Формирование характера
консультация
родительское собрание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_formirovanie_haraktera.zip | 106.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему: « Как появляются и закрепляются черты характера»
Цель:
Задача:
Вопросы для обсуждения:
- Что такое характер?
- Черты характера
- Формирование характера
- Характер и темперамент
Ход собрания:
- Характер (греч. — примета, отличительное свойство, отличительная черта, черта, знак или печать) — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.
Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все ее проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику — окружающая среда.
В психологии понятие характер (от греч. сharacter — “печать”, “чеканка”), означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.
Характер понимается и как:
- система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности;
- мера уравновешенности внутреннего и внешнею миров, особенности адаптации индивида к окружающей его действительности;
- отчетливо выраженная определенность типичного поведения каждого человека.
Проявляется характер в поступках человека, в его поведении в различных жизненных условиях. Поскольку человек живет в обществе, то в его характере обнаруживаются черты, раскрывающие его отношение к людям.
- В системе отношений личности выделяют четыре группы черт характера, образующие симптомокомплексы:
- отношение человека к другим людям, коллективу, обществу (общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим — людям, коллективизм и противоположенные черты — замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение к людям, индивидуализм);
- черты, показывающие отношение человека к труду, своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение к делу, инициативность, настойчивость и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность, безответственное отношение к делу, пассивность);
- черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположные ей черты — самомнение, иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм как склонность рассматривать в центре событий себя и свои переживания, эгоизм — склонность заботиться преимущественно о своем личном благе);
- черты, характеризующие отношение человека к вещам (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами).
- Формирование характера
Характер начинает формироваться с первых месяцев жизни. Основная роль в этом принадлежит общению с окружающими людьми. В поступках и формах поведения ребенок подражает своим близким. При помощи прямого обучения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых.
Хотя характер и начинает формироваться с первых месяцев, тем не менее выделяют специальный cензитивный период для становления характера: возраст от двух-трех до девяти-десяти лет. В это время дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для почти любого воздействий со стороны. Дети с готовностью принимают любой новый опыт, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время еще пользуются безграничным доверием ребенка, поэтому они имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием.
Для становления характера ребенка важен стиль общения окружающих людей:
- взрослых со взрослыми,
- взрослых с детьми,
- детей с детьми.
Ребенок и перенимает стиль общения, и пытается приспособиться к нему, что в свою очередь тоже влияет на становление характера. Принято считать, что то, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребенок станет взрослым и обзаведется собственной семьей. Однако это и так, и не так. Ребенок не просто перенимает стили общения, он их критикует по-своему. Чем взрослее ребенок и чем более развит его интеллект и чем охотнее он пользуется возможностями своего разума, тем в большей степени он проявляет критичность. Именно поэтому в ядро характера всегда включается отношение человека к истине. Пытливость ума ребенка не может не наложить отпечаток на формирование его характера.
Одними из первых в характере человека закладываются такие черты, как:
- доброта-эгоистичность,
- общительность-замкнутость,
- отзывчивость-безразличие.
Исследования показывают, что эти черты характера начинают формироваться задолго до начала школьного периода жизни, даже ещё в младенческом возрасте.
Позже формируются другие черты характера:
- трудолюбие-лень,
- аккуратность-неаккуратность,
- добросовестность-злонамеренность,
- ответственность-безответственность,
- настойчивость-малодушие.
Эти качества однако тоже начинают формироваться еще в дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх и доступных видах домашнего труда и иной бытовой деятельности.
Большое значение на развитие черт характера оказывает стимуляция со стороны взрослых. Как низкая требовательность, так и очень высокая может пагубно сказаться на формировании характера.
В дошкольном периоде сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительное или отрицательное подкрепление).
В начальных классах школы под воздействием нового опыта оформляются и корректируются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Ребенок начинает жить полноценной социальной жизнью, общаться с большим количеством людей, в том числе мало ему знакомых. Повышается ответственность ребёнка за результат деятельности. Его начинают сравнивать с другими детьми. Поэтому именно в начальной школе формируется такая важная черта характера как самоотношение. Школьные успехи могут сформировать уверенность в собственной интеллектуальной полноценности. Неудачи могут сформировать своеобразный "комплекс двоечника": ребенок перестает стараться, потому что он все равно "двоечник".
