Консультация для родителей "Методика проведения точечного массажа".
консультация по теме
Методика специального точечного массажа отличается относительной простотой проведения, физиологичностью, малой зоной воздействия и возможностью проведения не только для коррекции речевых расстройств, но и для их профилактики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_tochechnogo_massazha.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ ДСКВ № 46 «КОТ В САПОГАХ»
МЕТОДИКА ТОЧЕЧНОГО МАССАЖА
(массаж биологически активных точек)
ПОДГОТОВИЛ:
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД
ИШМЕТОВА В.М.
НИЖНЕВАРТОВСК 2012г.
Воздействие на биологически активные точки (БАТ) представляет собой один из методов рефлекторной терапии. Имеется тесная функциональная связь между биологически активными точками и определенными органами, системами организма. Путем нажатия на БАТ вызываются определенные рефлекторные реакции в соответствующих органах и мышцах. Методика точечного массажа отличается относительной простотой проведения, физиологичностью, малой зоной воздействия и возможностью проведения не только для коррекции, но и для профилактики.
Целями специального точечного массажа, используемого в логопедической практике, являются:
- нормализация тонуса мышц, обеспечивающих работу голосового,дыхательного и артикуляционного аппаратов;
- регуляция вегетативных функций и обменных процессов;
- регуляция эмоционального состояния;
- профилактика расстройств голосового аппарата и заболеваний верхних дыхательных путей.
Техника точечного массажа
Одним из условий эффективности точечного массажа является правильное определение локализации БАТ.
При определении нужной точки ориентирами служат различные анатомические образования: впадины, сухожилия, кости и пр. При надавливании на БАТ у массируемого возникают, как правило, ответные реакции, чаще субъективного характера (ощущение ломоты, распирания, онемения, некоторой болезненности, может появиться чувство тепла, легкости). Однако эти ощущения не должны быть резко выраженными.
Одним из способов нахождения БАТ служит пальпация. Пальпацию проводят с помощью скользящих движений подушечкой наиболее чувствительного пальца (безымянного или указательного). При нахождении БАТ в области лица часто возникает ощущение пульсации.
Приемы точечного массажа
Приемы точечного массажа для детей и взрослых одинаковы, но при массаже детей надавливание на точки должно быть менее интенсивным.
В зависимости от техники воздействия на локальную точку метод может быть возбуждающим или успокаивающим. Так, при повышенном мышечном тонусе используют расслабляющий,или «тормозной», методточечного массажа. Он проводится следующим образом. Найдя необходимую точку, подушечкой пальца производят вращательное движение по часовой стрелке в течение 5 — 6 с, постепенно углубляясь, надавливая на точку, наращивая усилие; в течение 1 — 2 с фиксируют достигнутый уровень, а затем в течение 5 — 6 с производят противоположное движение, «вывинчивая» палец против часовой стрелки, уменьшая силу надавливания. Не отрывая пальца от точки, данный цикл движений повторяют несколько раз. Общее время воздействия на одну точку может составлять от 1 до 5 мин, в зависимости от возраста массируемого.
При явлениях пониженного тонуса применяется стимулирующая техника .Найдя точку, проводят в течение 3 — 4 с вращательные движения по часовой стрелке, ввинчивая палец с надавливанием на точку, а затем палец резко отрывают от точки. Это движение повторяют 6 — 10 раз.
Методические указания к проведению точечного массажа
1. На первых сеансах массируют не более 3 — 4 точек, постепенно увеличивая их количество.
2. Во время одного сеанса рекомендуется массировать точки как общего,
так и локального действия.
3. Симметричные точки массируют попарно и одновременно.
4. Точечный массаж можно сочетать с классическим.
5. Массаж, как правило, предшествует логопедическому занятию.
6. Точечный массаж рекомендуется проводить целым курсом: между 1-м
и 2-м курсом перерыв две недели; между 2-м и 3-м перерыв может составить около трех месяцев. Курсы массажа повторяются каждые 3 — 6 месяцев.
Сеанс массажа следует проводить через день. Перерыв между сеансами массажа, проводимого целым курсом, не должен превышать трех дней.
7. В том случае, если массаж направлен на релаксацию мышц, точечный
массаж полезно проводить на фоне релаксации, для чего можно использовать специально подобранную музыку. Такой массаж можно проводить на фоне аутогенной тренировки.
БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ТОЧКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ МАССАЖЕ
В логопедическом массаже используется, как правило, не единичная точка, а целый комплекс биологически активных точек, в зависимости от поставленных целей. Рассмотрим комплексы биологически активных точек, оказывающих различное воздействие.
Комплекс БАТ 1
Цель: нормализация состояния мышц артикуляционной мускулатуры.
А — одиночная точка под носом в верхней трети вертикальной борозды;
Б — точка в центре подбородочно-губной складки;
В — парные точки кнаружи от угла рта на 1 см, на вертикальной линии от зрачка;
Г — парные точки на 1 см по диагонали от крыла носа, примерно посередине носогубной складки, чуть выше нее;
Д — парные точки на нижней челюсти, расположены почти на одной вертикальной линии с точками В.
Комплекс БАТ 2
Цель: улучшение кровоснабжения верхних отделов полости носа, улучшение носового дыхания. Способствует расширению резонаторных возможностей речевого голоса, профилактике голосовых расстройств, а также используется при тренировке ощущения головного резонанса голоса.
