третий мир» между миром детей и взрослых. Если говорить о физиологической зрелости, то к 15-17 годам у большинства юношей и девушек завершается период полового созревания, и они превращаются в молодых мужчин и женщин.

            Что касается психологической и социальной зрелости, то здесь наблюдаются противоречия: старшеклассники стремятся вести себя как взрослые, но не всегда способны управлять собой и своим поведением, а также зависимы от взрослых экономически. Таким образом, они оказываются в ситуации своеобразных «ножниц» между своей физической взрослостью и психосоциальной незрелостью. Изменения, претерпевающие взрослеющие юноши и девушки отражаются на их психике и поведении. Как говорит один из Шекспировских персонажей «лучше бы люди, когда им исполнилось десять, но еще не стукнуло двадцать три, вовсе не имели возраста; лучше бы юность проспала свои годы…». Конечно, возрастные изменения у всех старшеклассников протекают по - разному: у одних бурно и болезненно, у других постепенно и даже незаметно. Задача окружающих взрослых: педагогов, родителей - способствовать благоприятному прохождению учащимися данного периода.

             Поступление в десятый класс открывает последний этап обучения в общеобразовательной школе. В этот период у школьников могут возникать определенные сложности в учебе, в отношениях со сверстниками и с родителями. Как правило, старшеклассники попадают в новый коллектив: они часто переходят в так называемые профильные классы (гуманитарный, математический и др.) или поступают в другие школы. В любом случае школьник оказывается в новом для себя обществе сверстников и учителей. Первые месяцы обучения в старшей школе становятся периодом адаптации к новым условиям и приобретения статуса среди сверстников. Необходимо, чтобы родители увидели, насколько важна для их ребенка проблема вхождения в новый коллектив, и оказали ему психологическую поддержку.

Конечно, в этом возрасте крайне нежелательно вмешиваться во взаимоотношения ребенка со сверстниками, приходить в школу или выяснять отношения с родителями других учеников (исключение составляют только самые крайние случаи, когда у родителей есть основания для серьезных опасений). 

            В десятом классе происходит резкая смена критериев оценки знаний учащихся. Слабоуспевающие ученики обычно покидают школу после девятого класса, требования педагогов увеличиваются, изучаемый материал усложняется. Поэтому родители десятиклассников должны быть готовы к тому, что учащийся, имевший отличные оценки, в старших классах может стать средним или даже слабым учеником, а бывший твердый «четверочник» — неуспевающим. 

             Плохие отметки (с точки зрения самого учащегося, т.е. более низкие, чем он привык получать) могут привести не только к понижению самооценки, но и к изменениям в поведении ребенка: он может стать подавленным и замкнутым или, наоборот, злобным и агрессивным. 

              Родители, заметившие, что их ребенок стал более раздражительным (или более мрачным и апатичным), чем раньше, должны помочь ему справиться с трудностями в учебе. Для этого, прежде всего, надо выяснить, с какими именно затруднениями он столкнулся, какие предметы сложнее всего даются. Затем постараться объяснить, что требования к нему возросли и педагоги оценивают его по новым критериям. Ведь ребенку кажется несправедливым, что за сочинения, например, по литературе учащемуся в средней школе ставили «отлично», а теперь «хорошо» или «удовлетворительно». 

               Нужно вместе с ребенком проанализировать те замечания, которые делают педагоги, и сформулировать новые параметры оценки успеваемости, уточнив, каким условиям должны отвечать его письменные и устные работы, рефераты, доклады. Возможно, для этого понадобится консультация учителя (желательно, чтобы ее получил сам школьник, а не его родители). Нужно помочь ребенку выполнить несколько заданий в соответствии с установленными правилами.

          Нередко встречающаяся в десятом классе проблема — ярко выраженное желание отдохнуть после напряженного девятого и перед выпускным одиннадцатым классом. 