В подростковом возрасте наиболее активно развиваются и закрепляются волевые черты характера. Подросток постепенно осваивает новые для себя сферы деятельности, пробует свои силы в них.
В ранней юности окончательно формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности, которые большинство людей проносят через остаток своей жизни.
Можно считать, что к окончанию школы характер человека в целом является сложившимся. То, что происходит с человеком в дальнейшем, почти никогда не делает характер его неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.
Однако характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. После окончания учебы самое большое "нововведение" в характере произойдет в первые несколько лет работы молодого человека. Интересная работа, продуктивные отношения с коллегами и начальством породят любовь к труду, к трудовым достижениям. Рутинная работа, деструктивные отношения с коллегами могут породить пассивность и иждивенческие настроения.
Многие взрослые, сознательные люди являются сами творцом своего характера. Они анализируют свое поведение, свои мысли и чувства. Если что-то не нравится в себе, то сами себя воспитывают. Люди, способные к самовоспитанию, обычно достигают значительно больше успехов в жизни, чем более пассивные их "антагонисты".
Огромное влияние на формирование и развитие характера во все периоды жизни оказывает внешний информационный фон:
- суждения окружающих людей о жизни,
- поступки окружающих людей,
- художественная литература (суждения и поступки вымышленных персонажей),
- кино и другие медиа-образы,
- господствующая идеология в обществе.
Таким образом, черты характера ребенка можно и нужно изменять и корректировать. Дети не рождаются с готовым характером. Характер формируется и складывается постепенно – в основном, к концу детства. При этом в процессе жизни характер может изменяться в ту или иную сторону: портиться или улучшаться.
Сформировавшийся в человеке характер в виде привычек и устойчивых отношений определяют его судьбу. Недаром говорится в известной пословице: «Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу». Поэтому, родители, которые хотят для своего ребенка счастливой судьбы, должны все время заботиться о формировании его характера, о привитии ему полезных и добрых привычек. Важно научить ребенка различать добро и зло, сформировать у него соответствующее отношение к добру и иммунитет к злу.
- Характер и темперамент
Некоторые родители считают, что характер передается детям по наследству. «Воспитывай или не воспитывай, а если уж родился упрямым, то таким и останется». Сказать, что это ошибочное мнение недостаточно. Такой взгляд просто – напросто вреден. Потому что расслабляет волю воспитателей и вселяет неверие в силу воспитания. Родители единственное, что делают – это охают и ахают, беспомощно разводят руками, видя недостатки в характере своих детей. Сторонники теории наследственности характера не пытаются воздействовать на ребенка, так как заранее убеждены в том, что ничего из этого не получится. Еще хуже, если этим заражаются сами дети. Они не желают изменить что-то в своем характере. В оправдание же заявляют: «Что я могу сделать с собой, если у меня такой характер?...»
Но многочисленные примеры исправления самых «трудных» характеров показывают, что в формировании характера ведущая роль принадлежит воспитанию, что те или иные черты его преображаются в процессе жизни.
По наследству передается не характер, а тип нервной системы, другими словами, определенное сочетание свойств основных нервных процессов: силы, уравновешенности и подвижности, т.е. темперамента.
. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Кроме того, черты характера возникают тогда, когда темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или неуравновешенность поведения, легкость или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера. Так, меланхолику труднее сформировать у себя смелость и решительность, чем холерику. Холерику сложнее выработать у себя сдержанность, флегматику; флегматику надо потратить больше сил, чтобы стать общительным, чем сангвинику и т.п.
Темперамент- Это природное качество человека, и в процессе жизни он почти не изменяется.
Различают четыре основных типа темперамента: сангвиник, флегматик, холерики меланхолик.
Рассмотрим их на примерах поведения детей.
Сангвиник.
