Общие рекомендации родителям десятиклассников
материал на тему
Причины учебных затруднений десятиклассников в контексте возрастной психологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekspress_-_informatsiya_dlya_roditeley.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспресс информация для родителя десятиклассника
Приоритетная цель образования десятиклассника:
Помощь, содействие родителей и педагогов в личностном и профессиональном самоопределении.
Психолого - педагогические особенности переходного этапа
Характеризуется совпадением двух кризисов, один из которых связан со спецификой переходного периода (кризис ранней юности ), а другой - с допускаемыми ошибками в организации условий их обучения и воспитании (условно – педагогический кризис ). Один провоцирует противоречия « изнутри», а другой « извне».
Причины учебных затруднений десятиклассников в контексте возрастной психологии
ПЕРВЫЙ МОМЕНТ. Психическое развитие имеет определенную последовательность, из закономерно возникающих стадий. Каждая стадия строится на основе предыдущей и подготавливает последующую. Развитие личности ребенка зависит от того насколько успешно он прожил каждый этап своей жизни. Если предыдущая стадия протекала неуспешно, то это обязательно отразится на следующей, что в свою очередь будет порождать новые проблемы развития. Если ребенок испытывал трудности при обучении в начальной школе и/или в среднем звене, если результат окончания основной школы был удовлетворительный, то не стоит строить ожиданий по поводу хороших и отличных результатов в старшей школе. Пробелы в знаниях по различным предметам, недостаточный уровень развития умений учиться (интеллектуальных, информационных, организационных, коммуникативных) обязательно повлияют на качество образования в 10 классе.
ВЫВОД: Одной из причин успехов или неудач обучения в старшем звене является результат развития на предыдущих возрастных этапах.
ВТОРОЙ МОМЕНТ. При переходе от одной стадии развития к другой возникает кризис, что знаменует собой завершение предыдущего этапа развития и начало последующего. Кризис ранней юности, связан с тем, что в 10 классе резко меняется социальная ситуация (ситуация жизни и деятельности в школе). Именно в 10 классе возникает качественно иная атмосфера школьного обучения, которая предполагает больших умственных эмоциональных и физических нагрузок. Десятый класс предъявляет новые, усложненные требования не только к психофизиологической конституции ученика и к его интеллектуальным возможностям, но и к целостной личности. Несмотря на то, что круг изучаемых предметов уже достаточно знаком (они изучают ту же математику, историю и т.д.) повышенные требования к овладению качественно другим материалом осознается не всеми и не сразу. У определенной части детей такое осознание приходит где-то к концу обучения в 10 классе, но время может быть безвозвратно утрачено.
ВЫВОД: Противоречие между требованиями школы и возможностями определенной части учеников эти требования понять и принять может привести к определенным проблемам в учебе.
ТРЕТИЙ МОМЕНТ. В психологии существует закон неравномерности развития, который может проявляться на любом возрастном этапе. Степень зрелости десятиклассника к моменту обучения в старшем звене обязательно отразиться не только на результатах школьного обучения, но и на характере формирования всей личности. К десятому классу дети должны уметь на высоком уровне обобщать, абстрагировать, находить и объяснять причинно-следственные связи, уметь аргументировать и доказывать положения, делать обоснования и выводы, связывать изучаемые явления в систему. Эти умения позволят старшекласснику осуществлять глубокий анализ материала, вскрывать закономерности, выявлять широкие аналогии, усваивать способы познания общих законов природы и общества, т.е. успешно учиться. Изменения должны наблюдаются и в стиле умственной деятельности десятиклассника, которая приобретает наиболее активный самостоятельный и творческий характер. У ребят должны быть выраженная специализация познавательной потребности, достаточно узкий круг учебных и внеучебных интересов, стремления использовать учебную деятельность как способ достижения своих
профессиональных целей, проявляться целенаправленная познавательная активность, сознательное отношение к учению. Выделяют следующие психологические новообразования данного возраста: развитие абстрактного и логического мышления, оценка и самооценка жизненного пути, самоконтроль стремления к самореализации, активное формирование самосознания, решение задач личностного самоопределения. Эти новообразования крайне необходимы в 10 классе, если они не сформированы, то ребенку приходится затрачивать больше эмоциональных, умственных и физических ресурсов в сравнении с предшествующим обучением.
