Методика проведения логопедического массажа
методическая разработка по теме
Методика проведения логопедического массажа,
комплексы массажных движений
- Методические указания к проведению расслабляющего массажа:
- массаж проводится в медленном темпе
- основные приёмы – поглаживание, лёгкая вибрация
- расслабляющий массаж должен давать приятные ощущения тепла и покоя
- руки массажиста должны быть тёплыми
- расслабляющий массаж можно проводить на фоне звучания тихой музыки с медленным ритмом или проговариванием логопедом аутогенной тренировки: «Успокаиваюсь, отдыхаю, дыхание ровное, спокойное, ритмичное, ощущение спокойствия и расслабления, глаза закрыты, дышится легко, свободно, все мышцы полностью расслаблены и приятно тяжелы, не хочется двигаться, мне хорошо и спокойно».
Кроме этого можно проговаривать слова на расслабление мышц речевого аппарата: «Грудь и плечи расслаблены, мышцы шеи расслаблены, нижняя челюсть слабо отвисает…»
- для усиления эффекта массажа на лицо можно положить согревающий компресс (махровое полотенце, смоченное в воде 40º - 45º) на 3-5 минут
- последовательность воздействия на массажируемые области следующая: мышцы шеи и плечевого пояса, мимическая мускулатура, мышцы губ, языка
- Методические указания к проведению активизирующего массажа:
- используется при сниженном мышечном тонусе
- движения должны быть ритмичными; основной приём – поглаживание, которое чередуется с растиранием, разминанием, сильной вибрацией
- сила воздействия на массируемые ткани должна увеличиваться постепенно
- на передней поверхности шеи энергичные движения противопоказаны, так как здесь находится щитовидная железа
- последовательность выполнения массажа: мимическая мускулатура, мышцы губ, мышцы языка, мышцы шеи и плечевого пояса
Массаж плечевого пояса и шеи– массируются боковые мышцы шеи, задняя часть шеи (снимается тонус с трапециевидной мышцы), можно пассивные упражнения, которые также направлены на расслабление мышц шеи:
- ребёнок лежит, голова свешивается с кушетки: одной рукой логопед держит голову ребёнка, другая лежит на нёбно-теменной области (совершаются круговые движения по часовой стрелке, наклоны головы вперёд-назад-вправо-влево)
- ребёнок может выполнять ряд упражнений самостоятельно или с помощью логопеда (голову уронить вперёд – «уснули», голову слегка запрокинуть назад и покатать вправо-влево, опустить вниз, голову опустить вперёд)
- при активизирующем массаже, массажные движения проводят в направлении снизу-вверх, используются приёмы поглаживания. Растирания
- движения проводят одновременно или попеременно
- движения начинают от области лопаток по заднебоковой поверхности шеи вверх к затылку
Массаж можно сочетать с упражнениями:
- в положении сидя, правая рука логопеда располагается на затылке, ребёнку предлагают оттолкнуть голову назад, при этом рука логопеда оказывает сопротивление
- ребёнок сидит, рука логопеда на лбу, ребёнку предлагают наклонить голову вперёд. При этом рука взрослого оказывает сопротивление
- ребёнок сидит, рука логопеда располагается на височной части головы слева, ребёнку предлагают повернуть голову влево – взрослый оказывает сопротивление (тоже самое с правой стороной)
Массаж в области гортани(рекомендуется при нарушениях голоса): осторожно, захватив гортань большим указательным и средним пальцами, производить лёгкие ритмичные движения в поперечном направлении. В процессе массажа, ребёнку можно дать задание пропевать гласные звуки.
Массаж лицевой мускулатуры(рекомендуется проводить двумя руками, движения должны быть симметричными и ритмичными). Массаж в области лица может производится всеми пальцами сразу, кроме большого.