Такой ребенок обычно знает себе цену и верит в себя и свои силы. Он
жизнелюб и любит, чтобы жизнь вокруг него била ключом. Ему до всего есть дело. С ним интересно и легко. Сангвиник очень компромиссен, и это свойство темперамента не дает ему пойти на дно даже тогда, когда, казалось бы, это неизбежно, удерживая его на поверхности как поплавок. Он без труда найдет общий язык с любым ребенком или взрослым и «выживет» в любых условиях. Он приспособится к тому, к чему никто другой, казалось, приспособиться не смог бы. Обычно такие дети безболезненно и быстро
адаптируются к новому режиму и требованиям при поступлении в школу. «Сангвиники»
легко включаются в любую деятельность и еще легче могут «выключаться» из нее, когда она изрядно им надоедает. Такой ребенок без труда усваивает возрастные навыки. В три года он уже с удовольствием обслуживает себя сам. Его движения – уверенные, точные, легко сменяющие темп. Речь сангвиника выразительная, быстрая, живая, с мимикой и
жестами. Он без эмоций переносит наказания, быстро засыпает и спит хорошо. Такой ребенок просыпается с улыбкой и целый день проводит с ней. А если даже и печалится, то ненадолго, смеясь и плача порою чуть ли не одновременно. И все преграды на пути он может преодолеть, чутко приспосабливаясь к жизненным обстоятельствам. Он – источник
оптимизма. Сангвинику чаще всего суждено быть лидером среди других.
Флегматик.
Такой ребенок – это не спешащий никуда копуша, все делающий в час
по чайной ложке. С ним рядом кажется, что времени на самом деле нет. А все потому, что флегматик не выносит спешки. Движения его неторопливы, среди ровесников он выглядит, как «увалень». Его солидности, пожалуй, позавидует любой начальник, а рассудительности – даже мама с папой. В среде детей он отличается спокойствием.
Флегматик делает все обстоятельно, упорно покоряя цель и преодолевая все
препятствия. Свои решения он не меняет, а если надо отстоять их, проявляет максимум упрямства. Флегматики с большим трудом находят себе друга. Но если такой ребенок уже нашел себе друга, то не предаст его, какие бы соблазны перед ним не открывались.
Флегматики не по возрасту миролюбивы и по возможности уходят от борьбы, предпочитая лишний раз не рисковать. Речь у них не тороплива и невыразительна, без жестов, мимики и всплеска эмоций. Слова нередко друг от друга отделяются замедленными паузами. Такие дети засыпают быстро, но после сна долгое время ходят сонные, вялые, словно недоспали. Флегматик привыкает к новой обстановке очень медленно и адаптируется к детскому уже сформированному коллективу длительное время. Флегматики боятся всего нового, не любят перемен.
Холерик.
Этот тип темперамента – один из самых ярких темпераментов ребенка,
обычно приносящий маме с папой бесконечные хлопоты. Он колоритен, его черты характера проявляются ярко, четко. Он заводится с пол-оборота, загорается как спичка, если даже этому способствовала маленькая искра. Его энергия неиссякаема и шалости неизмеримы. Порой кажется, что в нем внутри есть вечный двигатель, который делает его неутомимым. Холерик протаранит все преграды, какой бы ценой это не далось. Борец,
задира, он не знает чувства страха и является постоянным пациентом травматологов.
Причем, обжегшись, снова расправляет свои крылья и продолжает начатое дело, когда оно ему необходимо, правда, частенько не доводит начатое до конца. Ему вдруг хочется буквально на середине поставить точку. Он считает, что сделанное им уже заслуживает похвалы, поощрения. Но почивает он на лаврах, как правило, недолго, а потом вновь загорается какой-нибудь идеей и без раздумий и промедления принимается ее осуществлять. Не удивляйтесь, если даже он бросает недавно начатую игру ради других
занятий, где можно «выпустить пар», и рядом с ним обычно все «кипит». Его движения порывисты, резки. Он по натуре командир и постоянно конфликтует со своими сверстниками, хотя не может без них жить. Ему всегда нужны сподвижники и зрители, одиночество ему невыносимо. Холерик не умеет ждать и подавлять свои желания. Ему надо то, что он задумал, немедленно, все сразу. Как правило, холерики спят беспокойно,
под впечатлением событий дня. И засыпают из-за этого с трудом. Проснувшись, могут быть в различном настроении, от самого хорошего до самого плохого, в зависимости от того, что днем их ожидает. Обычно эти дети быстро приспосабливаются ко многим атрибутам нового организованного коллектива, но очень долго к требованиям школьных
учреждений. Нет большего наказания для них, чем ограничение свободы.
