Японская методика пальцевого массажа
консультация
Предварительный просмотр:
Введение
«Кончики пальцев – есть второй головной мозг». В жизнедеятельности человека рука играет важную роль на протяжении всей его жизни. Дотрагиваясь до чего-либо рукой, человек сразу же узнает, что это за вещь. Работа пальцев рук действительно бесконечно разнообразна и важна для каждого человека. Пальцами можно трогать, брать, поглаживать, зажимать…
Невозможно перечислить все глаголы, описывающие все, что можно делать нашими руками, пальцами.
Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга было известно еще во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Японские врачи создали оздоравливающую методику воздействия на руки. Они утверждали, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные, при этом используется механическая энергия, сообщаемая тканям или отдельным органам в виде трения, давления и толчков различными, методически проводимыми специальными приемами.
По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.
Методика сохранения здоровья пальцевыми упражнениями (японский лечебный массаж) Иосиро Цуцуми.
В результате многолетних научно – практических работ на основе системы меридианов и расположенных на них активных точек японским врачом Иосиро Цуцуми была разработана «методика сохранения здоровья пальцевыми упражнениями (японский лечебный массаж)». Эта методика направлена на полноценное проявление жизнеспособности организма.
Непрерывное осуществление предлагаемой автором «методики сохранения здоровья пальцевыми упражнениями» непременно приведет к реагированию внутренних органов (ритмичному ровному дыханию) и проявлению заметного положительного воздействия на детский организм, если его выполнять не менее трех раз в день в течение полугода.
Лечебный массаж является дополнительным инструментом и средством работы педагогов по формированию речевых способностей детей.
Технология лечебного массажа в дошкольных образовательных учреждениях(на начальных этапах)
Технология лечебного массажа в дошкольных образовательных учреждениях включает несколько важных последовательных этапов:
#1047;накомство детей с руками:
5занятий
- кисть;
- ладонь;
- тыльная сторона.
10 занятий пальцы
- большой;
- указательный;
- средний;
- безымянный;
- мизинец.
#1048;гровая деятельность.
Знакомство детей с руками проводится как часть занятия в утреннее и вечернее время с использованием авторских стихотворений, наглядных иллюстраций, фотографий.
#1051;адони на столе (на счет « раз – два – три» пальцы врозь – вместе).
#1051;адошки – кулачки – ребро (на счет «раз – два – три»).
#1055;альчики здороваются (на счет) соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т. Д
.
#1063;еловечек (указательный и средний пальцы правой, потом левой руки бегают по столу).
«В гости»
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний –
Сам мизинчик – малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики – друзья
Друг без друга нам нельзя!
- Приложение №1.
3. Адаптированный японский массаж.
Японский массаж – это воздействие на точки акупунктуры (ТА) пальцем (пальцами).
Сущность точечного массажа сводится к механическому раздражению небольших участков (2 – 10 мм.) поверхности кожи, которые названы биологически активными точками (БАТ), так как в них размещается большое количество нервных окончаний. О правильности нахождения точки свидетельствует ощущение ломоты, растирания, онемения. Очень часто точка отзывается болью. По болезненности какой-либо точки (зоны) можно иногда предположить заболевание того или иного органа.
На сегодня медиками описано около 700 БАТ, из них наиболее часто используются 140 – 150. Для нахождения БАТ следует пользоваться анатомо– топографическими признаками (бугорки, связки, мышцы, кости и пр.) Однако этих ориентиров явно недостаточно для нахождения некоторых БАТ. В их отыскании помогает своеобразная мера: индивидуальный цунь –расстояние между двумя складками, которые образуются при сгибании второй фаланги среднего пальца правой руки у женщин и левой – у мужчин.
Выяснилось, что все участки нашего тела можно условно разделить на определенное количество равных частей. Их граница и получила название пропорционального цуня, который варьирует в пределах 1—3 см в зависимости от телосложения человека. Каждый может сделать для себя ленту-измеритель со своими цунями. Прежде чем приступить к точечному массажу, необходимо четко изучить расположение БАТ и научиться регулировать силу воздействия на них в зависимости от места расположения— вблизи костей, связок, сосудов, нервов и т. п. Более слабое воздействие осуществляется на сосуды и нервы.
Самые первые процедуры должны быть короткими, чтобы проверить реакцию организма на воздействие точечного массажа. Если возникли какие-либо неприятные ощущения или через 3—5 процедур не наступил эффект вылечивания, продолжать массаж нет смысла.
Техника точечного массажа включает различные приемы: растирание, поглаживание, давление (надавливание), вибрацию, захватывание и др.
- Поглаживание выполняется подушечкой большого (среднего) пальца с вращательными движениями. Применяется в основном в области головы, лица, шеи, рук и, кроме того, в конце всей процедуры.
