Семинар-практикум "Стили семейного воспитания"
методическая разработка

Балунда Александра Францевна

Целью семинара является создание условий, способствующих осознанию родителями собственного стиля взаимодействия с ребенком, барьеров к пониманию детей; содействие формированию потребности совершенствования детско-родительских отношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель семинара:

  • организовать условия, способствующие осознанию родителями собственного стиля взаимодействия с ребенком, барьеров к пониманию детей;
  • содействовать формированию потребности совершенствования детско-родительских отношений.

Оборудование:

  • мыльные пузыри,
  • бланки анкеты «Стратегии семейного воспитания»,
  • мультимедийное оборудование,
  • спокойная музыка,
  • памятка для родителей,
  • «письма любви»

Организация пространства:

До начала собрания, пока родители собираются, тихо играет спокойная музыка и идет показ презентации слайдов, позволяющих родителям отвлечься от рабочих проблем и настроиться на тему собрания; родители рассаживаются в произвольном порядке.

Ориентировочное время проведения: 1-1,5 часа.

Ход встречи

  1. Приветствие. Упражнение «Мыльные пузыри»

Классный руководитель: Здравствуйте уважаемые родители, мы рады встречи с Вами и надеемся, что сегодня наше общение пройдет в теплой, дружеской обстановке, и мы сможем дать ответы на интересующие Вас вопросы.

Итак, для начала я предлагаю Вам вспомнить детство. Кто из нас не любил пускать мыльные пузыри? Вот и сейчас мы как в детстве будем по очереди пускать пузыри и рассказывать о положительных качествах Вашего ребенка, и чем он похож на Вас.

/родители пускают мыльные пузыри, затем рассказывают о своих детях/

Спасибо за Ваши рассказы, я передаю слова педагогу-психологу.

  1. Вхождение в тему. Метафора «Погода»

Педагог-психолог: Уважаемые родители, я попрошу обратить Ваше внимание на доску. Посмотрите на предложенный рисунок (демонстрируется морозная, холодная погода) и скажите, что на нем изображено.

- Зима, холод, мороз (родители).

- Хочется в такую погоду на улицу?

- Нет /родители/

- Почему?        

- Потому что холодно, неуютно /родители/

- Рассмотрим следующее изображение. Теперь какая погода?

- Хорошая, теплая /родители/

- Хочется в такую погоду на улицу?

- Да /родители/

- Как Вы чувствуете себя в такую погоду?

- Отлично, хочется что-то делать, гулять /родители/

- Давайте посмотрим, как изменилась погода, что теперь?

- Жарко, лето /родители/

- На улицу хочется?

- Нет /родители/

- Почему? Как Вы себя чувствуете в такую погоду?

- Жарко, пекло, хочется в тенек, спрятаться от жары /родители/

- Для чего же я все это говорю? С чем же можно сравнить погоду, обсуждая сегодняшнюю тему родительского собрания «Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка»?

- ……………………….. /родители/

- Дело в том, что стили воспитания характеризуются /отличаются/ уровнем контроля /внимания/ со стороны родителей и уровнем принятия /любви и понимания/ ребенка родителем. Когда родитель недостаточно внимателен к своему ребенку и не принимает его таким, какой он есть, постоянно критикуя – температура таких взаимоотношений понижается, ребенку становится «холодно», он ищет способы «согреть» себя. Когда родитель в меру контролирует жизнь ребенка, принимает его и понимает, тогда «температура» таких взаимоотношений в норме и ребенку «тепло» и уютно, и все у него получается, и все кажется прекрасным. Но очень строгий контроль и идеализирование ребенка повышает «температуру» взаимоотношений родителя и ребенка, ребенку «душно», хочется убежать, спрятаться.

Температуру за окном мы можем измерить с помощью термометра, а «температуру взаимоотношений» измерим с помощью теста, т.е. определим Ваш стиль воспитания.

  1. Самодиагностика родителей. Тест «Стратегии семейного воспитания»

Инструкция: выберите из четырех вариантов наиболее предпочтительный.

  1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека – наследственностью или воспитанием?

А. Преимущественно воспитанием.

Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.

В. Главным образом врожденными задатками.

Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

  1. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

А. Это игра слов, имеющая мало отношения к действительности.

Б. Абсолютно с этим согласен.

В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.

Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

  1. Какое суждение о воспитании вы находите наиболее удачным?

А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться. /Эдгар Хоу/

Б. Цель воспитания – научить детей обходиться без нас. /Эрнст Легуве/

В. Детям нужны не поучения, а примеры. /Жозеф Жубер/

Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному. /Томас Фуллер/

  1. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.

Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.

В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное – позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.

Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

  1. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?

А. Если просит, можно и дать.

Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.

В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.

Г. Некоторую сумму выделяем на определённый срок, а потом расходы мы обычно обсуждаем в доверительной беседе.

  1. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?

А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.

Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.

В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более, что их обиды не долгие.

Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

  1. Как вы относитесь к сквернословию вашего ребенка?

А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей это не принято.

Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.

В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.

Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

  1. Ваш ребенок-подросток хочет провести время у друга, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы его?

А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.

Б. Возможно, если знаю его товарищей как порядочных и надежных ребят.

В. Он вполне разумный человек, чтобы сам принять решение. Хотя, конечно, в его отсутствие буду немного беспокоиться.

Г. Не вижу причины запрещать.

  1. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.

В. Расстроюсь.

Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

  1.  Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

А. Безусловно.

Б. Стараюсь.

В. Надеюсь.

Г. Не знаю.

Обработка результатов

стиль поведения

номера вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Авторитетный

Б

В

В

Г

В

Г

А

Б

Г

Б

Авторитарный

А

А

Г

В

Б

Б

Б

А

А

А

Либеральный

В

Б

Б

Б

А

А

Г

В

В

В

Индифферентный

Г

Г

А

А

Г

В

В

Г

Б

Г

Интерпретация результатов теста.

        Пользуясь таблицей, отметьте выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения.

        Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания.

        Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением.

        Постарайтесь понять, какими же мы все-таки хотим видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.

  1. Мини – лекция «О стилях семейного воспитания»

Психологами выделяются несколько основных стилей родительского поведения. Причем эти стили родительского поведения далеко не всегда осознанны самими родителями. Они характеризуются разной степенью принятия ребенка и уровнем контроля.

  1. Индифферентный тип семейного воспитания («безразличный тип», «гипоопека») характерезуется низким уровнем контроля и холодными отношениями. Такие родители не устанавливают для детей никаких ограничений, заняты собственными проблемами и закрыты для общения. Их мало волнует душевное состояние ребенка. Родители, придерживающиеся данного стиля воспитания, убеждены, что если их ребенок одет, обут и отправлен в школу, то их родительский долг выполнен. Главный метод воспитания в такой семье – кнут и пряник.

Как вы думаете, каким вырастет ребенок в данной семье?

        В результате такого воспитания дети, как правило, не имеют собственного мнения, любят хвастаться, не умеют искренне сочувствовать, сопереживать, понимать другого, потому что их просто не научили этому; зачастую, не любят ни умственный, ни физический труд. Дети из таких семей более других склонны к проблемному поведению.

  1. Либеральный стиль семейного воспитания (или попустительский). Уровень контроля тоже низкий, но отношения теплые. Родители в такой семье не умеют или не хотят воспитывать ребенка, возможно, высоко ценят его личность, легко общаются с ним, доверяют ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься…

По плечу ли ребенку такая свобода? Насколько разумно он этой свободой воспользуется?

Ребенок предоставлен сам себе, и спрогнозировать его дальнейший характер невозможно, так ка он в большей мере будет зависеть от того, в какой среде будет жить и учиться помимо семьи. Неспособность семьи контролировать поведение ребенка может привести к вовлечению его в асоциальные группы. Становясь более взрослыми, такие дети конфликтуют с теми, кто не потакает им, не готовы к ограничениям и ответственности; чувствуют страх и неуверенность.

  1.  Авторитарный тип семейного воспитания («автократический», «доминирование») – это высокий уровень контроля и холодные отношения. Родители хорошо представляют, каким должен вырасти ребенок и прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях очень категоричны и неуступчивы. Такие родители активно используют методы наказания. Это проявляется в командном тоне родителей, криках, физических наказаниях.

Подумайте, чем для таких родителей выгоден данный метод воспитания?

Как вы думаете, комфортно ли ребенку ежедневно находиться под таким прессингом?

Каким вырастет ребенок в данной семье?

В таких семьях дети испытывают дефицит родительской ласки, тепла, похвалы и поддержки. В результате – либо пассивность и зависимость детей, либо неуправляемость и агрессивность. В любом случае – ощущение психологического неблагополучия.

  1. Гиперопека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя; полностью концентрируя свое внимание на ребенке.

Скажите, пожалуйста, насколько эффективен данный стиль воспитания?

В чем вы видите его плюсы?

В чем состоят минусы?

Каким вырастет ребенок в такой семье?

Именно эти дети оказываются наиболее неприспособленными к жизни в коллективе. Часто именно эта категория подростков дает наибольшее число нервных срывов в переходном возрасте; завышенная самооценка, тревожность и беспомощность.

