Рисуем, лепим, мастерим, готовимся к письму.
статья
Развитие мелкой моторики старших дошкольников хорошо помогают занятия по рисованию, лепке, аппликации, оригами и рукоделию, а также специальные задания и упражнения по подготовке к чтению и письму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
risuem_lepim_masterim_gotovimsya_k_pismu.docx | 118.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Рисуем, лепим, мастерим, готовимся к письму.
Развитию мелкой моторики старших дошкольников хорошо помогают занятия по рисованию лепке, аппликации, оригами и рукоделию, а также специальные задания и упражнения по подготовке к чтению и письму.
Рисование
Рисовать можно карандашом, кистью, свечой, зубной щеткой и даже пальцами. На одном из занятий полезно рассказать следующую сказку.
Сказка «Пальчики»
Жили на свете Пальчики. Они очень скучали, потому что им приходилось рисовать Кисточкой. Однажды кисточка сказала пальчикам:
- Я уезжаю в отпуск, поработайте за меня, пожалуйста.
Пальчики так обрадовались, что захлопали в ладоши от восторга.
Кисточка попрощалась и уехала, а пальчики принялись за работу.
Когда кисточка вернулась, она увидела сочные, оранжево-красные кисти рябины, освященные солнцем, и замерзла от восторга.
Нежно и ласково погладила Кисточка своими ворсинками уставшие пальчики и произнесла: «Какие вы молодцы: такую красоту нарисовали!»
Таким же образом можно изобразить виноград, смородину и другие ягоды.
Надо всячески поощрять желание ребят рисовать в свободное время, ведь в рисунке он отражает окружающий мир, дает волю фантазии. К тому же, орудие карандашом и бумагой, дошкольник развивает двигательные навыки руки.
Лепка
Лепка развивает внимание, совершенствует согласованность в работе глаза и руки, точность координацию движений.
В дополнение к пластилину ребята могут использовать природный материал: шишки, желуди, каштаны.
Весьма полезно также выкладывать на пластилиновой основе узоры из семян яблок, тыквы, арбуза; из гороха и круп; из камешков и ракушек.
Аппликация
Дети очень любят делать из бумаги подарки и украшения для помещения в технике мозаичной аппликации. Сначала это рисунки, которые выкладываются простыми геометрическими формами (треугольник, круг, квадрат…), - собачка, кот, жираф, белочка, птица… Затем ребята создают более сложные композиции: звери - спортсмены, иллюстрации к сказкам «Два жадных медвежонка», «Лиса и заяц».
Работая с ножницами и клеем, дети учатся правильно пользоваться инструментами и материалами, приобретают практические умения и навыки.
Оригами
Детей привлекает возможность изготавливать из бумаги поделки, которые можно использовать в играх.
Традиционное японское искусство не случайно приобретает все большую популярность среди педагогов и психологов. Его развивающий потенциал очень высок. Притягательная сила оригами будит воображение, память, пространственное мышление ребенка.
За считанные минуты плоский лист превращается в цветы, зверей, птиц и другие фигурки. А затем с помощью таких бумажных персонажей ребята могут разыгрывать целые спектакли.
Рукоделие
К рукоделию относятся шитье, вышивание, макраме, плетение и изготовление бус.
На двух последних названных видах рукоделия остановимся подробнее.
Плетение
Плетение – один из способов крепления деталей для получения изделий. Этот процесс очень увлекателен, он способствует развитию у детей произвольного внимания, наблюдательности, памяти, сообразительности, чувства ритма, глазомера и координации движения пальцев, воспитывает аккуратность, терпение, настойчивость, стремление преодолевать трудности, доводить дело до конца. Материалом для работы могут быть береста, нитки лыка, прутья ивы, солома, шпон, бумага, тонкий картон, ткань, тесьма , лента и др.
Дети могут плести закладки, коврики, фонарики, подставки, корзиночки и пр. Самый простой способ работы – сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов: затем вырезать полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, поставить их между надрезами.
Бусы
Точность и ловкость движения пальцев приобретается во время изготовления бус. Дети разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, которые скручиваются в шарики и нанизываются на нитку. Так же делаются бусы из ягод рябины, семян яблок, бисера и пр.
Эта работа требует сенсорно двигательной координации, аккуратности, настойчивости. Дети обмениваются бусами, дарят друзьям, одевают на кукол.
Учим буквы
Изучение букв может проводиться посредством совершенно разным способом. Желательно, чтобы их было несколько.
Дети могут выкладывать контур каждой буквы из семян арбуза, кедровых орешков, камешков, пуговиц, ниток, полосок бумаги (путем их обрывания), лепить из пластилина, складывать из пальцев (пальчиковый алфавит). Целостному восприятию буквы, выделению ее характерных признаков и появлению положительного отношения к письму способствует заучивание стихотворений, описывающих буквы в образной, занимательной форме (например, «Веселое путешествие от «а» до «я» С. Маршака).
