«Талисман нашей группы» Детско-родительский проект
проект
Не смотря на большое количество современных технологий (различная компьютерная техника), а также многообразие развивающих пособий и игрушек, которые есть как в детских садах, так и дома у дошкольников. Воспитатели и учителя-логопеды, осуществляя диагностику речевого развития, часто отмечают бедный словарный запас и сложности в формировании связных высказываний. Можем предположить несколько причин данной проблемы, но на первый план среди них выходит то, что современный ребенок отдан на воспитание «гаджетам», где родители выступают лишь их посредниками и поставщиками. Очень редко организуют со своими детьми ситуации общения, чтения книг с последующим обсуждением, не утруждают себя созданием проблемных ситуации, часто даже и не интересуются успехами ребенка в детском саду т.д. Т.е. можно смело сказать, что большинство современных детей живет в своеобразном вакууме, в котором много интересных и полезных вещей, но который не учит ребенка общению с людьми. А речь тем самым остается основным средством человеческого общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
talisman_gruppy.doc | 202 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ПЕРМИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«»Детский сад № 312»
«Талисман нашей группы»
Детско-родительский проект
Разработчик: учитель-логопед Денисова А.Е.
воспитатели: Галкина Г.А.,
Мымрина Н.И.
г. Пермь 2015 - 2016 г.
Содержание | Пояснение |
Название проекта | «Талисман нашей группы - Лаки» |
Тип проекта | Педагогический |
Участники | Воспитатели, учитель-логопед, дети средней группы и их родители |
Продолжительность проектной деятельности | 2015-2018 уч. год |
Проблемно-ориентированный анализ | Не смотря на большое количество современных технологий (различная компьютерная техника), а также многообразие развивающих пособий и игрушек, которые есть как в детских садах, так и дома у дошкольников. Воспитатели и учителя-логопеды, осуществляя диагностику речевого развития, часто отмечают бедный словарный запас и сложности в формировании связных высказываний. Можем предположить несколько причин данной проблемы, но на первый план среди них выходит то, что современный ребенок отдан на воспитание «гаджетам», где родители выступают лишь их посредниками и поставщиками. Очень редко организуют со своими детьми ситуации общения, чтения книг с последующим обсуждением, не утруждают себя созданием проблемных ситуации, часто даже и не интересуются успехами ребенка в детском саду т.д. Т.е. можно смело сказать, что большинство современных детей живет в своеобразном вакууме, в котором много интересных и полезных вещей, но который не учит ребенка общению с людьми. А речь тем самым остается основным средством человеческого общения. |
Проблема | Родители мало уделяют внимания речевому развитию дошкольников, упуская сенситивные периоды развития речи. |
Цель: | Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста. |
Задачи: |
|
Этапы реализации проекта: | 1 этап - организационно-подготовительный
2 этап - Основной Работа с детьми Непосредственно-образовательная деятельность:
(рассказы детей о выходных вместе с Лаки). Работа с родителями:
Родители - дети
3 этап - Итоговый
|
Предполагаемый результат: |
|
Возможные риски и пути их преодоления. | Родители могут оказаться не активными, не заинтересованными, данную проблему мы будем решать через цикл консультаций для родителей, а также приводя в пример уже состоявшиеся мероприятия. |
Способы и средства достижения результата. | Работа с детьми Непосредственно-образовательная деятельность: включение талисмана в образовательную деятельность и режимные моменты; утренние беседы по понедельникам «Счастливые выходные с Лаки» (еженедельно); игры-драматизации; дидактические игры; создание фотовыставок; ситуативное обучение; мастерская по изготовлению творческих работ. Работа с родителями: наглядное информирование, анкетирование; родительские собрания; традиция «Прощание с Лаки»; |
Ресурсное обеспечение проекта. | См. Приложение 1 |
Реализация проекта. | Данный проект будет реализовываться с 15 января 2016 по 30 мая 2018. Дети |
Анализ результатов. | Сравнение результатов анкетирования на начальном и конечном этапе проекта. |
Перспективы развития проекта. | Данный проект будет охватывать все годы пребывания данной группы в детском саду, следовательно перспективой у данного проекта может быть принятие данного опыта другими группами. |
Краткое о проекте.
Однажды дети средней вышли на прогулку и нашли в сугробе маленького медвежонка. Дети увидели, что он совсем замерз и проголодался. С большим удовольствием они взяли медвежонка с собой в детский сад, укутали его пледом и напоили горячим чаем. Медвежонок был еще совсем мал и не мог рассказать как его зовут, и откуда он появился. Воспитательница предложила ему жить в группе, вместе с ребятами, назвать его Лаки – счастливчик. Медвежонок с удовольствием согласился. И стал жить с ребятами.
Теперь Лаки и дети все делали вместе: зарядку, рисовали, играли, ходили на прогулку. Так как Лаки был медвежонком, то он очень любил спать, поэтому, когда дети уходили домой, он сладко засыпал в своей кроватке. Но вот на выходные Лаки не хотел оставаться совсем один, поэтому воспитательница предложила детям брать его к себе домой. Лаки был счастлив от этой идеи и теперь каждую пятницу брал свой рюкзачок с зубной щеткой, карандашами и любимой игрушкой, и отправлялся в гости к одному из детей. А в понедельник они вместе приходили в детский сад и рассказывали всем как провели выходные, показывали рисунки, которые нарисовали. Также их приключения фотографировали родители, поэтому у детей еще была возможность посмотреть и фотографии. Задать вопросы, получить на них ответы.
Так Лаки весело живет с ребятами, он стал настоящим талисманом группы. Если нужно, помогает детям, выручает их, поддерживает, с ним всегда интересно и весело.
Приложение 1
Мероприятия | Ресурсы, условия | |||||
Организационные | Информационные | Кадровые | Матер.- технич. | Нормативно- правовые | Финансовые | |
Обеспечение помещением | Договор с заведующим о предоставлении помещения на время реализации проекта | Помощник воспитателя по уборке помещения | Групповое помещение, музыкальный зал | СанПиН о времени учебной нагрузки в зимнее время | Помещения ДОУ: Музыкальный зал Групповое помещение | |
Обеспечение полноценной развивающей среды | Устный опрос воспитателей и родителей групп о пособиях, которыми они могли бы поделиться на время реализации проекта
| педагогический персонал, родители | Игры, игрушки, развивающие пособия | СанПиНы | Средства ДОУ | |
Создание проекта | Рабочее место, компьютер | Идея, анализ ситуации на рынке образовательных услуг | Педагоги, поддержка администрации | Принтер, компьютер, фотоаппарат, бумага | СанПиНы | Средства ДОУ, личное время |
КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей по развитию связной речи у детей 4-5 лет |
Развитие связной речи у детей. Рекомендации родителям Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-5лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т. д. Но для этого вовсе не обязательны нудные каждодневные занятия. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх.
