Доклад для родителей Что такое детско-родительские конфликты?
материал
Все семьи, в которых есть дети, сталкиваются с тем, что рано или поздно между родителями и детьми возникают конфликты по тем или иным причинам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_roditelskom_sobranii.docx | 166.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на родительском собрании
Что такое детско-родительские конфликты?
Шеремет И.И.
Что такое детско-родительские конфликты?
Конфликты в детско-родительских отношениях отражают внутренние противоречия развития, в частности между:
- Уровнем социальной и умственной компетентности ребенка;
- Его мотивами, потребностями, ценностными ориентациями и особенностями социальной ситуации развития – уровнем предъявляемых требований, сложившейся системой общения и взаимодействия в семье.
Причины детско-родительских конфликтов
Все семьи, в которых есть дети, сталкиваются с тем, что рано или поздно между родителями и детьми возникают конфликты по тем или иным причинам. Детско-родительские конфликты могут быть краткосрочными, могут быть хроническими и затяжными. Но любой конфликт, неважно, какого он характера, имеет определенные причины.
Конечно же, эти причины могут быть разными, но тем не менее всех их можно объединить в более узкие категории. Рассмотрим эти категории, отражающие определенные психологические причины конфликтов между родителями и детьми.
1. Тип внутрисемейных отношений. Если обобщить все типы отношений между членами семьи, то можно выделить две большие категории: дисгармоничный и гармоничный типы.
Гармоничное семейное отношение характеризуются следующим: каждый член семьи имеет свою психологическую роль, но в то же время 2
сформировано, так называемое, семейное «Мы», то есть ощущение единства, равноценности, сплоченности, взаимоуважения и взаимоподдержки.
Также в гармоничной семье все ее члены способны находить выход из трудных ситуаций, могут вместе решать возникающие проблемы и противоречия. Гармоничный тип семьи характеризуется тем, что каждый человек в ней способен к психологической гибкости.
Что касается дисгармоничной семьи, то ее характеристики проявляются в следующем: между членами семьи устанавливаются конфликтные взаимоотношения, которые могут проявляться в хронических затяжных ссорах и разногласиях. Таким образом, подобные взаимоотношения формируют напряженный психологический климат, тенденция которого стремится к нарастанию, но не к ослаблению.
Именно поэтому дети в семьях с ссорящимися родителями регулярно испытывают психологический дискомфорт, переходящий в проблемное поведение и психические расстройства.
2. Деструктивность стиля воспитания. Вторым глобальным фактором, влияющим на возникновение конфликтов между родителями и детьми, является стиль семейного воспитания, который также может быть гармоничным или дисгармоничным.
Проявления дисгармоничного стиля воспитания детей в семьях
- Регулярные разногласия родителей и других членов семьи (например, бабушек и дедушек по вопросам воспитания детей). Особенно проблемным является вариант, когда споры по вопросам, какие именно методы воспитания использовать, происходят на глазах самих детей. 3
- Противоречивое, непоследовательное, а порой даже и неадекватное воспитание. Так происходит, например, когда мать, находящаяся в затяжном конфликте с отцом, разрешает ребенку делать что-то, что отец ему делать запрещает. Таким образом, супруга косвенно вступает в конфликт, а, может быть, даже и вымещает месть на своего супруга, что, конечно же, усугубляет эмоциональное состояние ребенка и приводит к серьезным психологическим проблемам;
- Чрезмерная опека и неадекватные запреты родителей по отношению к детям. Это может проявляться по-разному, например, когда мать запрещает ребенку общаться с отцом, если она находится с ним в разводе. Либо же другой вариант типичного проявления намеренной изоляции ребенка от круга сверстников, проявляющийся в запретах на проведение совместного досуга ребенка с его друзьями;
- Чрезмерно завышенные требования и высокие стандарты по отношению к детям. В некоторых случаях родители могут требовать от ребенка постоянных высоких результатов. Средние результаты и достижения ребенка могут не приниматься, а принимаются только лишь самые лучшие. Типичный пример, когда от ребенка требуют во что бы то ни стало учиться только лишь на одни «пятерки». Если подобного не происходит, то родитель может вводить различные санкции, ограничения, может угрожать и в худших случаях даже и проявлять эмоциональное отвержение и непринятие ребенка, если он не соответствует требованиям взрослого. 4
Классификация отклонений в стиле семейного воспитания (по Личко А.Е. и Эйдемиллер Э.Г.)
Все вышеописанные проявления и черты семейного воспитания отражены в классификации Личко А.Е. и Эйдемиллер Э., выделившие их в отдельные категории. Рассмотрим их более подробно:
- Гипопротекция. Данный стиль семейного воспитания проявляется в том, что по отношению к ребенку не осуществляется необходимого присмотра и надзора. Дети, воспитывающиеся по типу гипопротекции страдают от недостатка внимания со стороны родителей. Такие дети могут быть практически всегда предоставлены самим себе. В некоторых случаях подобная гипопротекция проявляется только лишь в эмоциональных отношениях родителей и ребенка в том, что взрослый никак не проявляет участие и заинтересованности в самочувствии и внутреннем мире ребенка. В худших случаях подобный стиль воспитания может привести к безнадзорности, так как ребенок может просто не находиться дома, а родители могут даже не знать о его местонахождении.
