Методическая разработка программы и презентации "Здоровье"
методическая разработка
Можно ли обучать детей так, чтобы сохранилось или даже укрепилось состояние их здоровья? Теоретически – да, практически – не получается. Врачи – педиатры, наблюдающие состояние школьников, а также данные государственной медицинской статистики свидетельствуют о негативных изменениях в организме учащихся в процессе их обучения в школах разного типа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.zip | 2.47 МБ |
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы Здоровье
Разработчик программы Казначеева Наталья Алексеевна, социальный педагог МБОУ «Манычская СОШ»
Учреждение, район: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Манычская средняя общеобразовательная школа» Яшалтинского района Республики Калмыкия
Исполнители: социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, медсестра, родители, учащиеся
Цели программы:
- Обучение учащихся здоровому образу жизни.
- Предупреждение употребления психоактивных и наркотических веществ детьми и подростками.
Задачи программы:
- Формирование отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности.
- Выработка умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения.
- Обучение умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.
Ожидаемые результаты:
- Повышение уровня информированности о социогенных, инфекционных и других заболеваниях.
- Снижение числа подростков с отклоняющимся поведением среди учащихся школы.
Введение
Можно ли обучать детей так, чтобы сохранилось или даже укрепилось состояние их здоровья? Теоретически – да, практически – не получается. Врачи – педиатры, наблюдающие состояние школьников, а также данные государственной медицинской статистики свидетельствуют о негативных изменениях в организме учащихся в процессе их обучения в школах разного типа. Еще в начале ХХ века основоположник отечественной школьной гигиены Ф. Ф. Эрисман внес понятие «школьные болезни», возникновение которых обусловлено обучением детей. К этим им было отнесено: близорукость (нарушения зрения), а также (боковое нарушение позвоночника) и анемия (низкий уровень гемоглобина в крови). В современных условиях «школьные болезни» сохраняются, хотя их структура изменилась.
У наших школьников чаще выявляются нервно-психические расстройства как предпатологические состояния, которые специалисты связывают с организацией учебно-воспитательного процесса в школе.
К другим заболеваниям, часто возникающим у школьников, относятся нарушения зрения (миопия, рефракционная или осевая), болезни костно-мышечной системы (сколиоз, патологический кифоз или лордоз, плоскостопие).
Заболеваемость детей держится на высоком уровне и составляет примерно 2400-2600 заболеваний на 1000 детей. Так как каждый на протяжении учебного года условно болеет 2,4-2,6 раза. Это свидетельствует о низкой сопротивляемости организма к патогенным микроорганизмам и вирусам, а также к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. У современных школьников стали чаще выявлять такие нарушения, как дефицит массы тела и низкий рост, кишечно-желудочного тракта. Все это подтверждает, что в образовательном учреждении необходимо осуществлять меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Опыт некоторых школ показывает, что создание благоприятной образовательной среды способствует не только прочным знаниям, но одновременно способствует укреплению здоровья школьников.
Биологическая реакция организма школьника зависит как от его адаптационных возможностей, так и от силы сочетаемого воздействия образовательной среды.
Многие параметры образовательной среды регламентированы и подлежат выполнению в интересах сохранения здоровья школьников.
Изменение политической и социально-экономической ситуации в России, социальная дифференциация, происходящая в молодежной среде, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. В России вновь имеют место нищета, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних. Молодежь вынуждена адаптироваться к подобным условиям, и результаты вживания в окружающую среду налицо: агрессия и насилие, ранняя алкоголизация, потребление наркотических, токсических, психотропных веществ, ранняя беспорядочная половая жизнь.
Именно поэтому возникла необходимость вести эффективную работу по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательно-воспитательный процесс и профилактике употребления наркотических средств.
Данная программа направлена на формирование у учащихся отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности, обучение умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения. Достижение целей и выполнение поставленных задач достигается путем проведения педагогических советов, групповых консультаций, бесед, исследовательских и игровых заданий, диспутов.
Основные направления деятельности
- Учебно-воспитательная работа – научно-обоснованная и строго регламентированная.
Организация режима ступенчатого повышения нагрузки для учащихся 1 класса с целью обеспечения адаптации к новым условиям. | Сентябрь-октябрь |
Валеологический анализ расписания уроков. | сентябрь |
Организация перемен и длительной динамической паузы с обязательным пребыванием на свежем воздухе (1-4 классы). | В течение года |
Организация перемен и создание на переменах таких условий, которые способствовали бы двигательному режиму учащихся разных возрастов. | В течение года |
Включение вопросов с определением валеологической направленностью с определением валеологической направленностью в плане учебных программ по биологии, ОБЖ. | В течение года |
- Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья, как учащихся, так и учителей; изучение подвижности адаптационных перестроек и работоспособности под действием природных и социальных факторов среды обитания.
Осуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки (дневной, недельной, годовой) | сентябрь |
Запуск медико-педагогического мониторинга детей и подростков при зачислении в школу (с учетом сложности программы или отсутствия ДОУ) | Август, январь, май |
- Профилактическая и коррекционная работа – предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состояния здоровья учащихся, а при наличии каких –либо недугов профилактика обострения и прогрессирования болезненного процесса.
