Первичная профилактика речевых нарушений у детей
консультация
Своевременная профилактика речевых нарушений у детей тесно связана с предупреждением нервно-психических отклонений в состоянии здоровья. Поэтому реализация профилактического направления начинается ещё до рождения ребёнка. Это консультирование будущих мам и пап с целью исключения возможности наследственной патологии психики и речи ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervichnaya_profilaktika_rechevyh_narusheniy_u_detey.docx | 14.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Первичная профилактика речевых нарушений у детей
Антонова Л.З., учитель-логопед
Своевременная профилактика речевых нарушений у детей тесно связана с предупреждением нервно-психических отклонений в состоянии здоровья. Поэтому реализация профилактического направления начинается ещё до рождения ребёнка. Это консультирование будущих мам и пап с целью исключения возможности наследственной патологии психики и речи ребёнка.
С рождением ребёнка особая ответственность за его нервно-психическое здоровье ложиться на семью. Родителям необходимо внимательно следить за ходом становления и развития таких реакций, как сон, крик, движения и другие реакции новорожденного, так как нарушения речи могут спровоцировать различные биологические факторы.
Одним из таких факторов риска речевых нарушений является леворукость. Одной из рекомендаций является запрещение переучивания леворуких в праворуких. После 2,5 лет и старше приобретают значение такого рода воздействия, как наказание дома и особенно в детском учреждении, нежелание посещать ясли, испуг при встрече с малознакомыми лицами, животными, страх отрицательных сказочных героев и пр.
Очень важны для нормального развития речи ребёнка отношения в семье. И если наблюдаются неприятие со стороны матери, отца, конфликты между родителями, воспитание в двух домах (у бабушки), неадекватный тип воспитания («кумир», гиперопека, несогласованность в воспитательных позициях родителей), то это может привести к различным речевым патологиям. Неправильным также является стремление родителей угадывать желания ребенка по мимике и жестам.
Формировать речевые умения нужно в соответствии с возрастной нормой.
Не следует начальный период развития речи перегружать ребёнка усвоением трудных и малопонятных слов, заучиванием стихов и песен, не соответствующих возрасту. К трём годам у нормально развивающегося ребёнка словарный запас состоит из 1000-1200 слов. Малыш употребляет почти все части речи. Его общение со взрослым становится речевым.
При общении с ребёнком, который уже научился говорить, следует задавать простые вопросы и терпеливо ждать ответ, уметь выслушивать малыша.
Несмотря на такой большой словарный запас, внешне речь в этом возрасте далека от совершенства. Нет чистоты в звучании шипящих, звука –р-, частые перестановки звуков, отсутствие их и т.д. Обычно это исчезает только к 4-5 годам жизни по мере созревания физиологических и психологических функций мозга. В тех случаях, когда взрослые, забавляясь, копируют РЕЧЬ РЕБЁНКА (сюсюкают), процесс овладения правильной речью затрудняется.
В процессе становления речи дети проходят через так называемые физиологические запинки, что проявляется в прерывистости речи, многократном повторении слогов и слов, произнесении слов в период вдоха. Эти явления обычно к 4-5 годам исчезают. Однако эти запинки могут перейти в настоящую речевую патологию (порой родители принимают это за заикание), если в этот период ребёнка будут окружать напряжённая обстановка в семье или его речевое воспитание будет неправильным.
Детей не следует наказывать за погрешности в речи, передразнивать или раздражённо поправлять. Помочь убрать запинки помогут разучивание с ребёнком коротких ритмичных стихов и песен, маршировки под песни и т.д. Необходимо также приучать ребёнка говорить с умеренной скоростью. Разговаривать с детьми надо спокойным тоном. Чётко произнося слова, договаривая окончания.
Иногда с детьми, у которых имеются нарушения речи, родители стараются меньше говорить, желая облегчить взаимное понимание, переходя на язык жестов. Это неправильно. Наоборот, нужно как можно больше разговаривать. Постепенно у ребёнка накапливается словарный запас, необходимый для дальнейшего развития речи. Недоразвитие звуковой стороны речи, недостаточная сформированность звукопроизношения препятствует процессу овладения грамотой в школьном возрасте. Поэтому ранняя профилактика речевых нарушений необходима.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста"
Развитие общих речевых навыков по следующим направлениям: развитие правильного дыхания, мелкой, общей и артикуляционной моторики, чувства ритма, понимания речи, слухового внимания....
ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Советы родителям по профилактике речевых нарушений...
Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста
В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдает...
Мастер – класс с участием родителей Повышение профессиональной компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патологи...
Педагогический проект «Речеград» по профилактике речевых нарушений у детей среднего дошкольного возраста
Педагогический проект «Речеград» по профилактике речевых нарушений у детей среднего дошкольного возраста...
Педагогический проект «Речеград» по профилактике речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста
Педагогический проект «Речеград» по профилактике речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста...
Первичная профилактика речевых нарушений у детей
Своевременная профилактика речевых нарушений у детей тесно связана с предупреждением нервно-психических отклонений в состоянии здоровья. Поэтому реализация профилактического направления начинается ещё...