- Доминирующая гиперпротекция. В данном случае родители занимают чрезмерную и гиперопекающую позицию по отношению к ребенку. Но в то же время подобная чрезмерная забота, которая может даже вредить, сочетается с мелочным контролированием по отношению к ребенку, а также с большим количеством разнообразных ограничений, санкций и запретов.
- Воспитание по типу «кумира семьи». Подобный стиль воспитания еще называется «потворствующей гиперпротекцией», что проявляется в стремлении родителей удовлетворять абсолютно все, даже самые незначительные и мелкие прихоти ребенка. При данном стиле воспитания у ребенка не удовлетворяются очень важные потребности – в создании адекватных границ, а также в самостоятельности, что в будущем может 5
привести к тому, что ребенок вырастет избалованным и неспособным добиваться своих целей путем собственных усилий.
- Эмоциональное отвержение. Самый тяжелый и пагубный по отношению к психологическому состоянию ребенка стиль воспитания. При нем родитель не принимает своего ребенка безусловно, что может проявляться на рациональном, но чаще всего на бессознательном уровне.
В данном случае родитель может явно или неосознанно испытывать неприязнь или отвращение по отношению к собственному ребенку. В некоторых случаях родитель может не чувствовать каких-либо ярких эмоций в отношении своего ребенка, что так или иначе проявляется на поведенческом уровне и несет за собой пагубные последствия для эмоционального состояния ребенка.
- Жестокое обращение. В данном случае по отношению к ребенку проявляется насилие со стороны родителей. Насилие может быть всех известных форм: как эмоциональное, так физическое и сексуальное. Этот стиль воспитания отличается от эмоционального отвержения, которое чаще происходит скрытно. Стиль жестокого обращения происходит проявляется более явно, где родители не скрывают отрицательных чувств по отношению к своему ребенку.
Также в данную классификацию можно внести и противоречивый стиль воспитания, а также непрогнозируемые эмоциональные реакции родителей.
В случае с противоречивым стилем, как было описано выше, разные родители, осуществляющие опеку и воспитание, могут диктовать разные требования, давать разную обратную связь и противоречить другим воспитательным методам остальных членов семьи, что в конечном счете провоцирует формирование эквивалентного отношения у ребенка к каким-либо правилам и нормам вообще. 6
В случае с непрогнозируемыми эмоциональными реакциями родителей ребенок часто испытывает сильную тревогу и находится в хроническом напряжении, так как подобный стиль характеризуется тем, что родители, например, мать может демонстрировать полярное поведение, которое трудно предугадать ребенку.
Например, мать может быть ласкова и нежна с ребенком в одни моменты, а в другие, неожиданно для него, может ударить или накричать. Либо может резко стать отстраненной и холодной, что заставляет ребенка постоянно находиться в ситуации тревожного ожидания - каким будет его родитель в следующий момент. Все это не позволяет ребенку чувствовать себя в безопасности внутри своей семьи, рядом с самыми близкими взрослыми.
Психологические проблемы ребенка, растущего в семье с дисгармоничным стилем воспитания
Все вышеперечисленные ошибки могут приводить к формированию у ребенка определенных психологических проблем, впоследствии перерастающих в симптомы психических расстройств. Рассмотрим их более подробно:
- Наличие повышенного уровня тревожности, невротизации, появление страхов;
- Повышенный уровень агрессивности и раздражительности;
- Плохая социальная адаптация, неразвитый социальный интеллект, что проявляется в виде трудностей при общении со сверстниками и другими людьми;
- Плохая успеваемость и трудности с адаптацией к школьным требованиям; 7
- Девиантное поведение, проявляющееся в разных формах (алкоголизация, курение, употребление ПАВ, антисоциальное поведение и т.д.).
Справедливости ради необходимо отметить, что упрямство и эгоцентризм, непослушание может быть вызвано возрастным кризисом.
И, действительно, наиболее часто конфликты у родителей возникают с детьми подросткового возраста.
Типы конфликтов родителей и подростков
Как показывает статистика и опыт специалистов, то наиболее часто конфликты между родителями и детьми возникают в период подросткового возраста у ребенка. Все конфликты между родителями и подростками можно объединить в определенные группы. Рассмотрим их более подробно:
- Конфликт неустойчивости родительского отношения. Данный конфликт возникает вследствие того, что наблюдается эквивалентное отношение к личности ребенка в целом, либо же к его поведению. Например, родитель может постоянно менять категоризацию оценивания ребенка;
- Конфликты гиперопеки. Подобный конфликт проявляется из-за того, что родители проявляют сверхзаботу в отношении ребенка, которая может притеснять его и заставляет чувствовать себя ущербно. Особенно тяжело протекает этот конфликт, если наряду с гиперопекой родители предъявляют завышенные ожидания к ребенку;
- Конфликт неуважения самостоятельности ребенка. Возникает, если родители стремятся полностью контролировать своего подростка, и их указания и запреты тотально распространяются на всю его жизнь. 8
- Конфликт авторитета. Этот конфликт может возникать вследствие ригидной позиции родителей, стремящихся добиться подчинения ребенка любой ценой во что бы то ни стало, чтобы не пострадал их авторитет в собственных глазах.
