«Активизация познавательной деятельности детей с умственной отсталостью во внеурочное время» (выступление на МО воспитателей)
учебно-методический материал

В настоящее время проблема развития познавательной активности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является актуальной в педагогике и психологии, так как она является одним из важнейших мотивов учения. Меняющиеся социально-экономические условия современной жизни требуют от человека теоретических знаний, нестандартного мышления и активизации его интеллектуальных способностей. В связи с этим возрастает значимость развития познавательной активности у обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo.docx16.36 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Благовещенская школа-интернат»

«Активизация познавательной деятельности детей с умственной отсталостью во внеурочное время»

(выступление на МО воспитателей)

                                                                                                   Подготовила : Шиллер Ж.А.-               воспитатель первой

квалификационной категории            

Благовещенка

2024-2025 уч.год

В настоящее время проблема развития познавательной активности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является актуальной в педагогике и психологии, так как она является одним из важнейших мотивов учения. Меняющиеся социально-экономические условия современной жизни требуют от человека теоретических знаний, нестандартного мышления и активизации его интеллектуальных способностей. В связи с этим возрастает значимость развития познавательной активности у обучающихся.

Актуальность темы. Развитие познавательной активности у таких детей важно, так как она является одним из важнейших мотивов учения. 

Особенности внеурочной деятельности.

занятия внеурочной деятельности и внеклассную работу я строю таким образом, чтобы один вид деятельности сменялся другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной, менее утомляемой.

Благодаря систематическому использованию такого подхода за последние годы, по моим наблюдениям, удалось достичь появления у большинства учащихся положительной мотивации к изучению предметов школьного цикла, повышению мотивации успешной деятельности, формированию личной ответственности за результат своей деятельности.

 Главным считаю не заставлять, а заинтересовывать, приглашать ребенка к учебному сотрудничеству.

      На занятиях внеурочной деятельности обогащаю детей  знаниями, развиваю   умственную деятельность, формирую познавательные интересы, развиваю творческие способности.

Занятия являются основной формой организации воспитательного процесса в коррекционной школе. Именно на занятиях создаются условия для усвоения детьми достаточно сложных знаний, умений и навыков для формирования разных способностей детей. Оно даёт возможность создавать ситуации с большим количеством способов действия, стимулируют проявление познавательной деятельности. Занятия, организованные определённым образом, позволяют повысить уровень познавательной активности. Каждое занятие должно способствовать коррекции дефектов познавательной деятельности и адаптации воспитанников к жизни. Только творческий подход к построению занятий, его неповторимость, насыщенность многообразием примеров, методов и форм могут обеспечить эффективность. Использование средств информационных технологий позволяет повысить степень активности школьников и привлечь их внимание, усилить мотивацию к обучению.

При проведении занятий по экологии важна эмоциональность педагога, интригующая интонация голоса при вопросе, использование шутки при объяснении задания. Живость эмоций повышает внимание детей к заданиям, вследствие чего повышается познавательная активность и познавательная деятельность.

  •  Практика показывает, что во внеурочной деятельности уровень развития познавательной активности и желания поучаствовать в какой-либо деятельности у обучающихся с умственной отсталостью выше, чем в урочной. 
  • Принципы активизации. К ним относятся индивидуальный подход к учащимся, наглядность в обучении, прочность усвоения знаний и способов деятельности.
  • Использование активных и интерактивных приёмов. Они позволяют учителю чередовать различные виды работы, что помогает избежать переутомления и воспринимать материал с разных сторон. Например, к таким приёмам относятся игровые методы, исследовательская (проектная) деятельность, метод проблемного изложения. 
  • Роль дидактических игр.  Они делают процесс обучения более интересным и занимательным, создают у детей бодрое рабочее настроение, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала. 

Использование приёмов и способов активизации познавательной деятельности школьников с нарушением интеллекта во внеурочное время приводит к более эффективному овладению необходимыми знаниями, умениями, навыками для будущей профессиональной деятельности и интеграции в социум. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методы и приемы активизации познавательной деятельности детей во время самоподготовки, в условиях социально--реабилитационного центра"

Актуальность этой темы в том, как достичь оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его здоровья.Рассмотрим все методы и приемы при помощи которых достигаются положительные результат...

Активизация познавательной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время

Одной из актуальных задач на уроке биологии является активизация познавательной деятельности школьников. Активная мыслительная работа ученика на уроке, познавательная самостоятельность – залог успешно...

Использование игровых технологий для активизации мыслительной и познавательной деятельности учащихся с умственной отсталостью на уроках математики»

Применение; игровых технологий для активизации мыслительной и познавательной деятельности детей с умственной отсталостью на уроках математики...

Активизация познавательной деятельности на уроках математики и во внеурочное время

В презентации содержатся материалы из опыта работы по формированию положительного отношения школьников к учебной деятельности и развитию познавательной активности учащихся....

Методическая разработка по теме «Активизация познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью на уроках биологии»

Тема: ««Активизация познавательной деятельностиучащихся на уроках биологии в специальной (коррекционной) школе»  Цели самообразования:- Систематизация  накопленно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной деятельности учителя-дефектолога «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕМ, ПРОБУЕМ, ДЕЙСТВУЕМ»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАкоррекционной деятельности учителя-дефектолога«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕ...