лекция "Семейное воспитание детей с проблемами интеллектуального развития"
консультация
В лекции рассказывается о проблемах в семье, когда рождаются дети с проблемами интеллектуального развития. Даются советы и рекомендации семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семейное воспитание детей с проблемами интеллектуального развития | 21.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Семейное воспитание детей с проблемами интеллектуального развития. (лекция для родителей)
Семейные взаимоотношения являются одним из основных факторов формирования психического здоровья детей. Если у ребенка существуютнарушения психической деятельности органического характера разной степени сложности, роль семьи становится одной из важнейших. Семья помогает ребенку адаптироваться в обществе с учетом его заболевания. Для человека с ограниченными возможностями семья имеет особое значение, выступает в качестве первичного микросоциума и в гораздо большей степени, чем для здорового человека, в качестве условия выживания. Благоприятный психологический климат, доброжелательная атмосфера, которая определяется, прежде всего, продуктивным взаимодействием между супругами, родителей с детьми, позволяет ребенку чувствовать себя значимым, не ощущать свою неадекватность и одновременно стимулирует его развитие, позволяя полнее раскрыть потенциальные возможности ребенка с интеллектуальным недоразвитием. Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с характером взаимоотношений между самими родителями, образом жизни семьи, ее благополучия и счастья. Именно от характера и состояния супружеских отношений зависит психологический и нравственно-эмоциональный климат семьи и ее воспитательные возможности. Семья, к которой принадлежит человек с ограниченными возможностями, как правило, относится к так называемым проблемным семьям. Для таких семей характерно появление особо трудных ситуаций, способных привести к нарушениям внутрисемейных отношений, к семейному кризису, к распаду семьи. Рождение в семье ребенка с нарушениями в развитии – проблема, затрагивающая все стороны жизни, вызывающая сильные эмоциональные переживания родителей и близких родственников. Затруднения в достижении психологически значимой цели в таких семьях приводят к ухудшению у родителей общего самочувствия, появлению различных нервно-психических расстройств (реактивные состояния, депрессии, суицидальные высказывания, истерические реакции и т.д.), что в свою очередь приводит, как правило, к нарушениям внутрисемейных отношений.
Особенно трудно бывает родителям, когда кроме отклонений в психическом или физическом развитии ребенка наблюдаются внешние дефекты. Рождение больного ребенка всегда является семейной катастрофой, трагизм которой можно сравнить лишь со скоропостижной, неожиданной смертью самого близкого человека. Для правильного воспитания и наиболее благоприятного развития больного ребенка очень важна адекватная адаптация семьи к его состоянию. Проблемы, с которыми сталкивается семья в случае рождения ребенка с нарушением психического развития, связаны как с резкой сменой образа жизни, так и с необходимостью решения множества проблем, отличающихся от обычных трудностей. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик. Считается общепризнанным, что переживания семьи являются особенно острыми в первое время после рождения ребенка. Усилия специалистов направлены не только на диагностику и лечение больного ребенка, но и на психическую помощь родителям с целью смягчить первый удар и принять сложившуюся ситуацию такой, какая она есть, с ориентацией родителей на активную помощь малышу. Тем не менее, опыт подобных ситуаций показывает, что первые острые чувства, которые испытывают родители в форме шока, вины, горечи, никогда не исчезают совсем, они как бы дремлют, являясь постоянно частью эмоциональной жизни семьи. В определенные периоды семейного цикла они вспыхивают с новой и новой силой и дезадаптируют семью. Поэтому семьи, имеющие детей с умственной отсталостью, нуждаются в постоянной психологической помощи и поддержке. Сложности в контакте с ребенком, проблемы ухода за ним и воспитания, невозможность самореализации в нем - все это нарушает воспитательную функцию семьи.