Консультация для воспитателей развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста. |
Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. В процессе общения наиболее часто встречаются фатический, информационный, дискуссионный и исповедальный типы диалогов.
Фатический диалог - это обмен речевыми высказываниями единственно для поддержания диалога, разговора. В некоторых культурах фатическое общение имеет характер ритуала, ибо создает у индивида ощущение сопричастности своим соплеменникам.
Информационный диалог - это обмен информацией самого различного свойства. Часто имеет место в преподавании (в форме сообщения, выступления и последующего обсуждения).
Дискуссионный тип диалога возникает при столкновении различных точек зрения, в случае, когда проявляются различия в интерпретации тех или иных фактов, событий и т. п. Дискусанты особым способом воздействуют друг на друга, убеждают друг друга, стремятся достичь определенного изменения поведения. Дискуссионный диалог сопутствует общению во всех сферах жизнедеятельности, так как взаимодействие в каждой из них обычно требует согласования индивидуальных усилий партнеров, что, как правило, происходит в процессе дискуссии.
Исповедальный диалог - самое доверительное общение - происходит в том случае, когда человек стремится выразить и разделить свои глубокие чувства и переживания. Это интимное общение, основанное на взаимопринятии индивидов, на разделении ими общих смыслов и ценностей жизни.
Внутренний исповедальный диалог реализуется в так называемых играх-грезах и мечтах. Различие между играми-грезами и мечтами условно можно определить следующим образом. В играх-грезах ребенок проигрывает роли и общается с партнерами, синтезированными им в воображении, не имеющими реального прототипа. Игры-грезы - попытка компенсировать невосполнимый дефицит реальной жизни.
В мечте дети проигрывают роли и общаются с партнерами, существующими в реальной жизни, но недоступными им по каким-либо объективным или субъективным причинам. То есть мечта - это компенсация реально восполнимого дефицита, который не может быть восполнен сейчас в актуальной для ребенка действительности.
Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.
Необходимо выделить несколько групп диалогических умений:
Собственно речевые умения:
- Вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);
- поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать;
- доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора – сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно;
- говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.
Умения речевого этикета.
Речевой этикет – это правила речевого поведения, определяемые взаимоотношениями говорящих, принятые данным национальным коллективом носителей языка, а также малыми социальными группами в зависимости от возраста, социальной принадлежности и обстановки общения. В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и другие.
- Умение общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе.
- Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.
Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов.
Для развития у детей диалогических умений необходимо применять в обучении определенные методы. К таким методам относятся: разговор с детьми, поручения и задания и беседы.
Потребность разговаривать с другими людьми, делиться с ними своими мыслями, чувствами, переживаниями присуща человеку. Ребенку она присуща еще в большей мере. Эту потребность надо широко использовать в интересах развития речи детей, руководствоваться направленностью их мыслями и ростом запаса представлений.
Одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.
Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог). Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения воспитателя с детьми в повседневной жизни.
Общение воспитателя с детьми должно строиться с учетом изменяющейся на протяжении дошкольного детства потребности ребенка в общении. Следует правильно организовывать диалог с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей каждого ребенка, его интересов, уровня речевого развития.
Дети, с которыми много и сознательно говорят люди вдумчивые, интересующиеся их внутренним миром, и развиваются быстрее, и говорят лучше. При индивидуальных разговорах вскрывается внутреннее существо ребенка и развязывается его язык в несравненно большей мере, чем при разговоре в коллективе. При разговоре необходимо идти навстречу порывам детей, делиться своими переживаниями, мыслями, выслушивать их, расспрашивать, отвечать на их вопросы, по возможности сопровождать речью все проявления жизненного общения с ребенком, чего мы часто не делаем.
Разговор воспитателя с детьми только тогда оказывает на них развивающее влияние, когда в группе создана доброжелательная атмосфера, обеспечено их эмоциональное благополучие, когда господствует личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком.
В этом случае главным в общении является понимание и принятие личности ребенка. Ребенок охотно вступает в контакт со взрослым, если чувствует внимание, интерес и доброжелательность взрослого, комфортность, свою защищенность.
Важно помнить, что воспитатель занимает особое место в жизни ребенка.
А.Н. Леонтьев причислял воспитателя к главному, интимному кругу общения ребенка, обращал внимание на то, как своеобразно отношение детей к воспитателю, как необходимо им его внимание и как часто они прибегают к его посредничеству в своих отношениях друг с другом.
При доверительных отношениях с воспитателем дети даже чаще, чем родителям, рассказывают ему о своих переживаниях.
Воспитатель разговаривает с детьми по любому удобному поводу, в разное время. Разговор проходит в непринужденной обстановке, ребенок свободно общается с воспитателем, спрашивает его, рассказывает о чем-то. Речь воспитателя может быть оформлена по-разному: в виде вопросов, и в виде пояснений, а также в виде указаний и объяснений.
Существует еще один метод формирования диалогической речи, связанный с разговором, которому придается огромное воспитательное значение, - это методически продуманные поручения и задания, которые даются детям.
Ребенку дается поручение. Желательно, чтобы такое поручение имело практическое, ребенком осознаваемое значение. При этом он должен внимательно выслушать, что ему говорят, понять содержание обращенной к нему речи, запомнить сказанное, выполнить поручение, дать словесный отчет о выполненном.
Таким образом, к активности привлекаются внимание, интеллект, память, моторика, речь. Необходимо хорошо продумать сущность и содержание поручения, которое можно давать ребенку того или другого возраста.
Поручения можно уже давать детям полутора-двух лет. Вначале малышу предлагается принести или подать игрушку, находящуюся в его непосредственной близости, причем педагог указывает на нее. В дальнейшем ребенку предлагается принести названную игрушку, находящуюся в числе других, уже без указания на нее. Поручения осложняются: «Дай Коле», «Положи на стол», «Поставь на пол», «Брось», и т.д.
Трехлетки справляются с простым поручением, требующим не более одного действия. С такими малышами поручения могут сводиться к простой игре. С такими заданиями можно обращаться и к группе детей.