- Растирание подушечкой большого пальца или среднего пальца по часовой стрелке. Причем растирание используется самостоятельно и, как правило, после всех других приемов точечного массажа.
- Растирание (надавливание) выполняется кончиком большого пальца или двумя большими пальцами (на симметричных точках), а также средним или указательным пальцем. При этом производят круговые вращательные движения пальцем – вначале медленно и слабо, постепенно усиливая давление до появления чувства распирания в месте воздействия массажа, затем ослабляют надавливание и т. д.
- Захватывание («щипок») выполняется тремя пальцами правой кисти (указательным, большим и средним). В месте расположения БАТ захватывают кожу в складку и разминают, сдавливают ее. Движения выполняются быстро, отрывисто 3 – 4 раза.
- Укол выполняется кончиком указательного или большого пальца в быстром темпе.
- Вибрация выполняется большим или средним пальцем. Колебательные движения делать быстро, не отрывая палец от массируемой точки.
Массаж проводится после того, как дети запомнят название пальцев (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец). Желательно заниматься с детьми в течение года, начиная со средней группы второго полугодия, это способствует успешному целенаправленному развитию моторики руки, которая необходима при подготовке руки к письму, а также японский массаж очень эффективен для нормализации психофизического самочувствия детей.
Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трех до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими.
Рекомендуются следующие упражнения для раздражения активных точек воздействия на мышцы пальцев:
а) Массаж пальцев рук.
Упражнение 1.
Обе руки поднимаются в стороны до уровня плеч и примерно 5–10 раз машут кистями. Затем дети массируют каждый палец отдельно пальцами другой руки. Массируют палец, поворачивая обе кисти и как бы ввинчивая со стороны его кончика в сторону его основания.
Упражнение 2.
Нажимают и раздражают безымянный палец пальцами другой руки (5 раз, 7 раз, до 10 раз). Кроме безымянного пальца раздражают также остальные пальцы, каждый 3-5 раз. Если Вы, уважаемые взрослые, приобретете привычку и привьете вашим детям каждый день по утрам и вечерам делать эти упражнения, то это один из способов, чтобы пальцы детей были нежными, послушными и здоровыми.
б) Сохранение душевного спокойствия.
Примечание: раздражать точки до концентрации внимания.
Упражнение 1.
Большой палец руки относится к пальцу дыхательной системы. Раскрывают пальцы левой руки, слегка нажимают точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. Повторяют это 3-5 раз. При нажатии делают выдох, а при ослаблении делают вдох. Упражнение выполняется спокойно, не торопясь. Потом делают то же на правой руке.
Упражнение 2.
Сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем, связанным с сердечнососудистой системой. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатия кулака, делают вдох. Повторять 3-5 раз. Выполнение упражнения с закрытыми глазами усиливает эффект. Упражнение помогает также в точном запоминании важных вещей.
в) Пальцевые упражнения повышают жизнеспособность, память, сосредоточенность, внимательность.
Упражнение 1.
Складываются указательный и большой пальцы кончиками вместе, с усилием прижимают их друг к другу, сгибая их наружную сторону. То же упражнение делают также для большого и среднего, большого и безымянного пальцев, большого пальца и мизинца (для каждой руки 8-10 раз). Затем кончиком большого пальца сильно надавливают на основании каждого остального пальца (для каждой руки 3-5-10 раз).
Упражнение 2.
Кончики растянутых вместе пальцев правой руки подводят к левой руке со слегка сжатым кулаком. В следующий миг сжимают, наоборот, пальцы правой руки, растягивают пальцы левой руки и подводят кончики среднего и безымянного пальцев к основанию мизинца правой руки. Повторяют эти движения быстро и попеременно по 5-7-10 раз. Не забывайте делать вдох через рот при каждой смене рук.
Упражнение 3. Массаж шариками «марблс»
Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс» - способствуют улучшению памяти, умственных способностей ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно – сосудистой пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
Их нужно вертеть в руках, щелкать по ним пальцами, «стрелять».
Упражнение 4. Массаж шестигранными карандашами:
- пропускать карандаш между одним и двумя – тремя пальцами;
- удерживать в определенном положении в правой и левой руке.
Упражнение 5. Массаж «Четками»
Перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы. Перебирание сочетают со счетом, прямым и обратным.
г) Массаж “Дары природы”.
Создание среды в детском саду по “Дарам природы”:
- По авторскому проекту в детском саду должен быть оборудован уголок "Дары природы", где на столе стоят корзины, а в них находятся природный материал для массажей: сосновые шишки, кедровые шишки, еловые шишки, грецкий орех, орех "Фундук", кедровые орехи. Затем располагается более мелкий и нежный материал: бобы, фасоль, горох, семечки (подсолнуха, тыквы, кабачка), зерно, овёс, крупа (гречка, пшено, манка), сухие листья сибирской яблони (они наиболее удобны в работе), перья птиц.Для эффективной коррекционной работы японский массаж проводится не только в детском саду, но и дома с родителями.
