Проект "Использование вариативных форм взаимодействия в ДОУ "Сказка"
проект

Бодунова Светлана Ильинична

Одним из путей развития конструктивного взаимодействия детского сада с семьями воспитанников является использование методов аквивизации родительского потенциала. Ведущая педагогическая идея проекта в разработке инновационных методов взаимодействия с родителями, помогающих формировать положительное отношение к детскому саду, преодолевать родительское сопротивление и активизировать взамоотношения родитель-ребёнок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Сказка» Артинского городского округа

(МАДОУ «Детский сад «Сказка»)

Использование вариативных форм взаимодействия с родителями в ДОУ «СКАЗКА»

Руководитель проекта Бодунова С.И.

Музыкальный руководитель

                                                     

                                                             

Образовательный проект

Научить человека быть счастливым —

 нельзя, но воспитать его так,

 чтобы он был счастливым, можно.

Антон Семенович Макаренко

Актуальность опыта

В Законе «Об образовании» (ст.44) сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье. Сменились акценты, главной стала семья, но вопросы педагогического просвещения родителей  по-прежнему актуальны. Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Для дошкольного учреждения актуальной сегодня является проблема дальнейшего углубления имеющихся представлений о семье в свете современных подходов, расширения представлений о содержании, формах и методах взаимодействия с семьей и выработке индивидуального подхода к ней. Сегодня необходимо уйти  от заорганизованности и скучных шаблонов, чтобы помочь родителям воспитанников стать своему ребенку настоящим другом и наставником. Сегодня необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка как в ДОУ, так и в семье.

Планируя  работу с родителями  прежде всего  нужно знать типологию семей, психологические особенности родителей, их возрастные характеристики, разнообразные стили общения родителей с детьми в различных семьях. Всем известно,  что каждая семья имеет ряд индивидуальных особенностей и по-разному реагирует на вмешательство извне. Поэтому в настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения проблемы и вопросы, волнующие семьи воспитанников.

Но, к сожалению, не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ним. И тому есть разные причины: первая - это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим; вторая – родители с невысокой жизненной активностью (не желаю, не хочу).

Есть и другой тип родителей, которые  обладают теоретическими знаниями по вопросам воспитания и развития детей, но применить на практике свои знания не всегда умеют. Здесь и важна помощь педагогов, готовых помочь родителям  теоретические знания преобразовать в практику радостного общения с ребенком.

Таким образом, складывается противоречие между развитием конструктивного взаимодействия современного детского сада с семьей, образованием единого образовательного пространства и принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, не умеющими на практике решать педагогические вопросы в воспитании детей.

Считаем, что одним из путей развития конструктивного взаимодействия детского сада с семьями воспитанников является использование в своей работе методов активизации родительского потенциала. Чтобы воспитывать, не нарушая гармоничное развитие личности ребенка,  нам, сотрудникам детского сада, и родителям необходимо преодолеть некую субординацию, монологизм  в отношениях друг с другом, которые мешают стать полноправными партнерами, заинтересованными в достижении общих результатов

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея проекта заключается в разработке инновационных методов к организации и методике взаимодействия с родителями, для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной  личности.

Новизна опыта заключается в  использовании новых  форм и методов, позволяющих    формировать позитивное отношение родителей  к детскому саду, помогающие преодолевать родительское сопротивление и активизировать взаимоотношения родитель-ребенок.

Вид проекта:   образовательный.

Продолжительность проекта:долгосрочный

Участники проекта: воспитанники ДОУ, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Этапы проекта .

1.Организационно-подготовительный Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора; определение цели и задач проекта; подбор литературы, пособий, атрибутов, методических разработок, сценария спектаклей; обсуждение с педагогами вопросов, связанных с проведением проекта; составление тематического планирования мероприятий; предполагаемые итоги реализации проекта;  

2.Аналитический

Деятельность в соответствии с тематическим планированием. Работа педагогического коллектива в режиме проектной деятельности.

3.Заключительный  Обобщение результатов работы; анализ проведённой работы; вывод.

Цель проекта: объединить усилия детского сада и семьи в вопросах

воспитания, развития ребенка; предоставить родителям возможность

общаться друг с другом, делиться опытом семейного воспитания.

Задачи:

Повышать психолого-педагогическую культуру родителей.

Помочь родителям преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции

ребенка.

Побуждать родителей проявлять искреннюю заинтересованность в

действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке.

Повышать заинтересованность родителей в выполнении общего

интересного дела; способствовать полноценному общению (обмен мнениями,

опытом семейного воспитания), проявлению творческих способностей,

создавать условия для реализации собственных идей.

Повышать значимость роли отца в воспитании дошкольников,

активизировать участие пап в жизни детского сада.

Ожидаемые результаты

1. Уровень компетентности родителей в воспитании детей

2. Организовано единое образовательное пространство семьи и ДОУ в

деле развития образованного ребѐнка

3. В результате традиции семьи и группы сделать постоянными,

интересными как для детей, так и для родителей и педагогов.

