Локальные акты во взаимодействии педагога с родителями в системе дополнительного образования
статья на тему
В данном материале рассмотриваются основные элементы образовательных отношений, раскрывается понятие участников образовательных отношений. представлен обзор локальных актов, применяемых для регулирования взаимодействия педагогов с родителями в системе дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Локальные акты во взаимодействии педагога с родителями. | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Локальные акты во взаимодействии педагога с родителями
Образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно определять часть нормативной правовой основы своей деятельности. Это – компетенция образовательного учреждения. За органами образования в этом случае – рекомендации и контроль.
Среди направлений деятельности особое место занимает работа по приведению в соответствие с вступившим в силу Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» локальных нормативных актов. Локальные нормативные акты принимаются по основным вопросам образовательной деятельности. Они регламентируют правила приема обучающихся, режим занятий, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.
В данном аспекте рассмотрим основные элементы образовательных отношений. Согласно статьи 2 главы 1 Закона об образовании «педагогический работник — это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности». Следовательно, это учитель, воспитатель, педагог дополнительного образования, преподаватель, педагог-организатор, учитель-логопед, педагог-психолог, заместитель директора по воспитательной или учебно-воспитательной деятельности и т.д.
Эта же статья раскрывает понятие участников образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Таким образом, мы видим, что и педагоги и родители являются субъектами правоотношений в сфере образования. Каждый из участников образовательных отношений обладает правами, обязанностями и несет ответственность, которые, согласно законодательству, регулируются нормативно-правовыми актами различного уровня.
Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.
К компетенции (праву) образовательной организации в установленной сфере деятельности кроме прочих относятся:
- разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов;
- содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, осуществляемой в образовательной организации и не запрещенной законодательством Российской Федерации;
- обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети "Интернет"
- правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся,
- формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся,
- порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся,
- порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.
При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов). Полный перечень прав родителей (законных представителей) обучающихся содержится в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации и в статье 44 Закона об образовании и включает в себя, в том числе:
- право знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности. Данное право обеспечивается при ознакомлении с документацией образовательной организации в момент приема ребенка на обучение.
- знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей. Данное право может быть реализовано законным представителем ребенка через ознакомление с образовательными программами и ведомостями промежуточного и итогового контроля знаний.
- защищать права и законные интересы обучающихся, принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации. С этой целью в образовательной организации разрабатывается Положение о защите прав и законных интересов обучающихся, законных представителей несовершеннолетних обучающихся, педагогов и Положение о Совете родителей (Родительском собрании).
Эта же статья уточняет, что «образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития». И при этом «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.
Сотрудничество педагога с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с обучающимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка.
Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач, стоящих перед системой дополнительного образования.
Обзор локальных актов, применяемых для регулирования взаимодействия педагогов с родителями
Анализ документации образовательных учреждений дополнительного образования позволил составить примерный перечень локальных актов, регулирующих взаимодействие педагогов с родителями:
- Договор на оказание образовательных услуг (возможно свободное волеизъявление законного представителя обучающегося в форме заявления о приеме на обучение);
- Положение об информационной открытости;
- Положение об обработке персональных данных и согласие законного представителя обучающегося на обработку персональных данных;
- Положение о Кодексе этики служебного поведения работников;
- Положение о расследовании несчастных случаев с обучающимися;
- Порядок приема, перевода, восстановления и прекращения отношений между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся;
- Порядок приема обучающихся в образовательное учреждение;
- Положение о Совете родителей (законных представителей) обучающихся;
- Положение групповом родительском собрании;
- Порядок ознакомления с документами образовательного учреждения, в том числе и поступающих в него лиц;
- Правила внутреннего распорядка обучающихся;
- Режим занятий обучающихся;
- Положение об аттестации обучающихся в детских объединениях;
- Положение о защите прав и законных интересов обучающихся, законных представителей несовершеннолетних обучающихся, педагогов;
- Другие локальные акты, предусмотренные Уставом и действующим законодательством Российской Федерации.
