ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ГРУППЫ С РОДИТЕЛЯМИ В СИСТЕМЕ СПО
консультация

Успешность воспитательного процесса в работе воспитателя, в первую очередь, зависит от того, как складываются отношения между педагогами, студентами и родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ  ГРУППЫ С РОДИТЕЛЯМИ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Н.Ф.Иваничкина

ГБПОУ   «Сахалинский политехнический центр №5»

Успешность воспитательного процесса в работе воспитателя, в первую очередь, зависит от того, как складываются отношения между педагогами, студентами и родителями. Только единение, сплочение, установление взаимопонимания приводит к комфортным условиям в обучении. Целесообразно   воспитательную работу организовывать совместно, а возникающие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединить условия для достижения более высоких результатов.

Родители и воспитатель – воспитатели одних и тех же студентов, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда воспитатель и родители станут союзниками. В основе этого союза – единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения результатов.

Как родители, так и воспитатель желают видеть детей здоровыми и счастливыми.  Родители – это взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умения осмысливать события, поэтому в решении ряда вопросов, воспитательных проблем воспитатель может получить нужный совет у родителей. Сотрудничество воспитателя и родителей позволяет лучше узнать студента, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей, преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.

Воспитателю необходимо знать цель, формы и методы работы с родителями. Стиль работы воспитателя группы должен быть демократический, основанный на взаимном доверии, взаимодействии с родителями. Целью этого взаимодействия является забота о развитии студента. В свою очередь, содержанием взаимодействия воспитателя с родителями обучающихся является проявляемая забота о развитии и воспитании обучающегося, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке, способностях и перспективах развития. Иными словами, необходимо помочь студенту выявить свои возможности, задатки, склонности, интересы и развить их в различных видах деятельности. Это позволит студенту стать полноценной личностью в современной жизни.

Деятельность воспитателя с родителями обучающихся в нашем центре представлена следующими направлениями: 

• изучение социального паспорта семьи; 
• информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса; 

• психолого-педагогическое просвещение родителей; 
• взаимодействие с родительским комитетом; 
• совместная деятельность родителей и обучающихся.

Изучение семей и условий семейного воспитания. В Законе РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами». В действительности это так. Воспитательное влияние семьи велико и, к сожалению, не всегда позитивно. От того, каков психологический климат в семье, какие сложились отношения, традиции, обычаи, во многом зависит личность ребенка в будущем. Для того, чтобы помочь родителям в воспитании детей, а в случае необходимости и скорректировать воспитательное влияние семьи, воспитатель посещает семьи и знакомится с ними в естественной и неформальной обстановке. В ходе посещения воспитатель выясняет условия, созданные для домашних занятий студента, его семейные трудовые обязанности, интересуется, как организован досуг студента, каков его круг общения. Воспитатель должен постараться понять стиль жизни семьи, ее уклад, чем живет семья, каковы ее социальные установки, система нравственных, духовных ценностей, взаимоотношения друг с другом, семейные традиции, определяет уровень педагогической образованности родителей, оценивает их умение организовать жизнь и деятельность ребенка в семье. В ходе таких посещений педагогу необходимо быть очень тактичным: не начинать характеристику студента с негативного, не настаивать на раскрытии семейных секретов.

После посещения и изучения семей воспитатель составляет социальный паспорт группы. Эффективным методом работы наряду с посещением семей является индивидуальная педагогическая консультация. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей студентов. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для куратора. Родители получают реальное представление о делах и поведении студента, воспитатель – необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем студента.

Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход воспитатель должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?». Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного консультирования – доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность, выражение готовности к оказанию помощи семье, конкретные рекомендации и советы по возникающим у родителей вопросам. 

Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в группе.

 На первом же родительском собрании воспитатели знакомят родителей с целью и задачами своей будущей деятельности, с планом учебно-воспитательной работы, совместно с родителями обсуждают возможные пути реализации данной программы в семейном воспитании. На последующих родительских собраниях воспитатели информируют родителей об уровне сплоченности и организованности группы, его успехах и неудачах, о проводимых в классе мероприятиях и участии в них студентов. 