  1. Хаотический стиль (непоследовательное руководство) – это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет определенных требований к ребенку или наблюдаются разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.

Что вы можете сказать о возможных последствиях в развитии ребенка при наличии подобной ситуации в семье?

Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость. При таком воспитании не формируется самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений и заниженная самооценка.

Так ка же нужно воспитывать детей?

  1. Авторитетное воспитание («гармоничный стиль», «сотрудничество», «демократический стиль») означает теплые отношения и высокий уровень контроля. Отношения строятся на взаимном уважении и доверии. Родители открыты для общения и обсуждают с детьми правила поведения в семье Допускают и изменение своих требований в разумных пределах.

Гармоничный стиль воспитания, естественно, формирует гармоничный тип личности ребенка. Дети вырастают приспособленными к жизни, уверенными в себе и ответственными.

Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком – это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.

Таким образом, именно от того, какой тип отношений сложился в семье, зависит характер становления личности ребенка и в дальнейшем его судьба.

  1. Ролевая игра «Услышать ребенка»

В игре принимают участие четыре родителя, исполняя роли подростка, отца, матери и бабушки.

        Предлагается следующая ситуация: «Ребенок приходит злой из школы, забрасывает свой портфель в самый дальний угол комнаты и кричит: «Не пойду я больше в эту школу! Там математичка опять ко мне цепляется! Я сам эту контрольную сделал, а она говорит – списал! Сказала: «Завтра прийти с родителями к директору» и т.д.»»

        Родителям – актерам тихо даются следующие установки к исполнению ролей:

  • «ребенок» злится, дерзит, очень эмоционально протестует, приводит различные аргументы своей правоты и т.д.;
  • «отец» демонстрирует авторитарный стиль поведения (давление на ребенка, крик, угрозы и т.п.);
  • «мать» принимает роль гиперопекающего родителя (постоянно оправдывает ребенка, ругается из-за него с мужем; обвиняет учителей в несправедливости и т.п.);
  • «бабушка» демонстрирует хаотический, непоследовательный стиль поведения (в замешательстве; боясь остаться в немилости у сына или у снохи, поддерживает то одного, то другого, сомневается в своих словах; не может точно сформулировать суть проблемы и свои советы и т.п.).

Зрителям (остальным родителям) дается задание наблюдать за всем происходящим, отслеживать плюсы и минусы в разговоре родителей со своим ребенком, отметить наиболее распространенные ошибки в общении с детьми.

        Обсуждение ситуации начинается с обращения к «актерам»:

  1. Что вы чувствуете сейчас?
  2. Что вы чувствовали, исполняя свою роль?
  3. Какие выводы вы для себя сделали?

Анализ чувств и формулирование выводов.

Обращение к зрителям, анализ их наблюдений и выводов.

Психолог: Сын приходит после уроков домой, бросает портфель и кричит: «Не пойду я больше в эту школу!». Как правильно отреагировать? Что сказать ребенку? Как сохранить спокойствие, особенно если вы сами в этот момент устали, раздражены, поглощены своими проблемами? На ум чаще всего приходят обычные, автоматические ответы, из которых можно составить внушительный список наших ошибок:

  • Это приказы, команды, угрозы («Что значит не пойду?!  Ты хочешь остаться неучем? Стать дворником? Не будешь учиться – ни копейки от меня не получишь!»);
  • Морали, нравоучения, ведущие к так называемой «психологической глухоте», когда ребенок просто перестает вас слышать;
  • Критика, выговоры («У всех дети как дети, а у меня… И в кого ты такой уродился? Что ты там опять натворил?! Если ты еще раз так сделаешь, то…!»);
  • Выспрашивания, расследования, высмеивания, обвинения («Ты сам виноват! Не спорь с учителем! Двоечник!» и т.д.);
  • «стирание» проблемы и безоговорочное оправдание ребенка во всем без учета особенностей ситуации, позиции учителя;
  • А также предложения готовых решений («Сделай так…», «Скажи завтра учителю это…»), которые ведут к тому, что ребенок не учится самостоятельности, растет инфантильным.

И это далеко не полный перечень наших неправильных реакций. Возможно, мы поступаем так из лучших побуждений, желая объяснить, научить, воззвать к совести, указать на ошибки и недостатки… А на самом деле – выплескиваем свои негативные эмоции. И конечно, такое наше поведение не способствует установлению лучшего контакта, формированию гармоничной личности ребенка и разрешению проблемы. Скорее, раздражение и обида с обеих сторон возрастают еще более и могут перерасти в конфликт.