           Для того чтобы старшеклассник не отдалялся от взрослых, нужно донести до него свои опасения в обычной беседе, объяснить, что именно в поведении ребенка заставляет вас беспокоиться. Расскажите ребенку о том, что интересовало вас в его возрасте, о каких упущенных возможностях вы жалеете, но сделайте это спокойно, не поучая и не раздражаясь. 

Хорошо ориентироваться в явлениях, составляющих так называемую молодежную субкультуру, очень важно для ребенка в этом возрасте. Нередко бывает, что родители уже заранее уверены: все, что занимает подростка, — сплошные глупости. Только присмотревшись и, конечно, вспомнив собственные отроческие годы, взрослый может понять, что для уверенности в себе ребенку необходимо знать, чем живут его сверстники.  Если тот стиль в одежде или в макияже, который выбрал ваш ребенок, не нравится вам, ни в коем случае нельзя его ругать, запрещать ему так одеваться или насмехаться над ним. Поговорите, объясните, что вам кажется неподходящим, и предложите, что именно и как изменить. 

     В десятом классе школьник должен окончательно определиться, будет ли он поступать в вуз после окончания школы. Если принято положительное решение, надо сформулировать конкретные шаги, которые следует предпринять для поступления, и начать готовиться к экзаменам.  Первый шаг — выбрать конкретное учебное заведение, в котором хочет учиться школьник. Желательно подготовить «запасные варианты», т.е. наметить два-три подходящих вуза, в которых совпадают сдаваемые предметы и экзамены проходят в разное время. При помощи Интернета можно найти координаты этих учебных заведений и ознакомиться с условиями приема".

         2. Во второй четверти с ребятами проводился цикл диагностической работы, направленной на определение особенностей личности школьника и мотивации обучения. По результатам проведенных диагностических методик, с подростками были проведены индивидуальные беседы и тренинги, на которых они узнали особенности своего характера, получили советы и рекомендации, в том числе, и по выбору будущей профессии.

             Для изучения мотивации обучения была использована методика М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина, которая позволила выделить три уровня:

  • Высокий уровень мотивации  -  у таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования.
  • Средний уровень – данная группа детей стремится справляться с учебной деятельностью, но при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм.
  • Низкий уровень мотивации –   посещает школу неохотно, он не справляются с учебной деятельностью, испытывает проблемы в общении с одноклассниками взаимоотношении с учителем. Школа нередко воспринимается им как враждебная среда. Может отказываться  выполнять задания, следовать тем или иным нормам.

            Большая часть детей показала высокий уровень мотивации 62%, средний – 32%, низкий 6%. Можно сделать вывод, что ребята пришли в 10 класс осмысленно и хотят продолжить свое образование, в классе присутствует уровень мотивации выше среднего. Ведущим мотивом у учащихся выявлен позиционный мотив – 71%. Он выражается в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет. Позиционный мотив может проявляться в разного рода попытках самоутверждения – в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в коллективе и т.д.          

В результате проведенного теста Г. Айзенка можно сделать вывод о том, что у большинства подростков адекватное отношение к окружающему миру и к себе (68%). Они не испытывают тревожности и не склонны к агрессии. Подростки с повышенным уровнем тревожности застенчивы, робки (10%). Они нуждаются в большей поддержке семьи, ровных эмоциональных отношениях, семейном тепле. Высокий уровень фрустрации наблюдается у 5% учеников. Фрустрация - психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели (неудовлетворенность собственными достижениями и положением в школе, конфликтность). Высокая ригидность присутствует у 5%. Это означает низкие адаптационные возможности, низкую приспособляемость к изменениям внешней среды.

              Вы можете  более подробно познакомиться с результатами тестов своих детей  (родителям раздаются результаты диагностики ребенка). Это поможет вам узнать особенности вашего ребенка.

3. Практическая часть: проблемные ситуации для родителей, тест «Знаете ли вы подростковую психологию?»

              А сейчас я вам предлагаю разделиться на 2-3 команды (с помощью разноцветных жетонов).