Психолого-педагогическое просвещение родителей. Самая распространенная форма работы преподавателя с родителями – это родительские собрания. Родительские собрания проводятся 4 раза в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы в группе, планирование воспитательной работы в группе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи с техникумом, подводятся итоги работы. Родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы. Необходимо уделять внимание и возрастным особенностям того или иного периода в развитии студента, и психологии, и взаимоотношениям родителей и детей. Семья играет главную роль в формировании личности студента. Поэтому основой совершенствования семейного воспитания является систематическая работа по повышению педагогической культуры родителей именно на родительских собраниях. С этой целью в каждой группе воспитатели делают сообщения на темы родительского всеобуча в течение всего учебного года. 

Взаимодействие с родительским комитетом. Для повышения эффективности обучения и воспитания студентов в группе очень важно создание дружного, работоспособного коллектива родителей, понимающих цели и задачи учебно-воспитательной работы, осознающих свое место в их решении, добивающихся активного участия каждого из родителей в работе группы, центра. Руководит работой родительского коллектива родительский комитет. В него входят наиболее опытные, инициативные родители. Родительский комитет совместно с куратором и под его руководством планирует, готовит и проводит совместную работу по оказанию помощи в воспитании студентов группы. 

Совместная деятельность родителей и студентов. Это направление очень важно, т.к. решает следующие задачи: расширение воспитывающей среды; увеличение диапазона позитивных влияний на развивающуюся личность студента; улучшение взаимоотношений преподавателей, родителей и студентов.  Реализация данного направления осуществляется через организацию совместных досуговых мероприятий. Родители помогают воспитателю в подготовке внеурочных мероприятий, принимают в них участие. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, экскурсии и походы в музеи, театры, планетарий и т.д. Все это позволяет родителям лучше узнать своих детей, открыть для себя еще не известные стороны их интересов и увлечений. К сожалению, активность родителей снижена, особенно в мероприятиях. Но даже единичные коллективные дела группы, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект.

 Все рассмотренные направления, формы и методы работы воспитателя группы с родителями обучающихся способствуют созданию благоприятной среды для организации воспитательного процесса центра.

          Убеждена, воспитание проявляется не в наставлениях, а ежеминутных мелочах, из которых соткана жизнь: взаимного уважения, стиля общения с коллегами, студентами, их родителями, нашего красноречия, образа жизни, эстетики кабинета, жизненной позиции, неравнодушия, терпения, любви и многого другого. У воспитательного процесса нет перерыва на обед, перемену или каникулы, он бесконечен. На воспитателя  группы взвалена непосильная ноша, которую надо пронести достойно, чтобы на любом отрезке жизненного пути воспитанники могли нас вспомнить с теплом и благодарностью. Воспитатель не вправе ошибаться, ведь в его руках будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные формы и методы формирования нравственных качеств учащихся в системе работы классного руководителя

Сообщение  об эффективных формах и методах формирования нравственных качеств учащихся в системе работы классного руководителя Отчет классного руководителя о проведении классного часа "Толерантнос...

Доклад " Формы и методы работы в системе эстетического воспитания"

Материал данного доклада содержит материал о формах и методах работы в системе эстетического воспитания в школе-интернат....

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ

Вопросы взаимодействия родителей, детей и педагогов актуальны во все времена  и их решение требуют от педагога не только практических умений работы с детьми, но и теоретических знаний в организац...

Система работы по формированию коммуникативных навыков обучающихся на уроках русского языка как повышение качества обученности через совершенствование форм и методов работы

Система работы по формированию коммуникативных навыков обучающихся на уроках русского языка как повышение качества обученности через совершенствование форм и методов работы...

Формы и методы работы педагогического коллектива с родителями, имеющими детей с нарушениями слуха. Из опыта работы.

В данной статье описаны некоторые формы и методы работы малого педагогического коллектива с родителями неслышащих учащихся на первоначальном этапе обучения в школе....

Методическая система учителя иностранного языка при подготовке учащихся к сдаче ГИА по английскому языку. Формы и методы работы.

              При обучении иностранному языку учитель призван организовывать и направлять учение учащихся. В его деятельности основными методами обучения явля...

«Методическая система учителя иностранного языка при подготовке учащихся к сдаче ГИА по английскому языку. Формы и методы работы» (9 класс)

При обучении иностранному языку учитель призван организовывать и направлять учение учащихся. В его деятельности основными методами обучения являются ознакомление, тренировка, применение и контрол...