Обычно ребенок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает такими реакциями как:
- Реакция оппозиции;
- Реакция отказа;
- Реакция изоляции.
Профилактика детско-родительских конфликтов
Рассмотрим 4 основных направления профилактики конфликтов родителей с детьми:
- Повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастные психологические особенности детей, а также их эмоциональные состояния.
- Организация семьи на коллективных началах. Общие перспективы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий.
- Подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного процесса.
- Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям.
Данные направления должны реализовываться в совокупности друг с другом. Только объединение перечисленных направлений может привести к эффективному снижению конфликтности отношений. 9
Общие рекомендации для родителей по снижению уровня конфликтности в отношениях с детьми
На основании вышеизложенного родителям, испытывающим хронические трудности во взаимоотношениях со своим ребенком, можно предложить следующие рекомендации:
- Всегда помнить об индивидуальности ребенка;
- Учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения;
- Стараться понять требования маленького ребенка;
- Помнить, что для перемен нужно время;
- Противоречия воспринимать как факторы нормального развития;
- Проявлять постоянство по отношению к ребенку;
- Чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив;
- Совместно искать выход путем перемены в ситуации;
- Ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их справедливость и необходимость;
- Дать ребенку возможность прочувствовать неизбежность негативных последствий его проступков;
- Логически разъяснять возможности негативных последствий; расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений;
- Учитывать легкость переключения внимания у маленьких детей.
Учет перечисленных рекомендаций позволит установить родителю доверительные отношения с ребенком. Более того, они помогут установить и сохранить авторитет родителя в глазах ребенка. 10
Но также важно отметить и то, что выполнение всех вышеописанных рекомендаций не дает гарантий того, что поведение ребенка обязательно резко изменится в короткие сроки. Любые изменения в поведении человека не происходят быстро. Это нужно помнить и быть готовым к тому, что, возможно, родителям придется прикладывать довольно много усилий на протяжении месяцев для достижения результатов. Ни в коем случае не стоит отчаиваться и считать, что все методы лишены смысла, если эффект не виден сразу.
Повышенная конфликтность детско-родительских отношений – это один из аспектов негативного влияния семейного воспитания, но при этом приоритетная роль в разрешении конфликтов с ребенком все равно отдается родителю.
Если говорить о профилактике конфликтов в рамках системы отношений «ребенок-родитель», то она должна быть направлена на нивелирование взаимных ошибок при взаимодействии ребенка и родителя.
Важность родительской позиции в ситуации конфликтов с детьми
В конфликтах между родителями и детьми большое значение имеет позиция взрослых.
Подросток не всегда способен действовать как взрослый человек. Его личность находится в стадии становления, поэтому реакция подростка на внешние воздействия более непосредственна, чем у взрослых. У них еще не устоялись «социальные тормоза», «Я - концепция» (представления о самом себе) у подростков не так еще нагружена различными табу общества, как у взрослых, и они еще не в силах четко контролировать свои эмоции в различных ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИКА «ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ» - РОДИТЕЛЬ ГЛАЗАМИ ПОДРОСТКА
Проблема отцов и детей- актуально вечно...
Собрание для родителей. Тема "Формирование здоровых детско-родительских отношений"
Собрание для родителей. Тема "Формирование здоровых детско-родительских отношений"...
Буклет для родителей по гармонизации детско-родительских отношений (по программе тренинговых занятий для родителей (Коновалова О.И.))
Семья – мощное средство воспитания, с кем не может конкурировать ни один другой институт общества. То, каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений....
Консультация для родителей: Современные проблемы детско-родительских отношений и пути их коррекции.
Современные проблемы детско-родительских отношений и пути их коррекции.Семья - маленький социум и самое близкое, самое важное в жизни каждого человека. И, как и где бы человек ни родился, семья ...
Доклад на ШМО по теме "Обобщение опыта использования диагностических методик детско- родительских отношений с целью практического применения"
Материал для работы с родителями...
Буклет «Рекомендации родителям по нормализации детско-родительских отношений»
laquo;Рекомендации родителям по нормализации детско-родительских отношений»...
Методический доклад "Влияние детско-родительских отношений на развитие детской одаренности. Сопровождение семей, имеющих детей с признаками одаренности."
Работа с одаренными детьми – сложный и никогда не прекращающийся процесс, требующий ...