ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья на тему
Взаимодействие педагога с родителями – очень важная составляющая в работе с детьми. Важно начинать работу с ребёнком со знакомства с родителями, которые могут помочь педагогу лучше узнать детей, особенности психики, здоровья и т.д. Задача педагога сделать родителей своими союзниками, помощниками в воспитании и обучении детей. Но как показывает опыт, общение с родителями вызывает определённую трудность у педагогов. Общение педагога с родителями должно строиться на принципах доверия, диалога, партнёрства, учёта интересов родителей и их опыта в воспитании детей.
Становление личности происходит под влиянием большого количества разнообразных факторов – семейного уклада и климата, успешности или неудач в обучении, места и роли в детском сообществе, окружающих взрослых и т.д.
Особое место отведено педагогам дополнительного образования. Именно он и должен стать тем авторитетом, который оказывает влияние на становление и развитие ребёнка.
Выбирая для себя направление деятельности в системе дополнительного образования, ребёнок имеет возможность выбора педагога.
Руководитель детского творческого объединения должен являться профессионалом, а значит и образцом для детей.
Общение воспитанников с педагогом происходит в неформальной обстановке, что делает их отношения более близкими и, естественно открытыми.
Такая позиция педагога дополнительного образования представляет ему огромные возможности для организации воспитательного процесса, помощи детям в их социализации: путём организации социально значимой деятельности, формирования детского творческого коллектива, решения важных возрастных проблем.
Но работа педагога может быть более эффективной и результативной в том случае, если он сумеет вовлечь в совместную и взаимодополняющую воспитывающую деятельность близких для ребёнка людей – его родителей.
Педагоги прошлого – К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова и другие – говорили о необходимости приобретения родителями педагогических знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания знаний и опыта.
Дети приходят в творческое объединение из разных семей и здесь важно помочь родителям грамотно выстроить отношения между детьми и родителями.
Приступая к работе с детьми, необходимо выяснить, в какой семье воспитывается ребёнок:
- состав семьи, её структура (полная, неполная, многодетная, проблемная и т.д.);
- жилищно-бытовые условия;
- материальная обеспеченность;
- воспитательный потенциал семьи (сильный, неустойчивый, слабый, негативный);
- характер взаимоотношений в семье;
- отношение ребёнка к родителям.
Взаимодействие с родителями может иметь несколько уровней:
- личностный (непосредственное общение педагога и родителей);
- опосредованный – взаимодействие педагога с большинством родителей через небольшой выбранный родительский актив;
- функциональный (социально-ролевые контакты педагогического и родительского коллективов).
В моей практике используются все уровни взаимодействия, дополняющие и углубляющие друг друга в различных социально-образовательных ситуациях.
Основная цель системного взаимодействия педагога дополнительного образования с родителями – максимальное вовлечение их в образовательный процесс. Совместная работа с ребёнком, обсуждение успехов, преодоление неудач позволяет родителям увидеть своего ребёнка по-новому, ощутить себя значимым для него человеком.
Взаимодействие педагога с родителями не должно основываться на потребление родительских возможностей. Приоритетом должна стать помощь и поддержка семьи теми средствами, которые есть в арсенале педагогического коллектива.
Дополнительное образование имеет широкие практические возможности разностороннего и разнообразного взаимодействия с семьёй. Это:
- повышение педагогического потенциала семьи через организацию консультаций для родителей, проведение родительских собраний, дней открытых дверей;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс через участие родителей в жизни детского объединения, организацию семейных коллективов, демонстрацию родителям учебных достижений их ребёнка;
- создание системы совместного досуга детей и родителей через организацию семейных праздников, фестивалей семейного творчества;
- организация практической помощи семьям в решении проблем детско-родительских отношений;
- развитие коммуникативной грамотности родителей;
- развитие культуры чувств родителей и детей.
Для достижения позитивных результатов в данном направлении работа с семьёй должна стать одним из приоритетов всех направлений и всех уровней деятельности учреждения дополнительного образования как особого типа образовательного учреждения.
В настоящее время именно учреждения дополнительного образования, особенностью которых является свободное творческое развитие личности на основе свободы выбора, готовы стать базой духовно-нравственного воспитания детей и дополнительного образования родителей по вопросам формирования нравственного образа жизни семьи.
