Методика проведения логопедического массажа
методическая разработка по теме
Методика проведения логопедического массажа,
комплексы массажных движений
- Методические указания к проведению расслабляющего массажа:
- массаж проводится в медленном темпе
- основные приёмы – поглаживание, лёгкая вибрация
- расслабляющий массаж должен давать приятные ощущения тепла и покоя
- руки массажиста должны быть тёплыми
- расслабляющий массаж можно проводить на фоне звучания тихой музыки с медленным ритмом или проговариванием логопедом аутогенной тренировки: «Успокаиваюсь, отдыхаю, дыхание ровное, спокойное, ритмичное, ощущение спокойствия и расслабления, глаза закрыты, дышится легко, свободно, все мышцы полностью расслаблены и приятно тяжелы, не хочется двигаться, мне хорошо и спокойно».
Кроме этого можно проговаривать слова на расслабление мышц речевого аппарата: «Грудь и плечи расслаблены, мышцы шеи расслаблены, нижняя челюсть слабо отвисает…»
- для усиления эффекта массажа на лицо можно положить согревающий компресс (махровое полотенце, смоченное в воде 40º - 45º) на 3-5 минут
- последовательность воздействия на массажируемые области следующая: мышцы шеи и плечевого пояса, мимическая мускулатура, мышцы губ, языка
- Методические указания к проведению активизирующего массажа:
- используется при сниженном мышечном тонусе
- движения должны быть ритмичными; основной приём – поглаживание, которое чередуется с растиранием, разминанием, сильной вибрацией
- сила воздействия на массируемые ткани должна увеличиваться постепенно
- на передней поверхности шеи энергичные движения противопоказаны, так как здесь находится щитовидная железа
- последовательность выполнения массажа: мимическая мускулатура, мышцы губ, мышцы языка, мышцы шеи и плечевого пояса
Массаж плечевого пояса и шеи– массируются боковые мышцы шеи, задняя часть шеи (снимается тонус с трапециевидной мышцы), можно пассивные упражнения, которые также направлены на расслабление мышц шеи:
- ребёнок лежит, голова свешивается с кушетки: одной рукой логопед держит голову ребёнка, другая лежит на нёбно-теменной области (совершаются круговые движения по часовой стрелке, наклоны головы вперёд-назад-вправо-влево)
- ребёнок может выполнять ряд упражнений самостоятельно или с помощью логопеда (голову уронить вперёд – «уснули», голову слегка запрокинуть назад и покатать вправо-влево, опустить вниз, голову опустить вперёд)
- при активизирующем массаже, массажные движения проводят в направлении снизу-вверх, используются приёмы поглаживания. Растирания
- движения проводят одновременно или попеременно
- движения начинают от области лопаток по заднебоковой поверхности шеи вверх к затылку
Массаж можно сочетать с упражнениями:
- в положении сидя, правая рука логопеда располагается на затылке, ребёнку предлагают оттолкнуть голову назад, при этом рука логопеда оказывает сопротивление
- ребёнок сидит, рука логопеда на лбу, ребёнку предлагают наклонить голову вперёд. При этом рука взрослого оказывает сопротивление
- ребёнок сидит, рука логопеда располагается на височной части головы слева, ребёнку предлагают повернуть голову влево – взрослый оказывает сопротивление (тоже самое с правой стороной)
Массаж в области гортани(рекомендуется при нарушениях голоса): осторожно, захватив гортань большим указательным и средним пальцами, производить лёгкие ритмичные движения в поперечном направлении. В процессе массажа, ребёнку можно дать задание пропевать гласные звуки.
Массаж лицевой мускулатуры(рекомендуется проводить двумя руками, движения должны быть симметричными и ритмичными). Массаж в области лица может производится всеми пальцами сразу, кроме большого.