Меланхолик.
Меланхолики сравнимы с оранжерейными цветами. Малейший ветерок им вроде сквозняка. Во всем мерещится опасность, пропасть. Они ранимо
реагируют даже на голос человека: попробуй чуть повысить – и такой ребенок сразу в плач. Запасы слез у них неистощимы, ведь меланхолики всего боятся: и самих себя, и тем более чего-то нового, особенно людей, и незнакомой обстановки. Они застенчивые, робкие. Нерешительность – одна из основных черт их характера. Они почти не верят в свои силы, довольствуясь обычно ролью тени, слушателя, подчиненного. Они
зацикливаются на неудачах и наказание воспринимают как трагедию. Обидчивости их нет конца и края. Им трудно сконцентрировать внимание, не отвлекаясь по различным мелочам. Меланхолик, даже играя, утомляется. Обычно дети-меланхолики легко усваивают возрастные навыки, но навыки их неустойчивы, зависимы от обстоятельств.
Движения их неуверенны и суетливы. Речь тихая, но интонационно выразительная. Такой ребенок очень долго и довольно обстоятельно готовится ко сну, но засыпает быстро, просыпаясь бодрым и веселым. Всем меланхоликам невероятно трудно адаптироваться к детским коллективам. Во время адаптации у них останавливается развитие, нет ощутимых
результатов деятельности. Зато в привычной для них обстановке они способны превзойти сами себя, а их чрезмерная чувствительность – залог отзывчивости и притягивающей к ним доброты. Обычно меланхолики напоминают собой чуткую антенну, улавливающую все нюансы колебаний окружающей среды. У них прекрасная интуиция, они успешны в творческой деятельности.
- Для чего же родителям надо знать тип темперамента своего ребенка? (
Чтобы знать его сильные и слабые стороны; чтобы помочь ему приспосабливаться к новым условиям; чтобы научить его использовать свои сильные стороны и сгладить слабые; чтобы понимать его; чтобы найти с ним общий язык; чтобы помочь ему
найти себя; чтобы взаимодействовать с ним и т. д.)
Кажется, было бы прекрасно, если бы ваш темперамент совпадал с темпераментом
ребенка. Но если даже и не совпадает, не «укрощайте» и не «улучшайте» темперамент сына или дочки. За это он расплатится нервным срывом, стрессом, а вы – бессонными ночами и бесконечными хождениями по специалистам. Однако в то же время темперамент
не должен быть особым оправданием ребенку, когда он недозволенное делает дозволенным. И эта таблица создана специально для того, чтобы помочь вам в домашней диагностике особенностей ребенка. Зная темперамент сына или дочки, вы сможете избежать многих проблем в ваших взаимоотношениях с ними.
Детский врач и психолог Алла Баркан разработала памятку о том,
как надо вести себя родителям с детьми
различных темпераментов.
Вот ее советы:
•Учитывать все минусы и плюсы темперамента ребенка.
•Пытаться минусы свести хотя бы до нуля.
•Не подавлять, а управлять любым из типов темперамента ребенка.
•Воспитывая, не пытаться превратить холерика во флегматика, а флегматика
– в сангвиника, короче говоря, придать ребенку черты чужого ему
темперамента, которые навряд ли поддадутся «скрещиванию» с чертами его
подлинного «я».
•Не укрощать темперамент ребенка, как зверя в клетке, даже в угоду этикету.
•Не пытаться подавить особенности темперамента ребенка.
•Не выпячивать все минусы ребенка, особенно при посторонних людях.
•Не раздражаться от того, что он не такой, как вам хотелось бы.
•Необходимо при этом выбирать методы воспитания в зависимости от
особенностей темперамента ребенка.
Как лучше воспитывать сангвиника?
•Стремится выработать у него устойчивые интересы.
•Учить терпению, упорству, тому, что надо доводить любое дело до конца.
•Как можно больше поощрять за нравственность в его поступках.
•Искоренять небрежность и поверхностность при выполнении заданий.
•Учитывать, что жизнерадостность, общительность и оптимизм сангвиника
способны обернуться оборотной стороной медали и стать источником как
легкомыслия, так и непостоянства данного ребенка.