В моём творческом объединении проводятся дни открытых дверей (в начале и в конце года), где родители могут посетить занятия и посмотреть, чему и как обучаются их дети и отследить динамику развития и обучения их детей. Родительские собрания (два раза в год), на которых решаются вопросы, связанные с воспитанием, развитием и обучением детей, знакомство родителей с задачами и перспективами на учебный год. Вот примерные темы родительских собраний: «День рождения вашего ребёнка», «Какую музыку вы слушаете в семье», «Как воспитать творческую личность», «Учитесь слушать и понимать друг друга», «Музыка ваш союзник в воспитании ребёнка» и т.д.
Так же в работе с родителями используются нетрадиционные методы работы: семейные конкурсы «Папа, мама и я – поющая семья», конкурсы «А ну-ка, девочки!», где родители являются членами жюри, совместные праздники, посвящённые дню матери и дню семьи. Два раза в год проводится анкетирование родителей.
Нужно помнить, что родители и педагоги должны осознать общность интересов и единство целей. Задача педагога дополнительного образования мягко, ненавязчиво подвести родителей к мысли, что главнейшим является развитие всесторонне развитой, духовно богатой, гармоничной и творческой личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_pedagoga_1.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
(из опыта работы педагога дополнительного образования
Ершовой Э.В.)
Взаимодействие педагога с родителями – очень важная составляющая в работе с детьми. Важно начинать работу с ребёнком со знакомства с родителями, которые могут помочь педагогу лучше узнать детей, особенности психики, здоровья и т.д. Задача педагога сделать родителей своими союзниками, помощниками в воспитании и обучении детей. Но как показывает опыт, общение с родителями вызывает определённую трудность у педагогов. Общение педагога с родителями должно строиться на принципах доверия, диалога, партнёрства, учёта интересов родителей и их опыта в воспитании детей.
Становление личности происходит под влиянием большого количества разнообразных факторов – семейного уклада и климата, успешности или неудач в обучении, места и роли в детском сообществе, окружающих взрослых и т.д.
Особое место отведено педагогам дополнительного образования. Именно он и должен стать тем авторитетом, который оказывает влияние на становление и развитие ребёнка.
Выбирая для себя направление деятельности в системе дополнительного образования, ребёнок имеет возможность выбора педагога.
Руководитель детского творческого объединения должен являться профессионалом, а значит и образцом для детей.
Общение воспитанников с педагогом происходит в неформальной обстановке, что делает их отношения более близкими и, естественно открытыми.
Такая позиция педагога дополнительного образования представляет ему огромные возможности для организации воспитательного процесса, помощи детям в их социализации: путём организации социально значимой деятельности, формирования детского творческого коллектива, решения важных возрастных проблем.
Но работа педагога может быть более эффективной и результативной в том случае, если он сумеет вовлечь в совместную и взаимодополняющую воспитывающую деятельность близких для ребёнка людей – его родителей.
Педагоги прошлого – К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова и другие – говорили о необходимости приобретения родителями педагогических знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания знаний и опыта.
Дети приходят в творческое объединение из разных семей и здесь важно помочь родителям грамотно выстроить отношения между детьми и родителями.
Приступая к работе с детьми, необходимо выяснить, в какой семье воспитывается ребёнок:
- состав семьи, её структура (полная, неполная, многодетная, проблемная и т.д.);
- жилищно-бытовые условия;
- материальная обеспеченность;
- воспитательный потенциал семьи (сильный, неустойчивый, слабый, негативный);
- характер взаимоотношений в семье;
- отношение ребёнка к родителям.
Взаимодействие с родителями может иметь несколько уровней:
- личностный (непосредственное общение педагога и родителей);
- опосредованный – взаимодействие педагога с большинством родителей через небольшой выбранный родительский актив;
- функциональный (социально-ролевые контакты педагогического и родительского коллективов).
В моей практике используются все уровни взаимодействия, дополняющие и углубляющие друг друга в различных социально-образовательных ситуациях.