Массажные линии на лице:
- от середины лба к вискам
- от внутреннего угла глаза по верхнему веку и в обратном направлении по нижнему
- от корня носа к височной области
- от угла рта к козелку ушной раковины
Массаж в области лба
Расслабляющий массаж
- Поглаживающие движенияладонной поверхностью всех пальцев, кроме большого, в направлении:
- от середины лба к височной области (на висках проводим круговые поглаживания в виде спирали)
- от середины лба к козелку ушной раковины, заканчивая лёгким нажатием
- Поглаживаниеснизу вверх от надбровных дуг к волосистой части головы (2-4 пальцами)
Активизирующий массаж
- Растирание(полукружные или спиралевидные движения) в направлении от средней линии лба к вискам
- Разминание(сжатие складок кожи)
- Прерывистаявибрация (постукивание) в быстром темпе
Массаж в области глаз(выполняется только при закрытых глазах)
- Поглаживание(от височной ямки по нижнему краю глаза к внутреннему углу глаза, затем вверх до брови, далее от брови к виску)
- Поглаживаниекруговых мышц глаз (от виска по нижнему веку к внутреннему углу глаза, затем плавно перейти на верхнее веко)
Массаж в области щёк и подбородка(скуловые, щёчные, жевательные, подбородочные, мышцы смеха, мышцы поднимания-опускания уголков рта, мышцы опускания нижней губы, крыловидные височные мышцы)
Расслабляющий массаж
- Указательные пальцы обеих рук располагаются под нижней губой, остальные под подбородком: пальцы скользят от середины подбородка к височным впадинам с фиксацией пальцев в углублении у козелка и мочки уха (большой палец не участвует). Можно проводить с приемом лёгкой вибрации.
- Указательные пальцы обеих рук располагаются над верхней губой, средние под нижней, остальные под подбородком: направление движений от середины губ к височным впадинам, с фиксацией у козелка и мочки уха. Можно проводить с приемом лёгкой вибрации.
- От спинки носа через скуловую дугу к ушным раковинам с фиксацией пальцев у козелка и мочки уха. Можно проводить с приемом лёгкой вибрации.
- От середины лба вниз через височные впадины к середине подбородка
- От середины подбородка в стороны к углам губ, затем вверх по носогубным складкам боковым поверхностям носа через переносицу к середине лба, и далее по лбу к височным впадинам
- Лёгкое потряхивание щёк пальцами обеих рук.
Активизирующий массаж
- Круговое растирание в области щёк (от края нижней челюсти к краю скуловой кости)
- Круговые растирания от середины подбородка вверх к носу
- Разминание (спиралевидное), круговое растирание в области жевательной мышцы
- Потряхивание (продольное, поперечное) щёк
- Движения пощипывания – захватив в складку кожу щёк, она легко сдавливается и отпускается
- Разминание в продольном, поперечном и круговом направлениях – захватив кожу щёк с подкожными мышцами между большим и указательным пальцами
- Поколачивание по массажным линиям
Можно использовать тренажёр с функцией вибрации (движения в тех же направлениях), шпатель с ребристой поверхностью, ручка зубной щётки с рефлённой поверхностью.
Массаж внутренней поверхности щеки (внутри полости рта – большой палец передвигается по внутренней поверхности щеки, остальные пальцы по наружной поверхности)
- Круговые движения по щеке от периферии к центру и наоборот
- Спиралевидное растирание и разминание подушечками пальцев по кругу
- Разминание круговыми движениями и перетирание в области жевательных мышц
- Растирающие движения от скуловой кости вниз к углу рта
- Растирающие движения (все пальцы, кроме большого, располагаются в области козелка и мочки уха, постепенно направляясь к углу рта)
- Спиралевидное растирание области височного нижнечелюстного сустава (в положении открытого рта, найти ямку у мочки уха, массировать её)
- Можно использовать элементы пассивной гимнастики
- слегка наклонить голову ребёнка, что приводит к непроизвольному закрыванию рта
- запрокинуть голову назад – непроизвольное открывание рта
- непроизвольное зевание (вызывается по подражанию, затем по словесной инструкции)
Массаж мышц губ
Расслабляющий массаж
- Поглаживание по верхней губе от углов рта к середине
- Поглаживание по нижней губе от углов рта
- Движение от ушной раковины – по щеке – вокруг губ, указательным пальцем по верхней губе, а средний по нижней губе
- Поглаживание носогубных складок (от крыльев носа к углам рта)
- Лёгкое постукивание вокруг губ по часовой стрелке
Активизирующий массаж(растирание, разминание, вибрация)
- Движения по верхней губе от углов рта к середине (тоже самое по нижней губе)
- Движения от середины верхней губы к углам рта, слегка вниз (большим пальцем), указательным пальцем – от середины нижней губы к углам рта
- Поглаживание носогубных складок (от углов губ к крыльям носа)
- Захватить вертикальную складку верхней губы и перетирать её между пальцами
- Пощипывание кожи вокруг губ
- Постукивание вокруг губ кончиками указательного и среднего пальцами
- Можно использовать массажор с функцией вибрации, шпатель с рефлённой поверхностью.