Этапы работы над проектом:

1. Организационный

2. Практический

3. Заключительный

Степень распространенности:

  • Представление проекта в детском саду «Сказка»;
  • Участие  в конкурсе творческих проектов по музыке среди обучающихся Артинского городского округа;
  • Публикация материалов проекта на интернет – сайтах;
  • Публикация отдельных материалов проекта (конспекты НОД);

Доступность: Система работы по использование вариативных форм взаимодействия с родителями в процессе социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста может быть использована в образовательном процессе всех педагогов дошкольного учреждения.

Продукты проекта:

  • Выступления на родительских собраниях
  • Информация в родительских уголках
  • Совместные праздники и развлечения
  • Фотоматериалы
  • Видеоматериалы
  • Проектная папка
  • Статья на сайте ДОУ
  • Просветительская деятельность

Модель реализации проекта

Длительность работы над опытом

Длительность работы над опытом охватывает период с 2012 по 2013 год и включает три этапа:

Первый этап (сентябрь – ноябрь 2010 года) – прогнозируемый:

составление социального паспорта ДОУ;

изучение потребностей  и ожиданий  родителей от детского сада;

обнаружение проблем и противоречий;

изучение литературы по данной проблеме;

определение цели и задач опыта.

Второй этап (декабрь 2010 г. – март 2013 г.) – формирующий:

построение и апробация работы с родителями  по двум взаимосвязанным направлениям:

-просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры;

-организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства (обмен мыслями, идеями, чувствами);

разработка конспектов мероприятий с родителями,  совместных мероприятий «родители-дети»;

подбор консультативного материала для родителей.

анкетирование;

обработка полученных данных;

соотнесение результатов с поставленной целью.

Теоретическая база проекта

Современные условия деятельности дошкольных учреждений ставят взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. По мнению специалистов, общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия.

Включение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения обусловлено личной ответственностью за воспитание ребенка, осознанием собственной значимости в его развитии, возможностью представлять более объективную картину развития своего ребенка.

Современному педагогу, учитывая интересы родителей, необходимо стремится к сотрудничеству.

Необходимо помнить, что основными социальными заказчиками ДОУ являются родители, поэтому работа педагога ДОУ сегодня должна ориентироваться на поиск таких форм и методов, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствующие формированию активной родительской позиции.

В настоящее время накоплен богатый опыт организации различных форм работы с родителями (В. И. Безлюдная, В. С. Богословская, В. П. Дуброва, Л. Г. Емельянова, Л. В. Загик, О. Л. Зверева, А. А. Петрикевич, А. М. Счастная и др.)

Варвара  Петровна Дуброва к индивидуальным формам работы с семьей отнесла беседы, консультации, посещения на дому, поручения и др.; к коллективным - собрания, встречи-вечера, круглые столы, тренинги, праздники, развлечения, совместные выставки, дни открытых дверей,  родительские конференции.Наглядно-информационные формы представлены организацией рекламы, оформление стендов, выставок и др.

Таким образом, изучив психолого-педагогическую литературу,  освещающую вопросы взаимодействия детского сада и семьи в условиях современности, мы пришли к выводам, что к  новым принципам взаимодействия относится вариативность содержания, форм и методов просвещения (образования), помогающих установлению доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами и формированию единого пространства развития между детским садом и семьей.

Технология описания опыта

   Для успешного решения задач работа с семьями дошкольников была организована  на основе следующих принципов:

- корректирующего воздействия в вопросах воспитания детей в семье,

- взаимодополняющего воздействия детского сада и семьи на детей,

- организации совместной деятельности педагогов, родителей  и детей в детском саду.

В работе  использовались  методы активизации родителей вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом,

постановка дискуссионных вопросов, предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения,

приведение примеров из литературных источников,

 подключение родителей к приведению аналогичных примеров и т.д.

В программе ДОУ «Сказка» выделены четыре основных формы взаимодействия детского сада с семьей: знакомство с семьей, информирование родителей, образование родителей, совместная деятельность.

Знакомство с семьей

  • анкетирование родителей на изучение потребностей,    выявлены трудности в вопросах воспитания и развития детей в семье
  • спланированы и проведены первые родительские собрания

   

Информирование родителей

 стендовая информация.

 информацию для родителей на сайте детского сада.

Одна  форм информирования – это индивидуальные консультации с родителями.

Образование родителей.

На родительских собраниях раскрывались такие темы, как:

Совместная деятельность.

Оригинальность досуговых мероприятий заключается в том, что их подготовка проводится совместно с творческой группой родителей, детей и воспитателей. Родители здесь выступают как активные участники. При подготовке мероприятий каждый родитель проводит большую индивидуальную работу со своим ребёнком: разучивают с детьми стихи, читали сказки, оформляют газеты, готовят сказочные костюмы и атрибуты для инсценировок, помогают создавать презентации. Такие мероприятия замечательны еще и тем, что они вызывают интерес родителей, способствуют их сплочению, приобретению опыта партнерских отношений.  Проведенное с  детьми время на совместных досугах помогает  межличностному общению и взаимопониманию.

Таким образом, учитывая интересы родителей и используя в своей работе методы активизации родительского потенциала, помогающие установить партнерские взаимоотношения в вопросах воспитания и развития детей, можно сделать вывод, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогом процесс воспитания и развития детей позволяет значительно повысить его эффективность.

Деятельно – ресурсный план подготовительного этапа

Этапы реализации проекта

Содержание  деятельности

Ресурсы

Ответственный

Сроки проведения

1

Организационно-подготовительный

Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора; определение цели и задач проекта; подбор литературы, пособий, атрибутов, методических разработок, сценариев праздников и развлечений, спектаклей; обсуждение с педагогами вопросов, связанных с проведением проекта; составление тематического планирования мероприятий; предполагаемые итоги реализации проекта

Научно – методические. Методическая и теоретическая литература.

Организационные

Создание творческой группы, распределение обязанностей между всеми участниками проекта.

Музыкальный руководитель, воспитанник подготовительной группы, воспитатели  

Декабрь

                                  2Аналитический этап

Деятельно – ресурсный план аналитического этапа

Этапы реализации проекта

Содержание  деятельности

Ресурсы

Ответственный

Сроки проведения

2

 Аналитический

Оформление выставок: Выставка творческих работ “Золотые руки наших мам”

Развлекательная программа “Супер-бабушка”

Музыкальное развлечение “Бал карапузов”

Развлекательная программа “Бабушка рядышком с дедушкой”

Организационные

Привлечение родителей, служащих храма, специалистов ДК  

Научно-методические:

Методическая и теоретическая литература.

Материально – технические.

Музыкальное сопровождение, нотный материал, аудиозаписи, видеозаписи  

Музыкальный руководитель, воспитанник подготовительной группы, воспитатели , специалисты РДК, священник Введенского храма

Январьфевраль

Фото-выставка “Наша дружная семья”

Результативность опыта

Результатом опыта работы  с родителями дошкольников являются следующие показатели: повышение уровня заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом, увеличение количества родителей посещающих родительские собрания.

Уровень участия родителей ввоспитательно – образовательномпроцессе в 2010 – 2011уч.г.

Уровень участия родителей в

воспитательно - образовательном

процессе  в 2011 - 2012 уч. г.

Уровень участия родителей воспитательно – образовательном процессе  в 2012 - 2013 уч. г.

Повышение степени удовлетворенности родителей воспитательно – образовательным процессом.

Таким образом, анализ анкет показывает, что степень удовлетворенности родителей воспитанников ДОУ за три года вырос на 26%. Мы наблюдаем заинтересованность взрослых в жизни ребенка, активизацию их родительского потенциала. Критерием эффективности вариативного использования различных форм и методов в работе с родителями является искреннее проявление их интереса к занятиям детей, активное участие на родительских собраниях в анализе педагогических ситуаций, дискуссиях. Сталкиваясь с проблемами в воспитании детей,  родители  все чаще обращаются за квалифицированной помощью к педагогам ДОУ. Сегодня родители сами уже являются организаторами совместных мероприятий,  а это самый высокий показатель эффективности воспитательно-образовательного процесса  в ДОУ.

Учитывая имеющийся опыт, планирую расширять границы взаимодействия с родителями, детьми и коллегами. Продолжать изучать и вводить в практику такие формы, как «семейный клуб», «родительская почта», где специалисты и педагоги ДОУ помогут родителям обогатить свой педагогический опыт.

 

Литература:

Библиографический список

Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М.: Сфера, 2009.

Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М.,1994.

Дуброва В.П.Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи: Учебное пособие. Минск,1997.

Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебное пособие. – М.: Академия, 1999.

Москалюк О.В., Погонцева Л.В. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. – Волгоград: Учитель, 2011.

От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка: Взаимодействие ДОУ и семьи. – М.: Сфера, 2007.

Прохорова Г.А. Взаимодействие с родителями в детском саду. Практическое пособие. – М.: АЙРИС-пресс, 2009.

10.Тимофеева М.В. Система сопровождения родителей: модель организации клуба «Молодая семья», план-программа, занятия. – Волгоград: Учитель, 2009.

11. Журнал «Дошкольная педагогика»/ Ноябрь /2009.

12. Журнал «Дошкольная педагогика»/ Сентябрь /2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого мышления и воображения через вариативные формы музыкального образования.

Раскрывает принципы развития творческого мышления на уроке музыке...

Школа эстетического воспитания «Золотой ключик» - как вариативная форма предшкольного образования детей

Описывается опыт работы школы эстетического воспитания дошкольников "Золотой ключик" в учреждении дополнительного образования детей...

Вариативные формы аттестации на Высшую категорию.

Вариативные формы аттестации на Высшую категорию...

вариативные формы взаимодействия детского сада и семьи

совместная работа детей, родителей и воспитателей, направленная на развитие понавательной деятельности детей посредством приобщения к бурятской культуре...