Упражнение 1. Сосновая шишка.
- Вращение основанием шишки на тыльной стороне рук по часовой и против часовой стрелки /длительность 1 минута /.
- Шишки крутить между ладонями как колесо в разных направлениях /длительность 3 минуты /.
- Подбрасывать шишку вверх, ловить двумя руками, затем одной рукой левой, правой /длительность 2 минуты /.
Упражнение 2. Еловая шишка.
- Сначала движения выполняются с одной шишкой, затем двумя шишками и вращать их между ладонями /длительность от 1-ой до 3-х минут/.
- Катать шишку на тыльной стороне правой, левой рук /длительность 3 минуты /.
- Круговые движения шишкой между ладонями и тыльной стороной рук /длительность от 1-ой до 3-х минут/.
Упражнение 3. Грецкие орехи
Те же упражнения можно делать с грецкими орехами.
Упражнение 4.
Сосновые, еловые и кедровые шишки перекатить по тарелке круглой, затем квадратной, тарелки разной тяжести и из разного материала (пластмассовые, глиняные, картонные). Катать по кругу слева направо, сверху вниз. Сначала по одной, затем по две, три /длительность до 3-х минут/.
Подбрасывание шишек на тарелке /длительность 2 минуты/.
Упражнение 5. Орехи фундук.
- Насыпать горсть орехов на поднос, катать ладонями и тыльной стороной кисти рук.
- Пересыпать горсточку орехов из одной руки в другую /длительность 1 минута/.
Упражнение 6. Бобы, фасоль, горох, семечки, зерно пшеницы, овес, крупа (гречка, пшено, манка).
С этими “Дарами природы” делать различные вращательные движения: сжатие в кулачки, пересыпание с одной руки в другую, перемешивание различными вращательными движениями в корзинах /длительность движений на каждый вид по минуте/.
Упражнение 7. Упражнение с перьями птиц.
- Водить пером по поверхности ладони и тыльной стороне рук /длительность 3 минуты/.
- Протягивание пера между пальцами /длительность 1-2 минуты/.
- Вытягивание перьев из кулачка /длительность 1-2 минуты/
Заключение.
Эмоциональность и яркость настроя детей на лечебный массаж с природным материалом придает то, что это все живое и настоящее, а, самое главное, это все нас окружает как в сельской местности, так и в городской. Природа настолько разнообразна, что, прикасаясь к ней, мы обогащаем тактильную чувствительность рук, но реальный мир малыша, организованный взрослыми, для познавательных процессов, заполирован, гладок, однообразен по ощущению. Именно с обогащения тактильной чувствительности руки, особенно пальцев, улучшается кинестетическая (двигательная) память артикулярных органов, она необходима для эффективности работы с детьми дошкольного возраста.
Таким образом, можно сказать, что целенаправленное дозированное воздействие методами точечного массажа и аурикулоэлектропунктуры на биологически активные точки организма человека благоприятно влияет на его общее состояние, на органы и системы, связанные с речевой функцией; способствует преодолению артикуляторных, дыхательных и голосовых расстройств; восстановлению нарушенной нервной регуляции речи; позволяет значительно сократить сроки коррекции тяжелых нарушений речи у детей, что способствует процессу их социализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика проведения логопедического массажа
Методика проведения логопедического массажа,комплексы массажных движенийМетодические указания к проведению расслабляющего массажа:массаж проводится в медленном темпеосновные приёмы – поглаживани...
Методика проведения массажа ушных раковин.
Массаж ушей для концентрации внимания....
Методика дифференцированного массажа при лечении кривошеи
Кривенкова В.В. Методика дифференцированного массажа при лечении кривошеи. Санкт-Петербургский Медицинский техникум №2.В статье показано значение комплексного лечения кривошеи у детей, применение дифф...
Консультация для родителей "Методика проведения точечного массажа".
Методика специального точечного массажа отличается относительной простотой проведения, физиологичностью, малой зоной воздействия и возможностью проведения не только для коррекции речевых расстройств, ...
Методика Е.Ф. Архиповой по преодолению дизартрии. Логопедический массаж
Система логопедической работы с детьми при дизартрии предусматривает комплексный характер. Одним из средств коррекционного воздействия является логопедический массаж....
Японская методиа паьцевого массажа.
Многие современные люди стали обращать внимание на то, что массаж или растирание определенных зон на коже способны избавить от боли или укрепить здоровье. Кисти и стопы, облад...
Карточки: " Массаж Су-джок, самомассаж, игровой массаж"
Данный материал будет полезен учителям-логопедам и родителям для организации помощи детям с речевыми проблемами....