Проект "Использование вариативных форм взаимодействия в ДОУ "Сказка"
проект
Одним из путей развития конструктивного взаимодействия детского сада с семьями воспитанников является использование методов аквивизации родительского потенциала. Ведущая педагогическая идея проекта в разработке инновационных методов взаимодействия с родителями, помогающих формировать положительное отношение к детскому саду, преодолевать родительское сопротивление и активизировать взамоотношения родитель-ребёнок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_variativnyh_form_vzamodeystviya_s_roditelyami.docx | 95.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Сказка» Артинского городского округа
(МАДОУ «Детский сад «Сказка»)
Использование вариативных форм взаимодействия с родителями в ДОУ «СКАЗКА»
Руководитель проекта Бодунова С.И.
Музыкальный руководитель
Образовательный проект
Научить человека быть счастливым —
нельзя, но воспитать его так,
чтобы он был счастливым, можно.
Антон Семенович Макаренко
Актуальность опыта
В Законе «Об образовании» (ст.44) сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье. Сменились акценты, главной стала семья, но вопросы педагогического просвещения родителей по-прежнему актуальны. Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Для дошкольного учреждения актуальной сегодня является проблема дальнейшего углубления имеющихся представлений о семье в свете современных подходов, расширения представлений о содержании, формах и методах взаимодействия с семьей и выработке индивидуального подхода к ней. Сегодня необходимо уйти от заорганизованности и скучных шаблонов, чтобы помочь родителям воспитанников стать своему ребенку настоящим другом и наставником. Сегодня необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка как в ДОУ, так и в семье.
Планируя работу с родителями прежде всего нужно знать типологию семей, психологические особенности родителей, их возрастные характеристики, разнообразные стили общения родителей с детьми в различных семьях. Всем известно, что каждая семья имеет ряд индивидуальных особенностей и по-разному реагирует на вмешательство извне. Поэтому в настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения проблемы и вопросы, волнующие семьи воспитанников.
Но, к сожалению, не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ним. И тому есть разные причины: первая - это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим; вторая – родители с невысокой жизненной активностью (не желаю, не хочу).
Есть и другой тип родителей, которые обладают теоретическими знаниями по вопросам воспитания и развития детей, но применить на практике свои знания не всегда умеют. Здесь и важна помощь педагогов, готовых помочь родителям теоретические знания преобразовать в практику радостного общения с ребенком.
Таким образом, складывается противоречие между развитием конструктивного взаимодействия современного детского сада с семьей, образованием единого образовательного пространства и принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, не умеющими на практике решать педагогические вопросы в воспитании детей.
Считаем, что одним из путей развития конструктивного взаимодействия детского сада с семьями воспитанников является использование в своей работе методов активизации родительского потенциала. Чтобы воспитывать, не нарушая гармоничное развитие личности ребенка, нам, сотрудникам детского сада, и родителям необходимо преодолеть некую субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, которые мешают стать полноправными партнерами, заинтересованными в достижении общих результатов
Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея проекта заключается в разработке инновационных методов к организации и методике взаимодействия с родителями, для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности.
Новизна опыта заключается в использовании новых форм и методов, позволяющих формировать позитивное отношение родителей к детскому саду, помогающие преодолевать родительское сопротивление и активизировать взаимоотношения родитель-ребенок.
Вид проекта: образовательный.
Продолжительность проекта:долгосрочный
Участники проекта: воспитанники ДОУ, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Этапы проекта .
1.Организационно-подготовительный Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора; определение цели и задач проекта; подбор литературы, пособий, атрибутов, методических разработок, сценария спектаклей; обсуждение с педагогами вопросов, связанных с проведением проекта; составление тематического планирования мероприятий; предполагаемые итоги реализации проекта;
2.Аналитический
Деятельность в соответствии с тематическим планированием. Работа педагогического коллектива в режиме проектной деятельности.
3.Заключительный Обобщение результатов работы; анализ проведённой работы; вывод.
Цель проекта: объединить усилия детского сада и семьи в вопросах
воспитания, развития ребенка; предоставить родителям возможность
общаться друг с другом, делиться опытом семейного воспитания.
Задачи:
Повышать психолого-педагогическую культуру родителей.
Помочь родителям преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции
ребенка.
Побуждать родителей проявлять искреннюю заинтересованность в
действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке.
Повышать заинтересованность родителей в выполнении общего
интересного дела; способствовать полноценному общению (обмен мнениями,
опытом семейного воспитания), проявлению творческих способностей,
создавать условия для реализации собственных идей.
Повышать значимость роли отца в воспитании дошкольников,
активизировать участие пап в жизни детского сада.
Ожидаемые результаты
1. Уровень компетентности родителей в воспитании детей
2. Организовано единое образовательное пространство семьи и ДОУ в
деле развития образованного ребѐнка
3. В результате традиции семьи и группы сделать постоянными,
интересными как для детей, так и для родителей и педагогов.