Массажные линии на лице:
- от середины лба к вискам
- от внутреннего угла глаза по верхнему веку и в обратном направлении по нижнему
- от корня носа к височной области
- от угла рта к козелку ушной раковины
Массаж в области лба
Расслабляющий массаж
- Поглаживающие движенияладонной поверхностью всех пальцев, кроме большого, в направлении:
- от середины лба к височной области (на висках проводим круговые поглаживания в виде спирали)
- от середины лба к козелку ушной раковины, заканчивая лёгким нажатием
- Поглаживаниеснизу вверх от надбровных дуг к волосистой части головы (2-4 пальцами)
Активизирующий массаж
- Растирание(полукружные или спиралевидные движения) в направлении от средней линии лба к вискам
- Разминание(сжатие складок кожи)
- Прерывистаявибрация (постукивание) в быстром темпе
Массаж в области глаз(выполняется только при закрытых глазах)
- Поглаживание(от височной ямки по нижнему краю глаза к внутреннему углу глаза, затем вверх до брови, далее от брови к виску)
- Поглаживаниекруговых мышц глаз (от виска по нижнему веку к внутреннему углу глаза, затем плавно перейти на верхнее веко)
Массаж в области щёк и подбородка(скуловые, щёчные, жевательные, подбородочные, мышцы смеха, мышцы поднимания-опускания уголков рта, мышцы опускания нижней губы, крыловидные височные мышцы)
Расслабляющий массаж
- Указательные пальцы обеих рук располагаются под нижней губой, остальные под подбородком: пальцы скользят от середины подбородка к височным впадинам с фиксацией пальцев в углублении у козелка и мочки уха (большой палец не участвует). Можно проводить с приемом лёгкой вибрации.
- Указательные пальцы обеих рук располагаются над верхней губой, средние под нижней, остальные под подбородком: направление движений от середины губ к височным впадинам, с фиксацией у козелка и мочки уха. Можно проводить с приемом лёгкой вибрации.
- От спинки носа через скуловую дугу к ушным раковинам с фиксацией пальцев у козелка и мочки уха. Можно проводить с приемом лёгкой вибрации.
- От середины лба вниз через височные впадины к середине подбородка
- От середины подбородка в стороны к углам губ, затем вверх по носогубным складкам боковым поверхностям носа через переносицу к середине лба, и далее по лбу к височным впадинам
- Лёгкое потряхивание щёк пальцами обеих рук.
Активизирующий массаж
- Круговое растирание в области щёк (от края нижней челюсти к краю скуловой кости)
- Круговые растирания от середины подбородка вверх к носу
- Разминание (спиралевидное), круговое растирание в области жевательной мышцы
- Потряхивание (продольное, поперечное) щёк
- Движения пощипывания – захватив в складку кожу щёк, она легко сдавливается и отпускается
- Разминание в продольном, поперечном и круговом направлениях – захватив кожу щёк с подкожными мышцами между большим и указательным пальцами
- Поколачивание по массажным линиям
Можно использовать тренажёр с функцией вибрации (движения в тех же направлениях), шпатель с ребристой поверхностью, ручка зубной щётки с рефлённой поверхностью.
Массаж внутренней поверхности щеки (внутри полости рта – большой палец передвигается по внутренней поверхности щеки, остальные пальцы по наружной поверхности)
- Круговые движения по щеке от периферии к центру и наоборот
- Спиралевидное растирание и разминание подушечками пальцев по кругу
- Разминание круговыми движениями и перетирание в области жевательных мышц
- Растирающие движения от скуловой кости вниз к углу рта
- Растирающие движения (все пальцы, кроме большого, располагаются в области козелка и мочки уха, постепенно направляясь к углу рта)
- Спиралевидное растирание области височного нижнечелюстного сустава (в положении открытого рта, найти ямку у мочки уха, массировать её)
- Можно использовать элементы пассивной гимнастики
- слегка наклонить голову ребёнка, что приводит к непроизвольному закрыванию рта
- запрокинуть голову назад – непроизвольное открывание рта
- непроизвольное зевание (вызывается по подражанию, затем по словесной инструкции)
Массаж мышц губ
Расслабляющий массаж
- Поглаживание по верхней губе от углов рта к середине
- Поглаживание по нижней губе от углов рта
- Движение от ушной раковины – по щеке – вокруг губ, указательным пальцем по верхней губе, а средний по нижней губе
- Поглаживание носогубных складок (от крыльев носа к углам рта)
- Лёгкое постукивание вокруг губ по часовой стрелке
Активизирующий массаж(растирание, разминание, вибрация)
- Движения по верхней губе от углов рта к середине (тоже самое по нижней губе)
- Движения от середины верхней губы к углам рта, слегка вниз (большим пальцем), указательным пальцем – от середины нижней губы к углам рта
- Поглаживание носогубных складок (от углов губ к крыльям носа)
- Захватить вертикальную складку верхней губы и перетирать её между пальцами
- Пощипывание кожи вокруг губ
- Постукивание вокруг губ кончиками указательного и среднего пальцами
- Можно использовать массажор с функцией вибрации, шпатель с рефлённой поверхностью.