Следует отметить так же и то факт, что при издании некоторых локальных актов и подготовке документов образовательного учреждения может потребоваться согласование с представительным органом родительской общественности или непосредственно с родителем (законным представителем) обучающегося. Например:
- при разработке адаптированной образовательной программы для обучающихся с ОВЗ необходимо участие родителя обучающегося в данном процессе, что отражено в Положении о рабочей программе;
- при издании приказа о применении дисциплинарного взыскания в отношении обучающегося необходимо учитывать мнение членов Родительского комитета (Совета родителей). С этой целью разрабатывается Порядок учета мнения Совета родителей (законных представителей) обучающихся при принятии локальных актов.
Согласно статьи 41 ФЗ № 273 в образовательном учреждении должна вестись работа по охране здоровья обучающихся и в том числе профилактику несчастных случаев. Законный представитель ребенка имеет право ознакомиться с объемом такой работы и ее содержанием, которые содержаться в:
- инструкции по охране труда и технике безопасности;
- правилах внутреннего распорядка обучающихся.
В случаях возникновения конфликтов в образовательной организации (в результате взаимодействия между участников образовательных отношений, последствий применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания) в целях урегулирования разногласий необходимо обращаться в Комиссию по урегулированию споров, которая создается из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В последнее время актуален вопрос антикоррупционной политики, в том числе и в образовательных учреждениях. О фактах коррупционного поведения со стороны педагогического и административного состава ОУ законный представитель может сообщить как в комиссию по противодействию коррупции так и в вышестоящие организации.
В заключении хотелось бы обратить внимание на основные трудности, возникающие при разработке и применении локальных актов, регламентирующих взаимодействие педагога с родителями. Касаются эти трудности, прежде всего, не разработки и введения в действие локальных актов (данный момент достаточно четко отрегулирован действующим законодательством, методическими указаниями и распоряжениями контролирующих органов). Основная трудность - это непосредственное исполнение этого акта участниками процесса. Далеко не абсолютное большинство сотрудников – педагогов с пониманием относится к введению новых локальных актов или к внесению изменений в действующие документы. Встречает непонимание в среде педагогов стремление руководителей к внедрению инновационных технологий в педагогический процесс, в том числе и в вопросах организации работы с родителями. Большая часть педагогов стремится уклониться от взаимодействия с законными представителями обучающихся, мотивируя это тем, что «данный вид деятельности не входит в обязанности педагога». Что касается родителей, то тут возникают трудности в привлечении их к участию в образовательном процессе. Многие из них формально относятся к ознакомлению с локальными актами, в связи с чем, возникающие в процессе обучения конфликтные ситуации носят более интенсивный и затяжной характер, снижается результативность образовательного и воспитательного процессов. Администрации образовательного учреждения труднее добиться в этом результата, а педагогу легче, потому что именно он находится в непосредственной, почти "родственной" связи с родителями.
К сожалению, данные трудности носят не юридический, а, скорее, психологический характер, так как современное законодательство достаточно точно регламентирует взаимодействие участников образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы работы с родителями в учреждении дополнительного образования. Методические рекомендации в помощь педагогу дополнительного образования
Работа с родителями является одним из направлений работы педагога дополнительного образования. Ориентируясь на разнообразие форм, свой педагогический опыт, интуицию и творческий подход, педагог ...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Взаимодействие педагога с родителями – очень важная составляющая в работе с детьми. Важно начинать работу с ребёнком со знакомства с родителями, которые могут помочь педагогу лучше узнать детей,...
Организация работы с родителями в системе дополнительного образования ГБОУ средней школы № 318 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Работа с родителями, является одним из главных направлений работы педагога дополнительного образования. Опираясь на разнообразие форм, свой педагогический опыт, интуицию, личностные качест...
Семинар-практикум для педагогов "Учебное занятие в системе дополнительного образования"
Представленный методический материал направлен на отработку педагогами технологии моделирования учебного занятия в дополнительном образовании....
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...
Семинар-практикум для педагогов "Учебное занятие в системе дополнительного образования"
Представленный материал направлен на отработку педагогми технологии моделирования учебного занятия в дополнительном образовании....
Выступление на семинаре «Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования» Бадмаев Эдуард Борисович, педагог дополнительного образования МКУ ДО «ДДТ» с.Приютное
спортивная одаренность – это развивающееся свойство психики ребенка, обусловленное взаимодействием природных задатков и социокультурной среды, которое стимулируется, спортивно-тренировочной деят...