Состояние ребенка может восприниматься родителями как препятствие, искажающее удовлетворение потребности в отцовстве и материнстве. Особые нужды такого ребенка требуют дополнительных материальных затрат. В течение девяти месяцев родители и все члены семьи с нетерпением и радостью ждали появление на свет малыша. Рождение больного ребенка всегда является семейной катастрофой, трагизм которой можно сравнить лишь со скоропостижной, неожиданной смертью самого близкого человека. Для правильного воспитания и наиболее благоприятного развития больного ребенка очень важна адекватная адаптация семьи к его состоянию. Проблемы, с которыми сталкивается семья в случае рождения ребенка с нарушением психического развития, связаны как с резкой сменой образа жизни, так и с необходимостью решения множества проблем, отличающихся от обычных трудностей. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик. Считается общепризнанным, что переживания семьи являются особенно острыми в первое время после рождения ребенка. Усилия специалистов направлены не только на диагностику и лечение больного ребенка, но и на психическую помощь родителям с целью смягчить первый удар и принять сложившуюся ситуацию такой, какая она есть, с ориентацией родителей на активную помощь малышу. Тем не менее, опыт подобных ситуаций показывает, что первые острые чувства, которые испытывают родители в форме шока, вины, горечи, никогда не исчезают совсем, они как бы дремлют, являясь постоянно частью эмоциональной жизни семьи. В определенные периоды семейного цикла они вспыхивают с новой и новой силой и дезадаптируют семью.
Поэтому семьи, имеющие детей с умственной отсталостью, нуждаются в постоянной психологической помощи и поддержке. Сложности в контакте с ребенком, проблемы ухода за ним и воспитания, невозможность самореализации в нем - все это нарушает воспитательную функцию семьи. Состояние ребенка может восприниматься родителями как препятствие, искажающее удовлетворение потребности в отцовстве и материнстве. Особые нужды такого ребенка требуют дополнительных материальных затрат.
Ситуация «особого» материнства удлиняет период, в течение которого женщина остается вне трудовой деятельности. Часто мать не работает долгие годы, и вся тяжесть удовлетворения материальных потребностей членов семьи ложится на плечи отца. Нарушаются и отношения внутри семьи: между родителями и детьми и особенно между супругами. Возникает страх рождения другого больного ребенка. Часто мать возлагает на себя ответственность за нарушения в развитии ребенка или переносит вину на других членов семьи, стараясь ослабить чувство вины перед ребенком, чрезмерно опекает его, ограничивая его контакты со здоровыми детьми. Как правило, в этом случае отец, также тяжело переживающий болезнь ребенка, чувствует себя “заброшенным”, и часто это приводит к распаду семьи. В.В. Ткачева в исследованиях мотивационно - потребностной сферы и ценностных ориентаций родителей приводит такие данные: в семье с ребенком, имеющим нарушения развития, возникают также изменения ценностных ориентаций супругов в их межличностных взаимоотношениях. Обесценивается значимость каждого из них друг для друга. Так, в сознании отца ребенка с нарушениями в развитии в силу ранее возникших репродуктивных установок резко снижается оценка его жены как женщины, которая родила такого ребенка. Интеллектуальный дефект умственно отсталых детей, рассматриваемый как ведущий, оказывает дестабилизирующее, угнетающее воздействие на психику их родителей
Именно ведущий дефект является для родителей умственно отсталых детей психотравмирующим фактором, так как данная аномалия, несмотря на имеющийся потенциал к развитию позитивной динамики, в целом исключает возможность полного выздоровления ребенка, его полной адаптации и самостоятельной полноценной жизни в социуме. В связи с состоянием ребенка искажается поведение взрослых, в семье возникают проблемы, с которыми родители не могут справиться самостоятельно: нарушается взаимодействие с социальным окружением, круг общения составляют близкие родственники, знакомые, врачи, дефектологи и учителя.