Основная цель системного взаимодействия педагога дополнительного образования с родителями – максимальное вовлечение их в образовательный процесс. Совместная работа с ребёнком, обсуждение успехов, преодоление неудач позволяет родителям увидеть своего ребёнка по-новому, ощутить себя значимым для него человеком.
Взаимодействие педагога с родителями не должно основываться на потребление родительских возможностей. Приоритетом должна стать помощь и поддержка семьи теми средствами, которые есть в арсенале педагогического коллектива.
Дополнительное образование имеет широкие практические возможности разностороннего и разнообразного взаимодействия с семьёй. Это:
- повышение педагогического потенциала семьи через организацию консультаций для родителей, проведение родительских собраний, дней открытых дверей;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс через участие родителей в жизни детского объединения, организацию семейных коллективов, демонстрацию родителям учебных достижений их ребёнка;
- создание системы совместного досуга детей и родителей через организацию семейных праздников, фестивалей семейного творчества;
- организация практической помощи семьям в решении проблем детско-родительских отношений;
- развитие коммуникативной грамотности родителей;
- развитие культуры чувств родителей и детей.
Для достижения позитивных результатов в данном направлении работа с семьёй должна стать одним из приоритетов всех направлений и всех уровней деятельности учреждения дополнительного образования как особого типа образовательного учреждения.
В настоящее время именно учреждения дополнительного образования, особенностью которых является свободное творческое развитие личности на основе свободы выбора, готовы стать базой духовно-нравственного воспитания детей и дополнительного образования родителей по вопросам формирования нравственного образа жизни семьи.
В моём творческом объединении проводятся дни открытых дверей (в начале и в конце года), где родители могут посетить занятия и посмотреть, чему и как обучаются их дети и отследить динамику развития и обучения их детей. Родительские собрания (два раза в год), на которых решаются вопросы, связанные с воспитанием, развитием и обучением детей, знакомство родителей с задачами и перспективами на учебный год. Вот примерные темы родительских собраний: «День рождения вашего ребёнка», «Какую музыку вы слушаете в семье», «Как воспитать творческую личность», «Учитесь слушать и понимать друг друга», «Музыка ваш союзник в воспитании ребёнка» и т.д.
Так же в работе с родителями используются нетрадиционные методы работы: семейные конкурсы «Папа, мама и я – поющая семья», конкурсы «А ну-ка, девочки!», где родители являются членами жюри, совместные праздники, посвящённые дню матери и дню семьи. Два раза в год проводится анкетирование родителей.
Нужно помнить, что родители и педагоги должны осознать общность интересов и единство целей. Задача педагога дополнительного образования мягко, ненавязчиво подвести родителей к мысли, что главнейшим является развитие всесторонне развитой, духовно богатой, гармоничной и творческой личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы работы с родителями в учреждении дополнительного образования. Методические рекомендации в помощь педагогу дополнительного образования
Работа с родителями является одним из направлений работы педагога дополнительного образования. Ориентируясь на разнообразие форм, свой педагогический опыт, интуицию и творческий подход, педагог ...
Локальные акты во взаимодействии педагога с родителями в системе дополнительного образования
В данном материале рассмотриваются основные элементы образовательных отношений, раскрывается понятие участников образовательных отношений. представлен обзор локальных актов, применяемых для регулирова...
Организация работы с родителями в системе дополнительного образования ГБОУ средней школы № 318 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Работа с родителями, является одним из главных направлений работы педагога дополнительного образования. Опираясь на разнообразие форм, свой педагогический опыт, интуицию, личностные качест...
Семинар-практикум для педагогов "Учебное занятие в системе дополнительного образования"
Представленный методический материал направлен на отработку педагогами технологии моделирования учебного занятия в дополнительном образовании....
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...
Семинар-практикум для педагогов "Учебное занятие в системе дополнительного образования"
Представленный материал направлен на отработку педагогми технологии моделирования учебного занятия в дополнительном образовании....
Выступление на семинаре «Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования» Бадмаев Эдуард Борисович, педагог дополнительного образования МКУ ДО «ДДТ» с.Приютное
спортивная одаренность – это развивающееся свойство психики ребенка, обусловленное взаимодействием природных задатков и социокультурной среды, которое стимулируется, спортивно-тренировочной деят...