Такие игры с детьми 3-4 лет и поручения являются прекрасным методом для развития связной диалогической речи. При умелом ведении, они проходят живо, весело и неизбежно сопровождаются речью
Постепенно надо начинать связывать поручения с практическими целями. При исполнении посильных для них и осмысленных поручений у детей развиваются самостоятельность, сообразительность, умение преодолевать препятствия, выходить из затруднительных положений и главное развивается связная речь – ребенок должен рассказать о проделанном действии.
Поручения детям старшего дошкольного возраста должны носить практический характер; они могут быть разнообразны, должны постепенно осложняться и по возможности завершаться точным речевым отчетом.
Разговор и беседы – в сущности два почти тождественных проявления одного и того же процесса: речевого общения людей. Но если выделить беседу, как метод развития диалогической речи, то необходимо подразумевать под ним организованные, планово проводимые занятия, цель которых – углубить, уточнить и систематизировать путем слова представления и знания детей.
Беседа выявляет, как велика у детей потребность выражать свои мысли, как развязывается их язык, если тема беседы соответствует их интересам и психике.
«Блажен, кто словом твердо правит и держит мысль на привязи свою», - сказал А.С. Пушкин. Держать мысль на привязи – трудно дающееся искусство, поэтому-то и следует прививать его людям с малолетства.
Ребенок должен учиться понимать, что в беседе мы не должны уклонятся от главного, от того, что является основной темой; что в изложении наших мыслей должен соблюдаться порядок; что, поддаваясь нашим ассоциациям, мы можем забрести неизвестно куда и забыть, о чем мы начали говорить.
Подлинной социальной практикой ребенка является игра. (А.В. Запорожец) Известно, что в игре развиваются два типа отношений: а) реальные детские взаимоотношения и
б) игровые отношения. Оба типа отношений включают диалогическое общение, причем уже в средней группе в играх наблюдаются диалоги с монологическими вставками.
Для обучения детей способам общения в игре можно применять беседы-обсуждения игровых ситуаций, предложенных воспитателем; беседы по содержанию художественных произведений, отображающих общение детей; игры-драматизации и беседы по ним; вовлечение в совместную деятельность и обсуждение ее организации и результатов.
Эффективным методом развития диалогической речи является дидактическая игра. В младших группах особенно полезны игры с образными игрушками. Воспитатель разыгрывает инсценировки и ведет разговор от имени персонажа. Сюжеты для сценариев берутся из детской жизни, из хорошо знакомых детям художественных произведений.
В методике разработано много дидактических игр, направленных на комплексное развитие речи.
Задачи обучения диалогической речи решаются во взаимосвязи с задачами развития словаря, грамматической и фонетической сторон речи.
Полезно использовать подвижные игры, которые содержат диалоги («Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки», «Фанты», «Краски», «Коршун» и другие). В них закрепляются умения адресовать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнерами, выражать свою точку зрения, формулировать вопрос правильно.
Целенаправленное обучение диалогической речи происходит в специально организованных речевых ситуациях. Они направлены на развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор, соблюдать правила речевого этикета, высказывать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения.
Методика использования речевых ситуаций может включать решение коммуникативных задач: 1) на вербальной основе и 2) на основе изображения детьми определенных ситуаций по заданию воспитателя. В первом случае предлагается ситуация типа речевой логической задачи, завершающейся вопросом к детям, на который они должны ответить. Во втором случае дети выполняют задачу в практическом плане.
Коммуникативные ситуации могут отражать разные задачи диалога: вступать в разговор, договариваться в ходе общения о чем-либо, расспрашивать, получать необходимую информацию, пользоваться формулами речевого этикета.
Отдельные диалогические умения проявляются лишь под контролем взрослого. Необходимо создавать условия для переноса этих умений в повседневную жизнь, поощрять позитивное диалогической общение детей.
Диалогическая форма общения не дана ребенку изначально. Ее становление проходит различные стадии. Овладение диалогом – это прежде всего формирование диалогической позиции, активного вопрошающего и ответного отношения к партнеру, умение слышать и понимать товарища, привлечь его внимание к себе и своей деятельности, интересоваться собеседником и быть интересным ему.
Мы рекомендуем включить в работу:
- Словесно-дидактические игры.
- «Когда это бывает?»
- «Бывает – не бывает?»
- «Какая, какой, какое».
- «Позвони по телефону», «Эхо».
Бывает – не бывает.
Цель: рассуждать. Обосновывать свое согласие или несогласие с высказываниями партнера. Соблюдать очередность речевых действий. Поддерживать диалог при составлении коллективного рассказа.
Игровые действия. Внимательно слушать, замечать небылицы и исправлять их.
Игровое правило. Соблюдать очередность игровых и речевых действий.
Ход игры. Воспитатель объясняет содержание и правила игры.
- Внимательно слушайте, что я скажу. Если заметите небылицу, скажите, что так не бывает, и исправьте ошибку. Действовать надо по очереди. Сначала Аня соглашается или не соглашается со мной, потом Ася.
- Кот Васька стащил сметану. Так бывает? Съел сметану и довольный залаял: «Ав-ав-ав!». Так бывает? Почему? А так бывает? (Ответы Ани).
- Услышав Ваську пес Арапка замяукал: «И я хочу сметаны». Так бывает?
- Кот Васька любит рыбу. Залез на сосну и ловит в дупле окуньков. Окуньки сидят в гнездышке и пищат: «Пи-пи-пи». Папа-окунь учит окуньков летать. Окуньки летают быстро. А кот Васька летает еще быстрее.
- Пес Арапка любит поесть. Он охотится на мышей и крыс. Ляжет пес Арапка около норки и караулит. Мыши живут в печке. Они едят дрова и угольки. Мыши вылезают из печки такие беленькие, такие чистенькие. Пес Арапка ловит мышей на удочку и жарит в холодильнике.
- А теперь Аня с Асей расскажут свой рассказ про Арапку и кота Ваську и о том, что бывает и чего не бывает. Рассказывайте по очереди.
Какая, какой, какое?
Цель. Слушать партнера. Дополнять его высказывания.
Материал. Картинки: яблоко, груша, лиса, белка, ежик. Фишки.
Игровое действие. Подобрать к слову как можно больше определений.
Игровое правило. Уже сказанное не повторять.
Ход игры.
Воспитатель:
- Поиграем со словами. Я назову предмет, а вы его опишите, скажете, какой он.