Плановый медосмотр | сентябрь |
Мониторинг естественной и искусственной освещенности учебных кабинетов | Сентябрь, ноябрь |
Формирование, сохранение и корректировка здоровья учащихся и педагогов | В течение года |
Мониторинг санитарного состояния учебного помещения (отопления, вентиляция, освещенность, водоснабжение, канализация) | В течение года |
Плановая диспансеризация | Согласно графика |
Контроль пищевого рациона (достаточность, сбалансированность, правильность сочетания продуктов) | В течение года |
Ознакомление педагогического коллектива с конечным результатом медосмотра и диспансеризации | После проведения медосмотра |
Контроль за недопустимым использованием вредных для здоровья красок и других материалов в процессе ремонта классных комнат и помещения школы. | Июль, август |
- Научно-методическая и опытно -экспериментальная работа – внедрение результатов научных достижений в плане сохранения и укрепления здоровья в практику образования, разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их экспериментальное внедрение в учебный процесс.
Внедрение новых результатов научных достижений в области экологии, психологии, медицины, касающихся охраны и укрепления здоровья учащихся и учителей, в практику учебно-воспитательного процесса. | сентябрь |
Обеспечение научно-методической литературой, учебными программами по ОБЖ. | В течение года |
- Информационно-просветительская работа – пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, консультации по всем вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная.
Использование различных форм массовой пропаганды здорового образа жизни: организация лекций, проведение мероприятий по профилактике наркомании, курения и алкоголизма. | В течение года |
Использование наглядной агитации: выпуск буклетов, оформление уголков здоровья в классных комнатах, воспитание учащимися личным примером учителей( доброжелательность в общении, забота о собственном здоровье, занятие спортом, отказ от вредных привычек) | В течение года |
Функции различных категорий работников школы в контексте реализации программы:
- Функции медицинской службы:
- Проведение диспансеризации учащихся школы.
- Медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья.
- Выявление учащихся специальной медицинской группы.
- Функции директора и заместителя:
- Общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль.
- Общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе.
- Организация и контроль на уроках физической культуры.
- Обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций.
- Разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и контроль.
- Организация работы классных руководителей по программе «Здоровье» и ее контроль.
- Организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей.
- Организация работы социально-психологической службы по школе.
- Функции социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя:
- Санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе.
- Организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся.
- Организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма.
- Организация и проведение классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения.
- Организация и проведение профилактических работ с родителями.
- Организация встреч родителей и учащихся с представителями правоохранительных органов, работниками КДН, медработниками, наркологом.
- Организация и проведение внеклассных мероприятий по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма.
- Организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся.
- Организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащихся правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.
План реализации программы «Здоровья»
- Исследование и комплексная оценка состояния образовательной среды и состояния здоровья учащихся. Медицинская диагностика.
№ | Мероприятия | Сроки | Класс | Ответственный |
1 | Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах. | сентябрь | 1-11 | Медсестра, классный руководитель, учитель физкультуры |
2. | Профосмотры учащихся в условиях школы | Согласно графика | 2,4,6.8,10,11 | Специалисты больницы |
3. | Анализ случаев травматизма в школе | В течение года | 1-11 | Медсестра |
4. | Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни | В течение года | 1-11 | Социальный педагог, медсестра |
- Мониторинг психофизического здоровья учащихся
№ | Мероприятия | Сроки | Класс | Ответственный |
1. | Тестирование в рамках Комплексной программы оценки психофизического состояния и функционирования возможностей организма человека | В течение года | 1-11 | Социальный педагог |
2. | Психологический мониторинг здоровья учащихся:
| Октябрь, ноябрь, апрель | 1,4,5,10 | Педагог-психолог |
- Контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима в школьном учреждении
№ | Мероприятия | Сроки | Класс | Ответственный |
1. | Эстетическое оформление класса | В течение года | 1-11 | Классные руководители |
2. | Расписание уроков (соблюдение требований Сан ПИНа) | В течение года | 1-11 | Зам. директора по УВР |
3. | Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям:
| Ежедневно 1 раз в неделю 2 раза в год 2 раза в год ежедневно | Все помещения | Медсестра, зам.директора по АХЧ |
4. | Контроль за качеством питания и питьевой водой | ежедневно | медсестра | |
5. | Диагностика дозировки домашнего задания | В течение года | Зам. директора по УВР | |
6. | Организация активного отдыха на переменах | ежедневно | 1-11 | Классные руководители |
- Медицинское обслуживание и профилактика заболеваний
№ | Мероприятия | Сроки | Класс | Ответственный |
1. | Прививка детей согласно приказа Минздрава | В течение года | 1-11 | медсестра |
2. | Профилактика во время эпидемий | В течение года | 1-11 | медсестра |
3. | Профилактическая работа через беседы, уголки здоровья, полезные советы, санбюллетени. | В течение года | 1-11 | медсестра |
- Физическое воспитание, организация активно-двигательного досуга.
