Методическая система учителя иностранного языка при подготовке учащихся к сдаче ГИА по английскому языку. Формы и методы работы.
статья

Кноп Татьяна Анатольевна

                При обучении иностранному языку учитель призван организовывать и направлять учение учащихся. В его деятельности основными методами обучения являются ознакомление, тренировка, применение и контроль. В деятельности учащегося основными методами учения также являются ознакомление, тренировка, применение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_knop_ta.docx28.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Социокультурный центр» с.Лопхари

Педагогический семинар РМО учителей иностранного языка

Тема выступления:

 «Методическая система учителя иностранного языка

при подготовке учащихся к сдаче ГИА по английскому языку. Формы и методы работы»

Подготовила: Кноп Т.А.,

учитель английского языка

Лопхари, 2019 г.

При обучении иностранному языку учитель призван организовывать и направлять учение учащихся. В его деятельности основными методами обучения являются ознакомление, тренировка, применение и контроль. В деятельности учащегося основными методами учения также являются ознакомление, тренировка, применение. К сопутствующим методам следует отнести самоконтроль, самокоррекцию (Пассов Е.И.)

        Таким образом, подготовка уч-ся к ОГЭ начинается с информирования об особенностях процедуры экзамена по иностранному языку;

ознакомление с форматом заданий, в том числе заданий со свободно конструируемым ответом, то есть заданий части С (письмо);

ознакомление с критериями оценивания заданий части С (письмо);

информирование о возможных вариантах подготовки к экзамену по английскому языку.

Учебно-методический аспект подготовки учащихся к ОГЭ предполагает наличие:

  • программы подготовки учащихся, учитывающей особенности образовательного учреждения, потребности учащихся в соответствии с выбранными направлениями получения профессионального образования;
  • КИМ для выявления уровня подготовленности учащихся с целью организации дифференцированной подготовки;
  • комплектов рекомендованных пособий и  Цифровых Образовательных Ресурсов по подготовке к ОГЭ по английскому языку;
  • методических пособий для учителя английского языка.

Особое внимание следует уделить методической готовности  педагога, которые ведет подготовку учащихся к ОГЭ по английскому языку. С целью повышения качества обучения и уровня развития иноязычной коммуникативной компетенции учителю следует:

  • провести анализ нормативных документов, регламентирующих разработку КИМ: спецификация экзаменационной работы для выпускников общеобразовательных учреждений;
  • следить за изменениями в структуре и содержании контрольных измерительных материалов;
  • использовать при обучении учащихся только учебники и пособия, имеющие гриф Министерства образования и науки РФ и ФИПИ;
  • перестроить процесс обучения таким образом, чтобы на уроках был обеспечен баланс развития всех составляющих компонентов коммуникативной компетенции, а именно: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной;
  • анализировать с учащимися работы участников ОГЭ и тестирования с точки зрения их содержания и формы выполнения, сильных и слабых сторон;
  • систематически включать в уроки задания на аудирование в формте ОГЭ;
  • применение различных стратегий аудирования и чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  • развитие умений обосновывать и аргументировать свою точку зрения;
  •  формирование умений делить письменное сообщение на абзацы;

Подготовка учащихся к ГИА по английскому языку может быть организована в разных вариантах.

В ОУ подготовка к ГИА предполагает обеспечение готовности к выполнению заданий базового уровня (на уроках). Подготовка к выполнению заданий повышенного и высокого уровней сложности может осуществляться во внеурочной деятельности, если на это выделяют часы, в нашей школе подготовка осуществляется на консультациях.

 В  распоряжении уч-ся и учителя огромное кол-во УМК,  пособий с тестами для самоподготовки, он-лайн тренажёры, обучающие комп.программы. Хочется, конечно, сказать, что пособие не заменит учебник, задача пособия - измерить, а учебника – научить, поэтому все пособия, используемые мною для подготовки к ГИА носят тренировочный, контролирующий характер.

Я начинаю  подготовку к ГИА с аудирования. Как показывает опыт, этот вид работы всегда вызывает наибольшие затруднения у учащихся. Учащиеся, как правило, не понимают многие слова из диалогов и монологов и не могут правильно выполнить задания. За годы работы я пришла к выводу, что научить детей слышать и понимать английскую речь нельзя за 1-2 года подготовки к сдаче экзамена. Эта работа должна проводиться со 2-го класса и практически на каждом уроке и обязательно нужно работать дома. Очень важно готовить детей к пониманию прослушанного материала с помощью различных тренировочных упражнений - заданий. Можно начинать с таких, целью которых является догадка о значении незнакомых слов из контекста. Интересен также анализ употребления в речи слов, имеющих похожее произношение, но разное значение и написание в рамках определенной ситуации. Я даю прослушать предложения и тексты с анализом употребления слов.

Работа над развитием навыков понимания печатных текстов также проходит на всех этапах обучения, начиная со второго класса. Это чтение словосочетаний, предложений и текстов различной сложности, с обязательным выполнением заданий на контроль их понимания. Важно научить учащихся быстро находить информацию, несмотря на большой объем текстов, выделяя главное.