Движения шпателем в виде поглаживания и постукивание в области губ осуществляется в следующих направлениях:
- от носа к линии верхней губы
- от подбородка к линии нижней губы
- вокруг губ по часовой и против часовой стрелкам
- по носогубным складкам
Можно разминать мышцы губ захватом изнутри (большой палец вводится под губу со стороны слизистой, а указательный располагается сверху) – производить перетирание от одного угла рта к другому вдоль верхней, а затем нижней губы).
- Спиралевидное движение по верхней, затем по нижней губе
- Спиралевидное разминание области носогубной складки (большой палец в полости рта под носогубной складкой)
- Точечное сдавливание губы между большим и указательным пальцами
- При нарушении двигательной функции губ, можно проводить пассивную артикуляционную гимнастику
Массаж мышц языка
Расслабляющий массаж
Методические указания к проведению массажа:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика проведения логопедического массажа,
комплексы массажных движений
- Методические указания к проведению расслабляющего массажа:
- массаж проводится в медленном темпе
- основные приёмы – поглаживание, лёгкая вибрация
- расслабляющий массаж должен давать приятные ощущения тепла и покоя
- руки массажиста должны быть тёплыми
- расслабляющий массаж можно проводить на фоне звучания тихой музыки с медленным ритмом или проговариванием логопедом аутогенной тренировки: «Успокаиваюсь, отдыхаю, дыхание ровное, спокойное, ритмичное, ощущение спокойствия и расслабления, глаза закрыты, дышится легко, свободно, все мышцы полностью расслаблены и приятно тяжелы, не хочется двигаться, мне хорошо и спокойно».
Кроме этого можно проговаривать слова на расслабление мышц речевого аппарата: «Грудь и плечи расслаблены, мышцы шеи расслаблены, нижняя челюсть слабо отвисает…»
- для усиления эффекта массажа на лицо можно положить согревающий компресс (махровое полотенце, смоченное в воде 40º - 45º) на 3-5 минут
- последовательность воздействия на массажируемые области следующая: мышцы шеи и плечевого пояса, мимическая мускулатура, мышцы губ, языка
- Методические указания к проведению активизирующего массажа:
- используется при сниженном мышечном тонусе
- движения должны быть ритмичными; основной приём – поглаживание, которое чередуется с растиранием, разминанием, сильной вибрацией
- сила воздействия на массируемые ткани должна увеличиваться постепенно
- на передней поверхности шеи энергичные движения противопоказаны, так как здесь находится щитовидная железа
- последовательность выполнения массажа: мимическая мускулатура, мышцы губ, мышцы языка, мышцы шеи и плечевого пояса
Массаж плечевого пояса и шеи – массируются боковые мышцы шеи, задняя часть шеи (снимается тонус с трапециевидной мышцы), можно пассивные упражнения, которые также направлены на расслабление мышц шеи:
- ребёнок лежит, голова свешивается с кушетки: одной рукой логопед держит голову ребёнка, другая лежит на нёбно-теменной области (совершаются круговые движения по часовой стрелке, наклоны головы вперёд-назад-вправо-влево)
- ребёнок может выполнять ряд упражнений самостоятельно или с помощью логопеда (голову уронить вперёд – «уснули», голову слегка запрокинуть назад и покатать вправо-влево, опустить вниз, голову опустить вперёд)
- при активизирующем массаже, массажные движения проводят в направлении снизу-вверх, используются приёмы поглаживания. Растирания
- движения проводят одновременно или попеременно
- движения начинают от области лопаток по заднебоковой поверхности шеи вверх к затылку
Массаж можно сочетать с упражнениями:
- в положении сидя, правая рука логопеда располагается на затылке, ребёнку предлагают оттолкнуть голову назад, при этом рука логопеда оказывает сопротивление
- ребёнок сидит, рука логопеда на лбу, ребёнку предлагают наклонить голову вперёд. При этом рука взрослого оказывает сопротивление
- ребёнок сидит, рука логопеда располагается на височной части головы слева, ребёнку предлагают повернуть голову влево – взрослый оказывает сопротивление (тоже самое с правой стороной)
Массаж в области гортани (рекомендуется при нарушениях голоса): осторожно, захватив гортань большим указательным и средним пальцами, производить лёгкие ритмичные движения в поперечном направлении. В процессе массажа, ребёнку можно дать задание пропевать гласные звуки.