- Яблоко. (Демонстрируется картинка.) Какое оно? Дети подбирают определения. За каждый ответ получают фишку. Когда иссякает запас определений, воспитатель подсказывает слова, которые не назвали дети. Далее воспитатель демонстрирует картинки, а дети подбирают определения.
- Яблоко…( круглое, румяное, сочное, душистое, спелое, большое, наливное).
- Груша…(сочная, душистая, спелая, ароматная).
- Лиса…(хитрая, пушистая, рыжая, быстрая, проворная, большая, запасливая).
- Ежик… (колючий, запасливый, пугливый, проворный, маленький, ушастый).
Воспитатель задает наводящие вопросы (Как сказать о ежике, чтобы было понятно, что его тело покрыто иголками? Что он делает съестные припасы, боится лисы, быстро бегает, у него большие ушки? И т.д.).
В конце игры воспитатель объединяет вместе все фишки, хвалит детей:
- Вот сколько разных слов вы назвали.
- Театрализованные игры
- Инсценировка сказки А.Н. Толстого «Еж».Инсценировка сказки «Лиса и рак». Инсценировка сказки В. Сутеева «Под грибом».
Игра – инсценировка по сказке В. Сутеева «Под грибом».
Цель игры: продолжать упражнять детей в драматизации небольших знакомых сказок, передавать в образе характер литературного героя.
Учить детей рассказывать сказку по ролям, вступать в диалог, соблюдая последовательность действий сказки.
Предварительная работа: чтение сказки В.Сутеева «Под грибом», обыгрывание эпизодов. Беседа о характерах героев сказки. Показ сказки, используя настольный театр.
Материал, оборудование и атрибуты: Настенное панно или большая иллюстрация, изображающая большой гриб и маленький(2 иллюстрации).
Маски или шапочки: муравья, бабочки, мышки, воробья, зайца, лисы, лягушки.
Ход игры:
В зале или группе, на стене изображение маленького гриба. Дети одели маски персонажей сказки.
Воспитатель читает слова автора сказки В.Сутеева «Под грибом». Дети драматизируют (выполняют действия персонажей сказки) и произносят слова персонажей, стараясь передать характер и настроение каждого героя.
Воспитатель: - Как-то застал Муравья сильный дождь. Куда спрятаться? Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой.
Ребенок-муравей: Бежит, съежился, смотрит по сторонам, подбегает к грибу, радуется и встает с одной стороны.
Воспитатель: - Сидит под грибом – дождь пережидает. А дождь все сильнее и сильнее идет. Ползет к грибу мокрая бабочка.
Ребенок-бабочка: Идет на корточках, изображая бабочку с намокшими крыльями. Подходит к муравью.
- Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я – лететь не могу! (говорит жалобным голосом).
Муравей: - Куда же я пущу тебя? Я один тут кое-как уместился. (оправдывается).
Бабочка: - Ничего! В тесноте, да не в обиде. (уговаривает муравья).
Воспитатель: Пустил Муравей Бабочку под грибок.
(Бабочка заходит и встает рядом с Муравьем)
А дождь все сильнее идет. Бежит мимо Мышка.
Ребенок-мышка: Бежит маленькими шагами, оглядывается, пригибается под дождем.
- Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьем течет (говорит жалобным голосом, пищит).
Муравей и бабочка: - Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.
Мышка: - Потеснитесь, немножко! (уговаривает).
Воспитатель: - Потеснились, пустили мышку под грибок.
( мышка заходит под грибок и встает рядом с другими персонажами).
Воспитатель: - А дождь все льет и не перестает… Мимо гриба воробей скачет и плачет:
Ребенок-воробей: Передвигается прыжками, оглядывается, плачущим голосом говорит: - Намокли перышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождь переждать!
Муравей, бабочка и мышка: - Тут места нет.
Воробей: - Потеснитесь, пожалуйста!
Муравей, бабочка и мышка: - Ладно (соглашаются).
Воспитатель: Подвинулись – нашлось место и воробью.
Воспитатель меняет изображение гриба на стене на более крупное.
Воспитатель: - И тут заяц на полянку выскочил, увидел гриб.
Ребенок-заяц: Бежит, оглядывается по сторонам, ищет, куда бы ему спрятаться. – Спрячьте, спасите! За мной лиса, гонится! (говорит быстро, отрывисто, хриплым голосом).
Муравей: - Жалко зайца, давайте еще, потеснимся (персонажи отходят, пропуская зайца и прячут его за собой).
Воспитатель: - Только спрятали зайца – лиса прибежала.
Ребенок-лиса: Бежит, всматривается, нюхает воздух. Говорит ласковым голосом.
- Зайца не видели?
Все: - Не видели (отвечают, продолжая прятать зайца).
Лиса: подходит поближе, нюхает и говорит:
- Не тут ли он спрятался?
Все: - Где ему тут спрятаться!
( лиса уходит разочарованная, недовольная).
Воспитатель: - Махнула лиса хвостом и ушла.
К тому времени дождик кончился – солнышко выглянуло. Вышли все из-под гриба, радуются.
(Все персонажи, кроме лисы выходят на середину зала, подпрыгивают, кружатся, танцуют).
Воспитатель: - Муравей задумался и говорит:
(Муравей чешет в затылке и удивляется) - Как же так? Раньше мне и одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось?
Ребенок-лягушка: Скачет большими прыжками и останавливается возле гриба.
Лягушка: - Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! (квакает и смеется).
Воспитатель: - Все посмотрели, это лягушка хохочет.
Лягушка: - Эх, вы! Гриб-то…
Воспитатель: - Недосказала и ускакала. (скачет большими прыжками и уходит).
Воспитатель: - Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось. А вы, догадались?
Все дети выходят на середину зала и говорят: - Гриб-то, вырос!
Игра – инсценировка по сказке А.Н. Толстого «Еж».
Цель. Рассказывать и разыгрывать сказку. Передавать образ персонажа через выразительные движения. Точно обозначать словом характер персонажей (теленок – игривый, любопытный, глупый; еж – умный, хвастливый, храбрый). Называть слова, близкие по смыслу (смелый, храбрый, бесстрашный, отважный).
Материал. Теленок и ежик (игрушки).
План. Дети получают от Старика Годовика приглашение в комнату сказок. Дети рассаживаются на стульчиках. Воспитатель достает из-за ширмы ежика и теленка. Предлагает послушать, какая история с ними приключилась. Рассказывает сказку.
«Теленок увидел ежа и говорит:
- Я тебя съем!
Еж не знал, что теленок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул:
- Попробуй…
Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.
- Ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове-матери, жалуется: - Еж меня за язык укусил.
Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась рвать траву. А еж покатился в темную нору под рябиновый корень и сказал ежихе:
- Я огромного зверя победил, должно быть льва!
И пошла слава про храбрость ежову за синее море, за темный лес.
- У нас еж – богатырь, - шепотом со страхом говорили звери».
- Понравилась сказка? Зачем теленок сказал, что хочет съесть ежа? (хотел поиграть, напугать)
- Кто хочет изобразить, как теленок заигрывал с ежиком?
Если у детей не получается, воспитатель встает и разыгрывает диалог теленка с ежиком: обнюхивает, пытается поддеть рогом, грозится съесть, пытается лизнуть, стонет от боли; после показа сценка разыгрывается кем-то из детей.
- Каким оказался в сказке теленок? (Игривым, любопытным, глупым).
- Что подумал о теленке ежик? (Я огромного зверя победил, должно быть, льва.)
- Какой в этой сказке ежик? (Смелый, догадливый, хвастливый.) Как еще можно назвать смелого зверя? Подберите слова, близкие по смыслу слову «смелый». (Храбрый, отважный, бесстрашный.) (Если дети не называют, воспитатель подсказывает начало слова.)
- Кто хочет рассказать эту сказку по ролям? Один ребенок будет играть за ежа, другой за теленка.
Вызывается желающие. Воспитатель в случае надобности помогает, подсказывая начало фразы, чтобы диалог проходил легко и непринужденно.
Инсценировка сказки «Лиса и рак»
Программное содержание. Учить детей рассказывать и разыгрывать сказку; образовывать близкие по смыслу однокоренные слова (хитрый, хитрющий, хитроватый, хитрый-прехитрый), подбирать к ним синонимы (не хитрая, а глупая, глуповатая, простоватая, неумная).
Материал. Игрушки-самоделки: лиса и рак.
План
Воспитатель рассаживает детей полукругом возле стола, в середине которого установлены игрушки.
Воспитатель (действуя игрушками). Лиса встретила рака и говорит ему: - Давай с тобой перегоняться! - Ну, что ж, лиса, давай. Начали перегоняться. Как только лиса побежала, рак уцепился ей за хвост. Добежала лиса до места, а рак не отцепляется. Обернулась лиса посмотреть, далеко ли рак ползет, вильнула хвостом. Рак отцепился и говорит: - А я тебя давно тут жду. Что предложила лиса раку? (Ответы.) Как об этом сказать по-другому? (Бежать наперегонки, кто раньше добежит, кто скорее.) Каким в сказке оказался рак? Как об этом сказать по-другому? Какой в этой сказке представлена лиса? Не хитрая, а … (ответы). Далее воспитатель предлагает разыграть прочитанную сказку двоим детям, но предварительно договорится, кто исполняет роль лисы, кто рака. Педагог читает авторский текст, а дети говорят от лица персонажей и изображают их действия.
По окончании игрушки остаются в пользовании детей, чтобы они смогли самостоятельно разыграть сказку.
3. Игры парами
Игры парами предназначены непосредственно для формирования диалога: работая в паре, дети не могут обойтись без общения. Игры проводятся парами при подгрупповой и фронтальной организации. Проделанная работа подтвердила, что игры парами выступают как эффективный прием влияния взрослого на умение детей общаться со сверстником диалогически. Важным условием овладения родным языком является то, как организует педагог совместную с детьми деятельность - содержательное общение, совместные игры и занятия.
В чем же заключается ценность таких игр? Дети имеют возможность самостоятельно выбирать партнера, располагаться соответственно желанию в групповой комнате, свободно общаться друг с другом; рисовать, рассматривать работы товарищей, определяя, чье задание выполнено лучше. Главное условие всех приемов методики - не подавлять детскую инициативу, выслушивать всех до конца, поощрять свободное общение, обмен мнениями. Например:
- «Снеговики», «Найдите больше», «Кактус», «Угадай на ощупь», « Бывает – не бывает».
Необходимо выбирать те игры, основу которых составляет диалог.
В таких играх ребенок учится не только правильно вступать в разговор, но и вести его и заканчивать, а так же он учится передавать голосовые интонации для уточнения характера героя, от имени которого он ведет диалог.
Найдите больше
Цель. Учить детей ориентироваться на высказывания партнера; дополнять мысль партнера новой информацией.
Материал. Фишки.
Игровые действия. Назвать как можно больше предметов, обладающих определенным признаком.
Игровое правило. Сказанное не повторять.
Ход игры.
Воспитатель показывает детям фишки, которые они получат за правильные ответы. Задание: вспомнить, какой предмет - живой, неживой - имеет ручки (ножки).
Когда ответы исчерпаны, взрослый собирает фишки.
Воспитатель не сравнивает, кто больше наберет фишек, чтобы не обижать детей. Если один из играющих плохо справляется с заданием, педагог задает ему вопросы-подсказки.
Снеговики
Цель. Учить детей умению общаться в процессе совместной работы; обмениваясь материалами, доброжелательно обращаться с просьбой.
Материал. «Снеговик» - 2 аппликации одинакового размера, но составленные из разнообразных геометрических форм разного цвета (у одного снеговика глаза синие, у другого - черные; у одного - на голове красное ведро, у другого - оранжевое). Два конверта, в которых неравное количество геометрических форм.
Игровые действия. Выложить аппликацию по образцу из имеющихся материалов; если материала не хватает, вежливо обратиться за помощью к соседу.
Игровое правило. Обращаться друг к другу с просьбой по имени, используя волшебное слово «пожалуйста».
Ход игры.
Воспитатель раздает конверты с материалами, предлагает составить аппликации по образцам. В конвертах геометрические формы. Обращается внимание: если каких-то деталей не хватает, они в конверте партнера.
В процессе работы дети должны иметь возможность свободно общаться, комментировать свои действия, обмениваться материалами, не забывая при этом волшебного слова «пожалуйста». Если что-то не получается, воспитатель подсказывает. В конце игры дети проверяют друг друга и по необходимости исправляют ошибки.
Кактус
Цель: исследовать уровень овладения детьми диалогическим общением.
Материал: 20 маленьких картинок с изображением разнообразных кактусов, разрезанных по диагонали на две части; две большие картинки с изображением кактусов, сложно разрезанные на шесть неравных частей. (Возможна замена на аналогичные изображения цветов и пр.)
Игровые действия. Вместе с товарищем сложить все разрезные картинки.
