Система взаимодействия педагога с родителями в процессе воспитания
статья
В данной статье вы найдёте формы работы педагога и родителей, а также советы и правила для педагогов для взаимосотрудничества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_lihina_n.a.docx | 21.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Система взаимодействия педагога с родителями в процессе воспитания.
«Только вместе с родителями,
общими усилиями, учителя могут дать
детям большое человеческое счастье»
В.А.Сухомлинский
Современные родители очень заинтересованы во всестороннем развитии и образовании своих детей, но зачастую им не хватает на такой серьезный процесс времени, а у родителей в селе ещё и компетенций в области педагогики. Однако, успешность образовательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, обучающимися и родителями.
Если рассматривать в системе нравственных отношений подсистему «учитель – родители ученика», нужно исходить из того, что семья – важнейший источник формирования нравственных позиций ребенка, закрепления его нравственно-психологических установок.
Как показывают многие исследования и наблюдения, семейное воспитание накладывает глубокий отпечаток на формирование нравственных качеств личности. Семья является первичным коллективом, где ребенок приобретает некоторый жизненный опыт и приобщается к бытующим в обществе нормам морали.
Учитель должен знать не только то, какие представления сформировались у ребенка, но и в каких условиях происходило это формирование. Поэтому ему важно наладить контакт с родителями учащихся, сделать их союзниками в деле воспитания.
Учителю и родителям важно стать взаимозаинтересованными людьми, потребности которых в доброжелательном общении стали бы естественными, органичными, послужили бы основой всей системы отношений. Здесь важно заметить ещё одно условие, что взаимодействие педагога и родителей не должно носить стихийный характер, то есть по мере необходимости, а стать системой во взаимосотрудничестве.
Отношения между учителями и родителями строятся через посредника, т. е. через ученика, который оказывается включенным в две автономно воздействующие на него микросреды: школьную и семейную. В оптимальном варианте эти две микросреды должны сливаться. Учитель должен стать частью семейной микросреды (как ближайший советчик родителей в вопросах обучения и воспитания их детей), а родители ученика – частью его школьной микросреды (как участники общего педагогического процесса).
При таком слиянии микросреды и возможны подлинное взаимопонимание, взаимная забота, взаимопомощь и все то, что составляет богатство, культуру нравственных отношений в непосредственном окружении школьника.
Для обеспечения нормального физического и психического здоровья школьников взаимодействие семьи и школы осуществляю по следующим направлениям
Классный руководитель + семья | ||
Психолого педагогическая просветительская деятельность | Вовлечение в учебно воспитательный процесс | Участие семей в управлении учебно воспитательном процессом |
Чтобы все эти направления совместной деятельности классного руководителя и семьи были эффективны, в своей практической работе с родителями школьников я использую коллективные, индивидуальные и групповые формы взаимодействия. Причём во всех случаях реализую как традиционные, так и нетрадиционные формы работы:
Формы работы | ||
Коллективная | Индивидуальная | Групповая |
1.Родительские собрания 2.Круглый стол 3.Лекторий 4.Конференция 5.диспуты 6.Дни открытых дверей 7.Вечер вопросов и ответов | 1.Беседы 2.Консультации 3.Поручения 4.Посещение на дому 5.Переписка 6.Телефонный разговор | 1.Работа с родительским комитетом 2.Родительские клубы |
Для организации и проведения любого мероприятия необходимо подчеркнуть:
Способность к общению – профессиональное качество учителя.
Учитель должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать
Не отталкивайте, а привлекайте к сотрудничеству.
Не отталкивайте от себя пришедших в школу родителей, проявите сдержанную доброжелательность, открытость. Ваше личное положительное отношение к своему собеседнику будет выражением доброй воли и первым шагом навстречу сотрудничеству.
Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями.
Первый шаг в этом направлении должен сделать учитель, поскольку это находится в рамках его компетенции, показывает его профессионализм.
Людям нравится ощущать собственное значение.
Один из способов привлечения родителей к сотрудничеству – подчеркивание его значения в этом процессе. Укрепите уверенность родителей в том, что они, безусловно, могут быть терпеливыми и настойчивыми, что могут наладить жизнь и учебу своего сына или дочери.
Покажите родителям свою любовь по отношению к его ребенку.
Психологический контакт с родителями возникает сразу же, как только учитель показывает, что видит положительные стороны в характере ребенка, симпатизирует и даже любит его
Ведение конструктивного диалога с родителями – основа системы взаимоотношений с родителями. Добиться конструктивного диалога помогут следующие правила:
Правило 1.
