Методическая разработка по психологии Доклад на тему:"Стили педагогического общения учителя"
тест по психологии по теме
В данном материале изложены рекомендации А.К. Марковой и А.Я. Никоновой по проведению диагностики среди педагогов с целью изучения и выявления стилей педагогического общения. В основу различения стиля в труде учителя А.К. Маркова и А.Я. Никонова приводят следующие основания:
- содержательные характеристики стиля (преимущественная ориентация учителя на процесс или результат своего труда, развертывание учителем ориентировочного и контрольно-оценочного этапов в своем труде);
- динамические характеристики стиля (гибкость, устойчивость, переключаемость и др.);
- результативность (уровень знаний и навыков учения у школьников, а также интерес учеников к предмету).
На основе этого выделяется ряд индивидуальных стилей с последуйщими рекомендациями по коррекции того или иного стиля общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_2.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
на семинаре по ЗОТ
на тему:
«Стили педагогического общения учителя»
педагога-психолога
Сергеевой О.П.
В основу различения стиля в труде учителя А.К. Маркова и А.Я. Никонова приводят следующие основания:
- содержательные характеристики стиля (преимущественная ориентация учителя на процесс или результат своего труда, развертывание учителем ориентировочного и контрольно-оценочного этапов в своем труде);
- динамические характеристики стиля (гибкость, устойчивость, переключаемость и др.);
- результативность (уровень знаний и навыков учения у школьников, а также интерес учеников к предмету).
На основе этого был выделен ряд индивидуальных стилей, описанных ниже.
Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС).
Учителя с ЭИС отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Объяснение нового материала такой учитель строит логично, интересно, однако в процессе объяснения у него часто отсутствует обратная связь с учениками. Во время опроса учитель с ЭИС обращается к большому числу учеников, в основном
-сильных, интересующих его, опрашивает их в быстром темпе, задает неформальные вопросы, но мало дает им говорить, не дожидается, пока они сформулируют ответ самостоятельно. Для учителя с ЭИС характерно недостаточно адекватное планирование учебно-воспитательного процесса.
Для отработки на уроке он выбирает наиболее интересный материал; менее интересный материал, хотя и важный, он оставляет для самостоятельного разбора учащимся. В деятельности учителя с ЭИС недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Учителя с ЭИС отличает высокая оперативность, использование большого арсенала разнообразных методов обучения. Он часто практикует коллективные обсуждения, стимулирует спонтанные высказывания учеников. Для учителя с ЭИС характерна интуитивность, выражающаяся в частом неумении проанализировать особенности и результативность своей деятельности на уроке.
Эмоционально-методичный стиль (ЭМС)
Для учителя с ЭМС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность, некоторое преобладание интуитивности над рефлексивностью. Ориентируясь как на процесс, так и на результаты обучения, такой учитель адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает весь учебный материал, внимательно следит за уровнем знаний всех учеников.
В его деятельности постоянно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний обучающихся.
Такого учителя отличает высокая оперативность, он часто меняет виды работы на уроке, практикует коллективные обсуждения.
Используя столь же богатый арсенал методических приемов при отработке учебного материала, что и учитель с ЭИС, учитель с ЭМС в отличие от последнего стремится активизировать детей не внешней развлекательностью, а прочно заинтересовать особенностями предмета.
Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС)
Для учителя с РИС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. По сравнению с учителями эмоциональных стилей учитель с РИС проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечивать высокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения, относительное время спонтанной речи его учеников во время уроков меньше, чем у учителей с эмоциональным стилем. Учитель с РИС меньше говорит сам, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учеников косвенным путем (посредством подсказок, уточнений и т.д.), давая возможность отвечающим детально оформить ответ.
Рассуждающее-методичный стиль (РМС)
Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель с РМС проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность (систематичность закрепления, повторения учебного материала, контроля знаний обучающихся) сочетается с малым, стандартным набором используемых методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности обучающихся, редким проведением коллективным обсуждений. В процессе опроса учитель с РМС обращается к небольшому количеству учеников, давая каждому много времени на ответ, особое внимание уделяя слабым ученикам. Для учителя с РМС характерна в целом рефлексивность.
Вопросник для анализа учителем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности.
Инструкция. Ответы на нижеследующие вопросы помогут Вам выявить свой индивидуальный стиль работы. Для этого в предлагаемом вопроснике отметьте галочками варианты ответов, подходящие Вам (при совпадении 2-3-х вариантов отмечайте все колонки). Подсчитав количество галочек в каждой колонке, Вы можете определить свой стиль работы (колонка с максимальным количеством галочек).
Варианты ответов ____________________________ (ФИО) | ||||
№ вопроса | ЭИС | ЭМС | РИС | РМС |
1 | нет | да | нет | да |
2 | да | нет | да | нет |
3 | да | да | да | нет |
4 | нет | да | да | да |
5 | да | да | нет | нет |
6 | нет | да | да | да |
7 | нет | да | да | да |
8 | нет | нет | да | да |
9 | нет | да | да | да |
10 | нет | нет | да | да |
11 | да | да | да | нет |
12 | да | да | нет | нет |
13 | да | да | да | нет |
14 | да | нет | нет | нет |
15 | нет | да | нет | нет |
16 | да | да | нет | нет |
17 | да | да | нет | нет |
18 | нет | нет | да | да |
19 | нет | да | нет | да |
20 | нет | да | да | да |
21 | да | нет | нет | нет |
22 | да | да | да | нет |
23 | нет | да | нет | да |
24 | нет | да | нет | да |
25 | нет | да | да | да |
26 | нет | да | да | нет |
27 | да | да | да | нет |
28 | да | да | да | нет |
29 | да | да | нет | нет |
30 | нет | да | нет | нет |
31 | нет | да | нет | да |
32 | нет | да | нет | да |
33 | нет | да | нет | да |
Примечание: наибольшее количество ответов «да» в одной из колонок свидетельствует с определенной долей вероятности о преобладании у учителя стиля, названного в этой колонке.
Рекомендации по совершенствованию индивидуального стиля своей педагогической деятельности. После того как вы определили свой стиль преподавания, предлагаю вам ознакомиться с общей характеристикой данного стиля. Затем сопоставьте, пожалуйста, выделенные особенности со спецификой процесса и результативностью вашей деятельности. В случае совпадения на основе предлагаемых рекомендаций составьте индивидуальный план совершенствования своего стиля преподавания и приступайте к его выполнению. По истечении нескольких месяцев (в конце учебного года) оцените, насколько успешной оказалась эта работа. В случае необходимости обратитесь за помощью к своим коллегам.
Итак, в зависимости от выявленного стиля предлагаем вам следующие рекомендации:
Эмоционально-импровизационный стиль. Вы обладаете многими достоинствами: высоким уровнем знаний, артистизмом, контактностью, проницательностью, умением интересно преподавать учебный материал, увлечь учеников преподаваемым предметом, руководить коллективной работой, варьировать разнообразные формы и методы обучения. Ваши уроки отличает благоприятный психологический климат.
Однако вашу деятельность характеризуют определенные недостатки: отсутствие методичности (недостаточная представленностьв вашей деятельности закрепления и повторения учебного материала, контроля знаний обучающихся). Возможно недостаточное внимание к уровню знаний слабых учеников, недостаточная требовательность, завышенная самооценка, демонстративность, повышенная чувствительность, что обусловливает вашу чрезмерную зависимость от ситуации на уроке.
В результате у ваших учеников стойкий интерес к изучаемому предмету и высокая познавательная активность сочетаются с непрочными знаниями, недостаточно сформированными навыками учения.
Преодолеть эти недостатки в ваших силах. Рекомендуем вам несколько уменьшить количество времени, отводимого объяснению нового материала; в процессе объяснениятщательно контролировать, как усваивается материал (для этого через определенные промежутки времени можно обращаться к учащимся с просьбой повторить сказанное или ответить на вопросы) Никогда не переходите к изучению нового материала, не будучи уверенным, что предыдущий усвоен всеми учениками. Внимательно относитесь к уровню знаний слабых учеников. Тщательно отрабатывайте весь учебный материал, уделяя большое внимание закреплению и повторению. Не бойтесь и не избегайте «скучных» видов работы – отработки правил, повторения. Старайтесь активизировать учеников не внешней развлекательностью, а вызвать у них интерес к особенностям самого предмета.
Во время опроса больше времени отводите ответу каждого ученика, добивайтесь правильного ответа, никогда не исправляйте сразу ошибки: пусть ошибавшийся сам четко сформулирует и исправит свой ответ, а вы помогайте ему уточнениями и дополнениями. Всегда давайте подробную и объективную оценку каждому ответу.
Повышайте требовательность. Следите, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно, без подсказок и подглядывания. Старайтесь подробно планировать урок, выполнять намеченный план и анализировать свою деятельность на уроке.
Эмоционально-методичный стиль Вас отличают очень многие достоинства: высокий уровень знаний, контактность, проницательность, высокая методичность, требовательность, визировать учеников, возбудив у них интерес к особенностям предмета, умелое использование и варьирование форм и методов обучения. В результате у ваших учеников прочные знания сочетаются с высокой познавательной активностью и сформулированными навыками учения.
Однако вам свойственны и некоторые недостатки: несколько завышенная самооценка, некоторая демонстративность, повышенная чувствительность, обусловливающая Вашу излишнюю зависимость от ситуации на уроке, настроения и подготовленности обучающихся. Рекомендуем вам стараться меньше говорить на уроке, давая возможность в полной мере высказаться вашим обучающимся, не исправлять сразу неправильных ответов, а путем многочисленных уточнений, дополнений, подсказок добиваться, чтобы опрашиваемый сам исправил и оформил свой ответ. Собственные формулировки предлагайте лишь тогда, когда это действительно необходимо. По возможности проявляйте больше сдержанности.
Рассуждающее-импровизационный стиль. Вы обладаете очень многими достоинствами: высоким уровнем знаний, контактностью, проницательностью, требовательностью, умением ясно и четко преподать учебный материал, внимательным отношением к уровню знаний всех обучающихся, объективной самооценкой, сдержанностью. У ваших обучающихся интерес к изучаемому предмету сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками учения. Однако вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: недостаточно широкое варьирование форм и методов обучения, недостаточное внимание к постоянному поддержанию дисциплины на уроке. Вы много времени отводите ответу каждого ученика, добиваетесь, чтобы он детально сформировал свой ответ, объективно оценивайте его, что повышает эффективность вашей деятельности. В то же время подобная манера ведения опроса обусловливает некоторое замедление темпа урока. Этот недостаток можно компенсировать, шире используя разноообразные методы работы.
Рекомендуется вам чаще практиковать коллективные обсуждения, проявлять больше изобретательности в подборе увлекающих учеников тем. Необходимо проявлять больше нетерпимости к нарушениям дисциплины на уроке. Сразу и строго потребуйте тишины на каждом уроке, и в конечном счете вам не придется делать такого количества дисциплинарных замечаний.
Рассуждающее-методичный стиль
Вы обладаете многими достоинствами: высокой методичностью, внимательным отношением к уровню знаний всех обучающихся, высокой требовательностью.
Однако Вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: неумение постоянно поддерживать у учеников интерес к изучаемому предмету, использование стандартного набора форм и методов обучения, предпочтение репродуктивной, а не продуктивной деятельности обучающихся, нестабильное эмоциональное отношение к ученикам.
В результате у Ваших обучающихся сформированные навыки учения и прочные знания сочетаются с отсутствием интереса к изучаемому предмету. Пребывание на Ваших уроках для многих из них томительно и не всегда интересно. На ваших уроках нередко отсутствует благоприятный психологический климат. Преодолеть эти недостатки в Ваших силах.
Рекомендуем Вам шире применять поощрения хороших ответов, менее резко порицать плохие. Ведь от эмоционального состояния Ваших учеников, в конечном счете зависят и результаты их обучения.