Движения шпателем в виде поглаживания и постукивание в области губ осуществляется в следующих направлениях:
- от носа к линии верхней губы
- от подбородка к линии нижней губы
- вокруг губ по часовой и против часовой стрелкам
- по носогубным складкам
Можно разминать мышцы губ захватом изнутри (большой палец вводится под губу со стороны слизистой, а указательный располагается сверху) – производить перетирание от одного угла рта к другому вдоль верхней, а затем нижней губы).
- Спиралевидное движение по верхней, затем по нижней губе
- Спиралевидное разминание области носогубной складки (большой палец в полости рта под носогубной складкой)
- Точечное сдавливание губы между большим и указательным пальцами
- При нарушении двигательной функции губ, можно проводить пассивную артикуляционную гимнастику
Массаж мышц языка
Расслабляющий массаж
Методические указания к проведению массажа:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_provedeniya_logopedicheskogo_massazha.docx | 24.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика проведения логопедического массажа,
комплексы массажных движений
- Методические указания к проведению расслабляющего массажа:
- массаж проводится в медленном темпе
- основные приёмы – поглаживание, лёгкая вибрация
- расслабляющий массаж должен давать приятные ощущения тепла и покоя
- руки массажиста должны быть тёплыми
- расслабляющий массаж можно проводить на фоне звучания тихой музыки с медленным ритмом или проговариванием логопедом аутогенной тренировки: «Успокаиваюсь, отдыхаю, дыхание ровное, спокойное, ритмичное, ощущение спокойствия и расслабления, глаза закрыты, дышится легко, свободно, все мышцы полностью расслаблены и приятно тяжелы, не хочется двигаться, мне хорошо и спокойно».
Кроме этого можно проговаривать слова на расслабление мышц речевого аппарата: «Грудь и плечи расслаблены, мышцы шеи расслаблены, нижняя челюсть слабо отвисает…»
- для усиления эффекта массажа на лицо можно положить согревающий компресс (махровое полотенце, смоченное в воде 40º - 45º) на 3-5 минут
- последовательность воздействия на массажируемые области следующая: мышцы шеи и плечевого пояса, мимическая мускулатура, мышцы губ, языка
- Методические указания к проведению активизирующего массажа:
- используется при сниженном мышечном тонусе
- движения должны быть ритмичными; основной приём – поглаживание, которое чередуется с растиранием, разминанием, сильной вибрацией
- сила воздействия на массируемые ткани должна увеличиваться постепенно
- на передней поверхности шеи энергичные движения противопоказаны, так как здесь находится щитовидная железа
- последовательность выполнения массажа: мимическая мускулатура, мышцы губ, мышцы языка, мышцы шеи и плечевого пояса
Массаж плечевого пояса и шеи – массируются боковые мышцы шеи, задняя часть шеи (снимается тонус с трапециевидной мышцы), можно пассивные упражнения, которые также направлены на расслабление мышц шеи:
- ребёнок лежит, голова свешивается с кушетки: одной рукой логопед держит голову ребёнка, другая лежит на нёбно-теменной области (совершаются круговые движения по часовой стрелке, наклоны головы вперёд-назад-вправо-влево)
- ребёнок может выполнять ряд упражнений самостоятельно или с помощью логопеда (голову уронить вперёд – «уснули», голову слегка запрокинуть назад и покатать вправо-влево, опустить вниз, голову опустить вперёд)
- при активизирующем массаже, массажные движения проводят в направлении снизу-вверх, используются приёмы поглаживания. Растирания
- движения проводят одновременно или попеременно
- движения начинают от области лопаток по заднебоковой поверхности шеи вверх к затылку
Массаж можно сочетать с упражнениями:
- в положении сидя, правая рука логопеда располагается на затылке, ребёнку предлагают оттолкнуть голову назад, при этом рука логопеда оказывает сопротивление
- ребёнок сидит, рука логопеда на лбу, ребёнку предлагают наклонить голову вперёд. При этом рука взрослого оказывает сопротивление
- ребёнок сидит, рука логопеда располагается на височной части головы слева, ребёнку предлагают повернуть голову влево – взрослый оказывает сопротивление (тоже самое с правой стороной)
Массаж в области гортани (рекомендуется при нарушениях голоса): осторожно, захватив гортань большим указательным и средним пальцами, производить лёгкие ритмичные движения в поперечном направлении. В процессе массажа, ребёнку можно дать задание пропевать гласные звуки.