Не стремитесь, во что бы то ни стало отстаивать собственную позицию.
Успешной можно назвать беседу не тогда, когда учитель докажет, что прав, а тогда, когда он сумеет привлечь родителей к активному участию в воспитании ребенка, а тем самым сможет объединить усилия школы и семьи.
Правило 2.
Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика.
Если ребенок запустил учебный материал, обсудите с родителями, как ему помочь подтянуться; если подросток плохо ведет себя на уроке потому, что он постоянно само утверждается и демонстрирует свою «смелость» перед одноклассниками – предложите родителям поискать социально приемлемые формы деятельности, в которых их сын смог бы удовлетворить свою потребность в самоутверждении, например, занятие спортом. При этом очень важно, чтобы родители чувствовали вашу уверенность в том, что проблема может быть решена.
Правило 3.
«Не верьте генетике»
Если с первого класса в школе относится как к ребенку «из плохой семьи», то он действительно начинает плохо учиться и нарушать дисциплину. И наоборот, удается выровнять успеваемость и поведение ребенка «из плохой семьи» при положительном, подкрепляющем отношении к нему учителя.
Правило 4.
«Мы вместе против проблемы, а не против друг друга».
Ваша беседа с родителями ученика пройдет успешно, если, во-первых, вам удалось избежать противостояния и конфронтации с ними. Во-вторых, если вы смогли удержаться от упреков и обвинений. В третьих, если вы удачно сформулируете проблему воспитания и родители поняли и приняли формулировку. И, в четвертых, если вы обсудили ваши совместные действия. Следовательно, с полным основанием вы можете испытать профессиональное удовлетворение после разговора с родителями. Вы сумели объединиться с ними против общего «врага» воспитательной проблемы, разработать план конкретных действий.
О результативности системы взаимодействия между школой и родителями можно судить по непосредственным наблюдениям: родители обращаются ко мне с вопросами, сомнениями, радостью, благодарностью, с удовлетворением говорят о том, что они довольны положением дел в классе.
Также с удовольствием отслеживают вашу школьную страничку, делают положительные комментарии, восхищаются, да и просто выражают свою реакцию лайками.
Если рассматривать в процентном соотношении взаимодействия семьи и школы. 52% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 64% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 80% в оценке результатов, 92% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.
Организация взаимодействия с семьёй – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
Взаимодействие родителей и педагогов редко возникает сразу. Это длительный процесс долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Наша главная цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создаёт вокруг себя.
Мы, педагоги – люди самой гуманной профессии на Земле. В наших руках прошлое, настоящее и будущее мира. Только мы имеем возможность пускать «семейные кораблики» по реке с названием «Жизнь». Поэтому необходимо крепко держать штурвал, чётко знать маршрут, помогать своим подшефным корабликам обогнуть и «подводные камни», и миновать бурю, и пройти все пороги горной реки, и просто уверенно направляться к цели в солнечную погоду. Нужно помогать экипажу каждого корабля стать командой, постоянно учиться и учить других, не бояться признавать и исправлять свои ошибки, шагать только вперёд. Воспитание есть процесс социальный в широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но, прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система взаимодействия педагогов, специалистов школы и родителей по обучению и воспитанию учащихся с нарушениями ОДА.
Выступление на тему:Система взаимодействия педагогов, специалистов школы и родителей по обучению и воспитанию учащихся с нарушениями ОДА....
Система взаимодействия педагогов, специалистов школы и родителей по обучению и воспитанию учащихся с нарушениями ОДА.
Выступление на тему:Система взаимодействия педагогов, специалистов школы и родителей по обучению и воспитанию учащихся с нарушениями ОДА....
Локальные акты во взаимодействии педагога с родителями в системе дополнительного образования
В данном материале рассмотриваются основные элементы образовательных отношений, раскрывается понятие участников образовательных отношений. представлен обзор локальных актов, применяемых для регулирова...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Взаимодействие педагога с родителями – очень важная составляющая в работе с детьми. Важно начинать работу с ребёнком со знакомства с родителями, которые могут помочь педагогу лучше узнать детей,...
«Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения в процессе физкультурно-оздоровительной работы»
Консультация для воспитателей...
Семинар – практикум для молодых педагогов города «Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»
Семинар – практикум для молодых педагогов города «Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ С ЦЕЛЬЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ С ЦЕЛЬЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ...