ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРИДОРНОГО ПРОСТРАНСТВА КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
учебно-методический материал

Лещева Варвара Геннадьевна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРИДОРНОГО ПРОСТРАНСТВА КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpps_konkurs_v_koridore.docx111.25 КБ

Предварительный просмотр:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРИДОРНОГО ПРОСТРАНСТВА КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки,

а умелые руки снова способствуют развитию мозга»    

И.П.Павлов

В детских садах наблюдается заметное увеличение воспитанников с речевыми нарушениями, особенно с задержкой речевого развития. Как правило, у таких детей также отмечается нарушение психических функций, рассеянность, низкая работоспособность и быстрая утомляемость, что происходит вследствие поражения центральной нервной системы в целом или частичной незрелости определенных структур головного мозга. Поэтому перед педагогами остро встают вопросы раннего выявления воспитанников с данной нозологией, квалифицированной диагностики и выбора подходящих методов профилактики речевых и психических нарушений у детей, начиная с младшего дошкольного возраста.

В настоящее время актуальным является использование нейропсихологического подхода в развитии дошкольников. Эффективность нейроигр состоит в том, что они, являясь прежде всего здоровьесберегающей технологией, способствуют развитию всех психических процессов: внимания, памяти, мышления, речи и др., а также оказывают положительное влияние на эмоционально-волевую сферу дошкольника. Улучшение мозгового кровообращения, развитие новых нейронных связей в коре головного мозга приводит к повышению стрессоустойчивости, обучаемости, адаптированности, снижению конфликтности и возбудимости. Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. Все эти трудности с точки зрения нейропсихологии тесно переплетаются с проблемами логопедии, поэтому использование нейроигр логопедами, дают возможность более эффективно вести коррекционную работу.

Разработка и внедрение бережливого проекта в МБДОУ Выездновском детском саду №1 «Использование коридорного пространства как средство профилактики речевых нарушений у младших дошкольников» продиктованы обозначенной проблемой, которая своевременна и актуальна для воспитанников с нарушениями речи. Целью проекта стало использование в коридорном пространстве нейроигр, направленных на профилактику речевых и познавательных процессов.

В МБДОУ Выездновском детском саду №1, кроме групп, есть еще много помещений, в которых дети бывают достаточно часто, и их тоже возможно преобразовать и использовать в работе с детьми и педагогами, например, коридор. Коридорной педагогикой или лестничной педагогикой принято называть систему организации развивающей предметно-пространственной среды не в главных помещениях (групповая, спальня, музыкальный и спортивный залы), а на лестничных пролетах, коридорах, холлах и прочих небольших помещениях, по которым дети перемещаются по дошкольному учреждению. Это достаточно новое название в современной педагогике, хотя на самом деле оформление холлов и стен на лестницах было всегда. Сейчас на это особенно обратили внимание. И это правильно! В детском саду все должно быть направлено на развитие, воспитание и обучение детей.

На начальном этапе реализации проекта учителем-логопедом была проведена диагностика речевого развития воспитанников младшего возраста, в ходе которой было выявлено большое количество детей с задержкой речевого развития, а также с предпосылками нарушения звукопроизношения. Изучена методическая литература по данной теме; подобран и систематизирован материла, необходимый для реализации проекта; изготовлено и закуплено оборудование; сформирован пакет учебно-методической документации по реализации проектной деятельности.

На основном этапе проекта проведены обучающие мастер-классы для педагогов на педагогических советах ДОУ и для родителей на родительских собраниях («Играем - речь развиваем», «Межполушарное взаимодействие – залог чистой речи»); оформлен консультационный материал по использованию нейроигр для родителей и педагогов.

Создана нейрозона в коридоре «Играем - мозг развиваем», которая включает в себя:

  1. Консультацию для родителей и педагогов ДОУ «Межполушарное развитие и речь ребенка»;
  2. Буклет для педагогов и родителей «Умные игры или нейрогимнастика»;
  3. Настенный нейротренажер «Тигренок», который представляет собой лабиринт с геометрическими фигурами. Его предлагается пройти лабиринт сначала правой рукой, потом левой рукой, а затем одновременно двумя руками;
  4. Настенный нейротренажер «Лягушка», представляющий собой лабиринт с цветными деталями, которые нужно перемещать на доске и составлять картинки, как указано в задании, или придумывать свои. Все действия необходимо выполнять синхронно двумя руками одновременно;
  5. Настенная нейродорожка «Проведи-покажи-нажми», по которой предлагается пройти одновременно двумя руками, выполняя нужные действия, избраженные на дорожке;
  6. Атрибуты для выполнения дыхательной гимнастики, подвязанные на цветных лентах.

                             C:\Users\user\Downloads\20240115_084254.jpg

Нейрозоной «Играем – мозг развиваем» воспитанники детского сада пользуются, проходя мимо на музыкальное или физкультурное занятие. Также активно играют с родителями, когда приходят в детский сад или уходят из него.  Родителям порой самим увлекательно поиграть в нейроигры!

На заключительном этапе проведена диагностика речевого развития младших дошкольников; анализ деятельности по реализации мероприятий проекта.

Нейрозона пользуется большой популярностью у воспитанников. Игры не только вызывают большой интерес у детей и родителей, но и приносят большую пользу. После использования игр в зоне «Играем – мозг развиваем» у воспитанников отмечается: произвольность и устойчивость внимания, снижается утомляемость, развивается мелкая и крупная моторика, ускоряется формирование пространственных представлений, совершенствуется мыслительная деятельность, память, речь. Также хочется отметить, что у родителей и педагогов повысился уровень педагогической компетентности в области применений нейропсихологических технологий. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая группа "Речевичок" Профилактика речевых нарушений у дошкольников массовых групп ДОУ 2010-2011 уч. год

Руководители:Училеля-логопеды: Рогалева Наталья Александровна, Бацаева Наталия АлександровнаВ последние годы значительно возросло количество жалоб родителей на речевое недоразвитие детей в возрасте 2-...

Консультация "Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста"

Развитие общих речевых навыков по следующим направлениям: развитие правильного дыхания, мелкой,  общей и артикуляционной  моторики, чувства ритма, понимания речи, слухового внимания....

Система профилактики речевых нарушений у дошкольников

Понимание речи происходит у ребёнка путём установления связи между словами, произносимыми взрослыми, и предметами, окружающими ребёнка. Поэтому родители поступают неправильно, пытаясь по мимике ...

Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста с использованием методов инновационной технологии ТРИЗ .

ТРИЗ – педагогика – педагогическое направление, раскрывающее сущность, цели, задачи процесса воспитания и обучения, основанное на общих законах теории решения изобретательских задачМетоды ...

Методическая разработка "Роль педагога в профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста по средствам игротренинга"

В данной методической разработке вы найдете полный перечень игр и их содержание, которые помогут вам в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Надеюсь моя разработка будет вам пол...

Проект по теме самообразования «Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений дошкольников»

Проект по теме самообразования«Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений дошкольников»...

Проект по теме самообразования «Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений дошкольников»

Проект по теме самообразования«Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений дошкольников»...