Как лучше воспитывать флегматика?
•Пытаться выработать любознательность и сделать его
инициативным.
•Учить, как правильно переключать внимание при выполнении
различных поручений и как распределить время рационально.
•Не раздражаться его медлительностью, а ускорять его
деятельность, применяя игровые методы, хотя бы игры наперегонки.
•Учить полнее выражать эмоции и чувства: как радоваться, горевать,
жалеть кого-то и быть добрым.
•Стараться привить навыки общения и развивать его
коммуникабельность.
•Играть с ним в игры, где необходимы быстрота движений,
точность, ловкость.
•Любыми способами пробуждать сообразительность и воображение
ребенка.
•Следить за тем, чтобы он меньше был инертным, вялым, все время
тормошить его, иначе вялость может превратиться в леность, а ровность чувств
– в их нищенскую скудость.
Как лучше воспитывать холерика?
•Замедлить темп его кружения по жизни, расставив на пути различные
шлагбаумы и непредвиденные остановки.
•Направить бьющую ключом энергию на нужные, полезные дела.
•Учить обдумывать свои решения, оценивать резервы своих сил.
•Воспитывать настойчивость и сдержанность, как надо обладать собой,
чтобы не вспылить.
•В зачатке погашать любую агрессивность.
•Необходимо подбирать такие игры, где укрепились бы процессы
торможения, и не было бы перевозбуждения со стороны нервной системы:
спокойные, в которых все зависит от внимания и нужен только минимум
эмоций.
•Следить, чтобы непосредственность ребенка не выливалась в бестактность и
задевала самолюбие людей.
•Учить вежливости и требовать, чтобы таким он стал.
Как лучше воспитывать меланхолика?
•Не требовать от меланхолика того, что для него невыполнимо. Приказы
замедляют его деятельность.
•Стараться поддержать его, ободрить, быть с ним поласковее и помягче.
•Нацеливать его лишь на посильные задания и помогать их вовремя
исполнить.
•Учить, как надо преодолевать застенчивость и робость, искореняя
неуверенность в себе.
•
Поддерживать его самостоятельность.
•Воспитывать в нем инициативность, общительность, доверчивость и
смелость.
•Учить бесстрашию и помогать избавиться от страха.
•Ни в коем случае, даже если из благих побуждений, не запугивать его.
•Стараться больше вызвать положительных эмоций.
•Учитывать впечатлительность, ранимость, высокую чувствительность
Еще раз хочется подчеркнуть, что в процессе воспитания не следует ставить задачу изменить темперамент. Нет ни «хороших», ни «плохих» типов темперамента; каждый из них имеет и положительные, и отрицательные черты. Задача заключается в том, чтобы
находить наилучшие пути, формы и методы воспитания ребенка применительно к каждому типу темперамента, закрепляя его положительные качества и сглаживая, уменьшая проявления отрицательных черт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы в 8 классе "Формирование характера Петра Гринева"
Презентация помогает проследить по тексту этапы формирования характера Петра Гринева. Развивает образное мышление, творческие способности, умение обобщать материал, выражать свое мнение....
Урок литературы в 8 классе по теме «Формирование характера Петра Гринева под влиянием «благих потрясений»
Обобщение, систематизация знаний учащихся, касающихся образа Петра Гринёва (проследить историю взросления главного героя), развитие устной речи учащихся, воспитание нравственных и моральных качеств на...
Конспект урока: Формирование характера Петра Гринева. Разбор 1 и II глав
Цель урока: создать условия для определения жанровых особенностей произведения; проследить по тексту этапы формирование характера Петра Гринева; содействовать развитию у школьников навыков анализа тек...
Процесс формирования характера ( заключительный урок по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)
Урок по рассказу В.П. Астафьева является заключительным. Его можно провести как интегрированный с уроком ОБЖ....
Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....
Выступление на спец. семинаре на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА»
Выступление на спец. семинаре на тему:"Формирование характера"...
Технологическая карта по теме "Потребности, способности, интересы. Формирование характера."
Технологическая карта по теме "Потребности, способности, интересы. Формирование характера". является разработкой учебного занятия по обществознанию для обучающихся I курса техникума....