              Ваша задача в  течение 5 минут подготовить для соперников типичную ситуацию из жизни, связанную с проблемами, обусловленными особенностями данного возраста.

Каждая команда предлагает свою ситуацию соперникам, а те  в ответ предлагают варианты решения. После этого озвучивается собственный вариант решения.

         Примеры проблемных ситуаций:

  1. Старшеклассник выкрасил волосы в ярко синий цвет (или еще как-то радикально поменял внешность). Как на это реагировать родителям?
  2. Подросток начал тайно курить. Не признается, но от него постоянно пахнет табаком. Почему он закурил? И как заставить его бросить?
  3. В старших классах школы хороший ученик забросил занятия после единственной двойки, полученной за задание, к которому долго готовился. Почему так происходит и как помочь?
  4. Сын сообщил вам о своем решении подрабатывать в свободное от учебы время.

Пока родители готовят ситуации, психолог обрабатывает анкеты.

После того, как все команды готовы, начинается обсуждение проблемных ситуаций, дискуссия, каждая команда высказывает свое мнение.

         Далее родителям представляются результаты исследования “Знаете ли вы подростковую психологию?”

4. Заключение:

     Как же найти золотую середину, как избежать конфликтов с собственным ребенком?                            

  1. Давайте свободу. Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш ребенок уже вырос, и долго удерживать его возле себя не удастся, а непослушание – это стремление выйти из-под вашей опеки.
  2. Никаких нотаций. Больше всего подростка бесят нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Помните: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.
  3. Идите на компромисс. Еще ничего никому не удалось доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей. Когда родители и подростки охвачены бурными негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.
  4. Уступает тот, кто умнее. Костер ссоры быстро погаснет, если в него не подбрасывать дров. Чтобы скандал прекратился, кто-то должен первым замолчать. Взрослому это сделать легче, чем подростку с неустойчивой психикой. Запомните: лавры победителя в отношениях с собственными детьми не украшают.
  5. Не надо обижать. Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у вас.
  6. Будьте тверды и последовательны. Дети – тонкие психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших. Поэтому, несмотря на вашу готовность к компромиссу, сын или дочь должны знать, что родительский авторитет незыблем. Если же взрослые демонстрируют подростку собственную несдержанность, истеричность, непоследовательность, трудно ждать от него хорошего поведения.

           Период, когда подросток становится взрослым, сложен не только для него, но и для нас – близких людей. Неудивительно, что могут возникнуть те или иные трудности во взаимодействии с взрослеющими детьми. Сегодня мы рассмотрели психологические особенности ранней юности. В зависимости от индивидуальных особенностей у подростков могут возникнуть специфические трудности при прохождении подросткового возраста.

Если у вас есть конкретные вопросы, мы можем обсудить их в рамках индивидуальной беседы (Педагог-психолог может предоставить родителям график индивидуальных консультаций).

5. Рефлексия:

Анкета «Обратная связь»

По итогам  родительского собрания  педагог-психолог проводит анализ анкеты «Мои эмоции и впечатления» и собственно самоанализ мероприятия.  Мероприятие проходит в нетрадиционной форме и включает не только рассказ педагога-психолога, но и обсуждение результатов ранее проведенной диагностики, собственное исследование родителем психологических особенностей своего ребенка. Диагностическая методика «Знаете ли вы подростковую психологию?», выполняет функцию самоанализа для родителей и проверки своих знаний в области возрастной психологии. Результаты проведенных диагностик используются в работе с учащимися и родителями. Для группового обсуждения используются обобщенные результаты диагностики. Используемая методика является инструментом, который позволяет изучить различные стороны личности ребенка, понять своего взрослеющего ребенка. Как правило, собрание проходит активно, удовлетворенность родителей составляет 100%.