Этапы работы над проектом:
1. Организационный
2. Практический
3. Заключительный
Степень распространенности:
- Представление проекта в детском саду «Сказка»;
- Участие в конкурсе творческих проектов по музыке среди обучающихся Артинского городского округа;
- Публикация материалов проекта на интернет – сайтах;
- Публикация отдельных материалов проекта (конспекты НОД);
Доступность: Система работы по использование вариативных форм взаимодействия с родителями в процессе социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста может быть использована в образовательном процессе всех педагогов дошкольного учреждения.
Продукты проекта:
- Выступления на родительских собраниях
- Информация в родительских уголках
- Совместные праздники и развлечения
- Фотоматериалы
- Видеоматериалы
- Проектная папка
- Статья на сайте ДОУ
- Просветительская деятельность
Модель реализации проекта
Длительность работы над опытом
Длительность работы над опытом охватывает период с 2012 по 2013 год и включает три этапа:
Первый этап (сентябрь – ноябрь 2010 года) – прогнозируемый:
составление социального паспорта ДОУ;
изучение потребностей и ожиданий родителей от детского сада;
обнаружение проблем и противоречий;
изучение литературы по данной проблеме;
определение цели и задач опыта.
Второй этап (декабрь 2010 г. – март 2013 г.) – формирующий:
построение и апробация работы с родителями по двум взаимосвязанным направлениям:
-просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры;
-организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства (обмен мыслями, идеями, чувствами);
разработка конспектов мероприятий с родителями, совместных мероприятий «родители-дети»;
подбор консультативного материала для родителей.
анкетирование;
обработка полученных данных;
соотнесение результатов с поставленной целью.
Теоретическая база проекта
Современные условия деятельности дошкольных учреждений ставят взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. По мнению специалистов, общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия.
Включение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения обусловлено личной ответственностью за воспитание ребенка, осознанием собственной значимости в его развитии, возможностью представлять более объективную картину развития своего ребенка.
Современному педагогу, учитывая интересы родителей, необходимо стремится к сотрудничеству.
Необходимо помнить, что основными социальными заказчиками ДОУ являются родители, поэтому работа педагога ДОУ сегодня должна ориентироваться на поиск таких форм и методов, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствующие формированию активной родительской позиции.
В настоящее время накоплен богатый опыт организации различных форм работы с родителями (В. И. Безлюдная, В. С. Богословская, В. П. Дуброва, Л. Г. Емельянова, Л. В. Загик, О. Л. Зверева, А. А. Петрикевич, А. М. Счастная и др.)
Варвара Петровна Дуброва к индивидуальным формам работы с семьей отнесла беседы, консультации, посещения на дому, поручения и др.; к коллективным - собрания, встречи-вечера, круглые столы, тренинги, праздники, развлечения, совместные выставки, дни открытых дверей, родительские конференции.Наглядно-информационные формы представлены организацией рекламы, оформление стендов, выставок и др.
Таким образом, изучив психолого-педагогическую литературу, освещающую вопросы взаимодействия детского сада и семьи в условиях современности, мы пришли к выводам, что к новым принципам взаимодействия относится вариативность содержания, форм и методов просвещения (образования), помогающих установлению доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами и формированию единого пространства развития между детским садом и семьей.
Технология описания опыта
Для успешного решения задач работа с семьями дошкольников была организована на основе следующих принципов:
- корректирующего воздействия в вопросах воспитания детей в семье,
- взаимодополняющего воздействия детского сада и семьи на детей,
- организации совместной деятельности педагогов, родителей и детей в детском саду.
В работе использовались методы активизации родителей вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом,
постановка дискуссионных вопросов, предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения,
приведение примеров из литературных источников,
подключение родителей к приведению аналогичных примеров и т.д.
В программе ДОУ «Сказка» выделены четыре основных формы взаимодействия детского сада с семьей: знакомство с семьей, информирование родителей, образование родителей, совместная деятельность.
Знакомство с семьей
- анкетирование родителей на изучение потребностей, выявлены трудности в вопросах воспитания и развития детей в семье
- спланированы и проведены первые родительские собрания
Информирование родителей
стендовая информация.
информацию для родителей на сайте детского сада.
Одна форм информирования – это индивидуальные консультации с родителями.
Образование родителей.
На родительских собраниях раскрывались такие темы, как:
Совместная деятельность.
Оригинальность досуговых мероприятий заключается в том, что их подготовка проводится совместно с творческой группой родителей, детей и воспитателей. Родители здесь выступают как активные участники. При подготовке мероприятий каждый родитель проводит большую индивидуальную работу со своим ребёнком: разучивают с детьми стихи, читали сказки, оформляют газеты, готовят сказочные костюмы и атрибуты для инсценировок, помогают создавать презентации. Такие мероприятия замечательны еще и тем, что они вызывают интерес родителей, способствуют их сплочению, приобретению опыта партнерских отношений. Проведенное с детьми время на совместных досугах помогает межличностному общению и взаимопониманию.
