родительское собрание "Чтобы ребенок учился"
методическая разработка

родительское собрание по теме "Чтобы ребенок учился"  ( в конспекте отображаются вопросы, связанные с учебной мотивацией"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_8_klass.docx28.02 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 8 классе:

«Чтобы ребёнок учился».

Цель:

актуализировать проблему негативного отношения к учебе подростков.

Задачи:

  • разработать совместно с родителями варианты сотрудничества с ребенком, потерявшим интерес к обучению;
  • повысить психологическую грамотность родителей путем создания  алгоритма поведения родителей  в «трудных ситуациях».

Ход собрания:

  1. Вступление. Информационная часть.

Отметки, которые получают наши дети, – это оценки их труда. Почему приходится сталкиваться со случаями, когда ребенок не желает учиться? Он готов на любую хитрость, лишь бы не делать уроки. У таких детей учебный материал запущен до такой степени, что кратковременное усилие не может вывести их из возникшего тупика.

Как реагируют родители на складывающуюся ситуацию?

Таких реакций, как правило, две. Первая – это искреннее возмущение. Все условия ребенку созданы. А он не желает ничего делать. Вторая реакция – отчаяние, возникающее из понимания безвыходности положения. Сколько-нибудь последовательной линии поведения в этом состоянии у родителей, как правило, не бывает. Они или ругают, наказывают, или пытаются «договориться по-человечески». Иногда у родителей вдруг просыпается надежда на чудо: кто-то же знает такое слово, после которого ребенок поймет и на глазах переродится.

Как в этом разобраться? Для этого нам необходимо обратиться к некоторым положениям психологии. Многообразие человеческой деятельности психологи сводят к трем основным видам:  игре, учебе, общению. Ведущим из них является тот, в ходе которого происходит в данный период основное развитие психических функций и способностей. Для дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра, для ребят школьного возраста – учеба, для подростков – общение. 

Почему в 8 классе подростки не хотят учиться?

Происходит смена ведущего вида деятельности с учебы на общение. В школу подростки ходят не учиться, а общаться. Это закономерное ослабление желания учиться, если нет четко поставленной цели.

Что побуждает ребенка заниматься этой трудной для него деятельностью – учебой? Что является для него движущим мотивом? Существует несколько точек зрения.

Часто мы слышим «учебная мотивация». Учебный мотив – желание учиться. Оно стойкое у тех,  кто имеет четкую цель. Как правило, цель возникает в старших классах, где мотивы проявляются осознанно.

Ребенок знает, зачем надо учиться: получить специальность, хорошо зарабатывать. Но в подростковом возрасте далекая мотивация практически не влияет на поведение человека. Отсроченный результат, который наступит через несколько лет, не привлекает ребенка. Короткая мотивация – близкий результат – вот то, что определяет его поведение. Вся информация о благах, которые сулит хорошая учеба, хранится в его памяти, он может успешно воспроизвести ее; но для ребенка это абстрактные знания, никак не сказывающиеся на его поступках.

Вторая точка зрения – ребенка должны побуждать хорошо учиться познавательные мотивы, им движет радость познания. Раньше многие вещи ребята действительно слышали первый раз на уроке. Сегодня же дети, приходящие в школу, обо всем хоть краем уха, да слышали. Школьный материал кажется им знакомым и не вызывает особого интереса.

Процесс обучения требует внимания и увлеченности. Учитель – это посредник между учеником и миром знаний. Учитель может приобщить ребенка к учебе, к предмету, который преподает. Чаще всего дети больше интересуются теми предметами, которые ведут их любимые учителя. И наоборот, неохотно занимаются предметом потому, что не симпатизируют преподавателю. Но более часто ребенок работает хуже на уроке из-за того, что его внимание отвлечено на какие-то другие вещи. Так происходит в тех случаях, когда, например, ребенка беспокоят мысли о доме, сексуальные вопросы, фантазии или навязчивые размышления.

Некоторые достаточно смышленные дети отказываются от образования, считая, что оно не стоит той работы, которую приходится совершать, для его получения. В результате их общеобразовательные знания могут оказаться недостаточными.

В ряде случаев процесс обучения может ассоциироваться у ребенка с болезненными или неприятными ощущениями. Подобная ситуация складывается, если родители или учитель наказывают ребенка за неуспехи. В конце концов может случиться так, что ребенок станет связывать наказание с обучением и будет его избегать.

Анкета для родителей

Допустимые ответы: «да», «нет», «отчасти», «иногда».

1. Считаете ли вы, что у вас в семье есть взаимопонимание с детьми?

2. Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по личным делам?

3. Интересуются ли вашей работой?

4. Знаете ли вы друзей ваших детей?

5. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных делах?

6. Проверяете ли вы, как они готовят домашние задания по предметам?

7. Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?

8. Участвуют ли дети в подготовке семейных праздников?

9. Хотят ли ребята, чтобы вы были с ними в их праздники, или предпочитают проводить время без взрослых?

10. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги, газеты, журналы?

11. Обсуждаете ли вы в семье с участием детей телевизионные передачи и фильмы?

12. Бываете ли вместе с детьми в театрах, музеях, на выставках и концертах?

13. Совершаете ли вы совместные прогулки, ходите ли в туристические походы?