Наша встреча подошла к концу. Возьмите, пожалуйста, «Цветочек» из вазы, нарисованный с любовью Вашим ребенком именно для Вас. И  я приготовила для Вас материал в подарок. При выходе из аудитории Вы можете приобрести  брошюрку. Они не случайно разных цветов:

- зелёная  брошюра: Вы считаете, что с пользой провели время, наша встреча очень продуктивна. И Вы хотели бы посетить следующее занятие.

- синяя: Это было интересно и познавательно. Я многое переосмыслил.

- желтая: Мне понравилось, но мне не хватает времени на посещение таких занятий.

- красная: Мне не очень понравилось. Я чувствовал себя не в своей тарелке.

Список использованных источников

  1. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. — СПб.:Питер, 2005.
  2. Дневник профессионального самоопределения старшеклассника/ авт.сост.: Л.Н.Бобровская, Е.А.Сапрыкина. – М.: Глобус, 2009.
  3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М., 1996.
  4. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: диагностика и развитие профессиональной зрелости. – М., 2005.
  5. Психологическое сопровождение выбора профессии: научно-методическое пособие / Под ред. Л.М.Митиной. – М., 2003.
  6. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. — М.: Генезис, 2004.
  7. Степанов С. На распутье. М.: Первое сентября, 2004.
  8. Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы. Метод. рекомендации / Под рук. А.А. Пинского. – М.: 2003.
  9. http://psy.1september.ru
  10. http://www.sibuch.ru
  11. http://nsportal.ru/shkola/

Приложение №1

Тест для родителей

«Знаете ли вы подростковую психологию?»

Инструкция: Предлагаем вашему вниманию опросник, который содержит высказывания, с каждым из которых вы можете согласиться или не согласиться, или дать «нейтральный» ответ.

Если вы согласны с данным высказыванием, то слева, рядом с номером этого высказывания ставьте знак «+»; если не согласны – знак  «-»; если затрудняетесь дать определённый ответ – знак «?».

№ вопроса

Высказывания

Ответ

Поверхность – характерная черта подростков.

По сравнению со взрослыми подростки более склонны к теоретизированию.

Если подростки думают в большей степени о действительном (о том, что уже есть), то взрослые выносят на первый план возможное «то, что ожидается в будущем».

Подростковому возрасту присуща категоричность суждений.

Взрослые в большей степени, чем подростки, склонны к поиску общих принципов и законов поведения людей.

Подростки склонны преувеличивать уровень своих знаний и переоценивать свои умственные способности.

К детям в большей степени, чем к подростам, нужен индивидуальный подход в обучении и воспитании.

Повышенная эмоциональная возбудимость и эмоциональная напряженность – характерные черты подросткового периода.

Чувство юмора возникает и проявляется скорее в детском, чем в подростковом возрасте.

Дети в большей степени, чем подростки, склонны к праздным разговорам и спорам об отвлеченных предметах.

Среди взрослых меланхолики встречаются чаще, чем среди подростков.

В произведениях художественной литературы подростков больше интересуют реальные поступки и события, чем мысли и чувства действующих лиц, связанные с этими поступками и событиями.

Детям в большей степени, чем подросткам, свойственно подчеркивать свои отличия от других людей.

«Чувство одиночества» – характерное переживание подросткового возраста.

Субъективная скорость течения времени с возрастом заметно замедляется.

Особенности своей внешности и своего физического развития больше волнуют подростков, чем детей.

Чувство неудовлетворенности собой тем в большей степени присуще подростку, чем ниже уровень его интеллектуального развития.

Жалобы на недостаточно развитые волевые качества (настойчивость, подверженность влиянием и т.д.) – характерная черта подросткового возраста и самооценки.

Подростки ценят педагога и его «человеческие качества» (сердечность, способность к сопереживанию и т.п.) выше, чем его профессиональную компетентность.

Подростки склонны предъявлять максималистские требования к коллективу.

Подростки обычно выше оценивают степень своего контакта с педагогом, чем сами педагоги.

Трудности коммуникативного характера у подростков проявляются в большей степени, чем у детей и взрослых.