В ходе обсуждения психолог делает акцент на следующих моментах:

  • Несовпадение воспитательных позиций родителей в данной ситуации – авторитарный стиль общения отца, гиперопекающий стиль матери, непоследовательность бабушки;
  • Наблюдения за невербальными знаками в ходе проигрывания сценки;
  • Подчеркивание парадоксальности, неэффективности данных методов взаимодействия, но, тем не менее, их широкую распространенность, и при этом недоумение родителей, что их сын не поддается воспитанию;
  • И прочее.

Существуют ли какие-нибудь практические приемы, позволяющие улучшить отношения в семье и достичь взаимопонимания, которыми можно воспользоваться в повседневной жизни?

        Самая распространенная (и совершенно справедливая!) жалоба детей и подростков на своих родителей: «Они меня не слушают!».

        Вопросы к родителям:

  1. Скажите, пожалуйста, а был ли ребенок в нашей сценке выслушан и услышан?
  2. Как вы думаете, по каким причинам это очень часто происходит?
  3. Какие чувства испытывал ребенок в данной ситуации?
  4. В каких словах и действиях родителей ребенок нуждался больше всего в данной ситуации?

Спешка, неумение и нежелание слушать, понять то, что происходит в сложном детском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или дочери, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта – вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и растущими детьми.

  1. Домашнее задание для родителей

Ученые давно доказали, что если ребенок рождается и растет в атмосфере любви, то он вырастает более счастливым и благополучным. Существует много способов проявления любви. Одним из таких замечательных способов является объятие. Медики и психологи единогласно пришли к заключению, что объятия крайне необходимы в семье. Они не портят характер людей, всегда доступны, всем приятны и необходимы людям любого возраста. Хотя это внешнее проявление любви, однако объятия оказывают немедленный внутренний эффект. Считается, что ежедневно необходимы 5 объятий для выживания, 10 – для поддержки и 15 – для роста и развития ребенка. Наилучший результат достигается тогда, когда объятия используются в нужный момент в течение всего дня. Выполнение данной рекомендации не требует тренировки и поэтому будет вашим постоянным домашним заданием. Кроме того, попробуйте выполнить следующее:

  1. В течение четырех дней после собрания, ни при каких обстоятельствах не повышать на ребенка голос. Стремиться добиваться от него выполнения ваших распоряжений другими способами. Главное – без крика.
  2. В течение двух дней после собрания стараться заменить все директивные указания свободным выбором. Например, вместо «иди спать» вопрос: «спать ляжешь сейчас или через 10 минут?», не «делай как я скажу», а «может быть ты сделаешь, как я предложу?».
  3. В минуту сильнейшего раздражения на ребенка сесть напротив него и пристально в течение минуты разглядывать его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нем свои черточки. Как вы думаете, чем должно закончится это упражнение?

  1. Письмо любви.

Звучит спокойная музыка, родители читают письма своих детей.

Заключительное слово классного руководителя.

  1. Рефлексия.

Формулирование общих выводов по обсуждаемой проблеме. Ответы на вопросы:

  1. Чем помогла Вам сегодняшняя встреча?
  2. Какая часть вызвала особый интерес?
  3. Ваши предложения и пожелания на будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гуманизация семейного воспитания. Диалог семейного общения. Семейный досуг

Материалы для родительского собрания в 8 - 11 классах....

Конспект и презентация родительского собрания. «Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания в семье».

Научить ребёнка быть счастливым нельзя, но воспитать его так,  чтобы он был счастливым можно.          А. Макаренко...

Типы семейных отношений и семейного воспитания лежащие в основе отклоняющегося от нормы поведения детей

Документ содержит информацию о типах семейных отношений и семейного воспитания лежащие в основе отклоняющегося от нормы поведения детей...

Роль семейного воспитания. Роль отца и матери в воспитании ребенка.

Семья начинается с детей.Семья как естественная среда воспитания ребенка.Материнская любовь. Чтобы любить и быть любимым.Отец – опора и защита.Если нет отца.Сын и дочь. Образ мужского и женского повед...

Роль семьи в формировании личности ребёнка. Условия успешного семейного воспитания. Положительный опыт воспитания, как основа успешности подростка.

В современной России одной из задач, продиктованных состоянием демографической ситуации, является сохранение института семьи. Существуют специальные государственные программы, например «Молодая семья»...

СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ В СИСТЕМЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Влияние семьи на становление и развитие личности ребенка очевидно....

Гражданско-правовое воспитание детей –сирот и детей оставшихся без попечения родителей в условиях Центра содействия семейному воспитанию.

              Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения детей - сирот и детей оставшихся без по...