№ | Мероприятия | Сроки | Класс | Ответственный |
1. | Профилактика нарушений осанки на уроках физической культуры. | В течение года | 1-11 | Учитель физической культуры |
2. | Подвижные перемены с использованием возможностей спортивного зала, рекреации | В течение года | 1-11 | Учитель физической культуры |
3 | Использование здоровьесберегающих технологий на уроках | Учителя-предметники | ||
4. | Организация дней здоровья, прогулок, экскурсий | В течение года | 1-11 | Классные руководители |
5. | Работа спортивных секций | В течение года | 1-11 | Учитель физической культуры |
- Профилактика травматизма.
№ | Мероприятия | Сроки | Класс | Ответственный |
1. | Занятия по правилам дорожного движения | В течение года | 1-11 | Классные руководители |
2. | Тематические уроки по профилактике травматизма в рамках курса ОБЖ | По программе | 8-11 | Руководитель ОБЖ |
3. | Статистика и анализ случаев травматизма в школе | В течение года | 1-11 | медсестра |
- Пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек
№ | Мероприятия | Сроки | Класс | Ответственный |
1. | Тематические уроки в рамках курсов ОБЖ и биологии | В течение года | 1-11 | Учитель ОБЖ, учитель биологии |
2. | Тематические классные часы по профилактике наркомании, курения | В течение года | 1-11 | Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители |
3. | Встреча с работниками наркологического диспансера | В течение года | 8-11 | медсестра |
4. | Анкетирование, викторина, акции, исследовательские проекты | Согласно плану | 1-11 | Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Тематические мероприятия
1-4 классы
- За здоровый образ жизни.
- Забота об окружающей среде – забота о здоровье.
- Если хочешь быть здоров, обойдись без докторов.
- Зеленая аптека.
- Режим дня школьника.
- Полезные и вредные привычки.
- Здоровые зубы и уход за ними.
- Курить – здоровье вредить.
- Как ты питаешься?
- Курить или нет?
- Огонек здоровья
5-8 классы
- Даже не пробуй!
- Еще раз о курении.
- Кто кого? (на тему «Человек и его пороки»).
- Наркомания – путь в бездну.
- Свобода и наркотики.
- Профилактика алкоголизма в подростковой среде.
- Курение и здоровье.
- Три ступени ведущие вниз.
- Изгнание серого джина.
- Свобода и наркотики.
9-11 классы
- Мы живем в мире, где живет СПИД.
- Не унесенные ветром!
- Профилактика ПАВ.
- Дети и наркотики.
- Наркомания – страшная болезнь. Взлет и падение.
- Когда привычка приводит к болезни.
- Диалог о вредных привычках.
- Охотники за здоровьем.
- Курение и здоровье не совместимы.
- На краю пропасти.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Акции, проекты, выпуск буклетов, конкурсы, соревнования
- Акция « Спорт – альтернатива пагубным привычкам!».
- Проект «Здоровым – быть здорово!».
- Конкурс буклетов «Курение или спорт и здоровье – выбирайте сами!».
- Проект «Без наркотиков, курения и алкоголя!»
- Проект «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе».
- Конкурс плакатов и рисунков «За свою жизнь отвечаешь только ты!»
- Проведение открытых турниров по борьбе дзюдо.
- Веселые старты.
- Соревнования со стрельбе из пневматической винтовки.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Родительский всеобуч
- Тренинг «Мы в ответе за тех, кого воспитали».
- Родительское собрание «Употребляет ли Ваш ребенок наркотики? Как это определить?».
- Лекция «Наркотики и наркомания»
- Лекция «Современная наркоситуация в России и способы ее решения. России на игле».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конкурсной программы «Здоровым быть здорово!»
Методическая разработка продолжает цикл мероприятий, связанных с формированием навыков здорового образа жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Проблема сохранения здоровья остае...
Методическая разработка "Мы выбираем здоровье?"
Цель данной методической разработки: формирование потребности в здоровом образе жизни, понимание изначальности и необходимости здоровья. Обучающая задача: на литературных примерах и фактическом м...
Методическая разработка классного часа «Здоровые дети –в здоровой семье» для 6-8 классов
Задачи: 1. Напомнить основные правила здорового образа жизни. 2. Мотивировать обучающихся к ведению здорового образа жизни. 3. Развивать внимание, мышление, речь, умение обучающихся работать ...
Методическая разработка с презентацией: "1 сентября. Мы снова вместе - это здорово!"
Классный час, посвященный Дню Знаний в 9 классе Оформление: На доске в кадрах фотоплёнки размещены наиболее интересные фотографии из школьной жизни выпускного класса. Название классного час...
Методическая разработка по теме "Здоровое питание - залог здоровья"
В помощь воспитателям. ...
Методическая разработка классного часа "Здоровье путь к успеху" к презентации на конкурс "Учитель года-2014"
Методическая разработка классного часа "Здоровье путь к успеху" к презентации на конкурс "Учитель года-2014"...
Методическая разработка. Квест-игра “Здоровым быть -это здорово!" ( Коллективное Творческое Дело в рамках “Недели здоровья”)
Игра-квест «Здоровым быть- это здорово!» направлена на формирование культуры здорового образа жизни у подрастающего поколения, проявление ответственности, самостоятельности и командного взаимодействия...