Массаж лицевой мускулатуры (рекомендуется проводить двумя руками, движения должны быть симметричными и ритмичными). Массаж в области лица может производится всеми пальцами сразу, кроме большого.
Массажные линии на лице:
- от середины лба к вискам
- от внутреннего угла глаза по верхнему веку и в обратном направлении по нижнему
- от корня носа к височной области
- от угла рта к козелку ушной раковины
Массаж в области лба
Расслабляющий массаж
- Поглаживающие движения ладонной поверхностью всех пальцев, кроме большого, в направлении:
- от середины лба к височной области (на висках проводим круговые поглаживания в виде спирали)
- от середины лба к козелку ушной раковины, заканчивая лёгким нажатием
- Поглаживание снизу вверх от надбровных дуг к волосистой части головы (2-4 пальцами)
Активизирующий массаж
- Растирание (полукружные или спиралевидные движения) в направлении от средней линии лба к вискам
- Разминание (сжатие складок кожи)
- Прерывистая вибрация (постукивание) в быстром темпе
Массаж в области глаз (выполняется только при закрытых глазах)
- Поглаживание (от височной ямки по нижнему краю глаза к внутреннему углу глаза, затем вверх до брови, далее от брови к виску)
- Поглаживание круговых мышц глаз (от виска по нижнему веку к внутреннему углу глаза, затем плавно перейти на верхнее веко)
Массаж в области щёк и подбородка (скуловые, щёчные, жевательные, подбородочные, мышцы смеха, мышцы поднимания-опускания уголков рта, мышцы опускания нижней губы, крыловидные височные мышцы)
Расслабляющий массаж
- Указательные пальцы обеих рук располагаются под нижней губой, остальные под подбородком: пальцы скользят от середины подбородка к височным впадинам с фиксацией пальцев в углублении у козелка и мочки уха (большой палец не участвует). Можно проводить с приемом лёгкой вибрации.
- Указательные пальцы обеих рук располагаются над верхней губой, средние под нижней, остальные под подбородком: направление движений от середины губ к височным впадинам, с фиксацией у козелка и мочки уха. Можно проводить с приемом лёгкой вибрации.
- От спинки носа через скуловую дугу к ушным раковинам с фиксацией пальцев у козелка и мочки уха. Можно проводить с приемом лёгкой вибрации.
- От середины лба вниз через височные впадины к середине подбородка
- От середины подбородка в стороны к углам губ, затем вверх по носогубным складкам боковым поверхностям носа через переносицу к середине лба, и далее по лбу к височным впадинам
- Лёгкое потряхивание щёк пальцами обеих рук
Активизирующий массаж
- Круговое растирание в области щёк (от края нижней челюсти к краю скуловой кости)
- Круговые растирания от середины подбородка вверх к носу
- Разминание (спиралевидное), круговое растирание в области жевательной мышцы
- Потряхивание (продольное, поперечное) щёк
- Движения пощипывания – захватив в складку кожу щёк, она легко сдавливается и отпускается
- Разминание в продольном, поперечном и круговом направлениях – захватив кожу щёк с подкожными мышцами между большим и указательным пальцами
- Поколачивание по массажным линиям
Можно использовать тренажёр с функцией вибрации (движения в тех же направлениях), шпатель с ребристой поверхностью, ручка зубной щётки с рефлённой поверхностью.
Массаж внутренней поверхности щеки (внутри полости рта – большой палец передвигается по внутренней поверхности щеки, остальные пальцы по наружной поверхности)
- Круговые движения по щеке от периферии к центру и наоборот
- Спиралевидное растирание и разминание подушечками пальцев по кругу
- Разминание круговыми движениями и перетирание в области жевательных мышц
- Растирающие движения от скуловой кости вниз к углу рта
- Растирающие движения (все пальцы, кроме большого, располагаются в области козелка и мочки уха, постепенно направляясь к углу рта)
- Спиралевидное растирание области височного нижнечелюстного сустава (в положении открытого рта, найти ямку у мочки уха, массировать её)
- Можно использовать элементы пассивной гимнастики
- слегка наклонить голову ребёнка, что приводит к непроизвольному закрыванию рта
- запрокинуть голову назад – непроизвольное открывание рта
- непроизвольное зевание (вызывается по подражанию, затем по словесной инструкции)
Массаж мышц губ
Расслабляющий массаж
- Поглаживание по верхней губе от углов рта к середине
- Поглаживание по нижней губе от углов рта
- Движение от ушной раковины – по щеке – вокруг губ, указательным пальцем по верхней губе, а средний по нижней губе
- Поглаживание носогубных складок (от крыльев носа к углам рта)
- Лёгкое постукивание вокруг губ по часовой стрелке
Активизирующий массаж (растирание, разминание, вибрация)
- Движения по верхней губе от углов рта к середине (тоже самое по нижней губе)
- Движения от середины верхней губы к углам рта, слегка вниз (большим пальцем), указательным пальцем – от середины нижней губы к углам рта
- Поглаживание носогубных складок (от углов губ к крыльям носа)
- Захватить вертикальную складку верхней губы и перетирать её между пальцами
- Пощипывание кожи вокруг губ
- Постукивание вокруг губ кончиками указательного и среднего пальцами
- Можно использовать массажор с функцией вибрации, шпатель с рефлённой поверхностью.
Движения шпателем в виде поглаживания и постукивание в области губ осуществляется в следующих направлениях:
- от носа к линии верхней губы
- от подбородка к линии нижней губы
- вокруг губ по часовой и против часовой стрелкам
- по носогубным складкам
Можно разминать мышцы губ захватом изнутри (большой палец вводится под губу со стороны слизистой, а указательный располагается сверху) – производить перетирание от одного угла рта к другому вдоль верхней, а затем нижней губы).
- Спиралевидное движение по верхней, затем по нижней губе
- Спиралевидное разминание области носогубной складки (большой палец в полости рта под носогубной складкой)
- Точечное сдавливание губы между большим и указательным пальцами
- При нарушении двигательной функции губ, можно проводить пассивную артикуляционную гимнастику
Массаж мышц языка
Расслабляющий массаж
Методические указания к проведению массажа:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика проведения массажа ушных раковин.
Массаж ушей для концентрации внимания....
Консультация для родителей "Методика проведения точечного массажа".
Методика специального точечного массажа отличается относительной простотой проведения, физиологичностью, малой зоной воздействия и возможностью проведения не только для коррекции речевых расстройств, ...
Методика Е.Ф. Архиповой по преодолению дизартрии. Логопедический массаж
Система логопедической работы с детьми при дизартрии предусматривает комплексный характер. Одним из средств коррекционного воздействия является логопедический массаж....
Наглядная демонстрация проведения логопедического массажа при заикании
Наглядная демонстрация логопедического массажа при заикании...
Конспект урока по теме: «Логопедический массаж мышц речевого аппарата с использованием современных логопедических технологий»
Цель: улучшение состояния произносительной стороны речи Задачи:Образовательные:Развитие благоприятных изменений в мышечной и нервной системах в целомСокращение периода логопедического воздействия...
Логопедический массаж- как одна из эффективных здоровье сберегающих технологий в логопедической практике
В последнее время наблюдается рост детей с тяжёлыми расстройствами речи. Как правило у таких детей нарушена нормализация тонуса мышц (языка, губ, лицевых мышц, шеи). Для чистого звукопроизношения нужн...
«Использование приёмов логопедического массажа в логопедической практике»
Использование приёмов логопедического массажа в логопедической практике...