ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ С ЦЕЛЬЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
консультация по психологии (10 класс)
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ С ЦЕЛЬЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_pedagogov_i_roditeley_s_tselyu_duhovno-nravstvennogo_vospitaniya_detey.docx | 16.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ С ЦЕЛЬЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Сегодня всех нас не может не тревожить духовное и нравственное состояние нашего общества. Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. В первую очередь, это духовная культура семьи и образовательного учреждения, вынужденного брать на себя функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания. Тот дух, который царит в семье и детском саду, детском объединении, дух, которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.
На сегодняшний день ни семья, ни образовательное учреждение в полной мере не в состоянии целенаправленно, систематически и оптимальными способами решать задачу духовно-нравственного воспитания детей и взаимодействия в этом процессе. Причины такой несостоятельности известны.
Выход из положения возможен через формирование сотрудничества между детьми, родителями и педагогами, которое зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и воспитатели могут быть успешным тогда, когда воспитатели и родители станут союзниками. В основе этого союза — единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.
Определяющую роль в создании союза воспитателей и родителей, в установлении сотруднического взаимодействия между ними выполняют педагоги. Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны, если педагог исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях; тактично подводит их к пониманию необходимости приобрести педагогические знания; если при общении с родителями чаще звучат фразы: «А как Вы думаете?», «Давайте вместе решим, как быть в этой ситуации», «Хочется услышать Ваше мнение». Вся атмосфера взаимодействия, общения воспитателя с родителями должна показать, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители — его союзники, и он не может обойтись без их совета и помощи.
Давая советы, стремясь, если это необходимо, внести коррективы в воспитательные воздействия родителей на ребенка, нужно помнить, что прямое нетактичное вмешательство во внутренние дела семьи может вызвать протест и нанести трудно поправимый вред. Ведь каждый родитель воспитывает своих детей так, как считает нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений. Очень внимательно следует относиться к просьбам родителей. Не выполнить просьбу можно только в том случае, если ее выполнение может нанести вред ребенку. Индивидуальное общение не только дает возможность воспитателю оказать влияние на родителей, но и в свою очередь, во многом помогает ему в выборе правильного подхода к своему ребёнку.
Не все родители откликаются на стремление воспитателя к сотрудничеству с ним, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Воспитателю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в повседневной жизни группы, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство. Постепенно, тактично, вовлекать остальных родителей, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи.
Многие формы взаимодействия педагогов и родителей обусловлены разной степенью подготовленности родителей к воспитанию детей в семье, спецификой их профессиональной деятельности, характером участия родителей в организации воспитательной работы группы, неодинаковой ролью, выполняемой ими в семье, индивидуальными особенностями учащихся, трудностями семейного общения. Поэтому одним из направлений работы педагогов с родителями может стать повышение педагогической культуры родителей.
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития и воспитания детей. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного воспитания дошколят. В силу этого, повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений духовно-нравственного воспитания до школьников.
Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе образовательной деятельности образовательного учреждения. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания.
Перспектива работы по духовно-нравственному воспитанию, как с детьми, так и с родителями предусматривает интеграцию духовно-нравственного содержания в повседневную жизнь, как образовательного учреждения, так и семьи:
1.Активно использовать новые формы работы с родителями, предполагающие их деятельное участие в духовно-нравственном воспитании детей (родительские собрания на диалоговой основе, тематические семинары с использованием технических средств обучения, вечера вопросов и ответов, проведение различных праздников, выставки детского и взрослого творчества, другое) с привлечением представителей различных общественных организаций гражданско-патриотической, культурной, экологической и иной направленности, детско-юношескими и молодежными движениями, разделяющими в своей деятельности базовые национальные российские ценности и готовыми содействовать достижению духовно-нравственного идеала.
2. Шире использовать совместный труд родителей и детей, через:
- формы познавательной деятельности (дни открытых дверей, праздники знаний и творчества, совместные олимпиады, заседания, и т.д.);
- формы трудовой деятельности (оформление группы, благоустройство и озеленение участка, посадка цветов, деревьев, семейных поделок, выставок например "Мир наших увлечений" и др.);
- формы досуга совместные праздники, соревнования, конкурсы, сформированных с учетом интересов и симпатии.
В заключении хотелось сказать что, воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у малыша, зависит, прежде всего, от нас взрослых, от того, как мы его воспитываем, какими впечатлениями обогащаем. Ребенок родился, чтобы стать разумным и добрым человеком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие семьи и школы в целях духовно-нравственного воспитания учащихся на основе традиционных ценностей
Презентация к педагогическому совету на тему "Взаимодействие семьи и школы в целях духовно-нравственного воспитания учащихся на основе традиционных ценностей"...
Взаимодействие семьи и школы в целях духовно-нравственного воспитания учащихся на основе традиционных ценностей
Презентация к педагогическому совету, методическому объединению классных руководителей на тему "Взаимодействие семьи и школы в целях духовно-нравственного воспитания учащихся на основе традиционных це...
«Реализация потенциала содержания образования в целях духовно – нравственного воспитания учащихся на уроках казахского языка в вечерней школе»
Презентация о средствах (тексты, пословицы и поговорки, крылатые выражения и слова назидания, стихи, опорные схемы, творческие работы учащихся) формирования и воспитания духовно-нравственных качеств у...
«Реализация потенциала содержания образования в целях духовно – нравственного воспитания учащихся на уроках казахского языка в вечерней школе» (Из опыта работы)
Доклад раскрывает тему духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках казахского языка в вечерней школе...
Мастер-класс «Взаимодействие педагога с родителями. Помощь в создании предметно-развивающего пространства в условиях семьи в целях повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми»
Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме организации развиваюшей среды и игрового пространства дошкольников в условиях семьи.Тематический план проведения мастер-класса:1....
Мастер-класс по теме “Регионоведение на уроках немецкого языка с целью духовно-нравственного воспитания учащихся 6-8 классов в рамках реализации ФГОС ОО" (авторская работа)
С данным материалом я выступала перед учителями немецкого языка на региональном уровне. Вопросом краеведения я занимаюсь уже достаточное время. Это очень интересный и важный вопрос, особенно в наше сл...
Опыт взаимодействия общеобразовательной и Воскресной школы в духовно-нравственном воспитании школьников
Данный материал знакомит с опытом совместной работы общеобразовательной и Воскресной школы по духовно-нравственному воспитанию детей. Многолетний опыт работы в общеобразовательн...