Ход игры: Воспитатель знакомит детей с содержанием игры:
- Посмотрите, здесь разрезные картинки. Это кактусы, Надо сложить из частей целые картинки.
Воспитатель наблюдает за действиями и общением детей и фиксирует результаты наблюдения в протоколе.
По мере складывания картинок воспитатель подтверждает правильность выполнения задания либо советует быть внимательнее, обращает внимание на несовпадение рисунка. В том случае, если не могут догадаться сами, подсказывает, на какие признаки следует обратить внимание, чтобы по срезу можно было сложить целое изображение.
Угадай на ощупь.
Цель. Обучать диалогическому общению: ориентироваться в игре на действия партнера, выслушивать его высказывания, соблюдать очередность ходов; обращаться к товарищу доброжелательно, обосновывать согласие или несогласие с его действиями.
Материал. Кузовок. Салфетка. Предметы и игрушки, в названиях которых есть звук «с» (18 предметов); для контроля – предметы, в названиях которых нет ни свистящих, ни шипящих звуков (7 предметов).
Игровые действия. На ощупь угадать предмет, определить, есть ли в его названии звук «с». Вместе с товарищем разделить предметы на те, в названиях которых есть звук «с», и на те, в которых его нет.
Игровое правило. Действовать по очереди. Отвечая на действия партнера согласием или несогласием, обосновывать свой ответ (проверять правильность выполнения задания, выделяя в произношении заданный звук).
Ход игры. Воспитатель знакомит детей с содержанием и правилами игры. Предлагает первому ребенку отгадать предмет на ощупь и сказать, есть ли в его названии звук «с». Партнеру предлагает высказать свое согласие или несогласие.
Затем дети играют самостоятельно. Важно, чтобы они не только решали интеллектуальную задачу, но самостоятельно регулировали очередность ходов, умели аргументировано выразить свое согласие или несогласие с действиями партнера. Взрослый побуждает их к этому взглядами, жестами, краткими замечаниями (Ну?…Теперь?…Согласен? и т.д.
Чего не стало?
Цель: Ориентироваться на партнера. Обращаться к нему с высказываниями-побуждениями, вопросами. Поддерживать короткий диалог.
Материал: картинки с группами предметов: тапочки, сапоги, ботинки, кони, лоси, гуси, олени (6-7 групп).
Игровые действия: запомнить картинки, назвать, чего не стало.
Игровое правило: соблюдать в игре последовательность игровых и речевых действий: запомнить картинки; закрыть глаза; партнеру спрятать некоторые из картинок; игроку открыть глаза и сказать, чего не стало. Поменяться ролями с партнером.
Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Чего не стало?» Раскладывает картинки. Вместе их называют.
- Запомните картинки. Закройте глаза. Чего не стало? (Оленей.) Снова закройте глаза. Чего не стало? (Тапочек).
- Теперь играйте сами. Петя прячет, а Сережа отгадывает. А теперь Сережа прячет, а Петя отгадывает. Так по очереди и играйте дальше.
По ходу игры в случае необходимости воспитатель подсказывает очередность действий, правильную грамматическую форму слова.
Диалог становится способом бытия человечества, и поэтому он должен быть естественной формой взаимодействия с ребёнком с самого раннего возраста. Формирование диалогического общения может проходить не только путем обогащения игровой деятельности, но и при непосредственном общении между взрослым и ребенком, в совместной деятельности разнопланового характера (рисование, лепка и т. д.). Диалогическая форма речи не дана человеку от природы. Диалогу необходимо обучать. Эта обязанность лежит на взрослом, как на основном носителе культуры.
КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей НА ТЕМУ:
«Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения».
Под связной речью принято понимать такие развёрнутые высказывания, которые позволяют человеку последовательно изложить свои мысли, сделав их понятными для других людей.
В старшем дошкольном возрасте нормально развивающиеся дети успешно овладевают доступными их возрасту формами связной речи.
В диалогической (разговорной) речи ребёнок в соответствии с вопросом и темой разговора использует как краткие, так и развёрнутые ответы. У детей совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма; описать события, свидетелем которых он был. Стремясь к тому, чтобы его высказывание было правильно понято, он довольно охотно поясняет детали своего рассказа, специально повторяет отдельные его части. Ребёнок способен рассказывать не только о событиях ближайших дней, но и давно прошедших (например, зимой рассказывает о том, как он отдыхал летом на даче, как вместе с дедушкой ловил рыбу).
В этом возрасте ребёнок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы.
В старшем дошкольном возрасте интенсивно идёт обогащение и расширение словаря: в речи ребёнка появляются обобщающие существительные (животные, посуда, обувь), прилагательные, обозначающие материал (стеклянный, пластмассовый, меховой), состояние предметов (бегущий, отдыхающий, весёлый, плачущий и т.п.), свойства предметов (жидкий, мягкий, пушистый и т.п.), а также глаголы.
Несмотря на значительное расширение лексики, ребёнок ещё не может свободно пользоваться словами.
Хорошей проверкой и показателем полноценного владения словарём является умение детей подбирать противоположные по смыслу слова (антонимы – существительные (вход – выход, начало – конец), прилагательные (добрый – злой), наречия (быстро – медленно), глаголы (говорит – молчит); подбирать близкие по смыслу слова (синонимы) – ходить - идти, шагать, топать, вышагивать; подбирать прилагательные к существительным (Какой может быть дождь? – холодный, сильный, грибной, мелкий, моросящий), наречия глаголом (Как может говорить мальчик? – быстро, хорошо, тихо, громко, радостно, весело и т.п.).
В ходе выполнения детьми таких заданий нетрудно убедиться, что их словарь всё ещё не достаточно богат прилагательными, наречиями, глаголами, да и слова, близкие по смыслу, они могут подобрать не достаточном количестве и не всегда удачно.
У детей с речевыми нарушениями особенно остро чувствуется недостаток развития словаря. Они с большим трудом справляются с такими заданиями: совсем не могут или не совсем правильно подбирают антонимы (к слову широкий – говорят маленький, низкий – большой и т.п.), очень мало подбирают прилагательных к существительным (например, платье какое? – красное, белое; торт какой? – белый с розочками).
В овладении связной речью логопедические дети испытывают немалые трудности – от полного её отсутствия до развёрнутого смыслового высказывания с рядом недочётов, ошибок, неточностей. Задача логопеда, воспитателей и родителей, как основных помощников – научить детей связно и последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.