ВЫВОД: Школьные удачи и неудачи ребенка зависят от степени его зрелости, от индивидуального развития.
Проявления школьной дезадаптации старшеклассников
Психологическая литература последнего десятилетия показывает, что термином «школьная дезадаптация» фактически определяются любые затруднения, возникающие у ребенка в процессе школьного обучения.
К основным критериям дезадаптации старших школьников относят: отклонения в соматическом здоровье, отсутствие желания учиться, агрессию, повышенную возбудимость, конфликтность с родителями, учителями и сверстниками, побеги из дома, чувство собственной неполноценности, упрямство, неадекватные страхи и неуверенность в принятии решения, сверхчувствительность, неспособность сосредоточиться на работе, частые эмоциональные расстройства, заметная уединенность, чрезмерная угрюмость и недовольство, завышенная самооценка. Это не полный перечень критериев дезадаптации, делающих обучение затруднительным или практически невозможным. По данным исследователей количество учеников, не способных на должном уровне усвоить учебную программу, колеблется от 15 до 40%. К тому же наблюдается неблагоприятная тенденция увеличения числа таких детей. Данная неблагоприятная тенденция отмечается во всем мире. В категорию школьников «дезадаптантов» попадают дети, которые в силу разных причин не могут справиться с требованиями школьного обучения.
Цель родителей: содействовать, помогать ребёнку плавно и нетравмотично перейти из основной школы на ступень среднего общего образования.
Общие рекомендации родителям
- Понять, что зрелость и ранняя юность - это два разных мира. Нужно время, чтобы ребенок увидел себя взрослыми глазами.
- Не отрицать, что существуют различные факторы риска дезадаптации десятиклассника Их необходимо осознавать и помогать своему ребёнку совместно с педагогами, при необходимости обращаться к школьному психологу.
- Понять, что сегодняшний результат ребенка - это и наш с Вами результат. Адекватно оценивайте достижения и неудачи ребенка, будьте к ним причастны.
- Опираться на знания возрастной психологии, давать практические советы, вселять уверенность в завтрашнем дне.
- Безусловно принимать ребёнка - не смотря ни на что (успехи и неудачи), тогда ребёнок и в школе, и дома будет чувствовать себя уверенно, спокойно, не будет бояться будущего.
- Ставить ребенка в позицию личностного профессионального самоопределения (решения задач выбора определенного места в обществе).
- Не бороться с плохими школьными оценками, понимать причины их появления, оказывать помощь и поддержку в решении образовательных проблем.
- Согласовывать притязания ребенка на будущее с его возможностями (высшее образование еще не является для нашего государства всеобщим).
- Осуществлять непрерывный контроль результативности обучения ребёнка по различным предметам, анализировать динамику учебных успехов.
- Обеспечивать единство педагогических требований в семье к ребёнку, оценке его учебного труда и результатов личностного роста.
- .Обеспечивать ребёнка соответствующим его уровню работоспособности режимом в динамике дня, недели и года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям для преодоления общего недоразвития речи у ребёнка по лексической теме" Перелётные птицы"
Для родителей представлен материал по развитию детского словаря в рамках данной тематики , игры и упражнения для совершенствования грамматического строя речи, алгоритм для составления описательн...
Рекомендации родителям для преодоления общего недоразвития речи у ребёнка по лексической теме" Звери наших лесов"
Материал включает в себя игры и упражнения для преодоления у ребёнка ОНР в рамках лексической темы:" Звери наших лесов"...
Общие рекомендации родителям младших школьников.
Практика показывает, что чем младше ребенок, тем пластичнее его мозг. И чем раньше начинается работа по формированию восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, тем лучше и успешне...
Общие рекомендации родителям при обучении детей иностранным языкам.
Общие рекомендации родителям при обучении детей иностранным языкам.Общие рекомендации родителям при обучении детей иностранным языкам.Общие рекомендации родителям при обучении детей иностранным языкам...
Общие рекомендации родителям
Общие рекомендации родителям на тему взаимоотношения с подростками, воспитания его личности...
Общие рекомендации родителям при обучении детей иностранным языкам.
Общие рекомендации родителям при обучении детей иностранным языкам....
Общие рекомендации родителям при обучении детей иностранным языкам.
Общие рекомендации родителям при обучении детей иностранным языкам....