Подростки обычно больше интересуются музыкой, чем художественной литературой.

Стремление привести свою жизнь в соответствие с теми или иными правилами в большей степени присуще взрослым, чем подросткам.

       

                                     

        

Приложение № 2

Памятка для родителей

Как избежать конфликтов со взрослеющими детьми?

1. Давайте свободу. Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш ребенок уже вырос и долго удерживать его возле себя не удастся, а непослушание – это стремление выйти из-под вашей опеки.

2. Никаких нотаций. Больше всего подростка бесят нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Помните: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.

3. Идите на компромисс. Еще ничего никому не удалось доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей. Когда родители и подростки охвачены бурными негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.

4.  Уступает тот, кто умнееКостер ссоры быстро погаснет, если в него не подбрасывать дров. Чтобы скандал прекратился, кто-то должен первым замолчать. Взрослому это сделать легче, чем подростку с неустойчивой психикой. Запомните: лавры победителя в отношениях с собственными детьми не украшают.

5. Не надо обижать. Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у вас.

6. Будьте тверды и последовательны. Дети – тонкие психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших. Поэтому, несмотря на вашу готовность к компромиссу, сын или дочь должны знать, что родительский авторитет незыблем. Если же взрослые демонстрируют подростку собственную несдержанность, истеричность, непоследовательность, трудно ждать от него хорошего поведения.

7.  Необходимо внимательно отнестись к возникшему интересу в какой-то области, помочь учащемуся углубить свои знания к ней, приобщить родителей, чтобы они помогли ему ответить на вопрос: «Не ошибся ли я с выбором?».

8. Обратить внимание, что мнение сверстников в данный возрастной период представляется детям гораздо более ценным и авторитетным, чем мнение взрослых, но только взрослые могут продемонстрировать ребятам оптимальные модели поведения, показать им на собственном примере, как надо строить отношения с миром.

9. Способствовать формированию у юношей и девушек потребности в поисковой активности, самоопределении и построении жизненных целей.

Успехов вам!

Приложение №3

Анкета «Обратная связь»

Просим Вас ответить (анонимно) на поставленные вопросы с целью получения обратной связи после окончания родительского собрания.

Заранее Вам благодарны!

  1.  Оцените степень Вашей включенности в занятие:

                       

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Что мешало Вам быть включенным? _______________________________________________________

2. Какова Ваша мотивация на использование полученных знаний?                            

                      0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3. Что полезного и значимого вы почерпнули для себя? ______________________________________________________________________________________________________________

4. Что Вам не понравилось на прошедшем собрании? ______________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________

5. Ваши замечания и пожелания ведущему: ______________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за работу!

Желаем Вам успехов!

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по психологии Доклад на тему:"Стили педагогического общения учителя"

В данном материале изложены рекомендации А.К. Марковой и А.Я. Никоновой по проведению диагностики среди педагогов с целью изучения и выявления стилей педагогического общения.  В основу различения...

Памятка для родителей десятиклассников

Советы родителям, воспитываюших старшего подростка...

для родителей. книга-психолог.СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

рассматриваютмя интересные вопросы и пути их решения....

Общие рекомендации родителям десятиклассников

Причины учебных затруднений десятиклассников в контексте возрастной психологии....

Памятка для родителей десятиклассников

Относитесь к детям соответственно их возрасту (учитывать уязвимость и противоречивость формирующегося образа «Я», стремление к самостоятельности, чувство взрослости, перестройку мотивационной сферы)....

Для родителей десятиклассников

Несколько простых и полезных рекомендаций...

Консультация педагога-психолога для родителей детей с ОВЗ по теме «Этапы переживания родителями детей с ОВЗ кризисной ситуации, связанной с появлением в семье ребенка с патологией»

Рождение ребенка с нарушениями воспринимается родителями, как величайшая трагедия.  Все надежды и ожидания с будущим ребенка рушатся в один миг, а осмысление этого события и обретение новых ...