Постарайтесь расширить свой арсенал методических приемов, шире варьировать разнообразные формы занятий. Если Вы преподаете гуманитарные дисциплины, почаще практикуйте коллективные обсуждения, выбирайте для них темы, которые могут увлечь обучающихся.
Вопросник. «Стили педагогического общения» (по А.К. Марковой)
- Вы составляете подробный план урока?
- Вы планируете урок лишь в общих чертах?
- Часто ли Вы отклоняетесь от плана урока?
- Отклоняетесь ли Вы от плана, заметив пробел в знаниях обучающихся или трудности в усвоении материала.
- Вы отводите большую часть урока объяснению нового материала?
- Вы постоянно следите за тем, как усваивается новый материал в процессе объяснения?
- Часто ли Вы обращаетесь к обучающимся с вопросами в процессе объяснения?
- В процессе опроса много ли времени Вы отводите ответу каждого ученика?
- Вы всегда добиваетесь абсолютно-правильных ответов?
- Вы всегда добиваетесь, чтобы опрашиваемый самостоятельно исправил свой ответ?
- Вы часто используете дополнительный учебный материал при объяснении?
- Вы часто меняете темы работы на уроке?
- Допускаете ли Вы, чтобы опрос обучающихся спонтанно перешел в коллективное обсуждение или объяснение нового учебного материала?
- Вы сразу отвечаете на неожиданные вопросы обучающихся?
- Вы постоянно следите за активностью всех учеников во время опроса?
- Может ли неподготовленность или настроение обучающихся во время урока вывести Вас из равновесия?
- Вы всегда сами исправляете ошибки обучающихся?
- Вы всегда укладываетесь в рамки урока?
- Вы строго следите за тем, чтобы ученики отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно, без подсказок, не подглядывая в учебник?
- Вы всегда подробно оцениваете каждый ответ?
- Резко ли различаются ваши требования к сильным и слабым ученикам?
- Часто ли Вы поощряете за хорошие ответы?
- Часто ли Вы порицаете обучающихся за плохие ответы?
- Часто ли Вы контролируете знания обучающихся?
- Часто ли Вы повторяете пройденный материал?
- Вы можете перейти к изучению следующей темы, не будучи уверенным, что предыдущий материал усвоен всеми обучающимися?
- Как Вы думаете, обучающимся обычно интересно у Вас на уроках?
- Как Вы думаете, обучающимся обычно приятно у Вас на уроках?
- Вы постоянно поддерживаете высокий темп урока?
- Вы сильно переживаете невыполнение обучающимися домашнего задания?
- Вы всегда требуете четкого соблюдения дисциплины на уроке?
- Вас отвлекает «рабочий шум» на уроке?
- Вы часто анализируете свою деятельность на уроке?
Примечание: Наибольшее количество ответов «да» в одной из колонок свидетельствует с определенной долей вероятности о преобладании у учителя стиля, названного в этой колонке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по психологии Тренинг на тему: "Отношение к жизни? Позитивное!"
Цель тренинга: дать педагогам представление о психологическом здоровье и приемах эффективного общения....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ:«СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ»
Последнее десятилетие в нашей стране характеризуется переходом к личностно-ориентированной парадигме образования. В связи с этим учебные результаты перестают считаться единственным показателем э...
Выступление на педагогических чтениях "Педагогический такт. Стили педагогического общения."
В выступлении рассматриваютя понятия "Педагогический такт", "Педагогическое общение", "Стили педагогического общения", "Модели поведения педагогов"...
Конспект на тему:"Стили педагогического общения"
Конспект на тему:"Стили педагогического общения"...
Методическая разработка по психологии "Создание условий обеспечения психолого-педагогической помощи детям, у которых трудности с усвоением программы (среднее звено)"
Для обеспечения психолого-педагогической помощи детям, у которых трудности с усвоением программы, необходимо систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его разви...
Психология общения. Стили педагогического общения.
стили педагогического общения. психология. психология общения...
Доклад на школьном методическом объединении воспитателей по теме "Стили педагогического общения"
Доклад о взаимодействии педагогов...