Таким образом, учитывая интересы родителей и используя в своей работе методы активизации родительского потенциала, помогающие установить партнерские взаимоотношения в вопросах воспитания и развития детей, можно сделать вывод, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогом процесс воспитания и развития детей позволяет значительно повысить его эффективность.
Деятельно – ресурсный план подготовительного этапа
№ | Этапы реализации проекта | Содержание деятельности | Ресурсы | Ответственный | Сроки проведения |
1 | Организационно-подготовительный | Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора; определение цели и задач проекта; подбор литературы, пособий, атрибутов, методических разработок, сценариев праздников и развлечений, спектаклей; обсуждение с педагогами вопросов, связанных с проведением проекта; составление тематического планирования мероприятий; предполагаемые итоги реализации проекта | Научно – методические. Методическая и теоретическая литература. Организационные Создание творческой группы, распределение обязанностей между всеми участниками проекта. | Музыкальный руководитель, воспитанник подготовительной группы, воспитатели | Декабрь |
2Аналитический этап
Деятельно – ресурсный план аналитического этапа
№ | Этапы реализации проекта | Содержание деятельности | Ресурсы | Ответственный | Сроки проведения |
2 | Аналитический | Оформление выставок: Выставка творческих работ “Золотые руки наших мам” Развлекательная программа “Супер-бабушка” Музыкальное развлечение “Бал карапузов” Развлекательная программа “Бабушка рядышком с дедушкой” | Организационные Привлечение родителей, служащих храма, специалистов ДК Научно-методические: Методическая и теоретическая литература. Материально – технические. Музыкальное сопровождение, нотный материал, аудиозаписи, видеозаписи | Музыкальный руководитель, воспитанник подготовительной группы, воспитатели , специалисты РДК, священник Введенского храма | Январьфевраль |
Фото-выставка “Наша дружная семья” | |||||
Результативность опыта
Результатом опыта работы с родителями дошкольников являются следующие показатели: повышение уровня заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом, увеличение количества родителей посещающих родительские собрания.
Уровень участия родителей ввоспитательно – образовательномпроцессе в 2010 – 2011уч.г.
Уровень участия родителей в
воспитательно - образовательном
процессе в 2011 - 2012 уч. г.
Уровень участия родителей воспитательно – образовательном процессе в 2012 - 2013 уч. г.
Повышение степени удовлетворенности родителей воспитательно – образовательным процессом.
Таким образом, анализ анкет показывает, что степень удовлетворенности родителей воспитанников ДОУ за три года вырос на 26%. Мы наблюдаем заинтересованность взрослых в жизни ребенка, активизацию их родительского потенциала. Критерием эффективности вариативного использования различных форм и методов в работе с родителями является искреннее проявление их интереса к занятиям детей, активное участие на родительских собраниях в анализе педагогических ситуаций, дискуссиях. Сталкиваясь с проблемами в воспитании детей, родители все чаще обращаются за квалифицированной помощью к педагогам ДОУ. Сегодня родители сами уже являются организаторами совместных мероприятий, а это самый высокий показатель эффективности воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Учитывая имеющийся опыт, планирую расширять границы взаимодействия с родителями, детьми и коллегами. Продолжать изучать и вводить в практику такие формы, как «семейный клуб», «родительская почта», где специалисты и педагоги ДОУ помогут родителям обогатить свой педагогический опыт.
Литература:
Библиографический список
Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М.: Сфера, 2009.
Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М.,1994.
Дуброва В.П.Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи: Учебное пособие. Минск,1997.
Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебное пособие. – М.: Академия, 1999.
Москалюк О.В., Погонцева Л.В. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. – Волгоград: Учитель, 2011.
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка: Взаимодействие ДОУ и семьи. – М.: Сфера, 2007.
Прохорова Г.А. Взаимодействие с родителями в детском саду. Практическое пособие. – М.: АЙРИС-пресс, 2009.
10.Тимофеева М.В. Система сопровождения родителей: модель организации клуба «Молодая семья», план-программа, занятия. – Волгоград: Учитель, 2009.
11. Журнал «Дошкольная педагогика»/ Ноябрь /2009.
12. Журнал «Дошкольная педагогика»/ Сентябрь /2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого мышления и воображения через вариативные формы музыкального образования.
Раскрывает принципы развития творческого мышления на уроке музыке...
Школа эстетического воспитания «Золотой ключик» - как вариативная форма предшкольного образования детей
Описывается опыт работы школы эстетического воспитания дошкольников "Золотой ключик" в учреждении дополнительного образования детей...
Вариативные формы аттестации на Высшую категорию.
Вариативные формы аттестации на Высшую категорию...
вариативные формы взаимодействия детского сада и семьи
совместная работа детей, родителей и воспитателей, направленная на развитие понавательной деятельности детей посредством приобщения к бурятской культуре...
Вариативные формы взаимодействия ДОУ и семьи как условие развития педагогической компетентности родителей.
Организация работы с семьей в рамках центра по работе с семьей...