В детском саду для развития связной речи воспитатель и логопед на занятиях и вне занятий используют такие виды работы: составление простых предложений ( из 3 – 6 слов) по вопросам, по демонстрации действий (когда кто-то выполняет какое-либо действие, а другой рассказывает что он делает); при обучении пересказу короткого рассказа или сказки мы используем наглядный материал - серии сюжетных картинок и предметные картинки, обозначающие основные события в рассказе. По мере расширения речевых возможностей детей мы усложняем задания, предлагая дополнить рассказ, изменить начало или конец рассказа.
Также мы учим детей составлять рассказы-описания о предметах. Этому предшествует большая работа по сравнению предметов: сначала дети выделяют основные признаки предмета (цвет, размер, материал, форму, составные части, назначения предмета).
Самым сложным видом работы для детей является составление рассказа по одной сюжетной картинке.
Вся работа по обогащению словаря и развитию связной речи нами проводится в игровой форме, т.к. игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте.
Родителям рекомендуется поиграть с детьми в следующие игры, способствующие развитию связной речи и обогащению словаря:
Для развития связной речи:
- составить описательный рассказ о каком-либо предмете по плану
· Цвет
· Материал
· Форма
· Размер
· Части предмета
· Для чего нужен
- ответить на вопросы по прочитанной взрослым сказке или рассказу;
- пересказать сказку;
- взрослый читает начало сказки или какой-нибудь истории и предлагает ребёнку продолжить её;
- по картинке придумать сказку или рассказ;
- придумать небылицу.
Можно использовать готовые игры для развития речи и мышления: «Что сначала, что потом», «Истории в картинках», «Мои любимые сказки».
Для обогащения словарного запаса:
- «Какой? Какая? Какие?» (листья какие? – кленовые, жёлтые, разноцветные, резные, лёгкие, мокрые или сухие, летящие, шуршащие и т.д.)
- «Скажи, что делает?» (машина что делает? – едет, выезжает, объезжает, мчится, гудит, заводится, сигналит, останавливается, стоит и т.п.)
- «Кто как передвигается?» (бабочка - летает, кузнечик – прыгает, гусеница – ползает, заяц – скачет и т.п.)
- «Кто какой голос подаёт?» (кошка – мяукает, собака – лает и т.п.)
- «Скажи по-другому» (едет - мчится, передвигается, несётся; идёт – шагает, топает, передвигается, вышагивает, ходит и т.п.)
- «Скажи похожие слова» (однокоренные) – кошка – кошачий, кошечка, котёнок, котята, котище и.т. п.
- «Подбери рифму» - лягушка – квакушка, подушка; мишка – топтышка, шалунишка, глупышка и т.п
- «Придумай чистоговорку» - ла-ла-ла – у нас метла; он-он-он- большой слон и т.п.
- «Скажи наоборот» - холодный – горячий, день – ночь, быстро – медленно, выходит -
входит, садится – встаёт.
Консультация: «Развитие связной речи у детей 4–5 лет»
Оксана Ивахненко
Консультация: «Развитие связной речи у детей 4–5 лет»
В средней группе детей продолжают учить диалогической речи. Они отвечают на разнообразные вопросы воспитателя. Анализируя ответ, следует давать оценку его содержанию и речевому оформлению. Если ответ верен по существу, а фраза построена неудачно, воспитатель хвалит ребёнка за активность и сообразительность и тотчас же даёт образец правильного построения фразы. Затем предлагает повторить его. Осваивая причинно-следственные зависимости, дошкольники в ответах на вопросы воспитателя (зачем? Когда? как получилось? и. т. п) часто употребляют конструкции, начинающиеся союзом "потому что".Если это оставлять без внимания, к старшему дошкольному возрасту данная ошибка станет типичной. Со средней группы начинается целенаправленная работа по обучению монологической речи, предусматривающая специальные занятия по обучению рассказыванию. У детей воспитывается умение составлять описание игрушек и предметов, сюжетных картин, пересказывать художественные тексты. В начале года следует провести 2-3 подготовительных занятия. Цель их-помочь ребёнку осознать, что описание проводится по определённому плану, и на интуитивном уровне освоить этот план. Эту задачу удобнее всего решать на занятиях типа "Я начну, а вы продолжайте".Для описания выбираются 2 одинаковых по названию, но различных по внешнему виду предметов (куклы, игрушечные медвежата, автомобили и др.) .Воспитатель рассказывает об одном предмете, а дети, следуя образцу, дают описание другого объекта. Например:
Воспитатель:"Моя кукла с толстой светлой косой".
Дети:"Наша кукла с короткими тёмными волосами".
Воспитатель:"У моей куклы синие глаза и длинные, тёмные реснички".
Дети:"У нашей куклы чёрные глаза, а реснички тоже длинные и тёмные".На последующих занятиях у дошкольников формируют умение составлять описательные рассказы по одному объекту, имеющему ярко выраженные и доступные восприятию ребёнка черты индивидуальности, и по двум объектам (поочерёдный разбор) .Затем можно проводить дидактические игры на самостоятельное рассказывание по любому из предложенных 4-5 предметов, типа "Ушастик, угадай мою игрушку"На данном этапе успех занятий во многом обуславливается подбором предметов. Игрушка должна привлекать ребёнка своей необычностью, образностью. Например, заводная игрушка-крупная жар-птица, которая поднимает хохолок и распускает хвост, напоминающий павлиный;розовощёкий малыш в ползунках с протянутыми ручонками, заяц, который чем-то огорчён и вот-вот заплачет;трогательный, наивный, неуклюжий с широко открытыми на мир глазами утёнок Кряк. Игрушку целесообразно показать детям за 5-7 минут до начала занятий. Тогда они получают возможность хорошенько рассмотреть предмет, открыть для себя его возможности (мягкая, пушистая, гладенькая, толстый и пр.) .На занятиях по описанию игрушек, целесообразно проводить короткие (на 4-5 минут) игры-инсценировки. Приёмы обучения, используемые в данных играх, очень разнообразны и вместе с тем все они направлены на то, чтобы обратить внимание ребёнка на особенности предмета, обогатить и активизировать его словарь. Например, пока воспитанники готовятся к занятию, педагог прячет неваляшку, которая стояла на столе и которую дети рассматривали самостоятельно. "Дети, не видели ли вы неваляшку в красном пальтишке с белыми пуговицами"-спрашивает воспитатель. "Видели, -отвечают дети, -она только что стояла на столе".-Убежала должно быть, давайте позовём её"-предлагает педагог. Дети хором и по одному зовут:"Неваляшка в красном пальтишке с белыми пуговицами, где ты? ".Образец описательного рассказа педагога, завершающий игру-инсценировку воспринимается детьми с радостью, как приятное и знакомое. Концовка рассказа должна предусматривать эмоциональное общение с игрушкой (подвигать утёнка, дать зайцу морковку и. т. д. Это вызывает у детей желание рассказывать и воспитывать нравственные качества. Ввиду того, что на 5 году жизни ребёнок ещё не может надолго удерживать в памяти мотив действия, их последовательность, педагог должен использовать различные формы подсказок и напоминаний. В некоторых случаях бывает целесообразно предложить ребёнку помощь( "Хочешь, мы тебе поможем? ") .Желательно, чтобы после дополнений ребёнок повторил свой рассказ ещё раз. В большинстве случаев повторный рассказ оказывается содержательней первого, паузы между фразами становятся менее длительными. Нужно следить, чтобы число подсказок-дополнений не превышало 3, иначе ребёнок не запомнит их.