         Лексика и грамматика

Для успешного выполнения грамматического задания необходимо правильно определить время и поставить глагол в нужную форму. Это тренируется с начальной школы и на всех этапах обучения. В материалах экзамена наиболее часто употребляется страдательный залог, перфект, настоящее длительное время. Для правильного употребления существительных следует помнить о правилах образования множественного числа и притяжательного падежа. Как правило, это бывают сложные случаи (существительные – исключения). Часто, если встречается количественное числительное, необходимо бывает образовать от него порядковое. Местоимения, как правило, ставятся в нужный падеж и соответственно прилагательные должны стоять в правильной степени сравнения-сравнительной или превосходной.   Что касается задания по преобразованию слов, то в нем учащиеся должны продемонстрировать свои знания по словообразованию.  При выполнении экзаменационного задания я стараюсь научить прежде всего точно определить какой частью речи является пропущенное слово, для этого мы обращаем внимание на слова и фразы стоящие слева и справа от пропуска.

Задания по письму отрабатываются на уроках и дома, уч-ся приносят написанные письма, затем мною осуществляется контроль, а уч-ся коррекция.

Как правило, любая подготовка основывается на рассмотрении типичных ошибок и методических рекомендациях. Для того, чтобы сдать раздел «Говорение» на высокие баллы, учащимся необходимо обратить внимание на типичные ошибки, которые допустили их предшественники:

Типичные ошибки при выполнении задания 1:

  • учащиеся неправильно произносят звуки [θ] [ð] [ŋ] [h][ɜː]; b) не умеют читать слова, в которых буквы пишутся, но не читаются: muscles, droughts;
  • неправильно ставят ударение в сложных словах, имеющих два корня;
  • не дочитывают окончания слов либо вставляют окончания, которых нет; вставляют слова, которых в тексте нет, чаще всего артикли и предлоги.

Типичные ошибки при выполнении задания 2: Ответ на вопрос не дан, ИЛИ ответ не соответствует заданному вопросу, ИЛИ ответ дан в виде слова или словосочетания, И/ИЛИ допущены фонетические,
и лексические, и грамматические ошибки, препятствующие пониманию ответа.

Типичные ошибки при выполнении задания 3: 

При ответе на данное задание, важно соблюдать три аспекта: решение коммуникативной задачи (дать ответы на все вопросы, раскрыть содержание),  придерживаться организации высказывания (логики и связности в речи) и языковое оформление речи (словарный запас, грамматические структуры, фонетическая сторона речи).

Для успешной подготовки к устной части ОГЭ следует проводить работу по двум основным направлениям: 1. работа над монологическим высказыванием в рамках школьной программы. В данном направлении необходимо обратить внимание на разработку заданий, благодаря которым, ребенок разовьет навыки говорения; 2. знакомство с заданиями типа ОГЭ. Отработка заданий.

Безусловно, формирование речевых умений у учащихся невозможно без кропотливой работы над языковыми навыками. Поэтому главная задача учителя смотивировать ученика на монологические высказывания, а также подобрать и разработать упражнения для развития у учащихся необходимых навыков и умений.

Таким образом, вся методика подготовки к устной части единого государственного экзамена основана на развитие монологического высказывания, а также на отработку заданий формата ОГЭ. Устная речь на иностранном языке относится к сложным многоплановым умениям, требующим решения непростых коммуникативно-мыслительных задач и грамотного оперирования усвоенным языковым материалом. Использование разнообразных форм, приемов, методов и средств обучения в процессе овладения навыками монологической и диалогической речи при подготовке к устной части ОГЭ по английскому языку обязательно принесёт ощутимый результат.

В данном выступлении, речь шла о подготовке к ГИА уч-ся, мотивированных на экзамен, подготовка целого класса носит немало трудностей. И в реальной ситуации, такие обучающиеся дадут слабые показатели успешности выполнения заданий.

Список литературы

1. Вербицкая М.В., К.С. Махмурян, В.Н. Симкин. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года по иностранным языкам. – Москва 2015г.

2. Скалкин, В.Л. Коммуникативные упражнения на английском языке. – М. Просвещение 1983.,1983. г.

3. «Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ по английскому языку: грамматика и лексика» М.Манн, Стив Тейлор-Ноулс. Оксфорд, Макмиллан, 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии подготовки учащихся к сдаче ГИА по английскому языку.Раздел "Чтение".

Данное учебно-методическое пособие предлагает систему упражнений, формирующих ключевые умения, проверяемые в разделе "Чтение" с использованием стратегий, рекомендуемых для выполнения различных типов з...

Психолого-педагогическая подготовка учащихся к сдаче ОГЭ по английскому языку в условиях реализации ФГОС

Одной из важнейших задач школы  на современном этапе является необходимость решения задач сопровождения ребенка в условиях модернизации образования, изменениях в его структуре и содержании.Основн...

Методические рекомендации по подготовке учащихся к сдаче ОГЭ по английскому языку в разделе "чтение".

В проектной работе даются краткие рекомендации о том, как повысить интерес к чтению. Рассматриваются приемы и методы подготовки к ОГЭ по английскому языку в разделе чтение и дается описание самого раз...

Эффективные приемы подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по английскому языку.

Эффективные приемы подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по английскому языку....

Специфика подготовки учащихся к сдаче ОГЭ по английскому языку.

Структура ОГЭ по английскому языку. Основные сложности при сдаче экзамена....

статья "Опыт подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по английскому языку"

Предлагая ученикам свои способы получения знаний и навыков, как более профессионально продуктивных, учитель, таким образом, становится источником их становления, иллюстрирует их ученикам, создавая тем...

«Методическая система учителя иностранного языка при подготовке учащихся к сдаче ГИА по английскому языку. Формы и методы работы» (9 класс)

При обучении иностранному языку учитель призван организовывать и направлять учение учащихся. В его деятельности основными методами обучения являются ознакомление, тренировка, применение и контрол...