А — парные точки на середине расстояния между крылом носа и краем верхней губы, кнаружи от средней линии на 0,5 см;
Б — парные точки у крыльев носа;
В — парные точки в боковой борозде крыла носа, ниже внутреннего угла глаза;
Г — парные точки у основания надбровных дуг в выемке;
Д — точка в центре переносицы, посередине между внутренними концами бровей.
Комплекс БАТ 3
Цель: воздействие на мышцы глотки и гортани. Способствует нормализации напряжения мышц голосового аппарата.
А — точка на средней линии шеи, между нижним краем тела подъязычной кости и верхней вырезкой щитовидного хряща;
Б — точка примерно на 0,7 см выше верхнего края яремной вырезки грудины.
Комплекс БАТ 4Цель: нормализация состояния мышц глотки, гортани и корня языка. Массировать следует осторожно, так как воздействие на эти точки может легко вызвать неприятные ощущения.
А — точка на средней линии шеи или посередине верхнего края подъязычной кости;
Б — парные точки кнаружи от нижнего края щитовидного хряща, у переднего края грудино-ключично-сосцевидной мышцы.
Комплекс БАТ 5
Цель: нормализация состояния мышц нижней челюсти.
А — точка на середине наиболее выступающей части подбородка;
Б — парные точки кпереди от козелка уха, во впадине, которая образуется нижним краем скуловой кости и вырезкой нижней челюсти;
В - парные точки на уровне нижнего края прикрепления мочки уха.
Комплекс БАТ 6
Цель: нормализация состояния мышц шеи и плечевого пояса.
А — парные точки, расположенные выше задней границы роста волос в сторону от средней линии головы на 1,5 поперечного пальца;
Б — парные точки, расположенные под затылочной костью выше задней границы роста волос, в ямке у наружного края трапециевидной мышцы.
В — точка между 1-ми 2-м шейными позвонками, немного выше задней границы роста волос;
Г — парные точки в области верхнего плечевого пояса и ключицы;
Д — точка в области 7-го шейного и 1-го грудного позвонков.
Комплекс БАТ 7(рис. ПО).
Цель: нормализация состояния мышц плечевого пояса и регуляция ритма дыхания. Способствует улучшению звучания голоса в грудном резонаторе.
А — точка находится в средней части грудины, на расстоянии ширины ладони, приложенной к ключицам;
Б — точка в центре грудины, на линии расположения сосков;
В — парные точки находятся в образующихся углублениях при положении сведенных плеч.
Комплекс БАТ 8— точки общего регулирующего действия
Цель: повышение работоспособности при умственном переутомлении, улучшение памяти, снятие напряжения с мышц голосового аппарата.
А — парные точки ниже верхнего края латерального мыщелка большеберцовой кости на четыре поперечных пальца, у переднего края больше-берцовой мышцы;
Б — парные точки на тыльной стороне ладони между 1-й и 2-й пястными костями, в ямке.
Комплекс БАТ 9 — точка общего действия, так называемая точка жизни Цель: оказывает активизирующее воздействие на организм в целом.
Точка на темени, ближе к макушке, во впадине на прямом проборе, там, где его пересечет линия, проведенная от уха к уху через верхние точки ушных раковин.
ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ В СОЧЕТАНИИ
С ФОНАЦИОННОЙ ГИМНАСТИКОЙ
Массаж направлен на улучшение звучания речевого голоса и профилактику голосовых нарушений. Выполняется в сочетании со звуковыми упражнениями.
1. Массаж комплекса БАТ 1 выполняется с одновременным протяжным произнесением зммм в течение 2 — 3 с.
Цель: снять напряжение с артикуляторных мышц, способствовать ощущению звучания голоса в среднем регистре.
2. Массаж комплекса БАТ 7 выполняется с одновременным протяжным произнесением жннн в течение 2 — 3 с.
Цель: способствовать ощущению звучания голоса в грудном регистре.
3. Массаж комплекса БАТ 2 выполняется с одновременным протяжным произнесением гммм в течение 2 — 3 с.
Цель: способствовать ощущению звучания голоса в головном регистре.
4. Массаж комплекса БАТ 5 выполняется с одновременным протяжным произнесением жннн в течение 2 — 3 с.
Цель: способствовать снятию напряжения в области гортано-глоточной полости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика проведения логопедического массажа
Методика проведения логопедического массажа,комплексы массажных движенийМетодические указания к проведению расслабляющего массажа:массаж проводится в медленном темпеосновные приёмы – поглаживани...
Консультация для родителей "Логопедический массаж как один из сильнейших методов развития вашего ребенка"
Консультация для родителей...
Точечный массаж.
Профилактика простудных заболеваний....
Наглядная демонстрация проведения логопедического массажа при заикании
Наглядная демонстрация логопедического массажа при заикании...
Правила проведения непрямого массажа сердца
Правила проведения непрямого массажа сердца...
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ по учебной дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии форма проведения: Дифференцированный зачет специальность 34.02.02 Медицинский массаж
Составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности 34.02.02 Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями по зрению) ...
Точечный массаж с дыхательной гимнастикой
Содерит три комплекса упражнений....