Рассказывание по картине. Для рассматривания и рассказывания следует использовать картины из серии "Наша Таня"(авто О. И. Соловьёва, "Мы играем"(автор Батурина, а также некоторые картины из серии"Домашние животные"(автор Веретенникова) :"Таня не боится мороза", "Чья лодочка? ", "Играем в поезд", "Собака со щенятами"и др. Картины должны быть просты по композиции и доступны детям по содержанию. Количество персонажей и предметов невелико 2-3. Это позволяет ребёнку выделить и охарактеризовать главное, установить связи между объектами, понять (при соответствующем объяснении взрослого) намерения и действия персонажей и его отношение к окружающему. При обучении рассказыванию по картине ведущим приёмом является образец. Рассказ воспитателя должен состоять из 7- предложений (в конце года
из 10-13 предложений) и отражать соответственное содержание картины, быть интересным, эмоциональным и образным. Первые самостоятельные рассказы детей, как правило содержит 2-3 предложения. В одних случаях это попытка, ориентируясь на образец, передать главное( "У чёрной собаки два щенка. Один около собаки лежит, а другой стоит около собаки, в других, также ориентируясь на образец, воспроизвести то, что наиболее интересно самому ребёнку( "Хозяйка принесла собаке миску с едой. Воробьи клюют, и не боятся собаки") .Умением составлять описательные рассказы по картине дети овладевают довольно легко. К концу года их рассказы могут состоять из 5-8 предложений и отличаться последовательностью изложения.
Пересказ. При подборе художественных произведений для пересказа воспитателю необходимо руководствоваться такими требованиями:небольшой объём;чётко выраженная последовательность действия;доступный детям словарь;несложный синтаксис (короткие фразы, простые формы прямой речи и. т. п) .В средней группе дети могут пересказывать следующие произведения:РНС"Курочка Ряба";немецкая сказка"Заяц и ёж";Л. Толстой"Хотела галка пить";К. Д. Ушинский "Уточки";Сутеев"Цыплёнок и Утёнок"и др. Беседа по тексту должна включать не только вопросы по содержанию произведения, но и упражнения по выразительному пересказу диалогов. Отрабатывая у воспитанников интонационную выразительность речи, педагог облегчает им запоминание текста. Пересказывая, ребёнок нуждается в помощи воспитателя (особенно в начале года.) .Рассказам детей свойственны длительные паузы. Это утомляет слушателей, доставляет огорчение рассказчику. Отвечая, дети волнуются, часто меняют позу (переступают с ноги на ногу. теребят одежду, вздыхают и. т. п) .Снять напряжённость пауз позволяет приём отражённой речи воспитателя. Например:
Ребёнок: В магазине было. (пауза)
Воспитатель: В магазине было много разных игрушек.
Ребёнок: Было много игрушек: куклы, зайцы, кубики. (пауза)
Воспитатель: Куклы, зайцы, кубики и много мишек. И все очень-очень красивые! и. т. д. Благодаря этому приёму для ребёнка и его слушателей паузы почти не ощущаются и пересказ звучит плавно. Кроме того, многие дети рассказывают тихо. Попытка заставить их говорить громче-мера временная, так как она обеспечивает громкость произнесения лишь следующей фразы. Слушать же не совершенный рассказ сверстника, да ещё говорящего тихо, детям очень трудно. Отражённая речь воспитателя"Срабатывает", как приём и здесь:фразу, тихо произнесённую ребёнком, педагог повторяет более громко и выразительно. В тех случаях, когда ребёнок забывает текст, принято предлагать ему наводящий или подсказывающий вопрос. Но, как правило, дети данного возраста ограничиваются односложными ответами. Поэтому в первой половине года, а иногда и позже, целесообразнее прибегать не к вопросам, а подсказывать всю фразу или её начало.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Развитие сотрудничества и общения со взрослыми у ребенка раннего возраста в условиях детско-родительской группы».
Данный материал представлен на Ярмарке инноваций в 2009 году....
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА "Оптимизация детско-родительских отношений в профилактической работе группы дошкольного возраста "Смешарики""
Цельработы: оптимизация детско-родительских отношений в профилактической работеОбъектом исследования являются детско – родительски отношения .Предмет - влияние детско-родительских отн...
Проект "Наши сказки"Руководитель сказочного проекта: БРАЖНИК В.М. и родители сказочников и художников из старшей группы №4. Сказочная верстка: БРАЖНИК В.М. Тираж: 10 экз. ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «БРАЖНИК И Ко» МОСКВА 2012 Сказка про хомячка Борьку Кат
Руководитель сказочного проекта: БРАЖНИК В.М.и родители сказочников и художников из старшей группы №4. Сказочная верстка: БРАЖНИК В.М. Тираж: 10 экз. ИЗДАТ...
Детско – родительский творческий проект по развитию словаря и связного высказывания «Мы любим сказки!»
Презентация детско-родительского творческого проекта по развитию связной речи....
Детско-родительский творческий проект "Живые буквы"
Детско-родительский творческий проект "Живые буквы" призван повысить заинтересованность родителей в процессе подготовкки детей к школьному обучению...
Детско-родительский творческий проект по развитию дикции и произношения "ярмарка скороговорок"
Детско-родительский творческий проект "Ярмарка скороговорок" помог привлечь внимание родителей к работе по автоматизации поставленных звуков, показал увлекательные способы развития дикции и ...
Детско-родительский краткосрочный проект "Наше здоровье - в наших руках"
Паспорт детско-родительского проекта "Наше здоровье - в наших руках"...