Массаж лицевой мускулатуры (рекомендуется проводить двумя руками, движения должны быть симметричными и ритмичными). Массаж в области лица может производится всеми пальцами сразу, кроме большого.
Массажные линии на лице:
- от середины лба к вискам
- от внутреннего угла глаза по верхнему веку и в обратном направлении по нижнему
- от корня носа к височной области
- от угла рта к козелку ушной раковины
Массаж в области лба
Расслабляющий массаж
- Поглаживающие движения ладонной поверхностью всех пальцев, кроме большого, в направлении:
- от середины лба к височной области (на висках проводим круговые поглаживания в виде спирали)
- от середины лба к козелку ушной раковины, заканчивая лёгким нажатием
- Поглаживание снизу вверх от надбровных дуг к волосистой части головы (2-4 пальцами)
Активизирующий массаж
- Растирание (полукружные или спиралевидные движения) в направлении от средней линии лба к вискам
- Разминание (сжатие складок кожи)
- Прерывистая вибрация (постукивание) в быстром темпе
Массаж в области глаз (выполняется только при закрытых глазах)
- Поглаживание (от височной ямки по нижнему краю глаза к внутреннему углу глаза, затем вверх до брови, далее от брови к виску)
- Поглаживание круговых мышц глаз (от виска по нижнему веку к внутреннему углу глаза, затем плавно перейти на верхнее веко)
Массаж в области щёк и подбородка (скуловые, щёчные, жевательные, подбородочные, мышцы смеха, мышцы поднимания-опускания уголков рта, мышцы опускания нижней губы, крыловидные височные мышцы)
Расслабляющий массаж
- Указательные пальцы обеих рук располагаются под нижней губой, остальные под подбородком: пальцы скользят от середины подбородка к височным впадинам с фиксацией пальцев в углублении у козелка и мочки уха (большой палец не участвует). Можно проводить с приемом лёгкой вибрации.
- Указательные пальцы обеих рук располагаются над верхней губой, средние под нижней, остальные под подбородком: направление движений от середины губ к височным впадинам, с фиксацией у козелка и мочки уха. Можно проводить с приемом лёгкой вибрации.
- От спинки носа через скуловую дугу к ушным раковинам с фиксацией пальцев у козелка и мочки уха. Можно проводить с приемом лёгкой вибрации.
- От середины лба вниз через височные впадины к середине подбородка
- От середины подбородка в стороны к углам губ, затем вверх по носогубным складкам боковым поверхностям носа через переносицу к середине лба, и далее по лбу к височным впадинам
- Лёгкое потряхивание щёк пальцами обеих рук
Активизирующий массаж
- Круговое растирание в области щёк (от края нижней челюсти к краю скуловой кости)
- Круговые растирания от середины подбородка вверх к носу
- Разминание (спиралевидное), круговое растирание в области жевательной мышцы
- Потряхивание (продольное, поперечное) щёк
- Движения пощипывания – захватив в складку кожу щёк, она легко сдавливается и отпускается
- Разминание в продольном, поперечном и круговом направлениях – захватив кожу щёк с подкожными мышцами между большим и указательным пальцами
- Поколачивание по массажным линиям
Можно использовать тренажёр с функцией вибрации (движения в тех же направлениях), шпатель с ребристой поверхностью, ручка зубной щётки с рефлённой поверхностью.