На каждую букву загадываем загадку (т.е. отгадки должны начинаться с соответствующих звуков), и вписываем ответы в кроссворд. А это –развитие логического мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия, наблюдательности. Данной цели также способствует игра «Найди букву», «Составь слово (имя) и др.
Использование разрезной азбуки позволяет упростить подготовку к письму под диктовку: ребята анализируют услышанное слово, обозначая каждый звук буквой, не заботясь о ее написании. Это, в свою очередь, развивает внимание, восприятие.
Развитие графических навыков.
Развитию мелкой моторики помогает выполнение размашистых, уверенных движений без отрыва руки от листа бумаги. Вот упражнение для отработки движений кисти слева направо и справа налево.
Мы учимся письму.
Для чего? И почему?
Из крючков, из крючочков,
Из кружков, и кружочков
Сможем буквы написать.
Если будем мы стараться,
Будут буквы получаться.
Для отработки движений пальцев кисти и предплечья выполняются упражнения «Восьмерки» и «Петельки», подразумевающие рисование следующих изображений соответствующим способом. В «Восьмерке» сначала обе части фигуры рисуют ведением линии от центра в разных направлениях (по часовой стрелке или против нее), а в «Петельках»- в одном.
В упражнении «Клубочки» отрабатываются вращательные движения кисти и пальцев по часовой стрелке и против нее (сматывание и разматывание).
Рисование по трафаретам и штриховка
Большое значение для постановки руки имеет развитие графической моторики.
С этой целью используются рисование по трафаретам, штриховка, рисование по фигурным линейкам, работа в тетрадях и прописях.
Для обведения по трафарету фигур или предметов применяются простой и цветной карандаши. Трафаретами могут быть овощи, фрукты, посуда, одежда, животные и пр.
Для штрихования используются книжки для раскрашивания.
Задачи штриховки:
- подготовка руки к письму (развитие мелких мышц пальцев и кисти);
- развитие глазомера (формирование умения видеть контуры фигур и не выходить за их пределы, соблюдая одинаковое расстояние между линиями).
Как надо штриховать:
- параллельными отрезками, сверху вниз, снизу вверх, слева направо и справа налево;
- по косым линиям, точкам;
- круговыми линиями, полуовалами;
- волнистыми линиями, петлями.
Обычно сначала ребенок сильно нажимает на карандаш, его рука напрягается. По мере освоения данной техники напряжение мускулов ослабевает и расходящиеся в стороны и выходящие за контур линии становятся на место.
Эти упражнения являются нагрузкой на зрение и могут продолжаться
не более 5-7 минут.
Рисование по фигурным линейкам
С помощью фигурных линеек можно формировать у ребят умение составлять из геометрических фигур изображение предметов и смысловых композиций. Полезно учить дошкольников придумывать по своим композициям предложения, рассказы. А это- развитие речи, логического мышления, творческих способностей.
Работа в тетрадях и прописях
Помимо развития мелкой моторики и координации, выполнение специальных графических упражнений в тетрадях и прописях для дошкольников развивает зрительное и слуховое внимание.
Здесь можно использовать пособие «От линии к букве», «Готовим руку к письму», «Готовим руку к школе» Топорковой И.Г. и Щербининой С.В.
Цель работы - научить ребенка проводить:
- прямые горизонтальные линии слева направо в направлении письма;
- прямые вертикальные линии сверху вниз и снизу вверх;
- линии в различных направлениях;
- изогнутые линии с поворотом ,петлеобразные линии.
Кроме того, данная деятельность воспитывает умение сосредотачиваться.
Ребенок карандашом или указкой проводит линии в заданном направлении, ищет выход из лабиринта, обводит рисунки по линиям, не отрывая руку от бумаги. Среди таких упражнений- «Дорожки», «Парашютисты», «Нарисуй фигуры».
Выполнение заданий в прописях помогает развивать логическое мышление, внимание, воображение, например:
- Найди и заштрихуй лишнюю фигурку.
- Подумай, на что похожа картинка, и дорисуй ее.
- Оля стоит справа от стола и слева от стула. Какую девочку зовут Олей?
Раз в неделю желательно выполнять задания в тетради с целью:
- закрепить навыки ориентировки на листе бумаги;
- развивать глазомер, умение видеть строку, соблюдать нужный интервал между палочками и фигурами, между линиями штриховки;
- одновременно начинать и заканчивать работу, ставить перед собой определенные задачи, правильно изображать разные фигуры, удерживать их в памяти (написать три большие и две маленькие палочки и т.д.)
Важно, чтобы ребенок учился контролировать процесс выполнения упражнений и оценивать свой результат. (Сколько и каких палочек надо было написать? Проверьте: правильно ли вы выполнили задание? Посмотрите внимательно: хорошо ли написаны палочки?).
Данные упражнения помогают детям усваивать необходимые для письма правила:
- как надо сидеть;
- как положить руки;
- как держать карандаш, ручку, тетрадь.
Положение тела при письме
- Пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным, опора делается на мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно краю стола. Расстояние от кончика ручки (карандаша) до указательного пальца - около 1,5-2,5 см. Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо рабочей руки. Кисть находится в движении, не фиксируется, локоть не отрывается от стола. Пальцы не должны сжимать ручку слишком сильно.
- Ребенок сидит за столом прямо, голова (но не туловище) наклонена на 30 градусов, ноги согнуты под прямым углом, подошвы всей поверхностью касаются пола.
- Свободная рука лежит на столе параллельно краю.
- Тетрадь располагается наклонно, ее угол направлен в середину груди ребенка.
Можно выучить с детьми стишок:
Парта – это не кровать,
И нельзя на ней лежать,
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно
Тетради правильно кладу,
Ручку правильно держу,
За посадкою слежу,
С чистотою я дружу,
На отлично напишу.
Можно также использовать с ребятами зрительные диктанты, которые учат их внимательно рассматривать картинки и воспроизводить их по памяти, выкладывая из палочек или рисуя геометрические фигуры. Зрительные диктанты полезно чередовать со слуховыми.
Цель слуховых диктантов – развитие внимания к речи воспитателя. В данном случае фигуры (они выбираются из числа знакомых по зрительным диктантам) выкладываются после одноразового словесного описания.
Пример: дети рассматривают, а затем выкладывают фигуру, состоящую из елочки с четырьмя парами веток и сосенки с тремя парами веток. На одном из последующих занятий они получаю задание из лежащих на столе 4 коричневых и 12 зеленых палочек сложить елочку и сосенку с одинаковым количеством веточек либо взять 4 коричневые или 8 зеленых палочек и сложить из них елочку и сосенку и т.п.
Предметно-пространственная среда
Предметно-пространственная среда должна стимулировать интерес ребят к разнообразной деятельности, способствую их всестороннему развитию.
Важно располагать пособия и игрушки таким образом, чтобы дети могли выбирать себе занятия по интересам.
В игровой зоне находятся игрушки, игры и тренажеры наподобие куклы, которой можно заплести косы и завязать бантики, зверушек в курточках, на которых можно застегнуть и расстегнуть пуговицы, и ботинках, чтобы их завязывать и расшнуровывать.
В зоне изобразительной деятельности лежат бумага, карандаши, тетради, счетные палочки, цветные спички, геометрические фигуры, мелкие предметы для развития моторики и зрительно - пространственной ориентации, образцы игр.
В театральной зоне находятся бутафорская одежда и куклы для разыгрывания спектаклей.
Нельзя забывать о гигиенических требованиях к микроклимату помещения, где занимаются дети, и соблюдение ими режима сна, включающего рациональное чередование труда и отдыха, прогулки на свежем воздухе.
Все это препятствует напряжению нервной системы, обеспечивает хороший эмоциональный настрой, помогает хорошо усваивать разные умения и навыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как рисовать розу. Мастер-класс
Сегодня мы будем рисовать розу по картине художника Игоря Левашова.1. Материалы1.1 Рисовать мы будем пастельными карандашами, но не обязательно пастельными, вполне хорошо подойдут как просто цветные т...
Урок немецкого языка "Мы рисуем, строим, мастерим" в 5 классе
Материал содержит план-схему урока по теме "Мы рисуем, строим, мастерим"...
Разработка урока по теме "Рисуем, строим, мастерим"
Урок немецкого языка в 5 классе завершает работу по теме "Рисуем, строим, мастерим". Он проходит в форме защиты проекта "Макет города", ребята описывают свои поделки - макеты зданий города, объясняют,...
Мастер-класс "Фронтовое письмо"
Цель: Изготовление подарка ветерану в технике оригами.Задачи: Изучение и закрепление геометрических фигур, развитие мелкой моторики рук, развивать творческое воображение, фантазию, развивать умения ра...
Мастер-класс на тему:" Готовим руку к письму"
Зачем готовить руку к письму? С какими трудностями сталкивается ребнок? Какие эффективные способы и методики развития мелкой моторики существуют, можно узнать в презентац...
Видеоурок "Рисуем с мастером"
Мастер-класс по рисованию натюрморта....
Мастер-класс "Фронтовое письмо"
Мастер-класс "Фронтовое письмо" проводится в рамках тематического месячника "Свидетели Великой Победы"...