14. Стремитесь ли вы проводить отпуск вместе с детьми или нет?

Анализ результатов

За каждое «да» – 2 балла, «отчасти, иногда» – 1 балл, «нет» – 0 баллов.

Более 20 баллов. Ваши отношения с детьми можно считать благополучными.

От 10 до 20 баллов. Отношения можно оценить как удовлетворительные и недостаточно многосторонние.

Менее 10 баллов. Контактов с детьми явно не хватает. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.

(Родители сопоставляют свои результаты с результатами детей и интерпретацией учителя. Можно поинтересоваться, ожидали ли они подобных данных. Многие неожиданно для себя выясняют, что они недостаточно внимания уделяют ребенку дома.)

      Если родители уклоняются от общения со своим ребенком, то он может вырасти человеком, неспособным к установлению прочных эмоциональных связей, следовательно, эмоционально неустойчивым. Подобные люди легче поддаются асоциальному влиянию. Они непостоянны в своих планах, неспособны к объективным оценкам, склонны к хвастовству и бахвальству. Чаще всего они неспособны к настойчивости и сосредоточенности в учебе, недоверчивы, боязливы, у них нередки конфликты с родителями и школой.

Если родители чересчур требовательны, это лишает ребенка веры в свои собственные силы, воспитывает у него неуверенность, робость, чрезмерную впечатлительность и покорность, мешает сосредоточенности. У него могут появиться трудности в учебе и в отношениях с окружающими людьми.

Когда родители дарят ребенку разумное доверие, воспитывают в нем свободную личность, тогда он может прекрасно общаться с ровесниками, быть находчивым, остроумным, сообразительным, в меру самоуверенным, способным разобраться в различных общественных ситуациях. Чаще всего он стремится преодолевать встречающиеся трудности, не бросает начатой работы, не отказывается от сложных заданий. Семья является главной воспитывающей средой, и поэтому она несет ответственность за нарушения в поведении ребенка, касающиеся помимо всего прочего и его успеваемости в школе.

Чтобы правильно понять причины снижения успеваемости, необходимо учитывать интересы ребенка. Общие познавательные интересы, которые в большей или в меньшей степени проявляются у каждого ребенка младшего возраста, в последующие годы становятся более конкретными, как бы специализируются. Чтобы получить образование, ребенок должен изучать ряд обязательных дисциплин. Некоторые предметы он изучает без интереса, по необходимости, что, безусловно, сказывается на его успеваемости.

Чем многограннее интересы ребенка, тем лучше он изучает школьные предметы, тем шире его кругозор и позитивные возможности для полноценного познания той или иной дисциплины.

Слишком высокое мнение ребенка о себе тоже вредно. Чрезмерное убеждение в собственных достоинствах не способствует развитию своих возможностей. В результате сын или дочка не достигают ожидаемого успеха даже тогда, когда они действительно способны и обладают рядом достоинств. Самооценка ребенка в первую очередь зависит от отношения к нему его родителей, от их воспитательного воздействия. Если они следят за развитием своего ребенка, влияют на его поведение, то могут эффективнее способствовать формированию у ребенка самооценки, а это в свою очередь может повлиять на отношение к учебе, на улучшение успеваемости.

Рекомендации для родителей.

Если ребенок с малолетства приучен к самостоятельности, исполнительности, он и в школьном возрасте без труда сможет организовать себя на выполнение учебных заданий. Но даже у таких детей могут возникнуть трудности в учебе, но они хотят учиться, не отказываются от помощи старших.

Если у ребенка эти черты характера не выработаны, то, садясь за уроки, ему нужно преодолевать себя.

Нежелание учиться является результатом отсутствия навыка – умения учиться и управлять собой.

Поэтому прилагаемые усилия родителей должны быть сосредоточены на том, чтобы этот навык сформировать. Усилия же, направленные на бесконечные объяснения, что учиться нужно, желаемого результата принести не могут. Ребенок возненавидит  пытку повторяющимися нотациями. Возникает неприязнь к школе, учебе, к родителям.

Разное:

«Пушкинская карта»

«Внеурочная деятельность» (все дети задействованы в кружках и секциях)

«Изменения во ФГОС» https://bvbinfo.ru/ 

«Выбор родительского комитета»

Решение родительского собрания.

  • Рекомендовать родителям проводить больше времени с детьми и совместно разработать программу действий по решению возникших проблем.
  • Напомнить о возможных формах общения с детьми (раздать памятки с обсуждаемыми сегодня вариантами).
  • Не забывать о постоянном сотрудничестве детей, родителей и педагогов.

В заключении выдается памятка родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Как помочь своему ребенку учиться"

Родительское собрание было проведено  в 6 классе....

Родительское собрание: "Ребенок учится тому что видят у себя в дому"

Родительское собрание: "Ребенок учится тому что видят у себя в дому". Презентация....

выступление педагога-психолога на родительском собрании "Ребенок учится тому, что видит у себя в дому"

Помочь родителям  преодолеть трудности в решении конфликтных ситуациях в семье; способствовать осмыслению конфликтных ситуаций и путей выхода из нее...

Родительское собрание "Ребенок учится тому, что видит у себя в дому"

Родительское собрание по теме "Ребенок учится тому, что видит у себя в дому" в форме тренинга...