Массаж внутренней поверхности щеки (внутри полости рта – большой палец передвигается по внутренней поверхности щеки, остальные пальцы по наружной поверхности)
- Круговые движения по щеке от периферии к центру и наоборот
- Спиралевидное растирание и разминание подушечками пальцев по кругу
- Разминание круговыми движениями и перетирание в области жевательных мышц
- Растирающие движения от скуловой кости вниз к углу рта
- Растирающие движения (все пальцы, кроме большого, располагаются в области козелка и мочки уха, постепенно направляясь к углу рта)
- Спиралевидное растирание области височного нижнечелюстного сустава (в положении открытого рта, найти ямку у мочки уха, массировать её)
- Можно использовать элементы пассивной гимнастики
- слегка наклонить голову ребёнка, что приводит к непроизвольному закрыванию рта
- запрокинуть голову назад – непроизвольное открывание рта
- непроизвольное зевание (вызывается по подражанию, затем по словесной инструкции)
Массаж мышц губ
Расслабляющий массаж
- Поглаживание по верхней губе от углов рта к середине
- Поглаживание по нижней губе от углов рта
- Движение от ушной раковины – по щеке – вокруг губ, указательным пальцем по верхней губе, а средний по нижней губе
- Поглаживание носогубных складок (от крыльев носа к углам рта)
- Лёгкое постукивание вокруг губ по часовой стрелке
Активизирующий массаж (растирание, разминание, вибрация)
- Движения по верхней губе от углов рта к середине (тоже самое по нижней губе)
- Движения от середины верхней губы к углам рта, слегка вниз (большим пальцем), указательным пальцем – от середины нижней губы к углам рта
- Поглаживание носогубных складок (от углов губ к крыльям носа)
- Захватить вертикальную складку верхней губы и перетирать её между пальцами
- Пощипывание кожи вокруг губ
- Постукивание вокруг губ кончиками указательного и среднего пальцами
- Можно использовать массажор с функцией вибрации, шпатель с рефлённой поверхностью.
Движения шпателем в виде поглаживания и постукивание в области губ осуществляется в следующих направлениях:
- от носа к линии верхней губы
- от подбородка к линии нижней губы
- вокруг губ по часовой и против часовой стрелкам
- по носогубным складкам
Можно разминать мышцы губ захватом изнутри (большой палец вводится под губу со стороны слизистой, а указательный располагается сверху) – производить перетирание от одного угла рта к другому вдоль верхней, а затем нижней губы).
- Спиралевидное движение по верхней, затем по нижней губе
- Спиралевидное разминание области носогубной складки (большой палец в полости рта под носогубной складкой)
- Точечное сдавливание губы между большим и указательным пальцами
- При нарушении двигательной функции губ, можно проводить пассивную артикуляционную гимнастику
Массаж мышц языка
Расслабляющий массаж
Методические указания к проведению массажа:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/02/picture-610046-1733128565.jpg)
Консультация для родителей "Методика проведения точечного массажа".
Методика специального точечного массажа отличается относительной простотой проведения, физиологичностью, малой зоной воздействия и возможностью проведения не только для коррекции речевых расстройств, ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/21/picture-999228-1516532395.jpg)
Методика Е.Ф. Архиповой по преодолению дизартрии. Логопедический массаж
Система логопедической работы с детьми при дизартрии предусматривает комплексный характер. Одним из средств коррекционного воздействия является логопедический массаж....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/06/picture-1078583-1541495616.jpg)
Наглядная демонстрация проведения логопедического массажа при заикании
Наглядная демонстрация логопедического массажа при заикании...
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/04/picture-1016735-1685887111.jpg)
Конспект урока по теме: «Логопедический массаж мышц речевого аппарата с использованием современных логопедических технологий»
Цель: улучшение состояния произносительной стороны речи Задачи:Образовательные:Развитие благоприятных изменений в мышечной и нервной системах в целомСокращение периода логопедического воздействия...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/28/picture-1273060-1601323086.jpg)
Логопедический массаж- как одна из эффективных здоровье сберегающих технологий в логопедической практике
В последнее время наблюдается рост детей с тяжёлыми расстройствами речи. Как правило у таких детей нарушена нормализация тонуса мышц (языка, губ, лицевых мышц, шеи). Для чистого звукопроизношения нужн...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/28/picture-1273060-1601323086.jpg)
«Использование приёмов логопедического массажа в логопедической практике»
Использование приёмов логопедического массажа в логопедической практике...