При этом семья замыкается, выдавая неадекватные реакции на рекомендации специалистов, вступая в конфронтацию с образовательными учреждениями. Складываются неверные представления о больном ребенке, возможностях его лечения и воспитания. Наблюдается отрицание диагнозов, игнорирование назначений, консультации у широкого круга специалистов в надежде, что диагноз не подтвердится или найдутся лекарства и методы, способные помочь ребенку. Возникают вопросы о целесообразности развития, воспитания, обучения ребенка в домашних условиях или помещения его в специализированные учреждения для детей с нарушениями. Все семьи, воспитывающие детей с нарушением психического развития, характеризуются определенными признаками: - родители испытывают нервно - психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребенка (это можно обозначить как нарушение временной перспективы); - личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям родителей, и, как следствие, вызывают у них раздражение, горечь, неудовлетворенность; - семейные взаимоотношения нарушаются и искажаются; - социальный статус семьи снижается - возникающие проблемы затрагивают не только внутрисемейные взаимоотношения, но и приводят к изменениям в ее ближайшем окружении; родители стараются скрыть факт нарушения психического развития у ребенка и наблюдения и наблюдение его психиатром от друзей и знакомых, соответственно круг вне семейного функционирования сужается; - «особый психологический климат» возникает в семье как результат столкновения с общественным мнением, не всегда адекватно оценивающим усилия родителей по воспитанию и лечению такого ребенка. Практика показывает, что проблемы в семье возникают не только при тяжелых умственных и физических отклонениях в развитии ребенка, но и в более легких случаях. Семья, воспитывающая ребенка с интеллектуальной недостаточностью, сталкивается с рядом трудностей, реакция на которые может дезорганизовать всю ее структуру.
Между тем, связь уровня адаптации с выраженностью отклонения в развитии ребенка значительно опосредована характером внутрисемейных отношений. Именно поэтому последние можно рассматривать как один из важнейших факторов социально-бытовой и эмоционально-поведенческой адаптации умственно отсталых детей, подростков и взрослых. Уровень психологического напряжения в семье имеет тенденцию к нарастанию, что приводит к эмоциональным нарушениям, возникновению чувства беспокойства у детей и взрослых. Негативные эмоции, которые испытывают родители, нарушают эмоциональную стабильность и психологическую атмосферу в семье. В результате длительно существующего конфликта у членов семьи снижается социально-психологическая адаптация, отсутствует способность к совместным действиям, возникают разногласия, в том числе и в вопросах воспитания детей. Таким образом, семьи, имеющие детей с интеллектуальным недоразвитием, рассматриваются, как проблемные, находящиеся в трудной жизненной ситуации, которая нарушает ее жизнедеятельность и не может быть преодолена самостоятельно. Неправильное разрешение этих трудностей может приводить к дезорганизации семейных отношений, к развитию семьи по типу проблемной. В семьях, где родители не понимают возможностей и ограничений своего ребенка, не дают ему права на реализацию имеющихся способностей, возникает состояние неудовлетворения и напряжения у всех членов семьи. Переосмысление жизненной ситуации, нахождение новых ценностей и смыслов оказывает позитивное влияние на функционирование семьи и личностное развитие ее членов.
- Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004. — 244 с.
- Пэпп П. Семейная терапия и ее парадоксы. - М.: Класс, 1998.
- Скиннер Р., Клииз Дж. Семья и как в ней уцелеть. - М.: Класс, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "В чём состоит главная ценность в человека? Почему мы можем говорить об актуальности проблемы, заключённой в произведении И.С.Тургенева "Отцы и дети", как о проблеме 21 века?"
Извечная тема - отцы и дети. Перед обучающимися стоит проблема, которую нужно разрешить, опираясь на жизненый опыт героев произведения. Понять на чём строится счастье и несчастливая судьба героя...
Глобальные проблемы человечества. Проблемы мира и разоружения
Причины войн, жертвы, проблема контроля вооружений....
Разработка открытого внеклассного интегрированного мероприятия конференция учеников на тему: « Проблема века. Демографическая проблема».
К сожалению, школьники часто не видят взаимосвязи отдельных школьных предметов, а без этого нельзя понять и полноценно изучить суть многих проблем. Учащиеся, как правило, не умеют применять знан...
Проблема цели и проблема смысла
Рассуждения о причинах нигилизма подростков, поисках смысла жизни....
Тема: Глобальные проблемы человечества. Проблема здоровья и долголетия. Проблема суицида.
Урок географии по теме “Глобальные проблемы человечества” проводился в 11 классе естественно-математического профиляВ соответствии с учебным планом изучение географии в профильном классе, ...
Родительское собрание: Проблемы молодежи. Проблемы подростка. 8 класс
Цель родительского собрания: привлечь внимание родителей к проблемам старших подростков, научить способам повышения уровня самооценки подростка...
Проблема малой реки моего села-наша общая проблема.
Работа направлена на экологическое воспитание детей . ...